Блог

Таблица по месяцам что должен уметь ребенок


Что должен уметь ребенок по месяцам

админ 9 - Август - 2014

Каждый рожденный на свет ребенок уникален и темпы развития детей могут отличаться. Одни малыши в пять месяцев  еще только начинают переворачиваться, а другие уже умудряются встать впервые на ножки. И все же есть ряд показателей в развитии детей первого года жизни, по которым можно понять, все ли в порядке у крохи со здоровьем и психоэмоциональным развитием.

Если ребенок чего-то не умеет к определенному возрасту из так называемых контрольных показателей, то есть повод для консультации с врачом-педиатром. В описании того, что должен уметь ребенок по месяцам, этот самый контрольный показатель выделен отдельно. Все остальные достижения у малыша могут появиться чуть раньше или позже – это зависит от индивидуальных темпов развития каждого конкретного ребенка.

Что должен уметь делать ребенок в месяц

В свои первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру, привыкает к новому существованию вне материнского лона. Дозревают многие системы организма: несовершенна еще система терморегуляции, идет привыкание к иному способу питания. Поэтому новорожденный ребенок еще очень уязвим и у него много сил уходит на адаптацию к внешнему миру. И тем не менее уже к концу первого месяца у младенцев есть два серьезных достижения в развитии: они начинают улыбкой реагировать на близких взрослых и пытаются удерживать головку во время пребывания в вертикальном положении.

Месячный младенец умеет сосредотачивать взгляд на яркой игрушке или лице взрослого, поворачивает головку в сторону источника звука. У него появляется мимика и первые попытки гулить.  

Развитие младенца первого месяца жизни зависит от того, есть ли рядом мама и как она себя ведет. Маме нужно постоянно разговаривать с крохой, когда он бодрствует.  Очень полезно поглаживать малютку и делать легкий массаж пальчиков ручек и ножек – это хорошая стимуляция нервных окончаний, прикосновения мамы успокаивают, дают возможность младенцу почувствовать свое тело и ощутить покой и безопасность.

 

Что должен уметь делать ребенок в 2 месяца

Во время второго месяца жизни нервная система малыша продолжает совершенствоваться. Постепенно уходит тонус кистей рук и пальчиков, ребенок начинает потягиваться, кисти становятся расслабленными, пальчики распрямляются. К концу второго месяца ребенок может удерживать головку лежа на животе примерно 15 секунд.  Некоторые дети не только головку приподнимают, но и грудь. А есть и такие, которые к концу второго месяца уже умеют самостоятельно поворачиваться на бочок. Поэтому двухмесячного ребенка ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра в таких опасных местах, откуда он может упасть, например, на пеленальном столике.

Малыш начинает с интересом следить за движущимися предметами, пытается дотянуться до них ручкой. Двухмесячному младенцу становится не интересно лежать без дела, поэтому уже в этом возрасте малыш может хныкать не только от того, что голоден, замерз или мокрый, но и от скуки. Самая подходящий подарок для двухмесячного крохи – это мобиль или развивающая дуга с яркими игрушками, издающими звуки  при прикосновении.

Примерно в 2-2,5 месяца у ребенка появляется так называемый «комплекс оживления»: он начинает активно гулить, двигать ручками и ножками, узнавать близких людей и улыбаться им.

Контрольный показатель: ребенок в два месяца должен прислушиваться к звуку погремушки и следить за ней глазами.

Что должен уметь делать ребенок в 3 месяца

На третьем месяце жизни психоэмоциональное развитие ребенка идет ускоренными темпами, буквально каждый день ознаменован новыми достижениями. Уже ярко проявляется комплекс оживления: когда близкие люди подходят к крохе, улыбаются ему и заговаривают с ним, то в ответ малыш радуется всем своим существом – он улыбается, активно машет ручками и ножками, гулит.

Трехмесячный малыш уже уверенно держит голову в вертикальном положении, хорошо упирается стопами в твердую поверхность, когда его ставят на нее, удерживая по мышки. Малыш начинает захватывать игрушки, изучает собственное тело, может подолгу рассматривать свои ручки, изловчившись и захватив одной ручкой другую. Лежа на животике ребенок может удерживать головку примерно 2-2,5 минуты, а некоторые особо подвижные детки в три месяца уже начинают переворачиваться со спины на живот.

Контрольные показатели для трех месяцев: ребенок в этом возрасте должен уметь удерживать головку хотя бы полминуты, находясь в вертикальном положении, а также поднимать и удерживать головку лежа на животике не менее 0,5 минуты. Улыбаться в ответ на улыбку и обращенные к нему слова близкого взрослого.

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца

К четырем месяцам малыш не просто удерживает голову, лежа на животике, но и свободно поворачивает ее. При этом ребенок принимает характерную позу: животик плотно прижат к поверхности, на которой лежит кроха, бедра широко разведены, а ступни находятся в воздухе. Если же малыш лежит на спине, то он с удовольствием поднимает ручки и ножки вверх, захватывает ступни ручками и пытается тянуть их в рот. Четырехмесячные дети очень любят, когда их ставят вертикально, удерживая под мышки, при этом крохи с удовольствием «пританцовывают».

В четыре месяца малыш уже не просто умеет улыбаться – он может громко засмеяться от радости, а вот ответной реакцией на сердитый голос уже может стать плач. А еще малыш начинает реагировать на изменение облика близкого человека: маму в новом ярком платье ребенок будет удивленно рассматривать, а за крупные украшения или аксессуары попытается зацепиться.

Четырехмесячные детки с удовольствием ощупывают и рассматривают предметы, и, конечно же, тянут их в рот. Вложенную в ручку игрушку малыш уже держит и довольно крепко, некоторые дети даже могут дотягиваться и сами захватывать игрушки.

На бочок на четвертом месяце пытаются повернуться все здоровые малыши. А еще четырехмесячные крохи очень любят играть со звуками и слогами. Они на разные лады «поют» гласные и произносят к четырем месяцам свои первые слоги.

Контрольные показатели: четырехмесячный малыш обязательно должет тянуться ручками к игрушке и пытаться ее захватить.

Что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок уже отличает чужих от родных и близких.  По отношению к незнакомым людям малыш испытывает смешанные чувства: страх и интерес одновременно. Вот почему ребенок может с интересом наблюдать за посторонними на расстоянии, но реагирует плачем при попытке незнакомого человека взять его на руки. Как чужие воспринимаются все, кого ребенок видит реже нескольких раз в неделю.

К пяти месяцам малыш уже умеет сам выбирать объект для наблюдения и способен сосредотачивать на нем внимание в течение 10-15 минут. А еще в этом возрасте ребенок уже способен захватывать и удерживать игрушку в кулачок, противопоставив большой пальчик при захвате остальным четырем.

Пятимесячный кроха уже хорошо различает разные интонации человеческой речи и хорошо знает голоса близких ему людей. Сам малыш подолгу и с удовольствием «поет» разные гласные и сочетания слогов.

К пяти месяцам ребенок уже достаточно окреп для освоения новых двигательных навыков. Малыш активно переворачивается, а лежа на животике – приподнимается, опираясь на кисти рук и активно поворачивает голову в сторону заинтересовавшего его объекта. Появляются попытки встать. Именно в пять месяцев целесообразно познакомить кроху с манежем: для развития кругозора с одной стороны, и в целях безопасности – с другой.

Одно из важнейших достижений пяти месяцев – это появление у ребенка способности употреблять густую пищу. Именно в пять месяцев можно начинать вводить в качестве прикорма кашу. Если первый опыт позитивный, то у малыша появляется интерес к новой пище и желание ее попробовать.

Контрольный показатель: в пять месяцев ребенок должен научиться переворачиваться со спинки на живот.

Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев 

В шесть месяцев ребенок сам берет игрушки, рассматривает их, стучит ими, перекладывает из ручки в ручку, может держать по одной игрушке в каждой руке одновременно. Малыш радуется, если ему удалось дотянуться до того или иного желанного предмета и сердится, если у него это не получается или если взрослый отнимает у него предмет из соображений безопасности.

Шестимесячный малыш уже пытается ползать: иногда у него получается двигаться задом наперед, иногда – «по-пластунски». Полугодовалые малыши любят вставать на четвереньки и раскачиваться в такой позе взад-вперед – это упражнение является подготовкой к полноценному ползанию. Некоторые дети именно из такой позы потом садятся.

В шесть  месяцев ребенок уже понимает обращенную  к нему речь,  знает свое имя и оборачивается к позвавшему его по имени взрослому. Гуление переходит в лепет, малыш способен повторять за взрослым простые открытые слоги.  Ребенок эмоционально реагирует на музыку, некоторые дети могут даже пытаться «петь» во время звучания музыкального произведения.

Полугодовалый малыш уже четко различает своих и чужих. Он распознает голоса близких людей, даже находясь в соседней комнате. Отношение к чужим становится еще более настороженным, чем прежде. Ребенок долго присматривается к незнакомому человеку, прежде чем пойти на контакт с ним. На контакт идет очень избирательно.

Многие полугодовалые малыши умеют пить из кружки и пытаются пользоваться ложкой. Попытки, как правило, неудачные, но это не главное. Главное, что в шесть месяцев ребенок уже понимает, зачем нужна ложка и что ей надо делать.

Контрольный показатель: полугодовалый малыш умеет проситься на руки к маме.

Что должен уметь делать ребенок в 7 месяцев

Семь месяцев – это время активного ползания и первых шажков вдоль опоры в кроватке. Самое главное, что могут сделать родители для развития своего малыша в это время – это обезопасить квартиру и выпустить карапуза ползать на пол.

В семь месяцев ребенок активно интересуется игрушками и любыми предметами, которые он находит, путешествуя по дому. Особый интерес вызывают коробочки, тряпочки, газеты и журналы, которые кроха с удовольствие будет рвать.

Малыш хорошо понимает речь взрослого, поворачивается к предмету, который ему называют. Хорошо знает свое имя, реагирует на то, с какой интонацией к нему обращаются взрослые. Ребенок сам активно лепечет, в лепете можно различить простейшие слова. В этом возрасте с ребенком  нужно как можно больше разговаривать и начинать читать ему первые в его жизни книжки. Книжки должны быть небольшие по формату, изготовлены из плотного картона, с яркими и крупными иллюстрациями. Для чтения семимесячным детям лучше всего подходят потешки. С  книжкой ребенок активно знакомится: сам с удовольствием листает ее, рассматривает картинки, ну, и на зуб попробует непременно.

Семь месяцев – это время активного прорезывания зубов, не для всех малышей этот процесс проходит легко и безболезненно, поэтому покупка прорезывателя будет как нельзя кстати. А еще в этом возрасте ребенок может уже заявить о своих гастрономических предпочтениях. Здесь важно следовать правилу – если малышу не понравилось какое-то новое кушанье из вновь вводимого прикорма, настаивать не следует, лучше предложить то же самое спустя пару недель.

Контрольный показатель для семи месяцев: ребенок уверенно держит игрушку и стучит ей по какой-либо поверхности.

Что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев

В восемь месяцев  малыш уже активно и очень уверенно ползает, самостоятельно сидит. Кроха сам встает у опоры и ходит вдоль нее. Малыш активно манипулирует предметами, его любимая игра – складывание предметов в коробку. Еще восьмимесячные дети обожают выбрасывать игрушки из манежа или кроватки и играть в прятки. Это связано с величайшим для этого возраста открытием – если предмета не видно, это не значит, что его не существует.

Малыш в восемь месяцев уже активно лепечет, способен выполнить простейшие просьбы взрослого, например: «Дай ручку» или «Подними ножку». Дети уже могут играть в игры, сопровождающиеся выполнением простейших действий («Ладушки», «Сорока-ворона»).

У многих малышей в этом возрасте появляются так называемые «страхи восьмого месяца»: страх расставания с мамой – гарантией безопасности и стабильности, и страх чужих. У одних детей эти страхи проявляются меньше, у других они выражены более сильно. Некоторые малыши категорически отказываются вообще идти на контакт с незнакомым человеком. Со временем интенсивность этих страхов будет снижаться.

В восемь месяцев ребенок уже может есть измельченную пищу и с интересом воспринимает знакомство с горшком. Восьмимесячный малыш не в состоянии еще  научиться проситься на горшок, но вот познакомить его с горшком в этом возрасте стоит.  В этом возрасте ребенок уже в состоянии понять, для чего нужно это приспособление.

Контрольный показатель: восьмимесячный ребенок при поддержке  за ручки может простоять несколько секунд.

Что должен уметь делать ребенок в 9 месяцев

В девять месяцев малыш не просто активно ползает, стоит у опоры и ходит вдоль нее, у него просыпается страсть к акробатическим упражнениям: ребенок пытается забраться на кресло, скамейку или стул. Особо подвижные дети в девять месяцев уже могут вставать без опоры. Любимое упражнение девятимесячного  карапуза – это попрыгать или поприседать, держась за мамины руки.

Ребенок уже хорошо понимает речь взрослого, способен показать пальчиком на знакомые предметы. У игрушки и на себе самом показывает части тела, которые называет взрослый. Уверенно листает страницы картонной книжки, может захватить и перевернуть даже несколько журнальных страниц. С удовольствием рвет и мнет бумагу – это занятие девятимесячные малыши просто обожают. Не стоит им в этом препятствовать – так развивается сила в детских пальчиках и мелкая моторика.

Девятимесячный ребенок в доме – это просто стихийное бедствие. Все, что может быть открыто – будет открыто, все, что можно вытащить – будет вытащено. Малыш норовит стащить скатерть со стола, засунуть пальчики в розетку и запихать в рот найденные на полу мелкие предметы. Для того, чтобы не случилось беды, нужно убрать из зоны доступа ребенка все, что может быть опасно, розетки закрыть специальными заглушками, на острые углы надеть силиконовые накладки.

В девять месяцев малыш делает активные попытки есть самостоятельно ложкой, может начать пытаться проситься на горшок.

Контрольный показатель: ребенок умеет ползать вперед.

Что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев

Десятимесячный малыш уже вполне самостоятелен – он может ползать, вставать, садиться, ходить вдоль опоры. Дети в этом возрасте способны буквально замучить маму требованием без конца ходить с ними по дому за ручки.

В десять месяцев малыш уже умеет катать машинку, качать неваляшку, толкать мячик, вставлять  один предмет в другой. Предпочтение в игре ребенок отдает более мелким предметам – тем, что легко помещаются у него в ладошке. Малыш уже может достать один предмет при помощи другого, бурно радуется играм-забавам.

В десять месяцев ребенок любит поиграть звуками и слогами. Он произносит их на разные лады, а из речи взрослых может выделить забавные для себя звукосочетания и начать со смехом повторять их.

В этом возрасте малыш продолжает активно осваивать навыки еды, у многих даже получается время от времени благополучно донести ложку с пищей до рта.  Малыш уже может есть мелко порезанную пищу, хорошо пьет сам из кружки или из трубочки.

Самый главный шаг в развитии десятимесячного малыша – это появление интереса к другим детям. Ребенок стремиться подражать в своих действиях другому крохе, с интересом наблюдает за его игрой. При помощи и поддержке взрослого малыш будет даже способен некоторое время поиграть в компании с другими детьми.

Контрольные показатели для десяти месяцев: ребенок умеет сбрасывать игрушки со стола, махать ручкой в знак прощания и повторять движения, которые показывает ему взрослый.

Что должен уметь делать ребенок в 11 месяцев

Одиннадцатый месяц жизни малыша часто ознаменовывается первым самостоятельным шагом и первым словом. Ребенок уже уверенно ходит вдоль опоры или держась за руки взрослого, самостоятельно забирается на некоторые предметы мебели в доме, может забраться на несколько ступенек лестницы и висеть на турнике более чем полминуты.

В одиннадциать месяцев ребенок способен выполнять просьбы и указания взрослых: дай, положи, принеси, возьми, сядь. Малыш произносит коротенькие слова и слова, подражающие голосам птиц и животных. Ребенок по просьбе взрослых машет ручкой в знак прощания, кивает головой в знак согласия и умеет отрицательно качать головой.

Малыш становится очень настойчивым – он способен многократно повторять одно и то же действие, совершенствуя  его. Пытается, и небезуспешно, самостоятельно есть ложкой, пьет сам из кружки, использует по назначению расческу.

Если малышу показать, как строить башню из кубиков, он сможет повторить это действие за взрослым. Может собрать пирамидку из колец, правда, сделать это правильно, учитывая величину каждого кольца, малышу пока  не удается. В одиннадцать месяцев появляются зачатки сюжетной игры: кроха может покормить игрушку, положить ее спать, посадить игрушку в машинку и покатать ее.

Контрольные показатели: в одиннадцать месяцев ребенок должен уметь стоять и ходить, придерживаясь за опору, знать свое имя и откликаться на него.

Что должен уметь ребенок в год

Годовалый малыш уже умеет самостоятельно вставать на ножки и ходить без посторонней помощи. А с помощью взрослого кроха даже пытается бегать – держась за руку, он бегает уже вполне уверенно.

Годовалый ребенок может без посторонней помощи пить из чашки, вполне успешно самостоятельно ест ложкой, умеет перекладывать ложку из одной руки в другую. В этом возрасте малыш активно интересуется едой в тарелках у взрослых и пытается ее попробовать.

Годовалые дети хорошо понимают, что требуют от них взрослые, они сознательно пытаются получить похвалу и радуются ей. Дети к этому возрасту уже произносят несколько слов, некоторые слова у них получается произнести вполне отчетливо, некоторые они еще сильно коверкают.

Ребенок в год умеет проситься на горшок. У каждого малыша для этого существуют свои «позывные». Однако, заигравшись или заинтересовавшись чем-либо, дети часто сообщают о своих потребностях в последний момент, так что мокрых штанишек в год полностью еще не избежать.

Годовалый малыш уже хорошо понимает слово «нельзя» и знает, какие для него существуют ограничения. Более того, уже в этом возрасте ребенок начинает проверять границы дозволенного и может начать проявлять упрямство.

Контрольные показатели для годовалого ребенка: в год не все дети умеют ходить самостоятельно, но все здоровые годовалые малыши должны уметь шагать, держась за руки взрослого. И еще один показатель – в год ребенок должен уметь подавать взрослому по его просьбе названные им игрушки.

bebiklad.ru

Развитие грудничков, поведение, что должен уметь ребенок по месяцам

Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.

Достижения

Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.

ПараметрыМальчикиДевочки
Рост, см5554
Вес, г45004200
Окружность головы, см3736

Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.

В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.

Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.

В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.

Второй месяц развития ребенка

К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.

Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.

Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Особенности четвертого месяца жизни

В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.

Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).

Пятый месяц жизни

Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.

Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.

Особенности шестого месяца жизни ребенка

Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.

Особенности седьмого месяца жизни

Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.

Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.

Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.

Развитие на восьмом месяце жизни

Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.

Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.

К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.

Девятый месяц жизни

Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.

Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.

10 месяц развития ребенка

В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.

В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.

Одиннадцатый месяц жизни

В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить. Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.

Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес.Главное достижение
1Лежа на животе, поднимает подбородок
2Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3Пытается захватить игрушку
4Начинает сидеть с посторонней помощью
5Любит сидеть, хватает предметы
6Может сидеть за своим стульчиком
7Садится сам
8Стоит с посторонней помощью
9Стоит, держась за опору
10Хорошо ползает
11Ходит с посторонней помощью
12Первые шаги

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

ВозрастНавыки общения и речи
От 0 до 8 недельПлач, крик.
От 4 недель до 3 месяцевСмех и улыбка.
С 3 до 5 месяцевВо время данного периода появляется гуляние, дети нараспев произносят гласные.
С 4 месяцевКомплекс оживления, ребенок радуется общению.
С полугодовалого возрастаПроизносит слоги.
С 7 месяцевПоявляется интонация, повторяются слоги.
С 7 месяцев до годаПонимает и произносит слова.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес.Прибавка в росте, смПрибавка в весе, г
13-4700
23,5800
32-3850
42-3800
52-3750
62-3650
72-3600
82-3500
91-2450
101-2400
111-2350
121-2300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года:

  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком. Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Параметры одежды

Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.

Размеры505662687480
Рост, см505560657177
Обхват груди, см424345474951
Обхват талии, см424345474850
Обхват бедер, см434547495153
Возраст, мес.01,51,5-33-66-99-12

Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.

Рост, смРазмеры стопы, см
50-567
56-628
62-689
68-749-10
74-8011-12 см
80-8612-13

Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.

Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.

Возраст, мес.Размеры головы, см
МальчикиДевочки
034-3534
13736
23938
34039
441-4240-41
542-4441-42
643-4442-43
744-4543-44
84543-44
945-4644-45
104645
1146-4745-46
1246-4745-46

Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.

grudnichky.ru

Что должен уметь ребенок по месяцам, таблица от 1-12

     Ну вот он и родился, ваш долгожданный, чудесный малыш! Вы уже принесли его домой и он смотрит на вас еще ничего не понимающими глазками. Что же с ним делать?

Природа дивно установила свои законы и правила. Развитие человека – это одно из них. Ни перепрыгнуть на шаг, ни остаться на прежнем уровне… Все закономерно. Итак, как будет развиваться ваш малыш? Обращайтесь к ниже приведенной информации, что должен уметь ребенок по месяцам, таблица подскажет вам!

Что должен уметь ребенок по месяцам, таблица

Первый месяц жизни – один из самых ответственных

В этом возрасте при правильном развитии малыш должен уметь:

  • фокусировать свой взгляд на чем-то. А так как игрушки давать еще рано, то это будут лица близких;
  • лежать на животике, при этом по несколько секунд держать головку;
  • реагировать на звуки: голос мамы, музыка, громкий крик или звон;
  • некоторые дети уже начинают взглядом следить за взрослыми, чуть поворачивая головку;
  • улыбаться, проявлять эмоции.

 Вот он чуть подрос и идет уже второй месяц жизни

 Умения крохи значительно расширяются. Теперь он:

  • пытается издавать звуки. В народе это называют «агукать»;
  • крепче держит голову в горизонтальном положении. И не только держит, но и поворачивает ее;
  • учится держать головку и в вертикальном положении;
  • пытается держать игрушку или хотя бы тянется к ней.

 Третий месяц – месяц активных эмоций

Ваш ребенок уже достаточно познакомился с домом и его обитателями, избрал для себя приятное и выделил неприятное. Теперь он, кроме уже приобретенных навыков, пытается:

  • смеяться вслух или даже визжать от радости;
  • уверенно провожает интересующий его предмет взглядом;
  • внимательно изучает свои руки и пытается управлять ими;
  • приподниматься на руках, когда лежит на животике;
  • переворачиваться на один бочок;
  • уверенно брать погремушку и трясти ей, ожидая звук.

 В четырехмесячном возрасте

Происходит закрепление всего того, что ребенок умеет. Они, так сказать, шлифуются:

  •  смеется громко и осознанно;
  • лежа на животе, долго удерживает голову;
  • твердо держать голову в положении «торчком»;
  • сам играет погремушкой;
  • произносит несложные сочетания звуков (ма, па, ба, ага и других).

 В пять месяцев

Ваш малыш уже достаточно подрос, возросли и его потребности. теперь он требует движений! Для этого возраста характерны:

  • первые пробы движений ногами: ребенок пробует перенести часть тела на ноги;
  • попытки садится без опоры;
  • крепкая посадка головы в вертикальном положении и поворачивания ею;
  • осознанное «общение» со взрослыми: добавляются звуки и слоги, которыми малыш пробует поддерживать беседу.

 Шести- семи месячный малыш

 Что должен уметь ребенок по месяцам – эта таблица помогает родителям распознать, правильно ли развивается ваша кроха. Теперь он:

  • сидит без поддержки;
  • может зажимать в кулачке небольшие предметы;
  • пытается стоять, держась за опору;
  • пробует на вкус не только еду, но и то, что нравится ему визуально;
  • учится выражать свои эмоции: недовольство, радость, обиду и прочие;

 8 месяцев

Ваш ребенок каждый день радует вас новыми навыками. Он прекрасно справляется с тем, чтобы:

  • добраться (ползком или подтягиванием тела) до любимой игрушки;
  • самостоятельно играть, перекладывая игрушки;
  • самому сесть из положения «сидя», после чего подтянуться и принять положение «стоя».

 Девятимесячный ребенок

Будет радовать вас двигательными «новинками». Он осознанно:

  • машет на прощание ручкой;
  • хлопает в ладоши, когда заиграет музыка;
  • передвигается, держась за стенку или мебель.

Самую же большую радость, которую дарит этот возраст: малыш начинает говорить осознанно «мама» и «папа».

Десятимесячный малыш закрепляет все освоенные навыки

Теперь он уже способен оценить некоторые требования родителей, например, «нельзя, «иди», «дай». Поэтому как можно больше времени проводите, разговаривая с ребенком.

Наша таблица «Что должен уметь ребенок по месяцам» достаточно условна, ведь каждый ребенок индивидуален, но она отражает основные навыки, характерные для того или иного возраста.

 Одиннадцать месяцев

 Безусловно, есть ребятишки, которые в этом возрасте уже ходят, но большинство только-только отрабатывают этот навык, причем без посторонней помощи. Также он должен пытаться повторять или уже повторять те слова. которыми вы общались с ним: «пока», «дай», «ням-ням» и другие.

 Годовалый малыш – вполне самостоятельный человек, который легко играет в мячик, лепечет по-своему и даже имеет свое мнение на те или вещи или события. Он хочет активно принимать участие в жизни семьи, поэтому требует к своей персоне удвоенного внимания. Не убейте эти стремления, поддерживайте и словом, и делом!

Вот вы вместе с дочуркой или сынишкой и вступаете в новый жизненный этап – второй год жизни. Там все будет по-другому, но мы надеемся, что должен уметь ребенок по месяцам таблица помогла посмотреть на кроху другими глазами!

Читайте подробнее о развитии  ребенка по месяцам.

razvitiedetei.info

Достижения ребенка до 1 года в таблице – суть и польза метода

Многих родителей слово «таблица» пугает своей «документальностью». Одни просто не верят сводным таблицам разных параметров, другие ссылаются на индивидуальность и не желают равняться на всех, третьим, наоборот, мерещится куча отклонений и патологий при малейшем отступлении от табличных данных. Четвертые не считают себя обязанными утруждаться постоянной сверкой с чем-то или отслеживанием динамики… Для чего же нужны таблицы развития ребенка? Можно ли им верить? Зачем вести собственную таблицу?

От рождения до года

Новорожденный ребенок за первый год своей жизни делает невообразимый рывок в освоении всевозможных навыков. Бдительные родители всегда следят за их динамикой. Но часто мы склонны «несколько преувеличивать» ситуацию – для самоуспокоения и гордости перед окружающими. Как только ребенок сделал пару первых шагов, мы радуемся: он ходит! Едва он взял ложку в ручку, восторгаемся: он сам ест! Часто подобное поведение может стать причиной того, что родители не замечают: их ребенок освоил тот или иной навык слишком поздно или пока не освоил вовсе (не заговорил к году – не страшно, всему свое время).

Каковы же основные достижения ребенка до 1 года? На что обращать внимание? За первые 12 месяцев он научится:

  • держать голову;
  • лежать на животе;
  • переворачиваться;
  • ползать;
  • сидеть;
  • вставать, стоять и ходить;
  • улыбаться, хмуриться и выражать другие эмоции;
  • следить за предметами, яркими игрушками, громкими и тихими звуками;
  • играть в прятки;
  • брать игрушки, играть ими, отдавать их взрослым;
  • общаться с помощью гуления, лепета, жестов и эмоций;
  • сопереживать окружающим;
  • реагировать на свое имя;
  • прощаться и приветствовать окружающих жестами;
  • узнавать своих и чужих, доверять другим людям, не только родным;
  • говорить первые «настоящие» слова;
  • понимать первые запреты;
  • реагировать на похвалу;
  • понимать, что предмет есть, даже если его спрятали;
  • понимать, что мама вернется, если ушла;
  • кушать ложкой и пить из чашки самостоятельно.

Не правда ли, список внушительный? Но – довольно усредненный: кто-то умеет немного больше, кто-то чуть меньше. В целом же психическое, физическое, эмоциональное и речевое развитие с рождения до первого юбилея ребенка проходит огромный путь, достойный восхищения.

Если вы замечаете, что малыш отстает в той или иной сфере, не ждите очередного планового визита к доктору. Обратитесь сразу же, как что-то покажется подозрительным. Пусть лучше это окажется «ложной тревогой», чем останется проигнорированным симптомом. Понимающий доктор никогда не упрекнет вас в излишней мнительности, а наоборот, расскажет, почему ребенок вас насторожил, с чем связаны те или иные проблемы (возможно, действительно и не проблемы вовсе).

Для чего нужна таблица?

Родителям следует, прежде всего, понимать, что таблица – это выборка основных, важных показателей развития малышей, основанная на глубоких многолетних исследованиях и дающая представление о нормах развития тех или иных показателей у детей в разном возрасте.

Такими таблицами, кстати, часто пользуются педиатры и неврологи, чтобы оценить ребенка, если на каком-то этапе его достижения разнятся с общепринятыми. Принимая во внимание течение беременности и родов, социально-бытовые условия, наличие или отсутствие каких-либо заболеваний у малыша, а также сравнивая данные таблицы с навыками ребенка, врач может сделать вывод о том, является ли в каждом конкретном случае то или иное отставание симптомом серьезных отклонений.

Возможно, речь идет просто об индивидуальной динамике (ребенок генетически предрасположен к запаздыванию, либо имеет большой вес, при котором ему труднее осваивать двигательные навыки, либо просто это особенности его темперамента – он немного ленив и медлителен). Или же ситуация требует коррекции действий родителей по развитию навыков своего ребенка (они не достаточно занимаются с ним, общаются, играют). Возможно, малыш получает несбалансированное питание или мало бывает на воздухе.

Все это сказывается на его навыках и не всегда говорит о серьезной патологии. Таблица в данном случае является удобным средством, позволяющим наглядно отследить прогресс, который наступит после коррекции всех этих факторов у конкретного ребенка, и определить при необходимости план дальнейших действий.

Помните, что отставание ребенка в какой-либо одной сфере (например, двигательной), если вовремя не заняться коррекцией, рано или поздно «потянет» за собой отставание и в речевых, и в мыслительных процессах. Исправить это будет гораздо сложнее. Ведь развитие отделов головного мозга взаимосвязано. Неправильно развиваются одни – это влияет на развитие соседних. Так же как и наоборот (всем известно, что развитие центров, отвечающих за мелкую моторику, «включает» в работу и центры, ответственные за речь, мышление, память).

Нормы развития детей до полугода

Для наглядности приведем список основных навыков ребенка до полугода по месяцам в виде таблицы.

Возраст (мес.)Двигательные навыкиЗрениеСлухЭмоцииРечьИнтеллект
1Конечности согнуты, присутствует множество рефлексов, выражены хватательный и сосательный рефлекс.Несколько минут фиксирует внимание на игрушке или лице взрослого. Следит за медленно передвигающимся перед глазами предметом или яркой игрушкой.Прислушивается к голосам, звукам, шуму погремушки. К 4-й неделе поворачивает голову на звукК 4 неделе улыбается маме. Радостно сучит ручками и ножками на обращенную к нему речь. Появляется комплекс оживления как реакция на близких людей.Использует простые гортанные звуки (а, э, гы, кх).Приспосабливается к окружающему миру, проявляет к нему интерес.
2Разводит ручки в стороны, может повернуть голову, на животе ненадолго приподнимает голову. Пару секунд удерживает игрушку.Следит за игрушкой или предметом около 15 секунд. Фиксирует взгляд на них до 25 секунд. Видит предметы объемно.Концентрируется на звуках до 10 секунд. Поворачивает голову в их сторону.Комплекс оживления выражен ярче.Начинает гулить со звуками «ага», «агу», «гы». Плач интонационно окрашен.Интерес к внешнему миру растет, появляется координация рук и глаз.
3Полминуты держит голову в вертикальном положении, до минуты – на животе. В таком положении упирается на локти. При поддержке подмышки упирается ровными ножками в поверхность. Хватает предметы не рефлекторно, а сознательно.С интересом следит за движущимся предметом или игрушкой. До 5 мин. может рассматривать ручки. Видит объекты на расстоянии до 60 см от глаз.Отводит глаза, а потом голову в сторону звука. При резком звуке замирает, хмурится и плачет.Сознательно строит контакт со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления ярко выражен.Активно и подолгу гулит.Сознательно и избирательно интересуется предметами окружающего мира.
4Умеет поворачиваться на бок, пробует перевернуться на животик. Придерживает при кормлении грудь, бутылочку.Узнает близких людей, себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 минут.Реагирует на музыку. Точно поворачивает голову на звук. Различает родных по голосам.Смеется громко и заливисто. Отвечает на улыбку. Требует внимания взрослых.Активно гулит. В речи появляются первые слоговые цепочки.Действия становятся целенаправленными и осознанными. Понимает простые причинно-следственные связи. Интересуется всем новым.
5Делает попытки сесть. Лежа на животе, упирается ладошками прямых рук. Изучает предметы ощупыванием, тянет их в рот.Отличает родных от чужих. Следит за предметом до 15 мин.Различает речь по интонациям. На звук поворачивается всем телом.Требует общения, привлекает к себе внимание. Интересуется другими детьми.Гуление певучее, протяжное.Интересуется предметами, удаленными до 1 м, а также разными частями своего тела.
6Переворачивается с живота на спину. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Достает и хватает предметы, перекладывает их в руках. Держит бутылочку.Зрение становится острее – малыш различает мелкие предметы.Слух совершенствуется. Кроха слышит даже тихие звуки: шепот, шорохи.Испытывает любовь к родителям, ждет от них похвалы, любви и поддержки.Гуление переходит в лепет. Малыш повторяет до 40 слоговых вариаций.Ставит перед собой простые цели и понимает пути их решения (чтобы взять игрушку, нужно отодвинуть коробку).

На пути к первому юбилею

Вот сколько всего умеет делать ребенок в полгода. В следующем полугодии его навыки развиваются еще более стремительно. Из грудничка малыш быстро превращается в «ползунка», а затем и в «ходунка».

Возраст (мес.)ДвиженияУменияЭмоцииРечьИнтеллект
7Сидит без опоры, может перевернуться на живот и обратно. Ползает на четвереньках. Любит бросать предметы. Перекладывает их в руках, стучит ими по поверхностям.Пьет из чашечки в руках взрослого, хорошо кушает с ложечки. Подолгу может «мусолить» сухарик, баранку.Хочет быть центром внимания. Но теперь – для совместных игр.Активно лепечет. Произносит четкие сочетания слогов («ба-ба», «да-да», «ма-ма»)Понимает простые причинно-следственные связи (смотрит, куда упадет брошенная игрушка, ищет глазами дверь на кухню, когда голоден)
8Поднимается на ножки по опоре. При поддержке переступает ножками. Активно ползает. Уверенно сидит.Тянет руки к своим вещам, узнавая их. Держит в руке и ест хлеб.Начинает бояться незнакомцев, боится потерять близкого человека из поля зрения.Слогов и слогосочетаний в лепете становится все больше.Начинает все вокруг исследовать и изучать (особенно устройство игрушек). Ищет выпавшую из рук игрушку.
9Держится за опору одной рукой, переступая, хватаясь свободной рукой за игрушку или другую опору. Подолгу сидит и ползает.Пьет из чашки в руках взрослого, придерживая ее руками. Может держать ложку. Не хочет отдавать предмет из рук. Готов приучаться к горшку.Испытывает множество эмоций (страх, удивление, радость, гнев). Стремится увлечь взрослых своими играми.Появляются первые указательные «слова». Понимает просьбы и запреты.Отделяет себя от взрослого, считает себя самым главным. Развивается память.
10Может стоять без опоры или поддержки. Передвигается по опоре или толкая стул.Катает мячик, собирает пирамидку, возит машинку. Поднимает упавший предметПоявляется чувство юмора. Любит играть в прятки. Расстраивается, услышав запрет. Контактирует с другими малышами.Повторяет за взрослыми слоги. Может произносить первые слова (мама, дай, там)Развиваются все ощущения: становятся острее зрение, слух, вкус, обоняние, тактильное восприятие. Улучшается память.
11Уверенно стоит без опоры, расставив ножки, удерживая равновесие руками. Ходит с поддержкой.При захвате предмета, игрушки раскрывает ладошку соответственно его размерам, показывает пальчиком туда, где его что-то заинтересовало. Может набирать еду ложкой.Понимает, что взрослыми можно манипулировать, и пытается делать это. Может кивком головы обозначить «да» или «нет».Знает несколько простых слов, может повторять новые за родителямиНастойчиво добивается цели, многократно повторяя действие. Появляются признаки сюжетности в игре с игрушками (кормит куклу, укачивает мишку, перевозит груз на машине). Осмысливает всю получаемую информацию.
12Самостоятельно приседает, наклоняется за игрушкой. Преодолевает ступеньки приставным шагом. Проходит сам несколько метров.Самостоятельно пьет из чашки, может пользоваться ложкой.Испытывает кризис первого года жизни, связанный с «отделением от взрослых» из-за освоения навыка ходьбы. Становится капризным и непослушным.Может произносить несколько простых слов и несколько подражательных. Понимает, о чем речь, даже если не видит предмет.Начинает понимать обобщающие категории предметов (мебель, транспорт, пища) или игрушек (мячи, машины, кубики, куклы). Начало формирования произвольного внимания.

Следим за развитием ребенка сами

С помощью подобных таблиц мамы могут с легкостью выяснить, все ли из того, что уже должен уметь, освоил их ребенок. Есть другой вариант такой работы: можно самостоятельно начертить такую таблицу на большом листе бумаги и отмечать крестиком или галочкой время, когда у ребенка обнаруживается очередной навык.

Кстати, совсем не обязательно копировать все колонки как есть. Мама может добавить в таблицу пункты, которые сама хочет отслеживать. Например, могут появиться графы «тактильные ощущения» или «социальный опыт», в графе «речь» можно различать активную (произносимые слова) и пассивную (понимаемые слова), к физическиму развитию добавить отдельно мелкую и крупную моторику, координацию, появление зубов. А графу «интеллект» можно разбить более подробно, добавив такие понятия, как «внимание», «память», «логика», «мышление».

К тому же, каждую графу можно раздробить на части: начало освоения навыка, овладение навыком, уверенное овладение.

Показав своему педиатру такую таблицу на приеме, родители помогут ему значительно быстрее и точнее сделать заключение об уровне развития ребенка на конкретном этапе. Особенно если их что-то тревожит и они хотят развеять свои сомнения или своевременно обнаружить проблему.

А иногда доктора сами просят родителей вести такие записи, если возникают какие-то сомнения или подозрения в отклонениях от норм. Часто бывает, например, что малыш немного отстал, потому что в этом месяце сильно болел и ослаб. Но он догонит сверстников, если нет других нарушений. А вот ребенок, который отстает от норм от этапа к этапу, требует более пристального внимания.

Известные педиатры Марта и Уильям Сирс настоятельно рекомендуют вести такие таблицы. Но что примечательно, они советуют сравнивать в них развитие ребенка не с нормами или развитием окружающих детей, а с достижениями самого малыша, только на предыдущем этапе. Если развитие ребенка прогрессирует от месяца к месяцу, но оказывается чуть ниже общепринятого – это его индивидуальный темп развития. Главное, чтобы малыш прошел последовательно все этапы.

Сохраняйте такие таблицы на память. Когда дети подрастают, им становится любопытно, какими они были в детстве. Мама сможет без труда рассказать ребенку об этом, основываясь на данных такой таблицы, даже если сама уже что-то забыла. Ей и самой будет интересно вспомнить, как развивался малыш в том возрасте.

Таблица развития ребенка – отличный и удобный наглядный способ четко отследить темпы развития маленького человека. Попробовав однажды ими пользоваться, родители быстро оценят их пользу. К тому же, они станут прекрасной памятью о том, как ребенок прожил первый год своей жизни.

Текст

razvivashka.online

Таблица развития ребёнка от 0 до 11 месяцев

Молодые мамы отмечают каждый успех в развитии малыша и переживают, если, по их мнению, он запаздывает с овладением того или иного навыка. Разберёмся, что должен уметь кроха на том или ином возрастном этапе, и когда вам ждать первых улыбок и шагов.

С первых дней жизни до 11 месяцев ребёнок совершает огромный скачок в физическом и психоэмоциональном развитии. Каждый месяц – очередной этап, во время которого малыш учится взаимодействовать с окружающим миром, родителями и собственным телом.

Таблица развития ребёнка

Физическое развитие Многие мамы отмечают, что первый месяц малыша – один из самых спокойных, так как ребенок большое количество времени проводит во сне и за едой. Окончательно формируются многие органы и системы тела: органы дыхания, пищеварения и выделения, система терморегуляции, проприоцепции (ощущения собственного тела) и система органов чувств. К концу первого месяца начинают формироваться первые безусловные рефлексы (хватательный рефлекс, реакция на холод, тепло, прикосновение рук и т.д.).
Психоэмоциональное развитие К концу первого месяца новорождённый начинает задерживать взгляд на погремушке или лице мамы, фиксируя предмет, узнаёт близких людей и пытается улыбнуться им, у него наблюдаются зачатки мимики. Для того чтобы развитие малыша шло по правильному пути, маме нужно как можно чаще стимулировать развитие чувствительных и зрительных ощущений (легкий массаж, поглаживание пальчиков и пяточек, речевой контакт с ребёнком, телесный контакт и демонстрация игрушек).
Речевое развитие Ребёнок может совершать микродвижения, издавать свои собственные звуки в такт речи взрослого (писк, фырканье, кряхтение, плач и т.д.), различает громкие и тихие звуки, проявляя беспокойство при резких раздражающих мелодиях или речи.
Физическое развитие Все органы и системы малыша продолжают совершенствоваться: физически ребенок становится более развитым. Когда мама кладёт малыша на живот, он может держать головку в течение 10-20 секунд, а некоторые дети могут даже переворачиваться на бок. Многие дети активно двигают ручками и ножками, крепко держатся за протянутый палец или погремушку. У детей улучшается координация движений. Проходит легкий гипертонус, который часто держится в первый месяц после родов.
Психоэмоциональное развитие С эмоциональной и психической точки зрения повышаются потребности малыша в новых впечатлениях и ощущениях: плач малыша в 2 месяца вполне может означать скуку или ощущение потерянности, потребность привлечь внимание. Малыш начинает реагировать на речь, поворачивая голову в сторону источника голоса, может улыбнуться, услышав голос мамы. Развивается и зрение малыша: теперь он подолгу изучает погремушки или лицо взрослых, фиксируя на нем взгляд. Приобретите малышу побольше ярких игрушек и постарайтесь не оставлять малыша надолго одного.
Речевое развитие Ребенок начинает произносить свои первые звуки, - короткие, отрывистые гласные, которые со временем станут длиннее.
Физическое развитие В 4 месяца малыш хорошо держит головку и активно поворачивает её, реагируя на звук или яркую игрушку, голос близких родственников. Лёжа на животе, малыш принимает характерную позу лягушонка:  бёдра разведены в стороны, ступни в воздухе, а тело прижато к кроватке. Эта поза подготавливает тело ребёнка к ползанию. Если малыша поддерживать, он с удовольствием отталкивается ножками от поверхности, пританцовывает.
Психоэмоциональное развитие Ребёнок начинает активно изучать внешний мир: если в руки попадут, например, мамины бусы – долго разглядывает предмет и пытается попробовать его на зуб, понюхать или укусить. Малыш по-разному реагирует на знакомые и чужие предметы, изучая незнакомые. Четырехмесячные дети могут распознавать родных и близких, осознавая разницу в их облике (например, если мама ярко накрасилась или папа надел очки). Приятные перемены малыш встретит радостным смехом, а вот от испуга может расплакаться.
Речевое развитие Ребёнок активно пользуется новым умением, подолгу выводя полуслова на своем «малышовом» языке и произносит свои первые слоги.
Физическое развитие Физически ребёнок развит уже настолько, чтобы активно переворачиваться, приподниматься на руках, появляются попытки встать или поползти. Нужно внимательно следить за ребёнком на этом этапе, чтобы он не причинил себя вреда, возможно, приобрести манеж или развивающие коврики. Дети в этом возрасте активно перекатываются на бочок.
Психоэмоциональное развитие Ребёнок начинает различать любимые и нелюбимые игрушки, сосредотачивая внимание на любимых. Он может крепко держать игрушку и сопротивляется попыткам забрать её у него. Кроме этого, значительного развития достигает психика малыша: он отличает «чужих» от своих (причем, чужим легко можно стать, не пообщавшись с ребенком несколько недель), и с одной стороны тянется к чужим, испытывая любопытство, но при близком контакте может начать плакать. Пятимесячный малыш с удовольствием разглядывает картинки, проявляет интерес к зрительным образам. У малыша появляется интерес к новой пище, и его пищеварительная система уже готова к освоению нового вида пищи (прикорма).
Речевое развитие

Он начинает активно интересоваться звуками и слогами, может произнести что-то простое («ба», «ма», па»). «Гулит», переходит на лепет в такт стихам, сказкам и потешкам, которые читают ему родители.

Физическое развитие 6-месячный ребёнок уже пытается ползать, передвигаясь задом наперед или на животике, иногда вставая на четвереньки и делая попытки встать, держась за руку взрослого или опору.
Психоэмоциональное развитие Малыш самостоятельно берёт игрушки, осознанно играет ими, стучит по различным поверхностям, пытается попробовать на вкус, бросает и пытается достать, явно показывая свое недовольство, если родители пытаются забрать у него предмет.Посторонние люди воспринимаются ребёнком теперь ещё более подозрительно, на контакт с людьми, не являющимися членами семьи, ребёнок идёт избирательно и долго присматривается к постороннему. При возникновении чувства страха малыш активно просится на ручки к маме.
Речевое развитие Ребёнок понимает направленную к нему речь, активно пользуется изученными слогами и продолжает осваивать новые слоги, звуки.
Физическое развитие Для малыша и его родителей наступает нелегкое время: малыш начинает ползать по квартире и делать свои первые шаги, опираясь на бортик кровати или руки родителей, легко переворачивается со спины на живот, на бок, учится сидеть самостоятельно. В этом возрасте у многих детей начинают прорезываться зубки – часто процесс протекает нелегко, с подъемом температуры, появлением катаральных явлений, опуханием десен.
Психоэмоциональное развитие Ребенок увлеченно исследует пространство квартиры и новые предметы, которые попадаются ему на пути. Особенно увлекается малыш разнообразными коробками, журналами, баночками и газетами. С другой стороны, ребёнок в этом возрасте очень привязан к матери и сильно пугается, если она куда-либо уходит. Можно продолжать введение прикорма, так как малыш с ещё большим интересом узнает новые продукты. Правда, 7-месячный малыш уже может протестовать против тех или иных кушаний, высказывая свое одобрение или неодобрение по поводу гастрономических изысков мамы.
Речевое развитие Понимает то, что говорят ему родители, распознает интонацию, пытается реагировать на речь – «гулит», произносит первые простейшие слоги или слова.
Физическое развитие Малыш уверенно ползает и сидит, самостоятельно встаёт, опираясь на окружающие предметы и переступая ножками. Развивается мелкая микромоторика пальцев: ребёнок может вложить предмет в предмет, собрать пирамидку.
Психоэмоциональное развитие Игрушки переходят в новое качество: ребёнок увлечённо играет самостоятельно, особенно радует его процесс складывания вещей в коробку или выкидывание их из кроватки или коляски. Он понимает и выполняет простейшие просьбы родителей (возьми игрушку, сыграй в ладушки и т.д.), подолгу может смотреть в окно или на экран телевизора. Часто малыш уже ест протёртую или мелко порубленную пищу, его можно начинать высаживать на горшок для знакомства с новым предметом. Часто в этом возрасте появляются интенсивные страхи, которые могут оказать влияние на развитие малыша: в большинстве случаев детям просто нужно больше внимания и заботы, и со временем они перерастут эти страхи.
Речевое развитие Ребёнок активно лепечет, подражая речи взрослых, учит всё новые слоги и сочетания звуков.
Физическое развитие Ребёнок в этом возрасте уже активно ползает, стоит и ходит, практически не держась за опору, пытается забраться на кровать, стул или колени родителей, с удовольствием прыгает, приседает и пританцовывает, держась за руки мамы. Малыш активно познаёт мир, открывая и закрывая ящики шкафа, стаскивая предметы с разнообразных поверхностей и пробуя на вкус всё, что попадется на глаза, а также с удовольствием рвёт и мнёт газеты и журналы, которые находит. Родителям остаётся только набраться терпения и пережить этот период.
Психоэмоциональное развитие Психоэмоциональное развитие также становится более зрелым: девятимесячный ребенок хорошо понимает речь взрослых, показывает знакомые предметы и части тела, может пытаться начать есть ложкой и пользоваться чашкой и проситься на горшок.
Речевое развитие Ребёнок всё активнее подражает речи взрослых, учит новые слоги и сочетания звуков.
Физическое развитие 10-месячный малыш спокойно перемещается по квартире – ползает, встает, сидит, может самостоятельно ходить, почти не держась за опору или руку матери.
Психоэмоциональное развитие Ребёнок легко играет самостоятельно, но начинает увлеченно наблюдать за действиями других детей и пытаться подражать их действиям. В этом возрасте уже можно пробовать ввести ребёнка в компанию других детей и оставить ненадолго поиграть. Дети в этом возрасте больше любят мелкие предметы, которые легко ухватить ручкой, - небольшие машинки, куклы, кубики или пирамидки, но нужно внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не засунул мелкий предмет в нос или рот. Ребёнок спокойно катает машинки, качает неваляшки, мячик. Может осознанно бросить надоевший предмет, достать при помощи одного предмета другой. Кроме этого, в этом возрасте малыш увереннее пользуется ложкой, кружкой или тарелочкой, ест мелко порезанные продукты.
Речевое развитие Малыш играет звуками, пытается по-своему произносить знакомые слова и повторять за взрослыми, воспринимает шутки в свой адрес, играет со звуками и словами.
Физическое развитие В этом возрасте дети чаще всего делают первые самостоятельные шаги, не держась за руку матери. Но в любом случае, малыш уверенно идет вдоль опоры или держась за руки родителей, может взбираться на мебель или ступеньки лестницы, висит до 1 минуты на турнике или руках родителей.
Психоэмоциональное развитие Он может повторять короткие слоги и слова, повторяет за родителями жесты и движения (помахать рукой в знак прощания, кивать головой, обнять и поцеловать маму), выполняет простые просьбы (дай, принеси, сядь, подними ножку), а также знает своё имя и откликается на него. Ребенок проявляет ярко выраженное позитивное или негативное отношение к тем или иным игрушкам, одежде и продуктам, может самостоятельно есть ложкой и пить из поильника. Игры становятся более осмысленными: малыш выполняет простые сюжетные действия (покормить куклу, уложить спать и т.д.), зачастую повторяя их до бесконечности, пока не научится выполнять их верно.
Речевое развитие Ребёнок понимает разговор о себе и окружающих вещах взрослых людей, более уверенно произносит слова и слоги, подражает услышанным животным и птицам.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

detstrana.ru

Развитие ребенка по месяцам до года - календарь для мальчиков и девочек: что должен уметь ребенок

Рождение младенца в семье – это не только знаменательное и счастливое событие, но и очень ответственный переход на новую ступень общения, ведь кроху воспитывает и растит окружение или среда. Именно поэтому важно обеспечивать развитие ребенка по месяцам до года и позже, уделяя максимум внимания новорожденному и постоянно развивая его способности. Это относится ко всем аспектам: от интеллектуального до физического. К чему стоит стремиться, постоянно развивая своих детей? Расскажет подробнее данная статья.

Нормы развития ребенка

В современной педиатрии существует целый календарь развития ребенка по месяцам, в котором отражены все навыки младенцев, приобретенные ими по ходу роста.

Каждый промежуток времени до года – это определенный шаг, сделанный крохой в нашем большом мире.

Ему предстоит пройти долгий путь до становления более или менее успешным человеком, который способен обслуживать себя сам: самостоятельно кушать, одеваться, общаться, выполнять несложную работу, а также многое другое.

Изменения, происходящие на первом году жизни очень важны. Для нас действия, которым обучается новорожденный, уже рефлекторны и привычны. Мы даже не задумываемся о том, что выполняем их и затрачиваем какие-то усилия. Для младенца же это целая наука!

Важно! Развитие каждого индивидуально. Например, кто-то вообще не начинает ползать, а сразу ходит, невзирая ни на какие исследования и таблицы. Именно поэтому не стоит волноваться, если ваше чадо не делает чего-то такого, что он уже «должен» выполнять. Разница в 1-2 ступени вполне допустима. Но все же стоит присматриваться к крохе, не тормозится ли развитие скрытым заболеванием.

1-6 месяцев

Нормы развития ребенка делятся на несколько этапов. Самый первый этап новорожденности длится с первого до третьего, но часто новорожденным считают любого младенца до достижения первой серьезной даты – полугода, т.к. в это время кроха пробует самостоятельно садиться и уже не ведет постоянный лежачий образ жизни. С этого времени новорожденный становится не младенцем, а малышом.

Первый же месяц жизни считается настоящим периодом адаптации не только для ребенка, но и для родителей. Последние должны усвоить элементарные правила ухода и кормления, а также суметь организовать досуг во время бодрствования.

Обратите внимание! Плюс ко всему этот месяц очень тяжел для мамы, т.к. она не только привыкает к грудному вскармливанию, но и восстанавливает силы после родов. Именно поэтому важна поддержка родных и близких, которая заключается не в том, чтобы отвлечь ребенка на себя, и дать маме перемыть всю квартиру, а также наготовить кучу блюд, а напротив, предоставить ей время самостоятельного отдыха. В первый месяц важно понять само чадо. У вас мальчик или девочка? От этого также зависит характер ребенка.

Будет ли он много капризничать, либо напротив, проведет дни спокойно и весело? А может быть ваш малыш — жаворонок и всегда будет поднимать вас с рассветом?

Или того хуже, он – сова и будет так трудно уложить вечерами? Все это должно сложиться в общую схему, которая называется режим. Именно он помогает правильно развивать навыки ребенка до года.

В первое время своей жизни новорожденный отсыпается после процесса рождения и спит практически 70% суток. Частым является такой режим: час через три. Младенец спит ровно три часа, а потом просыпается, чтобы покушать, пообщаться с окружающими и сходить в туалет.

Как развивать ребенка в период этого кратковременного бодрствования? Самым лучшим методом будет общение. Если с крохой постоянно разговаривают в этот период, то к концу первого месяца он уже сам освоит такой навык, как «гуление», то есть будет издавать хаотичные звуки отвечая на ваши слова.

Важно! В это время самым главным является интонация. Кроха не понимает ни одного вашего слова, кроме пожалуй, «мамы», означающей заботу, еду, питье и вообще половину окружающего мира. Поэтому избегайте резких звуков в вашей речи, а также старайтесь говорить негромко и доброжелательно, чтобы не напугать.

Что умеет ребенок? Сжимает кулачки, рефлекторно и хаотично машет ручками, плачет, причем плач может быть разным. Громкий и требовательный – значит что-то не так, например, болит живот, либо хочется есть. Если плач зовущий и «мычащий», значит малышу стало скучно и одиноко, и так «ласково» он зовет маму.

Вторые тридцать дней жизни ребенка уже посвящены перестройке своего режима и переходу на 3-4 кратковременных сна, между которыми есть периоды бодрствования. С каждым разом они увеличиваются во времени.

Как развивать ребенка? Начать использовать погремушки. Они не только помогут развитию двигательной активности, но и поспособствуют улучшению координации движений.

В это время младенец уже способен на несколько секунд фокусировать взгляд на мамином лице, либо на яркой игрушке. Нужно повесить над колыбелькой несколько красивых и не пугающих ярких погремушек.

Их не должно быть более 2-3, чтобы новорожденный не устал от излишнего разнообразия. Вешать их надо так, чтобы можно было достать их ручками.

Важно приучить малыша к разным звукам: например, к негромкой музыке, к шуму магистрали за окном и на улице, к тихо работающим электроприборам и т.д. Это поможет адаптировать крохотное сознание и не будет пугать своей внезапностью.

Что умеет ребенок?

  • активно «агукает»;
  • демонстрирует оживление при появлении знакомого человека;
  • может следить за предметом взглядом;
  • пытается удержать погремушку, а также начинает расправлять сжатые в коленях ножки.

Третий период ознаменовывается большой физической активностью. Новорожденный пытается повернуться на бок и немного подвигаться, пока только имитируя ползательные движения. Главный навык – это поднятие головы и удержание ее в течение нескольких секунд. Если есть соска, то он пытается ее вытащить и поставить «на место».

Что умеет ребенок?

  • реагирует на свет и звук;
  • впервые начинает улыбаться;
  • активно брыкается ножками и сознает, что у него есть ручки, рассматривает их подолгу;
  • расправляет ладошки и тянется к выбранному предмету, например, яркой игрушке;
  • все тянет в рот, так малыш «пробует» окружающий мир на вкус;
  • держит голову и отталкивается от опоры ножками, если держать кроху над горизонтальной поверхностью.

На четвертом рубеже развитие ребенка до года, например, девочки достигает своего пика. С 4 до 6 месяцев он крайне активен именно физически. В этот период закладываются большие навыки: ползание, бросание, вставание на четвереньки, и конечно же умение сидеть.

Почему именно девочки? Потому что мальчики все делают чуть позже, на месяц-полтора. Это не зависит ни от каких факторов, а просто так заложено природой и утверждено опытным путем исследований педиатров всего мира.

Как правильно развивать ребенка, начиная с четырех до достижения им полугодовалого возраста? Очень важно стимулировать двигательную активность, давая маленькие задания.

Например, располагать игрушки на некотором расстоянии от младенца. Давать ему как можно больших «хвательных» игрушек из природных материалов, например, дерева. Также нужно помогать ему дальше познавать мир, помогая садиться и передавая различные предметы.

Что умеет с 4-месяцев до 6:

  • пытается садиться;
  • активно ползает по-пластунски;
  • встает на четвереньки;
  • наклоняется и поворачивается;
  • пытается есть ложкой из тарелки и пьет из чашки, если помочь ему и подержать ее;
  • может найти взглядом искомый объект;
  • с любопытством изучает игрушки и даже ломает их;
  • пытается говорить первые слоги «ма», «па», «ба», пытается соединить их, может подпевать себе типа «ля-ля-ля», «мя-мя», «ня-ня».
  • любит играть в «Ку-ку».
Обратите внимание! Самым важным является то, что он уже понимает половину речи взрослых, поэтому нужно как можно внимательнее подбирать слова в разговоре при крошке, и ни в коем случае не устраивать ссор и споров. В этот период настраивается эмоциональная система малыша, он часто меняет свое настроение и пытается подстроиться под окружающий мир со всем его многообразием, поэтому не стоит нагружать младенца еще больше.

7-12 месяцев

На седьмом шаге продолжается двигательная активность и можно уже отследить характер крохи до конца: у вас вечно занятый своими делами и делишками непоседа или флегматичный и тихий карапуз, который может часами рассматривать картинки, свои ручки или маму с папой?

Большими навыками, которые появляются в этот период, являются: самостоятельное вставание у опоры, длительное ползание, вставание на колени, а также запоминание окружающих предметов.

Это время «кишечных инфекций», так как ваше чадо начинает есть не только грудное молоко или специальную смесь, но и другую еду, вводимую родителями в его рацион. А также начинает подбирать с пола все, что найдет. Это могут быть ваши тапочки, игрушки, щеки, веники, совки и т.д.

Совет! В данном возрасте он пробует на вкус все, что видит, поэтому нужно следить за постоянной гигиеной помещения. Желательно делать влажную уборку каждое утро или через день. Следите также за чистотой игрушек. В это время лучше убрать все «мягкие» игрушки и оставить те, которые легко помыть с мылом или протереть влажной салфеткой.

Что умеет:

  • с уверенностью сидит;
  • перебирает ногами при «ходьбе», когда мама его поддерживает под мышки;
  • пьет из кружки;
  • сам встает у опоры;
  • играет со взрослыми, улыбается, гулит и проводит ассоциативный ряд, например, подражает звукам животных;
  • бросает игрушки, стучит ими, ломает и всячески изучает;
  • понимает слово «нет» или «нельзя».
С восьмой по десятую ступень развития кроха нуждается в особом тщательном контроле, так как может упасть с мебели, подоконников, стульев и т.д.

Он пытается карабкаться, ползает, встает и перебираться на небольшие возвышения. Именно поэтому нужно постоянно следить за тем, что делает карапуз.

Ребенок в это время активно играет, проявляет любознательность к сверстникам(хотя это индивидуально, и зависит от характера), начинает «жадничать» и тянуть игрушки к себе.

Делает осознанные и точные движения: надевает кольца на пирамидки, закрывает баночки крышками и т.д. Может даже пытаться танцевать под музыку и притопывать, стоя у опоры.

Что умеет в промежуток с 8 до 10:

  • садится из положения стоя;
  • очень быстро ползает;
  • хлопает в ладошки;
  • встает у опоры, танцует;
  • копирует мимику взрослых, может наморщить лицо и захихикать;
  • кладет предметы один в другой;
  • перетаскивает с места на место игрушки;
  • знает части своего лица или тела (это зависит от обучения взрослых);

Одиннадцатый и двенадцатый шаги практически слиты друг с другом. Ребеночек уже как бы «взрослый», так он умеет выполнять все двигательные навыки сформировавшегося человека. Однако, именно в этот период формируется основной навык – умение ходить.

Чему учить ребенка в год? Конечно же умению держать равновесие при ходьбе, а также пытаться повторять за взрослыми различные движения. Малыш в этом возрасте достаточно окреп для того, чтобы учить его держаться ручками и подтягиваться на поручнях, преодолеть лестничные пролеты, а также научиться бегать.

В плане интеллектуального развития с 7 до 12 месяцев на первый план выходят ролевые игры, чтение сказок, просмотр мультфильмов и разнообразных предметных картинок, строительство из кубиков и огромное количество живого общения.

Карапуз знает все предметы, показывает их пальцев и пытается назвать. Сам пьет из кружки, пытается сам есть и правильно держать ложку. Ходит на улице за ручку и запоминает произошедшие события.

Непоседливое чадо можно задействовать в любое занятие взрослого. Даже если мама чистит морковь к варившемуся супу, карапуз в это время может ей приносить овощи.

Если мама моет полы, то непоседа с готовностью держит швабру и даже сам пытается «помыть» пол. Это важно не для того, чтобы сразу в детстве «запрячь» маленького человека в бытовое рабство. Такое воспитание помогает вырастить деятельного и не ленивого, который с готовностью будет включаться в любое начатое дело.

Видео: как развивается ребенок до года

Вывод

Таким образом, вопрос о том, что должен уметь ребенок по месяцам достаточно обширен. В нашей статье приведены лишь усредненные показатели умственной и физической активности крохи. Самое важное, это уделять максимум внимания и запастись терпением в обучении необходимым навыкам, так как каждый новорожденный – это не еще не личность. Личностью детку делают родители, а также родные и близкие, принимающие деятельное участие в развитии и воспитании.

doktora.guru


Смотрите также