Блог

Задержка психомоторного развития у детей симптомы


Задержка психомоторного развития у детей: основные причины и их лечение

Содержание:

  • 1. Причины возникновения задержки у ребенка
  • 2. Симптомы и диагностика ЗПР
  • 3. Лечение психомоторного развития
  • 4. Профилактика

За последние десятилетия увеличилось количество детей, у которых выявляется задержка психомоторного развития. У ребенка с таким диагнозом имеется насущная потребность в медицинском и педагогическом вмешательстве в развитие. В большинстве случаев выраженная задержка речевого развития у ребенка сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и двигательной неловкостью, а впоследствии и отставанием умственного развития от своих сверстников. Поэтому используется также термин «психоречевое развитие». Аномалия встречается у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Суммарная распространенность патологии в общей структуре психических заболеваний составляет 8-10%.

Причины возникновения задержки у ребенка

При задержке развития ребенка чаще всего отмечается наследственная отягощенность – наличие у родителей подобных или родственных расстройств, что свидетельствует о большой роли генетических факторов в возникновении большинства, но не всех случаев. Также определенное влияние имеют средовые факторы, но их роль менее значительна. Глубинные причины возникновения задержки психомоторного развития (ЗПР) различаются, поэтому отклонение принято классифицировать на:

  • первичное – формируется на фоне органических повреждений головного мозга или нарушении его функций;
  • вторичное – возникает при изначально неповрежденных структурах головного мозга и наличии тяжелых соматических патологий, например, при пороке сердца, которые сопровождаются церебральной недостаточностью.

Первичную патологию у ребенка могут вызвать следующие факторы:

  • заболевания женщины в период беременности – внедрение инфекционного агента, интоксикации, травмы;
  • кислородное голодание плода;
  • осложненная родовая деятельность;
  • травмы в процессе родовой деятельности – повреждения мозга головного и/или спинного, нарушения функции ЦНС (перинатальная энцефалопатия).

Вторичная задержка психомоторного развития у детей до года может быть спровоцирована следующими системными патологическими особенностями:

  • врожденные аномалии ЦНС;
  • психические заболевания;
  • гидроцефалия;
  • повышенное ВЧД;
  • ДЦП;
  • новообразования головного мозга;
  • аномалии кровоснабжения головного мозга;
  • прогрессирующий склероз мозга (лейкодистрофия);
  • нарушение транспорта спинномозговой жидкости.

Причиной возникновения ЗПР в послеродовом периоде являются инфекционные патологии и различные (в том числе психические) травмы, перенесенные в раннем возрасте.

В зависимости от причины возникновения нарушения ЗПР классифицируют на:

  • конституциональные;
  • соматогенные;
  • психогенные;
  • церебрально-органические.

Состояние ребенка во многом зависит от отношений в семье. Выраженная задержка психомоторного развития, по статистике, чаще всего встречается у детей из асоциальных семей. Провоцирующими факторами отклонения являются жестокое обращение, дефицит заботы, насилие. Но характерно, что при гиперопеке у детей могут отмечаться те же аномалии, что и при дефиците внимания.

Симптомы и диагностика ЗПР

Задержка психомоторного развития по коду МКБ-10 относится к классу F80-89 – «Нарушения психологического развития». У ребенка с врожденными причинами ЗПР, признаки отставания могут проявиться в раннем возрасте. Симптомы отклонений у детей разного возраста могут различаться:

  • в 4 месяца – отсутствует реакция на жесты и слова родителей, отмечается дефицит эмоциональных проявлений;
  • в 8-9 месяцев – отсутствуют попытки произнесения несвязных слогов или так называемый «детский лепет»;
  • в 12 месяцев – отмечается сниженная двигательная активность, окружающие считают малыша тихим, стеснительным, молчаливым;
  • в 1,5 года – отсутствует адекватная реакция на собственное имя, простые просьбы; кроха не произносит простые слова, несвязная речь, непонимание того, что ему говорят, кроме того, у него может отмечаться отсутствие навыка жевания;
  • в 2 года – речь бедная, с ограниченным запасом слов, отсутствует желание повторять новые слова;
  • в 2,5 года – словарный запас минимальный (не более 20), представлен набором разрозненных слов, ребенок не умеет строить из них связные предложения;
  • в 3 года – общение ограничено из-за несвязной, непонятной речи; ребенок может просто повторять фразы, без осознания их значения.

Кроме признаков отклонений в формировании речевой функции, при ЗПР отмечается отставание психического созревания – быстрая утомляемость, незрелая эмоционально-волевая функция, отклонение в мышлении (неразвитое воображение, ограниченный объем памяти, неумение переключать внимание, затрудненное восприятие новой информации). Сниженный умственный уровень, ограниченный набор эмоциональных проявлений затрудняют общение со сверстниками. У таких детей часто имеются характерные признаки синдромов, связанных с генетическими аномалиями.

Визуальные признаки задержки развития.

Для детей с ЗПР характерно стремление к получению удовольствия, поэтому они быстро бросают занятия, требующие сосредоточенности и напряжения, игровая деятельность носит, как правило, примитивный характер.

Нарушение психического и речевого развития могут сочетаться с отставанием в физическом созревании, иногда ЗПР соседствует с ДЦП.

Признаки патологии во многом схожи с симптомами других психических нарушений, например, с аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Для постановки правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика.

С детьми проводят беседу, специальные тесты, позволяющие оценить уровень развития эмоционально волевой сферы, способность к общению с окружающими, а также внимание, объем памяти, особенности логического мышления. Кроме психологического и педагогического обследования назначают медицинское, которое проводят с помощью:

  • МРТ, КТ;
  • электроэнцефалографии (ЭЭГ);
  • исследования ВП.

Эти методики позволяют обнаружить структурные нарушения ЦНС и аномалии речевого центра у ребенка. Комплекс методик позволяет поставить ранний диагноз и своевременно начать лечение. Без правильного лечения проблемы углубляются, влияя не только на характер, межличностные отношения, но и на социальный статус.

Лечение задержки психомоторного развития

Детям с ЗПР необходима помощь врачей разного профиля: невропатологов, психологов, логопедов-дефектологов. Лечение должно происходить по индивидуально разработанной системе и включать:

  • медикаментозное воздействие – лекарства подбирает детский невропатолог в зависимости от причины и тяжести патологии;
  • физиотерапию – массаж, водолечение, специальные лечебные упражнения;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию – воздействие импульсами тока на определенные нервные центры мозга через черепную коробку.

Психологи и логопеды помогают ребенку овладеть речевыми навыками, применяя в игровой и предметно-практической деятельности специальные приемы стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения. Воздействие оказывают на все анализаторы – зрительные, слуховые, тактильные, т.к. они имеют связь с речевым, двигательным и другими центрами нервной системы и их раздражение стимулирует функции и активность мозговой деятельности.

Для активации эмоционально-волевой сферы в клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» с детьми занимаются психологи, используя:

  • арт-терапию;
  • сказко-терапию;
  • игровую терапию.

Специалисты применяют методики тренировки внимания, увеличения объема памяти, стимуляции логического мышления, восприятия. Результат будет зависеть от поддержки родителей, т.к процесс должен быть непрерывным.

Домашние занятия по развитию мелкой моторики рук у девочки с ЗПР

Установлено, что мелкая моторика помогает активизировать мышление и речь. Поэтому если у ребенка выявлена задержка психомоторного развития, лечение включает лепку, конструирование, собирание пазлов.

В клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» мы лечим подобные нарушения, применяя инновационные методики лечения, которые обязательно включают методы физического развития – физкультуру, специальные упражнения, активные игры. Двигательный механизм также связан с психикой.

Механизм воздействия на ЦНС ребенка многогранный и требует терпения, регулярной работы, сотрудничества врачей, педагогов и родителей. Поэтому рекомендуется помещать детей с синдромом психомоторной задержки в специальные группы дошкольных и младших школьных учреждений. Эти группы имеются в профильных учреждениях VII вида, в которых детям помогают адаптироваться в социальной среде, научиться общению с одногодками и взрослыми окружающими, не зависеть от помощи взрослых в элементарных бытовых действиях.

Задержка психомоторного развития у детей, лечение которой происходит по адекватно разработанной схеме, имеет хороший прогноз. При раннем обнаружении признаков аномалии у ребенка и комплексном подходе особенности психомоторного состояния удается успешно скорректировать.

Профилактика

Задержка психомоторного развития, прогноз излечения которой в большинстве случаев благоприятный, требует особого подхода, длительного комплексного воздействия, динамического наблюдения специалистов. По прогнозам ученых, количество детей с ЗПР будет продолжать расти, если игнорировать меры профилактики:

  • планировать беременность с целью исключения наследственных аномалий, нарушений формирования и созревания ЦН системы;
  • регулярно наблюдаться у специалиста в период гестации, своевременно выявлять системные заболевания;
  • уделять внимание психоэмоциональному состоянию детей, заниматься их развитием.

Родители должны знать возрастные особенности ребенка, нормы, признаки аномалий формирования психических, эмоциональных, речевых навыков и своевременно отмечать их, обращаясь за профессиональной помощью.

beautyvertebro.com

Задержка психомоторного развития у детей

От вида зависит лечение и прогноз на будущее. Поговорим об основных признаках задержки умственного и психофизического развития у детей.

  • Доброкачественная неспецифическая задержка психомоторного развития.
  • Специфическая задержка психомоторного развития

Запаздывание становления двигательных, психических и речевых функций на любом возрастном этапе без появления патологических синдромов. Не связана с повреждением мозга. Легко поддается коррекции.

С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения.

Диагноз устанавливается при замедлении темпа созревания мозга без качественных изменений.

Выделяют тотальную (равномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется равномерное отставание в развитие всех функций, и парциальную (неравномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется отставание лишь одной или нескольких функций при сохранности остальных.

Период новорожденности

  1. Отсутствие четкого рефлекса на время (кормления, сна).
  2. Отсутствие реакции голода и насыщения.
  3. Отсутствие или слабая выраженность ротового внимания.
  4. Быстро истощающиеся, плохо выраженные безусловные рефлексы, возникающие после латентного периода или при многократном раздражающем воздействии.
  5. В положении лежа на животе не приподнимает голову.

При осмотре у таких детей спонтанная двигательная активность достаточно выражена, преобладает флексорный гипертонус мышц, рефлексы симметричны и количество стигм дисэмбриогенеза не превышает 4-5 стигм.

Период от 1 до 3 месяцев жизни

  1. Незначительное увеличение времени активного бодрствования ребенка.
  2. Незначительная выраженность или отсутствие положительных эмоциональных реакций.
  3. Кратковременная реакция сосредоточения с быстрым ее истощением.

Период от 3 до 6 месяцев жизни

Запаздывание становления цепных симметричных рефлексов (отсутствие поворотов со спины на живот и опоры на руки в положении на животе)

Период от 6 до 9 месяцев жизни

  1. Отсутствие выраженной активности при общении с незначительным количеством жестов и игровых реакций.
  2. Однообразный лепет без выраженной эмоциональной окраски.
  3. Отсутствие захвата предметов 2-мя пальцами.
  4. Отсутствие реакции на словестные команды.
  5. Самостоятельно не садится, не делает попыток встать, плохо ползает.

Период от 9 до 12 месяцев жизни

  1. Отсутствие общения при помощи лепетных слов.
  2. Отсутствие интонационной окраски лепета.
  3. Стоит с поддержкой, не ходит.
  4. Начинает действовать по подражанию.

В каждый возрастной период возможно выпадение не всех, а отдельных элементов психомоторного развития в каждый возрастной период (ребенок что-то делает, а что-то не делает).

При благоприятных условиях внешней среды отставание ликвидируется в течение 1-2 возрастных периодов без назначения лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития.

Нарушение становления двигательных, психических и речевых функций, связанная с повреждением мозговых структур, проявляющаяся патологическими синдромами и не компенсирующаяся самостоятельно.

Специфическая задержка психомоторного развития возникает в результате :

  1. Дизэмбриогенетические нарушения с формированием пороков развития ЦНС.
  2. Воздействие гипоксически- ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов.
  3. Нарушение обмена веществ.
  4. Наследственные болезни.

Вначале специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций, сопровождающаяся диспропорциональностью соматического развития..

Специфическая задержка психомоторного развития 1 степени (легкая).

Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал с тенденцией к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста ребенка.

Ребенок догоняет своих сверстников в формировании двигательных, психических и речевых функций на первом году жизни при своевременном назначении и проведении правильного лечения

  1. Генерализованная задержка психического, моторного и речевого развития.
  2. Преобладание нарушений двигательных функций.
  3. Качественные особенности выражены не резко, что не создает препятствий к формированию функций.
  4. Хорошо поддается коррекции при раннем начале лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития 2 степени (средней тяжести).

Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал при отсутствии тенденции к постепенному сокращению временного дефицита, который сохраняется на протяжении всего первого года жизни. Иногда отмечается нарастание временного дефицита по мере усложнения формирующихся функций.

Двигательные, психические и речевые функции формируются у ребенка с некоторым постоянным запаздыванием по отношению к психомоторному развитию сверстников даже при своевременном назначении и проведении правильного лечения.

  1. Качественные изменения приобретаемых навыков с нарушением ведущего звена приобретаемых функций.
  2. Усиление выраженности временного дефицита по мере роста ребенка.
  3. Положительная динамика в формирования возрастных навыков при проведении своевременного лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития 3 степени (тяжелая).

Запаздывание психомоторного развития ребенка более чем на 1-2 возрастных интервала с развитием стойкого временного дефицита с тенденцией к усилению по мере роста ребенка.

Стойкие нарушения двигательных, психических и речевых функций без выраженной тенденции к их развитию.

  1. Отсутствие формирования основных возрастных навыков (в т.ч. отсутствие формирования речи и двигательных функций) в динамике.
  2. При наличии у ребенка прогрессирующих обменных или инфекционных заболеваниях возможна утрата и ранее приобретенных навыков.

О клинических синдромах острого и восстановительного периодов поражений ЦНС у новорожденных и детей раннего возраста читайте в статье: Признаки поражения ЦНС у детей раннего возраста.

www.drlevit.com

Психомоторное развитие ребенка. Причины задержки психомоторного и умственного развития детей

Основные причины задержки психомоторного и умственного развития

Дети 1-го года жизни

  • Пренатальные осложнения. Бытовая, химическая интоксикация. Плацентарная недостаточность.
  • Натальные осложнения. Асфиксия. Сосудистые нарушения, родовая травма.
  • Неонатальные осложнения. Ядерная желтуха, дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения.
  • Хромосомные болезни. Синдромы Дауна, Патау, Эдвардса.
  • Наследственные нарушения метаболизма. Фенилкетонурия, галактоземия. Другие наследственные заболевания и врожденные синдромы с олигофреническими проявлениями.
  • Мальабсорбция и дефицитные состояния. Тяжело протекающие целиакия, муковисцидоз. Рахит, дистрофия, анемия.
  • Другие соматические заболевания, протекающие длительно с нарушением функции органов.
  • Инфекции. Последствия перенесенной «тяжелой» инфекции, властности нейроинфекции.
  • Эндокринная патология. Врожденный гипотиреоз.
  • Социальные причины. Психосоциальная задержка ПМР при дефиците ухода и воспитания.

Дети старшего возраста

  • Последствия пренатальной, натальной и постнатальной патологии.
  • Наследственные болезни. Синдромы Клайнфельтера и Шерешевского—Тернера. Наследственные синдромы, протекающие с олигофренией. Синдром фрагильной Х-хромосомы.
  • Последствия перенесенных заболеваний ЦНС (нейроинфекции, травмы).
  • Эндокринные заболевания. Врожденный гипотиреоз. Приобретенный гипотиреоз.
  • Прочие причины. Неспецифическая олигофрения, аутизм.

Особенности обследования детей с задержкой ПМР

Анамнез. Подробный сбор семейного анамнеза, изучение родословной по данному признаку. Тщательный анализ пренатального анамнеза, изучение выписки из роддома. Обращать внимание на осложнения в родах, состояния новорожденного, отметку о проведенном скрининге по фенилкетонурии и врожденному гипотиреозу. Подробный сбор и анализ анамнеза раннего возраста. Обращать внимание на характер питания, воспитания, ухода. Оценка социального статуса семьи. Анализ перенесенных заболеваний, черепно-мозговых травм в анамнезе. Изучают ПМР в динамике с целью выявления момента начала его задержки.Объективное обследование. Проводят с целью исключения соматической патологии, проявляющейся задержкой ПМР (см. выше). При осмотре ребенка обращать внимание на наличие дизонтогенетических стигм. Обязательна оценка физического развития и его динамики, так как нередко их задержки сочетаются.Лабораторное обследование. Объем исследований зависит от предполагаемой патологии и обычно определяется специалистом, консультирующим ребенка.Консультация специалистов. Ребенок с задержкой ПМР должен быть проконсультирован неврологом, психоневрологом, по показаниям — медицинским генетиком, эндокринологом.Госпитализация. Вопрос о госпитализации и соответствующем профиле стационара обычно решает консультирующий специалист.

Опережение психомоторного развития

Имеет, как правило, доброкачественный характер и не требует специального обследования и медицинской коррекции. Четких критериев опережения ПМР не разработано.

www.sweli.ru

Диагноз зпр: лечение и профилактика задержки психомоторного развития

Задержка психомоторного развития у детей является довольно распространенной проблемой в современном обществе. ЗРР – это, прежде всего, синдром, возникающий на фоне врожденного или приобретенного заболевания нервной системы. Данное патологическое состояние характеризуется недоразвитием психических и моторных функций, неспособностью ребенка в полной мере координировать свои движения. Теряется способностью к обучению и нарушается речь вплоть до полного ее отсутствия. Патологию можно заметить уже на первых годах жизни. Но, к сожалению, все чаще фигурируют случаи о более позднем обнаружении  ЗПРР, что негативно сказывается на психомоторном развитии ребенка. До года малыш должен освоить ползание, элементарный захват и перекладывание предметов с места на место, держать головку, учиться ходить. Со стороны речевого аппарата ребенок первого года жизни издает гуление, говорит односложные слова в виде «ма-ма», «па-па». Если ему что-то нравится или, наоборот, вызывает отвращение, малыш всем видом это показывает, его слова имеют яркую эмоциональную окраску. Не зря говорят, что дети не могут врать и говорят то, что думают. Ведь, действительно, по одному лишь его лицу можно понять, что испытывает малыш в данную минуту.

Диагноз ЗПР – не приговор. Молодые родители зачастую пугаются, когда видят ЗПР в карточке своего ребенка. Но кропотливая работа над малышом и адекватная медицинская помощь помогут ребенку восстановить речевую и двигательную активность и стать полноценным членом общества.

Причины

Этиология ЗПР включает в себя целый ряд причин, способных ее вызвать:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Хронический стресс;
  • Патология беременности;
  • Минимальная дисфункция головного мозга (преходящее нарушение функций нервной системы, которое хорошо поддается лечению, прогноз благоприятный);
  • Обменные нарушения;
  • Аномалии кровеносных сосудов;
  • Церебральные нарушения;
  • Интоксикация;
  • Перенесенные вирусные или бактериальные заболевания;
  • Органические поражения.

Последние встречаются гораздо реже, однако необходимо провести комплексное обследование, чтобы найти истинную причину заболевания.

ЗПР – это пограничное расстройство психомоторной сферы, то есть является чем-то средним между нормой и патологией. При благоприятной обстановке в семье, регулярной работе с ребенком, уменьшением воздействия на малыша раздражающих факторов и выполнение всех врачебных рекомендаций, ЗПР способна исчезнуть самостоятельно без применения медикаментозных средств.

Стоит отметить тот факт, что нарушение психомоторного развития ребенка, как и при минимальной дисфункции головного мозга, носит преходящий характер. При своевременной и грамотной терапии клиническая картина сглаживается и позволяет малышу жить нормальной жизнью, ничем не отличаясь от своих сверстников.

Особенности заболевания

  • Патология эмоционально-волевой сферы. У детей с ЗПР отмечается эмоциональная нестабильность, трудности в общении с другими людьми, неспособность сконцентрироваться на чем-то одном – мысли «рассеиваются» и не дают заниматься только одним делом. Взятие на себя большого количества дел и их невыполнение из-за нервного перенапряжения – частый симптом при ЗПР;
  • Патология внимания. Ребенок не способен концентрировать свое внимание, часто отвлекается. Двигательная и речевая активность либо понижены, либо патологически повышены, что заставляет задуматься о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью;
  • Патология восприятия. Ребенку сложно узнавать уже ранее видимые предметы из-за недостаточных знаний об окружающем мире, он испытывает затруднение при просмотре схем или других изображений;
  • Нарушение памяти. Сопровождается низкой скоростью запоминания и невозможностью точного воспроизведения только что услышанных предложений;
  • Патология речевого развития. Иногда данный симптом выражен незначительно, однако в некоторых случаях ребенок может полностью перестать говорить;
  • Маленький словарный запас, что связано с недостаточными знаниями об окружающем мире, а не с грубой патологией интеллектуальной сферы;
  • Проблемы с нахождением «общего» среди двух предметов. Например, такие дети могут легко владеть поверхностными знаниями и назвать сразу несколько схожих черт, однако их ровесники находят общего в два раза больше.
  • Снижение познавательной функции. Данный симптом указывает на пассивность ребенка, его нежелание узнавать что-то новое.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Бруксизм: почему человек скрипит зубами во сне

Клиническая картина

Признаки патологии психического развития проявляются довольно рано:

  • Достигнув второго месяца жизни, малыш никак не реагирует на свою маму, не узнает ее и не проявляет к ней интереса;
  • Отсутствия «гуления» на третьем месяце жизни;
  • После полугода ребенок не может разграничить чужого и близкого человека между собой;
  • Малыш не может играть игрушками самостоятельно на 8-9 месяце своей жизни;
  • К году ребенок не может строить элементарные слова: «мама», «папа», «баба» и т.д.

Симптомы нарушения моторного развития:

  • Неспособность ребенка держать головку к трем месяцам;
  • К полугоду ребенок не умеет переворачиваться с живота на спину, не может сидеть;
  • До года малыш не умеет стоять, плохо ходит.

Чем раньше родители выявили нарушения в психомоторном развитии, тем больше вероятность успешного лечения малыша. По достижению 5-летнего возраста терапия ребенка затрудняется и может не дать нужных результатов, а вот в первые два года жизни лечение таких детей проводится довольно успешно. Однако, помимо симптоматики, стоит учитывать и индивидуальные особенности, и возможную вариацию вышеперечисленных симптомов. Только после посещения врача-невролога и проведения ряда диагностических процедур может быть поставлен диагноз «ЗПР».

Диагностика

Врач-невролог собирает тщательный анамнез, узнает о вредных привычках матери, возможной патологии беременности и перенесенных вирусных заболеваниях. Затем идет неврологический осмотр, включающий в себя проверку рефлексов, исключение патологии опорно-двигательного аппарата и выявление психоэмоционального неблагополучия. Для исключения органических дефектов и опухолевого поражения назначают МРТ головного мозга. Патологическую нервную импульсацию исключают путем проведения ЭЭГ, нейросонограммы. Возможно проведения РЭГ и рентгена черепа. Исключив грубую сопутствующую патологию, врач-невролог оценивает психомоторное развитие ребенка, сопоставляя его с клинической картиной, указанной в статье  выше.

Лечение задержки развития

Лечение ЗПР направлено на терапию основного заболевания. При легком течении ЗПР в альтернативу медикаментозной терапии предлагается массаж, ЛФК, развивающие игры. В дальнейшем допустимо применение витаминных комплексов. При более тяжелых случаях и запущенной ЗПР рекомендуются ноотропы, нормотимики. Обязательна консультация психолога и логопеда, если есть сильные дефекты речевого развития.

В составе комплексного лечения хороший эффект дает иппотерапия. Иппотерапия – это выполнение рекомендаций врача верхом на лошади. Нельзя не заметить отличный эффект от применения этого метода у школьников и дошкольников:

  • Метод позволяет малышу лучше концентрироваться на нужных вещах, учит проявлять ответственность;
  • Способствует постановке целей и задач, ребенок знает, чего хочет и пытается этого добиться;
  • Улучшает настроение, память, мышление и помогает в должной мере развить у малыша познавательную функцию;
  • Иппотерапия позволяет грамотно планировать свое время, восстанавливает психоэмоциональный фон и развивает у ребенка желание быть в социуме;
  • Оказывает хорошее влияние на кровоснабжение и развитие опорно-двигательного аппарата, является хорошей профилактической мерой для предотвращения формирования сколиоза.

Буря эмоций от езды на лошади заставляет ребенка делиться своими ощущениями со сверстниками  и взрослыми, что нормализует социальные контакты и способствует активации познавательных процессов.

Профилактика

Для предотвращения ЗПР беременной женщине должна быть проведена беседа о негативном влиянии на плод вредных привычек, о важности отдыха и избегании стресса, своевременном лечении сопутствующих заболеваний. Диагноз ЗПР чаще всего фигурирует в детской карте ребенка 5-6 лет и ставится методом исключения, так как существует много других неврологических патологий со схожей клинической картиной. Диагностирование данного заболевания затруднено еще и потому, что врач способен только субъективно сравнить между собой международные нормы и полученные результаты от пришедшего на прием пациента. Как известно, нормы могут варьировать, поэтому вполне может быть такая ситуация, что патологии в данном случае, как таковой и нет. Однако здесь стоит отметить тот факт, что развивающие игры с ребенком, массаж и другие лечебные процедуры никак не окажут на здорового ребенка негативного влияния,  а даже наоборот. Поэтому при подозрении на ЗПР рекомендуется показать своего ребенка врачу. Всегда проще провести профилактические меры, чем лечить поздно выявленное заболевания.

opsihoze.ru

Обучение детей раннего возраста с психомоторной задержкой развития (ЗПР)

Диагноз ЗПР или Задержка Психомоторного Развития довольно часто встречается в медицинских картах детей раннего возраста. Также можно встретить и другое употребление этого термина: ЗПРР (задержка психоречевого развития), задержка умственного развития, временная задержка умственного (психического) развития.

Причины

Причиной отставания в развитии психомоторных функций могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.

Одним из предрасполагающих факторов может быть генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы. Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения. У детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что затрудняет образование сложных нейронных связей между областями и участками мозга.

Понятие задержка психического развития является понятием психолого-педагогическим и характеризуется рядом признаков отставания развития психики в целом или ее отдельных функций, таких как моторика, сенсорные функции, речь, эмоционально-волевая сфера. Важно помнить, что задержка темпа развития психических функций имеет обратимый характер!

Можно сказать, что ЗПР занимает промежуточную нишу между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет грубых отклонений в психомоторном развитии, как у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения или нарушениями в опорно-двигательной системе.

Необходимо отметить, что у детей задержка в развитии может проявляться по-разному и отличаться по степени проявления. Однако можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с синдромом задержки психомоторного развития эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
  2. Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
  3. Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.
  4. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
  5. У детей ЗПР нередко возникают проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи. У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.

    Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях. Развитие речи ребенка с ЗПР — одно из основных направлений деятельности центра Логопед Профи.

  6. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. Дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

    Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с замедленной речью дети). Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

  7. Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию.

Профилактика

Диагноз задержки психомоторной задержкой развития появляется в медицинской карте ребенка чаще всего в 4-5 лет. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование задержки психомоторного развития ребенка на ранних стадиях представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

Таким образом, на первое место выходит ранняя профилактика синдрома задержки психомоторного развития у детей. Рекомендации по этому поводу будут состоять в следующем: в первую очередь это создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно, — пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни с ведением дневника развития ребенка. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным назначить лечение, то не стоит пренебрегать его рекомендациями.

Можно воспользоваться услугами онлайн-консультации специалистов центра Логопед Профи, которые смогут дать квалифицированные рекомендации по профилактике отклонений в развитии психомоторного и социального развития ребенка. Работа психолога с детьми ЗПР заключается в тестировании по шкале KIDR-СDI и составлении дальнейшего плана лечения.

Записаться на приём

Печать

www.logopedprofi.ru

Особенности психомоторного и речевого развития ребенка

Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Симптомы задержки психомоторного развития

Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:

  • вялая подвижность;
  • вялое сосание или отказ от груди;
  • неадекватная (сниженная) реакция на свето-звуковые раздражители;
  • отсутствие интереса к игрушкам, нарушение игровой деятельности;
  • отсутствие или бедность эмоций;
  • отсутствие реакции на родителей;
  • отсутствие дифференциации членов семьи и чужих людей;
  • отсутствие предметно-манипуляционной деятельности;
  • задержка формирования речи;
  • отсутствие координации движений.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:

  • патологию развития во внутриутробном периоде;
  • травмы головы в раннем возрасте;
  • травмы психологического характера;
  • задержку нервно-психического развития;
  • проблемы со слухом;
  • недостаток общения со взрослыми.

Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:

  • в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
  • в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
  • в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
  • в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
  • к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
  • в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
  • в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
  • в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
  • в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Лечение задержки развития речи

Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.

Если вы хотите быть уверены в том, что ваш малыш развивается правильно, обращайтесь к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ!

www.celt.ru


Смотрите также