Блог

Воспитание детей от 0 до 3 лет


Основные моменты воспитания детей от 0 до 3 лет

Воспитание детей от 0 до 3 лет — целая наука. На основе базы, заложенной в этом возрасте, формируется вся дальнейшая жизнь ребенка. Возраст 0-3 года является для малыша самой главной вехой в жизни. Недаром японская система раннего развития основана на понимании принципа «после трех уже поздно». И воспитание ребенка 3 года гораздо сложнее, нежели воспитание ребенка до трех лет. Чтобы понимать, как воспитывать, родители сначала должны разобраться в видах воспитания.

Воспитание можно разделить на несколько видов:

  • физическое;
  • эстетическое;
  • ментальное;
  • социальное.

Физическое воспитание

Как правильно воспитывать ребенка? В течение первых трех лет жизни малыш переходит от полной беспомощности до полной физической независимости.

С рождения до 3 месяцев дети учатся контролировать свои мышцы и движения. Первый месяц развития ребенка очень важен. С развитием моторики дети будут учиться взаимодействовать с окружающей их средой. В один месяц отроду ребенок может поворачивать голову из стороны в сторону, когда лежит на спине или животе, и может двигать ручками.

От 3 до 6 месяцев координация продолжает улучшаться все больше, чем ближе ребенок подходит к 6 месяцам. В 3 месяца ребенок обычно учится переворачиваться с живота на спинку, а в 6 месяцев — со спины на живот. Физическое воспитание детей 3-6 месяцев может заключаться для родителей фактически только в массаже.

От 6 до 12 месяцев, когда ребенок приближается к своему первому дню рождения, его моторные навыки продолжают развиваться, и он может начать исследовать уже мир вокруг. В возрасте 5-6 месяцев ребенок может начать сидеть без поддержки, а начинает стоять с поддержкой в 7-8 месяцев. Примерно в 8,5 месяцев дети начинают ползать, пользуясь руками и коленками. Способность самостоятельно стоять занимает немного больше времени — годовалый малыш должен уже должен обладать этим навыком.

От 12 до 24 месяцев. К 12-месячному возрасту обычный ребенок может сделать несколько шагов самостоятельно. Между 13 и 15 месяцами навыки ходьбы улучшаются, и маленький человечек может уже самостоятельно пройти хотя бы через комнату. Воспроизведение движений, таких, как поднимание ножек, бросание мяча, начинается около 18 месяцев, и в это время дети могут начать бегать, подниматься по лестнице с посторонней помощью и играть в мяч.

От 24 до 36 месяцев координация улучшается, и малыш ходит уже более плавно. В списке умений детей до 3 лет — стояние на одной ноге, хождение на цыпочках и хождение назад. Здоровый ребенок в 2 года умеет прыгать на месте, в состоянии перепрыгнуть через объекты по достижении 3 лет. В период с 30 до 36 месяцев, малыши начинают ходить вверх по лестнице, чередуя ноги без помощи взрослого и без держания за поручень. В этом возрасте уже в течение летнего сезона нужно начинать ходить на разные спортивные площадки и гимнастические комплексы, чтобы развивать ловкость и координацию. Зимой малыша такого возраста можно ставить на лыжи.

Эстетическое воспитание

Это формирование у детей хорошего вкуса, чувства красоты, а также раскрытие творческих способностей. Нужно заниматься эстетическим воспитанием, даже если вы считаете, что у вас в семье нет творческих людей, и ребенку это не нужно. Эстетическое воспитание не поможет вам вырастить великого художника или музыканта. Это всего лишь один из факторов воспитания счастливого полноценного гражданина.

Действие произведений искусства для детей этого возраста огромно. Они с первых месяцев любят слушать приятные мелодии.

Дети слышат и слушают музыку с самого рождения. Сначала они просто слушают, затем начинают подпевать, еще позднее добавляют движения и танцы. Для детей 3 лет и младше рекомендуется классика, звуки природы и детские песенки. Обязательно нужно читать и учить с малышом стихи детских авторов (Барто, Маршак), потешки, загадки, читать сказки народов мира.

Рисование красками и пальчиками, лепка из пластилина, изготовление аппликаций занимают особое место в жизни малыша. Через такие занятия дети учатся чувствовать и любить прекрасное. Занимаясь художественными поделками, ребенок выражает свое восприятие окружающего мира. Это важно для его развития.

Ближе к году нужно начинать рисовать пальчиковыми красками, в 1,5 года — карандашами, фломастерами или восковыми мелками, лепить из пластилина. В два года добавляется третий способ познания мира — рисование красками, простая работа с цветной бумагой и подручными средствами для поделок.

Ментальное воспитание

Раннее развитие ребенка — это инвестиции в его будущее. Эти основные понятия, установленные в течение многолетних исследований выдающихся нейробиологов.

В первые несколько лет жизни 700 новых нервных связей формируются каждую секунду. Органы чувств начинают развиваться первыми, а на базе этого развиваются языковые и когнитивные функции.

Мозг является наиболее гибким в начале жизни, но, по мере созревания, мозг берет на себя все более сложные функции и уже не реагирует на изменения так оперативно. Постоянные стрессы в раннем детстве нарушают процесс развития мозга, приостанавливают его, что может привести к проблемам на протяжении всей жизни в процессе обучения, поведения и физического и психического здоровья.

В возрасте 3, а иногда только в четыре месяца малыш уже может гулить в ответ на разговоры с ним, поворачивает головку на звук колокольчика, погремушки или голоса.

В возрасте от 3 до 6 месяцев малыш способен перекладывать игрушки из одной руки в другую.

В возрасте 6-12 месяцев малыши уже могут сконцентрироваться на занятии и даже немного посидеть, заинтересовавшись книжкой или игрушкой. Произносят самые простые слова «мама», «папа», «дай».

От 12 до 24 месяцев ребенок непрестанно совершенствует свои навыки, практически каждый день выучивает по новому слову. Ребенок учится лучше говорить, двигаться, взаимодействовать с окружающими.

От 24 до 36 маленький человек учится понимать чувства других, ставить себя на место других. Трехлетний ребенок знает, что такое любовь, дружба, боль и обида.

Эмоциональное воспитание

В возрасте 0-3 года малышу особенно нужны положительные эмоции. Он активно впитывает настроение окружающих и совсем скоро начнет копировать мимику и настроение взрослых. В этом возрасте ребенок должен видеть родителей в хорошем настроении, с улыбкой. Годовалому ребенку бесполезно пока выстраивать систему запретов. Воспитание ребенка от 1 до 2 лет лучше выстраивать не запретами, а отвлекая от желаемой розетки или комода.

В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок начинает осваивать речь. Малыш третьего года жизни уже вполне способен понимать ваши слова, оценивать эмоции и интонацию, запоминать запреты.

Около 3 лет начинается пресловутый «кризис трех лет», когда ребенок делает все наперекор:

  • нарушает запреты, установленные родителями;
  • постоянно проверяет рамки того, что можно и что нельзя;
  • хулиганит и наблюдает за реакцией взрослых;
  • хныкает, капризничает и истерит.

Поведение ребенка в этот момент просто ужасное. То, как проявят себя родители в этот период, сыграет большую роль в будущем в жизни ребенка. Нельзя ни уступать, ни идти на принцип и ломать характер ребенка.

Важно учитывать и темперамент ребенка при воспитании. Ребенок-холерик суетлив, тревожен, очень подвижен. А его настроение быстро меняется от веселого к печальному. Таким детям обязательно нужен спорт и общение с другими детьми.

Меланхолик замкнут в себе. Любые начинания такого малыша по данному психотипу важно поощрять! Не критиковать, не приказывать, а запрещать мягко.

Ребенок флегматичного темперамента не любит показывать ни свои радостные чувства, ни печаль от поражения. Поэтому взрослым важно ребенка наполнять эмоциями, постоянно мотивировать, заинтересовывать.

Дети-сангвиники являются лидерами. Такой ребенок открыт, легко общается со сверстниками. Однако сангвиники — совсем неусидчивые. Иногда воспитатели жалуются на их эмоциональное поведение. Поэтому родители должны проявить упорство и выработать это качество у детей-сангвиников. Обучение усидчивости впоследствии перейдет в воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет такого психологического типа.

На самом деле все аспекты воспитания — что детей до 3 лет, что от 3 до 5 лет — тесно переплетены между собой, и нельзя выделить что-то одно, упустив другое.

Психология воспитания детей 3-4 лет в дальнейшем основана на принципах справедливой системы запретов и учета темперамента, то есть на тех же, что и воспитание ребенка 3 лет. А самое важное правило — это безусловная любовь родителей. Включите любовь и полное принятие малыша в воспитание ребенка 3-4 года, психология и советы окружающих в данном случае могут отойти на второй план. В пять лет начинается новый период развития.

roditeliz.ru

Воспитание детей от 0 до 3 лет, как правильно сформировать характер?

Определенных рецептов воспитания детей от 0 до 3 лет нет, ведь многое зависит от окружающей среды, состояния здоровья крохи, особенностей его организма и даже сложившихся привычек.

Однако есть родители, считающие, что формированием будущего малыша и развитием его кругозора нужно заниматься с первого дня жизни.

Лев Николаевич Толстой заслуженно считал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние».

Воспитание новорожденных детей

Воспитание ребенка, конечно же, начинается дома и не выходит за его пределы. Первая воспитательница — мама, бабушка и те взрослые, которые принимают непосредственное участие в жизни малыша.

В целом процесс воспитания в младенчестве сводится к чувству покоя, атмосфере любви и теплым семейным взаимоотношениям. Конкретных практических правил в обучении нет: кроха должен чувствовать заботу и внимание родителей, их спокойствие и счастье.

Воспитание ребенка в младенчестве становится чисто чувственным, опирающимся на эмоциональное восприятие и сопереживание. Абсолютно каждый шаг мамы и папы имеет смысл: будь это действие, настроение или жест. Новорожденный посредством соприкосновения с окружающими его людьми накапливает информацию, впечатления и образы, помогающие ему в дальнейшем адаптироваться и освоиться с окружающим его миром.

Первый жизненный опыт младенческого возраста является подготовкой к открытию для себя различных способов восприятия — своя воля и чужая, разрешение или запрет, одобрение или порицание, удовольствие или страх.

Период от 0 лет является определяющим для становления органов, функций мозга и в дальнейшем формирования речи. Первые месяцы учат кроху узнавать родителей, агукать, улыбаться, реагировать на интонацию взрослых. Именно в это время на подсознательном уровне формируются привычки новорожденного, закладывается его характер и личностные качества.

Психологами давно доказано, что ребенок, растущий в радостной, полной одобрения и поддержке, среде и не знающий горя и страха, вырастает более уверенным и удачным по жизни.

Воспитание ребенка от полугода

С шести месяцев начинается время активного физического развития грудничка.

Любознательный карапуз учится самостоятельно сидеть, ползать и обследовать содержимое шкафов и тумбочек.

Задача родителей в этот период — способствовать крохе изучать окружающий мир, приучать к чистоплотности (обязательное мытье ручек, личика) и аккуратности (надевание нагрудничка, смена одежды).

Особое внимание должна заслуживать игровая деятельность и развитие слуховой памяти (музыкальные игрушки и развивающие центры как нельзя лучше подходят малышам).

Регулярные занятия помогают ребенку понять принцип и смысл ладушек, колокольчика, простейших игр с мячом. Важным для грудничка является поиск на лице глазок, носика, ротика, щечек. Можно находить их у игрушек, кукол, затем у окружающих его людей и только в конце у самого малыша.

Шестимесячный ребенок должен поворачивать голову в сторону того взрослого, которого спрашивают (Где мама? Где папа? Где бабушка и дедушка?). Ребенок от шести месяцев начинает понимать речь взрослых, может подражать некоторым звукам.

Что умеет делать ребенок от шести месяцев?

7 месяцев — формирование умения ползать и самостоятельно передвигаться по манежу и комнате.

8 месяцев — активное ползание, узнавание своих и чужих, собирание простых игрушек (пирамидки, кубики), подражание животным, рассматривание ярких книжек.

9—10 месяцев — проба первых шагов, умение действовать двумя предметами одновременно (держать ложку и играть с игрушкой).

11—12 месяцев — более уверенное прямохождение, улучшенное произношение отдельных слогов. Развитые фантазии с играми (кроха возится с кухонной посудой, прищепками, платочками и другими атрибутами интерьера, не предназначенными для детских игр).

Период от шести месяцев и выше запоминается чутким и внимательным отношением мамы к ребенку и развитием навыков мелкой моторики крохи.

Воспитание ребенка от года

Возраст от года — это период счастливого человечка. Малыш с огромным удовольствием познает окружающий мир, исследует неизведанное и старается принимать непосредственное участие во всех аспектах.

С родителей требуется лишь одно — они должны уделять внимание малышу, постоянно с ним разговаривать, показывать на собственном примере простые и непонятные крохе действия.

Установление контакта с годовалым малышом происходит через игры. Взрослые должны набраться терпения и гибкости. Маленький человечек ни в коем случае не будет понимать смысл запретов и слова «нельзя», «фу», «не трогать» и т.д. Кроха послушает и спокойно полезет в шкаф или начнет тыкать пальчиками в розетку. Наилучший выход — по максимуму обезопасить знакомство малыша с окружающим его миром: маме следует спрятать или поднять на более верхние полки все нежелательное и обязательно использовать заглушки для розеток.

Близость мамы очень важна, но годовалому ребенку желательно уметь самостоятельно отвлекаться от родителей и придумывать свой досуг.

Воспитание ребенка от 2 до 3 лет

Ребенок в этом возрасте уже физически развит, играет на детской площадке, с удовольствием катается на качелях и может самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.

Психологи советует уделять внимание на совершенствование мелкой моторики рук, развитие нравственного и эстетического воспитания, чувства добра и заботы о природе, животных и младших детях.

Самая лучшая характеристика для двух и трехлетних детей — «Дети — наше зеркало» или «Хватит воспитывать ребенка, начните с себя». Этот период начинается с «чистого листа» и заканчивается восприятием себя личностью. Результат процесса взаимодействия двух миров — детского и взрослого — является умение найти полноценный контакт с малышом.

2—3 года — это в основном слова: «Я сам!» Малыш уже умеет самостоятельно бегать, прыгать, играть, одеваться, общаться.

Начинает различаться психология мальчиков и девочек. Дети в 2 года начинают осознавать свой пол. Отсюда идут восприятия в выборе одежды, игрушек и взаимоотношения в детских коллективах.

От взрослых требуется не столько терпения, сколько внимательного отношения к детишкам, умения выслушать их и поддержать. Следует разнообразить досуг малышей книжками, раскрасками, чтением сказок и т.д.

Главная задача родителей — двухлетний ребенок должен почувствовать себя нужным, полезным и ответственным человеком.

Если в доме растет малыш, то следует учитывать его индивидуальные особенности нервной системы и видеть в нем личность.

Для этого отлично подойдет знание типов темперамента, характеризующих его поведение, умственную деятельность и эмоциональность.

Выделяют 4 темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Различные особенности нервной системы (сила — слабость, активность — малая подвижность, выдержанность — вспыльчивость) воздействуют на особенности поведения. Но это не относится к характеру детей.

Как воспитывать холерика?

Холерики чрезвычайно активны, вспыльчивы, агрессивны, прямолинейны в общении и крайне обидчивы. Монотонная работа не для них. В коллективах являются лидерами и зачинщиками всевозможных проделок.

Для воспитания маленького холерика взрослым следует соблюдать ряд следующих правил:

  • беседы с ребенком ведутся спокойным и вежливым тоном;
  • полезные хобби и занятия спортом оказывают положительное влияние на двигательную активность малыша;
  • следует ограничить занятия, возбуждающие нервную систему;
  • ребенок должен соблюдать режим дня;
  • спокойные развлечения помогают сосредотачиваться;
  • нужно обучать карапуза доводить начатое дело до конца.

Холерики — люди настроения.

Как воспитывать сангвиника?

Уравновешенные, активные, жизнерадостные. Такие дети общительные и являются душой компании.

Особенности воспитания сангвиника:

  • взрослым следует контролировать действия и поступки малыша;
  • развитие терпения и упорства у малыша, формирование интересов ребенка позволит в будущем доводить начатое дело до конца;
  • хвалить малышей нужно заслуженно.

Энтузиасты по жизни настойчивы в достижении поставленных целей и спокойно переносят неудачи и неприятности.

Как воспитывать флегматика?

Дети подобного типа темперамента отличаются уравновешенностью, инертностью и малоэмоциональностью. Дети-флегматики настойчиво идут к поставленной цели, их трудно в чем-то переубедить, они медленно привыкают к новой обстановке.

Для воспитания маленького флегматика взрослым не помешают следующие правила:

  • взрослым следует почаще хвалить малыша и поощрять его действия;
  • мамам и папам ни в коем случае нельзя раздражаться и реагировать на чрезвычайную медлительность;
  • ребенка следует учить грамотно распределять свое время;
  • занятия с крохой подвижными играми стимулируют его проявлять инициативу.

Как воспитать меланхолика?

Мягкие, послушные, нерешительные, стеснительные и в то же время отзывчивые, старательные и добрые малыши-меланхолики отличаются замкнутостью, неуверенностью в себе и низкой активностью. Очень критичные и с недоверием относятся к окружающему миру, болезненно переживают свои неурядицы.

Чтобы воспитать карапуза-меланхолика, нужно запастись изрядной долей терпения:
  • говорить с детьми следует спокойным и ровным тоном (кричать нельзя);
  • для поднятия самооценки и уверенности нужно часто хвалить малыша;
  • кроху следует окружить ореолом любви и теплоты (ребенок будет чувствовать себя нужным);
  • ни в коем случае нельзя прилюдно стыдить или ругать ребенка, в противном случае он замкнется.

Несмотря на то что существуют основные особенности темперамента, психологи выделяют множество промежуточных типов.

Многие мамы и папы после рождения ребенка ищут ответы на многие вопросы по поводу воспитания карапуза. Статья помогает выделить основные особенности развития и желаемые действия со стороны взрослых, необходимые для гармоничного развития малыша.

Видео на тему

Поделиться:

Нет комментариев

momjournal.ru

☀ Воспитание ребенка ☀ от года до трех лет - ☀ советы родителям от специалистов

Первые три года ребенка – особенно важные для воспитания. В первых двух лет ребенок слушает и запоминает, а начиная с трех лет, начинает повторять то, что показалось особенно интересным, значительным. Если упустить этот период и не выработать у ребенка правильные модели поведения, то в дальнейшем может быть очень сложно перевоспитать его.

Можно выделить два основных этапа в развитии малыша: от года до двух, и от двух до трех лет.

Возраст от 1 до 3-х лет — период формирования характера

Особенности воспитания ребенка в период от года до двух лет

На данном этапе развития поведение детей еще не устойчиво, требуется постоянный контроль со стороны родителей. Начиная с годовалого возраста следует стремиться сохранять у ребенка хорошее, позитивное настроение, играть с ним в веселые, познавательные игры, предназначенные для детей от года.

Развивающие игрушки для детей до 3-х лет должны обеспечить родители

Однако не только игры и беседы с ребенком являются элементами воспитания. Особое внимание следует также уделять:

  • Умыванию, гигиеническим процедурам;
  • Развитию культурных навыков;
  • Одеванию;
  • Внешнему виду;
  • Режиму питания;
  • Режиму сна;
  • Общению с родителями и посторонними людьми;
  • Общению со сверстниками;
  • Понимают требований взрослого человека;
  • Соблюдению порядка в доме.

Совет: Развитие и воспитание ребенка следует производить в разных направлениях, при этом стремясь использовать не поучительную, а игровую форму.

Годовалый и полуторагодовалый малыш лучше всего запомнить ваши требования, если они будут преподнесены необычно. Избегайте в общении с ребенком грубого тона, это может привести к обратному результату – ребенок не захочет выполнять требования.

Что нужно знать родителям о воспитании

Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую  одежду будут сопровождаться истериками.

Лучшие книги по воспитанию

Чтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:

  • Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
  • При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею. В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
  • Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
  • Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.

Совет: Поощряйте у детей желание подражать родителям. Покормив игрушки, ребенок может захотеть помыть посуду, пусть даже понарошку. Позвольте ему это сделать.

В 2-3 года дети копируют поведение старших

Развивающие игры – как элемент воспитания ребенка до двух лет

Двухлетний ребенок еще не понимает, что хорошо, а что плохо, и основная обязанность каждого родителя – объяснить ему это.

Простейшие игры с воспитательным элементом, в которые можно играть с ребенком от года до двух лет:

  1. Девочки любят играть с куклами с самого малого возраста. Помогайте дочке одевать куклу, кормить и купать. Важно: лучше всего купить крупную, тряпичную куклу, без мелких деталей.
  2. Прививать любовь к порядку у мальчиков можно, играя в «парковку». После игры все машинки должны заехать на парковку, роль которой может играть стол, или картонная коробка.
  3. Делая с ребенком зарядку, поощряйте правильность выполнения упражнений. Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».
Приучение к порядку надо начинать с 2-х лет

После игры всегда собирайте игрушки ребенка в специально отведенное для этого место, и просите малыша помочь вам.

Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого

Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года. Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого.

Совет: многие родители любят сюсюкать с ребенком. Это не совсем правильно. Общаться с малышом нужно, как со взрослым, при этом избегая сухости и грубости в голосе. Дарите малышу хорошее настроение.

Ребенок должен беспрекословно выполнять слово нельзя

Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.

Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию.

Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.

Родители должны сохранять терпение

Особенности воспитания ребенка в период от двух до трех лет

К 2-3 летнему возрасту ребенок начинает пользоваться многими умениями, полученными в процессе развития, и становится личностью. Это время часто становится сложным для родителей.

Ребенок осознает свое «Я» и показывает его, но при этом еще не совсем понимает требований и опасности, не всегда может осуществить свои задумки.

Проявления кризиса 3-х лет и что делать родителям

На что следует обратить внимание при воспитании в данный период:

  • В момент кризиса не провоцируйте развитие конфликта, а напротив, стремитесь его погасить. Лучше даже уступить ребенку в непринципиальном случае, нежели отстаивать до конца свою точку зрения и тем самым лишь усугубить кризисную ситуацию;
  • Играйте  с ребенком. Зачастую, чтобы заставить малыша поесть, проще сказать простую фразу: «Я положила котлетку в тарелку, но ты ее ни в коем случае не трогай». После такой фразы малыш пожелает взять котлету сам;
  • Помните, что ребенок, совершая дурной поступок, не желает сделать зло. Он изучает мир, реакцию на свои действия;
  • Стремитесь не вешать распространенные ярлыки: «Ты хулиган», «ты неряха». Лучше попытаться исправить ситуацию в обратную сторону.
Симптомы кризиса 3-х лет

Ребенок – это счастье, помните об этом даже в трудные моменты. Только проявляя терпение и упорство можно вырастить достойного, уверенного в себе человека. Первые три года – самые важные для становления характера и поведения.

Сложности приучения к горшку

Когда ребенку исполняется два годика, следует активно начать приучение к горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.

Приучение к горшку надо начинать в 1,5 года

Советы для родителей, приучающих детей к горшку:

  • Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
  • Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
  • Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
  • Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
  • В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный  к унитазу.
Горшок трансформер 3 в 1

Приучение малыша к самостоятельности

Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность. В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество.

Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.

Приучение к самостоятельности — важный элемент воспитания

В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником.

Важно: У ребенка не получится сделать все правильно с первого раза. Будьте готовы к этому и проявите терпение. Очень важно вырастить уверенного в себе, не закомплексованного человека.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.

Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.

detki.guru

Воспитание детей от 0 до 3 лет

Добрый день, уважаемые читатели! Воспитание детей от 0 до 3 лет вызывает много сомнений и споров в обществе родителей, дедушек и бабушек. Одни панически боятся избаловать ребёнка, а другие полностью отдаются процессу, стирая каждую слезинку и удовлетворяя любые потребности малыша. Как найти эту тонкую грань между избалованностью и переизбытком строгости? Как воспитать жизнерадостного, уверенного в себе человека, который умеет жить комфортно, не нарушая границы других людей? Давайте поразмыслим об этом в нашей статье.

Малыш в утробе матери

Идеально, когда родители общаются со своим малышом, когда он ещё обитает в утробе женщины. Уже в этот период мама должна стремиться к спокойствию, жизнерадостному настроению, контактировать со своим малышом. Крохе можно и нужно напевать колыбельную, ставить приятную классическую музыку, говорить о том, каким долгожданным он является для своей семьи. Ведь он всё слышит и чувствует!

От 0 до 3 месяцев, или «буду жить на ручках»

И вот наконец-то вы держите своего младенца на руках. Казалось бы, счастью нет предела, но порой молодых родителей сбивает с толку множество противоречивых советов окружающих:

  • Не носите ребёнка на руках подолгу, иначе он привыкнет и никогда уже с них не слезет!
  • Кормить нужно только по расписанию!
  • Он ещё ничего не видит и не слышит!
  • Не кладите кроху к себе в кровать, иначе можете травмировать его!
  • Какой слинг, ему ведь там неудобно и жарко!
  • Дайте ему соску, пусть дёсна разрабатывает!

На самом деле, всё, что нужно малышу в таком возрасте помимо питания, — это любовь, забота, тепло и защита прежде всего мамы. Такого кроху просто невозможно разбаловать, сколько бы вы его ни носили и сколько бы вы его ни кормили. Чем больше любви получит ваш ребёнок, тем больше у него шансов стать самодостаточным и уверенным в себе человеком в будущем. Даже в это время малыш очень нуждается в общении, ласковой улыбке, забавной потешке, тактильных ощущениях.

От 3 до 6 месяцев

В таком возрасте малыш уже активно познаёт мир, он учится фокусировать взгляд, тянет ручки к игрушкам, переворачивается, поднимает головку, внимательно слушает речь, обращённую к нему.

Какие советы можно дать родителям для такого периода?

  • Почаще объясняйте крохе свои действия и рассказывайте, что он видит вокруг: «сейчас будем кушать», «давай собираться на прогулку», «смотри, какой цветочек» и так далее. Говорите чётко, не коверкайте слова.
  • Смешите, тормошите малыша, делайте свою речь эмоциональной и выразительной. Таким образом вы стимулируете проявление эмоций и речи у ребёнка.
  • Если нужно забрать предмет, который малыш хочет попробовать на вкус, то предложите ему что-то взамен.
  • Приучайте кроху понемногу играть самостоятельно. Будьте рядом, но не перехватывайте инициативу, если малыш увлёкся.
От 6 до 9 месяцев

Кроха уже сидит, учится стоять, делать свои первые шаги, держась за опору, ползает. Его жизнь становится всё более насыщенной и увлечённой, как и жизнь его родителей. В этот период он всё чаще и чаще слышит слово «нельзя», а также сталкивается с недовольством взрослых. Как минимизировать негатив от «периода запретов» для малыша? При помощи наших простых советов:

  • Постарайтесь убрать из поля зрения малыша все запретные для него предметы. Поставьте заглушки для розеток и блокираторы на двери.
  • Если кроха всё же добрался до запретного плода, то предложите ему равноценный обмен со словами: «Это нельзя, а вот это можно». Так вы избежите формирования у малыша мысли, что мир полон опасностей и ограничений.
  • Наберитесь терпения. Ведь ваш малыш бросает игрушки на пол не для того, чтобы вы активно потренировали поясницу, а чтобы выстроить в своей голове причинно-следственные связи. Привяжите несколько его любимых игрушек к кроватке при помощи ленты длиной 30 см, и он научится сам возвращать предметы, которые выбросил. Если же ребёнок начинает бросать на пол еду, то, скорее всего, он уже насытился, поэтому можете смело убрать тарелку.
  • Смиритесь с лёгким беспорядком в квартире. Ваш кроха активно познаёт мир, а это гораздо важнее, чем чьи-то стремления к идеальной чистоте.
  • Приучайте его убирать за собой игрушки. Конечно, малыш ещё не справится сам, но копировать ваши действия ему вполне по силам. Превратите забрасывание игрушек в ящик в весёлую игру: сначала вы, потом он.
От 9 до 12 месяцев

Чаще всего именно в этом возрасте малыш делает свои первые шаги. Это радостный, но очень ответственный период для родителей, ведь им придётся следить за каждым шагом юного первооткрывателя. Малыш становится всё более самостоятельным, и задача близких — поддержать этот процесс. Для этого:

  • Не старайтесь сделать что-то за ребёнка, «ведь так быстрее, чище или правильнее». Пусть испачкает кашей всё лицо и одежду, но постепенно он научится кушать опрятно.
  • Кроха постоянно осваивает новые слова и фразы. Старайтесь стимулировать общение, дожидаясь, пока ребёнок озвучит свою просьбу, если он это уже умеет, а не просто покажет пальчиком на предмет. Это очень облегчит его общение с другими родственниками, которые не знакомы с повадками малыша так же хорошо, как и вы.
  • Систематично приучайте его к правилам личной гигиены и социальным навыкам. Малыш должен знать, что нужно мыть ручки перед едой, говорить «пока» на прощание или просто помахать ручкой.
  • К концу первого года жизни кроха уже хорошо различает людей. Он начинает настороженно относиться к малознакомым людям, может расплакаться в их присутствии, прятаться за маму. Не стыдите его за это и не пытайтесь улизнуть без лишней необходимости. Этот непростой период — нормальный этап развития, и он скоро закончится.
От 1 до 2 лет

В этот период малыш становится настоящим непоседой. Он хорошо понимает слова «нельзя» и «можно», но не всегда может совладать с собой в результате запрета. Ребёнок начинает хорошо улавливать причинно-следственные связи, поэтому взрослым очень важно быть последовательными. Как же привить ему привычку правильно реагировать на замечания взрослых?

  • Кроха учится поведению у вас, поэтому следите за проявлением своих эмоций и словами, которые вы говорите.
  • Ребёнок должен понимать, что за его неправильным поступком последует наказание. Например, ударил в песочнице другого малыша лопаткой — строго скажите, что так делать нельзя. Если ситуация повторилась — собираемся и уходим домой.
  • А что же делать с капризами и слезами? Здесь важно понять причину такого поведения. Если кроха испугался, плохо себя чувствует, нуждается в сочувствии, то обнимите и успокойте его. Но если таким образом он хочет забрать ваш мобильный телефон, чужую игрушку или взять что-то с полки магазина, то не идите у него на поводу, иначе ребёнок будет пользоваться таким приёмом и дальше.
  • В таком возрасте у малыша начинает проявляться характер. Он всё чаще настаивает на своём, отказывается от привычных блюд или от того объёма еды, с которым раньше легко справлялся. Доверьтесь ему и не впадайте в отчаяние, если он упорно отказывается есть что-то, на ваш взгляд, очень полезное. Не развлекайте его во время еды, стараясь впихнуть ещё одну ложечку, иначе можете надолго испортить аппетит ребёнка.
  • Большое значение для малыша такого возраста приобретает игра и сказка. Он не просто слушает вас, а проживает истории, примеряя поведение главных персонажей на себя. Поэтому многие сказки могут быть очень терапевтичными и помогают исправить поведение ребёнка. Почему с колобком произошла такая неприятная история в конце сюжета? Да потому, что он не послушался бабку и дедку и ушёл от них.
От 2 до 3 лет

Малыш такого возраста уже многое умеет и знает. Он может говорить короткими предложениями, рассказывать простые стишки на память, частично одеваться и раздеваться, проявлять постоянный интерес к некоторым занятиям. Он уже легче отпускает своих родителей, с удовольствием общаясь с другими взрослыми и детьми. Что же стоит учесть близким при воспитании чада 2–3 лет?

  • Ребёнок чаще будет говорить «Я сам». Это большой повод порадоваться, и ни в коем случае не нужно не подавлять стремление малыша к самостоятельности.
  • Общаясь с крохой, старайтесь присесть, чтобы у него возникло ощущение понимания и принятия его как личности. Контакт «глаза в глаза» поможет ему чувствовать себя важным и ценным.
  • Объясните, что сейчас вы не можете удовлетворить его просьбу, потому что…, а не просто скажите «нет».
  • Приучайте ребёнка к мысли, что другие люди испытывают те же ощущения, что и он сам. Им так же хочется чего-то вкусненького, поэтому нужно поделиться. Папа или мама устали, поэтому им нужно отдохнуть.
  • Поддерживайте интерес ребёнка к общению с другими детьми, но и не отталкивайте его насильно. Может быть, ему пока интереснее всего с мамой и не стоит его за это упрекать. Обязательно ли делиться игрушками? Вовсе нет, если малыш сейчас и сам увлечён игрой. А если игрушка ему сейчас неинтересна, то помогите крохе обменять её на другую, мирно договариваясь с хозяином.
  • Малыш уже способен уделить от 10 до 30 минут любимому занятию. Используйте это время для развития его мелкой моторики, речи, творческого потенциала: рисуйте, лепите, делайте весёлые зарядки, слушайте музыку, танцуйте. Совместные занятия всегда дарят положительные эмоции и укрепляют отношения между родителями и ребёнком.

Воспитание, или «в ось питание»

Воспитание — это питание души человека, в результате чего у него появляются жизненные ценности, установки и внутренний стержень. То, что ребёнок усвоит от вас в первые годы своей жизни, окажет мощное влияние на всю его судьбу. Как сделать так, чтобы малыш правильно усвоил важнейшие жизненные ценности?

  • Примите факт, что, воспитывая ребёнка, придётся менять и свои привычки. Не бойтесь того, что малыш вас не слушает, — бойтесь того, что он постоянно наблюдает за вами.
  • Позвольте ему и себе ошибаться, а затем исправлять ошибки. Научите ребёнка просить прощения осмысленно.
  • Мама, папа, дедушка и бабушка должны придерживаться единой тактики в воспитании детей. Учитесь договариваться.
  • Будьте последовательны и не бросайтесь словами. Сказали — сделали.
  • Помогите малышу сформировать собственные границы и не нарушать чужие.

Ну а мы желаем вам осознанно воспитывать своих детей, и до скорых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

nii-evrika.ru

Нюансы воспитания ребенка до 3 лет. Кризис двухлетнего возраста

В первые 3 года жизни ребенка родителей ждет много сюрпризов – приятных и не очень. Долгожданная первая улыбка, первый зуб, первый шаг, первое слово… Эти события запоминаются на всю жизнь и вызывают искреннюю радость.

  • Воспитание детей до 3 лет
  • Кризис двух лет
  • Психология и маленькие хитрости

И вот постепенно устанавливается определенный распорядок дня: режим питания, прогулок, развивающих занятий. Такие радостные хлопоты требуют от родителей и окружающих ребенка людей определенных знаний.

Воспитание детей до 3 лет ↑

В первые годы жизни ребенку требуется помощь в речевом развитии, познании окружающего мира. Для этого и сами взрослые должны стать более ответственными и дисциплинированными.

Правильно подобранные игрушки, игры в соответствии с возрастом станут прекрасным средством в воспитании малыша.

Период до 3-х лет будет сопровождаться не только приятными хлопотами, но и детскими капризами. Каждый родитель рано или поздно столкнется с непослушанием и плачем. Такова природа развития ребенка.

Накопление словарного запаса

В возрасте от одного года малыш начинает активно запоминать слова. В этот период от мамы требуется:

  • проводить занятия с ребенком;
  • комментировать все действия;
  • называть предметы и рассказывать их предназначение.

Не стоит отчаиваться, если ребенок не повторяет новые слова – он их все равно запомнит. Не говорит – не значит, что не понимает. Малыш выполнит любую просьбу (принесет куклу, возьмет подушку, даст папе книгу).

В 2 – 3 года многие дети (но не все) имеют словарный запас, что состоит из существительных, глаголов, определений и некоторых наречий, знакомых и понятных им:

  • предметов гардероба;
  • средств для ухода за собой;
  • мебели;
  • животных и птиц;
  • растений;
  • наименования некоторых абстрактных предметов (ветерок, звук), явлений;
  • названий собственных действий (или окружающих);
  • названий признаков предметов, ощущений, состояний и т. д.

Познание окружающего мира

В возрасте до 3 лет малыш активно изучает мир вокруг себя. Все, что окружает его – привлекает внимание. Ребенку хочется попробовать предметы на вкус, на ощупь, исследовать способы их использования.

Бывает, что любознательность приводит к неприятным последствиям: паданию, ушибам, сломанным игрушкам. Как действовать родителям? Эффективна следующая методика:

  1. Примите участие в познавательном процессе сына или дочери. Вашему малышу вздумалось залезть на шкаф? – Лезьте и вы. Хочет вытащить ящик тумбы? – Помогите ему. Ребенок должен освоить максимум знаний, ведь от этого зависит его развитие.
  2. Не запрещайте изучать мир. Если что-то ребенку нельзя брать, сделайте так, чтобы эта вещь не попадалась ему на глаза.
  3. Если так случилось, что ребенок взял молоток, любимую мамину тарелку, кошелек – позвольте ему рассмотреть предмет и только затем убирайте.
  4. При падениях не стоит сразу спешить на помощь. Вряд ли он сильно ударится, не стоит также опасаться переломов. Падение – неизбежный этап для развития ориентирования в пространстве, равновесия. Главная задача родителя – позволить самостоятельно преодолеть преграду. Не правильно полагать, что не обращать внимание – значит, оставить ребенка наедине со своими проблемами. Такая реакция дает хороший воспитательный эффект. А вот словесная поддержка не помешает.

Видео: Психология запретов

Самостоятельность

Дети после года уже могут самостоятельно управиться с ложкой. Поэтому родителю стоит сделать на этом акцент. Чтобы ускорить процесс освоения кухонных приборов, не стоит запрещать малышу брать их в руки. Позвольте изучить, покрутить, поиграть с ложкой. При неудачной попытке ею воспользоваться нельзя ругать ребенка за измазанную футболку.

Малыш балуется за столом? – Убирайте тарелку. Ребенок вскоре сам осознает, что подобное поведение недопустимо за столом.

Для того же, чтобы ваше чадо научилось одеваться, стоит проявлять терпение, не заострять внимания на процессе. Одевайте ребенка неторопливо, комментируйте свои действия, называйте поочередность одевания вещей. Хвалите за проявление инициативы, даже если попытки натянуть штаны не увенчались успехом.

В возрасте до 3 лет также можно давать несложные поручения:

  • полить цветы;
  • подмести пол;
  • убрать игрушки и т. п.

Нужно терпеливо отнестись к тому, что процесс затягивается и не приводит к результату – ребенок только учится.

А как же быть в том случае, когда малыш уже научился выполнять какое-то действие сам (одеваться, кушать), но просит об этом маму? Выполните его просьбу, может, у него нет настроения.

Игры и игрушки

Дети 1 года уже с удовольствием плещутся в воде, поэтому следует создать для этого все условия. Наберите воды в ванну, налейте в таз, летом – в надувной бассейн. Дайте игрушки и емкости (чтобы переливать воду). Пусть малыш играет в свое удовольствие.

С юного возраста малыша тянет к песочнице, а значит, стоит позаботиться о том, чтобы песок был чистым. Организуйте привоз «стройматериала», папу привлеките к сооружению песочницы из досок. Позволяет играть малышу с песком столько, сколько ему хочется.

При выборе игрушек для малыша стоит учесть его возрастные особенности. В 1 год это:

  • шарики;
  • мячики;
  • кубики;
  • мягкие игрушки (зверушки);
  • пирамидки;
  • матрешки;
  • кукольная посуда;
  • музыкальные игрушки.

Главная задача – выбрать предметы без мелких деталей, острых углов.

Для двух-, трехлетнего ребенка покупайте:

  • машинки, самолетики, куклы;
  • развивающие коврики;
  • строительные наборы с крупными элементами (деревянный конструктор или Лего);
  • наборы для лепки;
  • пазлы (крупные) и другие простые игры.

Участвуйте в играх. Прятки, поиск потерявшегося предмета, совместное вкладывание пирамидок – выбор занятий с малышом огромен.

Развитие речи и возраст «почемучки»

После двух лет ребенок начинает задавать массу вопросов, и родителям кажется, что они никогда не закончатся. Не стоит отворачиваться от ребенка. Объясните все, что его интересует, ведь мама с папой являются основными источниками знаний. Уходить от ответов или не обращать внимания на ребенка нельзя.

Весь словесный запас, выражение и интонация малыша – это отображение вашей речи. Поэтому в ваших силах максимально расширять его. Если ребенок спрашивает «Что это?», не стоит ограничиваться простым называнием предмета. Объясните, для чего это нужно, как используется.

Взрослые зачастую не достаточно осознают, насколько значимо их общение с ребенком. Возраст «почемучек» — это важный этап формирования речевых навыков, поэтому так важно знать некоторые приемы:

  • не коверкать слова, свести к минимуму употребление уменьшительно-ласкательных форм;
  • не стоит передразнивать ребенка, если он произносит слова неправильно, тем более неуместны насмешки и подражание языковым ошибкам;
  • необходимо развивать у ребенка умение выражать свои мысли и эмоции словами, соответственно, требуется избегание излишней жестикуляции.

Развитие речи – процесс индивидуальный и равняться на других детей бессмысленно, но наблюдать за ребенком необходимо.

Кризис двух лет ↑

Дети растут и вот уже малыш, который недавно был так привязан к родителям, умиляя их своей улыбчивостью и послушанием, становится маленьким тираном. Любые игры и занятия вызывают протест, слова мамы воспринимаются в штыки.

Так ребенок вступает на новый этап развития. Этот переходный период знаменуется кризисом 2 лет.

Причины

Целый комплекс причин провоцирует возникновение кризиса 2 лет:

  • стремление к самостоятельности;
  • освоение новой схемы взаимодействия с окружающим миром;
  • открытие новых возможностей и границ дозволенного.

Детские истерики, проявление которых может быть самым разным: лежание на полу и крики, ребенок плохо ест, становится плаксивым, бьет окружающих. Спровоцировать такое поведение может самая безобидная ситуация.

Родителям важно помнить, что причина кроется не в каком-то ситуативном факторе. Проблема лежит гораздо глубже. Кризис 2 лет – важный этап, в результате преодоления которого ребенок получает необходимые знания и умения, поднимаясь на ступень выше в своем развитии.

Маленький манипулятор

Истерика у ребенка – настоящее испытание для родителей. Вот в магазине он падает на пол при отказе купить понравившуюся игрушку. Многие мамы теряются в такой ситуации и не знают, как им правильно поступить.

Справиться с кризисной ситуацией помогут знания о ребенке, его характере, темпераменте. Для одного будет полезна методика беседы с родителем наедине, другому эффективнее будет строгий окрик в присутствии окружающих. В любом случае идти на поводу у маленького человека нельзя.

О вреде родительской уступчивости

Многие родители склонны останавливать истерику у ребенка уступками. Бьющийся в крике и слезах ребенок, конечно, не самое приятное зрелище. Однако уступив один раз, взрослые теряют свою власть в глазах маленького манипулятора.

Он начинает чувствовать себя всесильным и понимает, что теперь его слезы – это его основное оружие, с помощью которого он и будет добиваться желаемого.

Родители должны понимать, что этот путь воспитания крайне опасен, потому лучше предупредить подобную ситуацию. Для этого ребенку необходимо в доступной форме объяснить, что ему позволительно, а на что существует абсолютный запрет. И придерживаться этой линии поведения необходимо постоянно.

Психология и маленькие хитрости ↑

Принято считать, что кризис 2 лет начинается в полуторогодовалом возрасте. Пик же его относят к 2,5-3 годам.

Родители, конечно, могут осознавать необходимость подобного этапа развития, но на деле это время тяжелое, требующее терпения и знания некоторых хитростей:

  1. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей. Она должна быть ненавязчивой. Нет необходимости требовать от ребенка определенного поведения. Это только усугубит и без того непростую ситуацию.
  2. Быть настойчивым, но справедливым. Если взрослый принимает решение в чем-то отказать ребенку, то его «нет» должно оставаться таковым до конца. Уступкам здесь не место.
  3. Истерика – мероприятие демонстративное, поэтому, чем меньше у ребенка зрителей, тем быстрее прекратиться его приступ.
  4. Если взрослый понимает, что ребенок начинает капризничать, то важно переключить его внимание и вовремя отвлечь на что-то интересное и более полезное.

Дети быстро растут и забывают многие моменты. Спустя какое-то время их память стирает и истерики, и капризы… Взрослым стоит поучиться такому приему и не принимать близко к сердцу издержки очередного этапа развития своих чад.

Воспитание детей первые 3 года их жизни – процесс увлекательный и трудный одновременно. Маленький человек активно изучает окружающий мир, ему еще многому предстоит научиться. А взрослым остается набраться терпения и знаний, чтобы сделать этот период насыщенным, провести его с пользой и оставить только самые приятные воспоминания.

Видео: Консультация специалиста

gopsy.ru

Воспитание ребёнка в 3 года, психология: как воспитывать детей от 0 до 3 лет, основные рекомендации

Воспитание малыша — это долгий и трудоёмкий процесс, и в некоторых случаях его плоды могут стать видны лишь по прошествии продолжительного времени. Воспитание ребёнка от 0 до 3 лет — это довольно сложный и одновременно увлекательный процесс для каждого родителя. Необходимо чётко знать, на какие именно моменты нужно обратить своё внимание.

Особенности развития

Некоторые родители уверены в том, что пока ребёнок остаётся маленьким, задумываться о его воспитании ещё рано. Но, как ни странно, начинать заниматься воспитанием сына или дочки нужно чуть ли не с самых первых дней его появления на свет.

В этом возрасте малыш начинает активно становиться самостоятельным. Он уже начинает произносить свои первые слова, свободно перемещается по квартире и даже начинает бегать, активно изучать окружающие предметы.

Главная его деятельность в таком маленьком возрасте — предметно-орудийная. Он начинает активно обучаться взаимодействовать с окружающими предметами. Копирует поведение своих родителей, другими словами, подражая маме и папе, малыш начинает нормально воспринимать особенности обращения с предметами.

Очень хорошо, когда взрослый проводя какое-либо действие, просит малыша что-то повторить за ним. Очень важно при этом действовать совместно с ребёнком, например, совместно играть, зашнуровывать кроссовки, складывать пазлы.

Малыш в это время сравнивает свои действия и действия родителей. У него начинает формироваться собственное мнение, своё я, ребёнок постепенно становится личностью, у него развиваются такие качества, как самооценка, самосознание, уважение к себе и окружающим. Его речь начинает активно развиваться и улучшаться и со временем увеличивается запас слов.

Понимание воспитания

Главная ошибка при воспитании малыша в таком возрасте заключена в том, что он относится к ребёнку как ко взрослому, который должен всё понимать. В некоторых случаях он даже может вызвать агрессию у родителя, когда он не понимает некоторых объяснений, которые кажутся взрослому человеку очень простыми.

Другими словами, родитель начинает требовать от ребёнка того, что он просто не может сделать в силу своего возраста. В это время у малыша ещё неразвиты свои стереотипы, он может лишь имитировать логическое мышление.

Не нужно путать в этом случае два понятие — «взрослое общение» и «взрослое понимание». К примеру, многие логопеды и психологи рекомендуют, чтобы родители малыша в особенности дедушки и бабушки не сильно сюсюкали с малышом, а проговаривали слова правильно. Это очень важно, чтобы ещё с раннего возраста ребёнок начал нормально воспринимать речь, что положительно скажется на развитии его речи в дальнейшем, правильности выговаривания разных букв и звуков.

При всём этом не нужно требовать от ребёнка в возрасте двух лет чёткого выполнения указаний. Он должен иметь право на ошибку, а также на небольшое непослушание и баловство. При воспитании малыша любого возраста, родители должны проявлять титаническое терпение.

Малыш живёт настоящим моментом, в той ситуации, которая происходит в этот отрезок времени, поэтому все его основные эмоции связаны лишь с тем, что происходит с ним именно сейчас. Он не может думать, что будет в будущем, и проецировать в него последствия того либо иного своего поступка.

Родители должны чётко осознать то, что сознание малыша направлено чётко в момент настоящего. Малыш не обладает опытом и развитым мышлением, поэтому он полностью поглощён событием, в котором принимает участие сейчас. Именно поэтому ребёнок может очень быстро расстроиться и начать плакать из-за чего-то и также быстро отвлечься и переключить своё внимание, изменив настроение.

Воспитание личности

В таком возрасте развитие ребёнка происходит при его вовлечении в предметно-игровую сферу. Для того чтобы произошло быстрое эмоциональное развитие ребёнка, нужно всеми силами развивать у него логическое мышление, а также формировать познавательную деятельность.

Если малыш длительное время находится без движения, то начинает быстро уставать, то есть сама игра должна нести физическую нагрузку. Если малыш при игре начинает общаться со взрослыми, то происходит быстрое развитие речи.

Он хорошо понимает взрослых, если они начинают общаться с ним на его языке. Лучше всего он понимает наглядную или же образную форму общения. Если родитель хочет донести малышу какую-то информацию, то ему будет лучше всего смоделировать ситуацию и преподнести её в виде сказки. В этом случае ребёнку будет намного легче понять, о чём именно ему хотят сказать. А также при объяснении можно использовать сказки, объясняя при этом действия на примере любимых сказочных персонажей малыша.

Очень часто родители жалуются на то, что ребёнок не слушается, поздно засыпает, плохо питается. В этом случае также можно провести аналогию с любимым героем малыша. К примеру, сказать, что Лунтик всегда кушает, поэтому он такой умный, сильный и храбрый. Ребёнок обязательно захочет подражать своему любимому персонажу и начнёт правильно и вовремя есть.

В этом возрасте малыш очень плохо воспринимает категорические запреты. Он до конца не понимает почему именно то или иное делать запрещено, поэтому каждый запрет следует формулировать в более доступном ключе, который будет понятен для малыша, и соответствовать ситуации.

Например, малыш начнёт понимать, что ему нужно регулярно мыть руки перед приёмом пищи либо после прогулки, когда мама более подробно расскажет ему о пользе чистоты рук.

Основные задачи

Чтобы любознательность малыша не привела к плохим последствиям, нужно воспользоваться особой методикой:

  1. Разрешите малышу познавать окружающий мир. Если же ему что-то запрещено брать в руки, то нужно сделать так, чтобы такая вещь просто не попадала ему на глаза.
  2. Нужно активно участвовать в познавательном развитии маленького ребёнка. К примеру, если малышу вдруг захотелось залезть на шкаф, то вы можете сделать это вместе с ним.
  3. Не нужно сразу же бросаться на помощь к малышу, если он вдруг упал. Падение — это обязательный этап для развития ориентирования в окружающем пространстве.

Психология и советы

При воспитании очень важно прислушаться к советам психолога и соблюдать их:

  1. Оказывайте малышу помощь в его исследовании окружающего мира. Детям в таком возрасте интересна любая деталь, поэтому главная задача взрослого — активно поощрять все проявления его заинтересованности.
  2. Создавайте у ребёнка ощущение безопасности. Нужно научить его самостоятельно справляться с эмоциями, но при этом всегда помните о проблемах детского страха. Родители должны помочь малышу выработать конструктивное отношение к нему.
  3. Создание правильной самооценки. Процесс активного формирования личности длится от 2,5 до 3 лет. При этом родитель должен спокойно указывать на все ошибки, но ни в коем случае не должен ни с кем сравнивать малыша либо вырабатывать у него чувство вины.
  4. Старайтесь развить только сильные стороны характера малыша и проработать слабые.
  5. Побуждение самостоятельного действия. Покажите ребёнку все преимущества самостоятельного поведения.

Психология развития детей до 3 лет

Формирование личности происходит с самого рождения. Во время конфликтных ситуаций с ребёнком, родители часто впадают в замешательство. Избежать конфликтов может не получиться, но сгладить вполне можно:

  1. Как можно чаще проявляйте любовь к ребёнку, так как в этом возрасте дети очень ранимые и нежные.
  2. Обращайтесь с малышом на равных, не пытайтесь ущемить его в правах, прислушивайтесь к его основным интересам.
  3. Все взрослые в семье должны использовать одни и те же способы воспитания и придерживаться одной тактики.
  4. Следует одобрять самостоятельность малыша, но не нужно идти у него на поводу. Определитесь с границами дозволенности.

Нравственность в 3 и 4 года

В процессе формирования личности очень важно придерживаться нравственному воспитанию. Именно оно должно выработать у детей такие качества: честность, чуткость и отзывчивость, готовность оказать поддержку, вежливость и дисциплина.

Большое влияние на детей оказывает поведение взрослых, а также литературных персонажей. Родители должны приучать ребёнка к чувству патриотизма и рассказывать об истории и главных традициях своей страны.

В таком возрасте также будет важно ввести малыша в коллектив, к примеру, в детский сад. В этом случае у него сформируется чувство дружбы и товарищества.

Немного отличны методы воспитания мальчиков и девочек в три-четыре года. Мальчик должен знать о том, что он добрый и сильный, для девочки же идеальным примером будет служить мама.

А также нужно обязательно помнить и о физическом развитии. Так, спорт — это не только польза для здоровья, но также хорошее влияние на эмоциональное состояние и развитие воли у ребёнка.

Ошибки родителей

Некоторые родители могут совершать значительные ошибки при воспитании своего чада:

  1. Не нужно следовать стереотипам. Нужно уважать чувства ребёнка, не опираясь на его половую принадлежность.
  2. Запрещено ограничивать развитие малыша из-за полового различия. Мальчику в этом случае вовсе не обязательно играть с машинками, а девочки с куклами. Пусть они проводят весело своё время с теми игрушками, которые вызывают у них повышенный интерес.
  3. Неправильно судить ребёнка из-за несоответствующего общим маркам поведения. К примеру, произносить такие фразы, как «разнылся как девчонка» либо «дерёшься как мальчишка», категорически запрещено. У ребёнка следует формировать уважительное отношение к представителям противоположенного пола.

Эстетическое развитие

Сюда относится формирование у малыша хорошего вкуса, чувства красоты к окружающим предметам, а также раскрытие творческого потенциала. Нужно заниматься творческим воспитанием малыша даже в том случае, когда вы думаете, что в вашей семье совсем нет творческих людей и малышу это не нужно. Эстетическое воспитание не поможет родителю вырастить музыканта либо художника. Это всего лишь один из факторов воспитания образованного и полноценного человека с правильными жизненными принципами.

С первых месяцев малыш просто обожает слушать приятную музыку. Дети слышат и слушают музыку с самого появления на свет. Сначала они просто её слушают, после начинают подпевать, а со временем добавляют к этому движения и танцы. Для детей младше трёхлетнего возраста лучше всего использовать классику, звуки природы, детские песенки. Нужно в обязательном порядке читать стихи, учить их с детьми, читать сказки народов мира, рассказывать загадки.

Рисование красками и пальцами, лепка из пластилина, создание особых аппликаций занимает особое место в жизни ребёнка. Через такие занятия он начинает ощущать прекрасное. При занятиях художественными подделками, чадо начинает выражать своё чувство окружающего мира. Это очень важно для его нормального развития.

Ближе к возрасту одного года можно начать рисовать пальчиковыми красками, в полтора года активно используются фломастеры, карандаши, восковые мелки, лепка. В два года прибавляется ещё один способ — рисование красками, простая работа с картоном и цветной бумагой и создание поделок из подручных материалов.

Воспитание ребёнка в первые годы его жизни — это довольно сложный, но при этом увлекательный процесс. Нужно любить своего ребёнка, стараться уделять ему больше времени, проявлять внимание и заботу, так как именно от понимающего и любящего родителя будет зависеть будущее малыша.

chebo.biz


Смотрите также