Блог

Почему в 5 лет ребенок плохо разговаривает


Ребёнок в 5 лет плохо говорит: причины нарушения и способы коррекции

Почему ребёнок в 5 лет плохо говорит

Пять лет — это не два года, когда ещё можно потянуть с решением проблем речевого развития. Если ваш ребёнок в этом возрасте плохо говорит, нужно идти к специалисту и искать причину.

Невнятная речь и маленький словарный запас. Как итог — ребёнок в 5 лет плохо говорит. К сожалению, подобная ситуация встречается всё чаще вследствие запущенности развития детей, и веры родителей в мифы вроде «он заговорит сам, как придёт время» или «в школе научат».

Подобные заблуждения приводят лишь к отставанию в развитии, трудностям школьной адаптации и к проблемам в обучении. Чтобы компенсировать отставание и позволить чаду общаться со сверстниками, у родителей не остаётся иного выхода, как обращаться к специалистам и тратить на это большие деньги.

Чтобы избежать серьёзных проблем в будущем, нужно своевременно и регулярно работать над развитием малыша, обращаясь за помощью к специалистам, в случае необходимости. В пятилетнем возрасте дети должны уметь произносить правильно большую часть звуков и понятно выражать мысли несложными предложениями.

Причины задержки речевого развития к пяти годам

Учёные-педагоги, психологи и медики на основании многолетних исследований и наблюдений накопили огромный объем статистических данных по развитию речи 5-летних детей. Годовалый ребёнок учится произносить слоги, малыш 2-летнего возраста в своём арсенале имеет полсотни слов, трёхлетки могут говорить простыми предложениями из нескольких слов. Ближе к 5 годам дети должны уметь связно высказывать свои мысли.

Ситуации, когда ребёнок в 5 лет плохо разговаривает, встречаются нередко. Расстройства речи выражаются в следующем:

  • у него нарушено звукопроизношение;
  • темп и ритм речи нарушен;
  • расстройства речи возникли из-за нарушения функций слуха;
  • из-за задержки развития он теряет имеющееся произношение.

На основании сказанного можно определить две принципиально различающиеся причины, которые могут влиять на развитие речи:

  1. Органическая — нарушения нервной системы, которые произошли внутриутробно, дефекты прикуса, короткая уздечка, индивидуальное строение артикуляционного аппарата.
  2. Функциональная — психические особенности малыша и специфика его развития.

Перед тем как начинать занятия с ребёнком, необходимо конкретизировать причину нарушения речевого развития.

Органические нарушения устраняются быстрее и проще, поскольку они не связаны с психикой малыша. Проблема будет намного серьёзнее, если имеется нарушение деятельности органов слуха. В таком случае ребёнку будет труднее общаться, его словарный запас беднее по сравнению со сверстниками. Эти проблемы необходимо устранять с помощью таких специалистов, как отоларинголог и сурдолог. Чем раньше родители заметят данные проблемы, тем больше шансов решить их.

Для того чтобы выполнить проверку слуха, нужно что-то громко сказать и проследить за реакцией малыша. Если реакции нет, то можно констатировать нарушение работы органов слуха. К врачам надо обращаться сразу же. Глухота является причиной нарушений речевого развития.

В случае если ребёнок не выговаривает слова, не может произносить некоторые звуки, то за помощью надо идти к логопеду. Если у него отсутствует желание разговаривать, большую часть времени он молчит, а общение с окружающими даётся с трудом, то родители должны идти к неврологу, логопеду, дефектологу и психологу. И чем быстрее, тем лучше. Пять лет — это не два года, когда ещё можно немного потянуть с решением проблем речевого развития.

При недоразвитии речи происходит замедление развития нервных клеточек в речевой зоне. Такая зона расположена в левом полушарии головного мозга. Вероятными причинами могут быть патологии внутриутробного развития, травмы, полученные при родах, интоксикации или инфекционные заболевания. Исправлять данное нарушение достаточно сложно, но реально и возможно.

Мнение психологов на эту тему

Психологом Ю. Бурланом была выведена системно-векторная психология, которая детально рассматривает функциональные причины речевых дефектов у детей пятилетнего возраста. Проблемы речи рассматриваются с позиции особенностей психики. Учёным было введено понятие вектор, представляющее собой набор врождённых особенностей характера и поведенческого психотипа.

Данные факторы являются основополагающими в формировании особенностей речи. Автором выделено несколько векторов. Эта методика выявления функциональных причин нарушений развития речи в детском возрасте позволяет выявить причины дефектов речи и даёт возможность говорить правильно.

Нужно рассмотреть векторные группы детей, которые плохо говорят в 5-летнем возрасте (для пятилеток выделено 4 вектора из 8):

  1. Кожный вектор — удел подвижных деток. Ребёнок данного вектора говорит очень быстро, произношение его непонятно. Он торопится, поэтому фразы короткие и прерывистые. Структура слов нарушается. Например, вместо слова «доктор», они могут сказать «доткор», вместо слова «мо-ло-ток» скажут слово типа «то-мо-лок», т.е. переставляют в словах буквы и слоги. Могут и не полностью проговаривать слова. Например, вместо слова «мячик», произносят «мяик». У таких детей проблемы с шипящими звуками и буквами Р и Л.
  2. Анальный вектор — характеризует медлительных и нерасторопных деток. Они постоянно делают вдохи во время разговоров и все время сюсюкают. Структура слов у детей анального вектора сломана (так же, как и у кожных детей). При произношении некоторых слов дети смягчают окончания. Например: стол — столь, стул — стуль. Свистящие звуки и Р с Л им проговаривать трудно. Например, хочу — хосюю.
  3. Оральный вектор — это дети, утомляющие окружающих своей болтовней. Но в пятилетнем возрасте такие дети говорят нечётко, постоянно глотают слова. Такие малыши громко тараторят, не делая пауз между темами. Им свойственно часто прикасаться пальчиками к губам и класть руки на щёки. Во время разговора язык виден между зубками. Особенно язык заметен, когда ребёнок произносит свистящие звуки. В его речи не слышны шипящие. Например, кошка у него будет звучать, как «коска», железный, как «зиезный». Окончания он не проговаривает, слова произносит небрежно, на ходу сочиняет, что болтать дальше. Мысли его не всегда понятны, он говорит много ненужного и лишнего, но слушать его приходится всем: и детям, и взрослым.
  4. Звуковой вектор — для 5 лет свойственна невнятность произношения. Эти дети из категории молчунов. В возрасте 5 лет такие дети могут начать разговаривать сразу длинными предложениями. Такие малыши хорошо мыслят, могут работать с большими объёмами информации. Эти дети, начав разговаривать, догоняют ровесников в речевом развитии. У детей такого склада негромкий голос, они задают много вопросов, часто уходят в себя, отстраняясь от окружающей реальности. Поэтому им свойственно постоянно переспрашивать. Речь у них последовательна, но с постоянными паузами. Они не всегда чисто произносят звуки Ч, З, Ц. Например, слово чистый говорят, как «шистый», слово замок, произносят, как «жамок», слово цапля, говорят «сапля». Такие дети иногда кажутся странными и заторможенными. Не распознав проявление психотипа, может быть поставлен неверный диагноз — аутизм. Поэтому данную категорию детей необходимо обследовать довольно тщательно.

Что нужно делать родителям

В первую очередь с малышом, который плохо произносит звуки и не может хорошо и правильно говорить в 5 лет, надо записаться на консультацию к логопеду. Хороший специалист, проведя тестирование по специальным методикам, сможет диагностировать причину нарушений речи. При необходимости направит на консультацию к неврологу, дефектологу или психологу. Бывает, что ребёнок, подающий хорошие надежды в речевом развитии, вдруг снижает темпы и заметно хуже говорит. Возможно, у него появились проблемы психологического плана, он утратил чувство защищенности. В таком случае сможет помочь психолог и повышенное внимание, забота и любовь мамы и папы.

Для развития правильной речи и пополнения словарного запаса нужно говорить с малышом спокойно, не подсмеиваться над неверно построенными предложениями. Недопустимо повышать на него голос во время занятий, ведь в этом возрасте дети уже личности. Им просто надо помогать.

Советы, которые должны взять на вооружение педагоги и родители при взаимодействии с малышами 5 лет, имеющими проблемы развития речи:

  1. Пятилетке, имеющему анальный вектор, не рекомендуется торопиться. Он должен все делать так, как он может — медленно. Ругать его за медлительность не надо. Для него лучший стимул — похвала. Детишкам надо читать книги, рассматривать с ними картинки и составлять простые рассказы. Таким детям рекомендуется строить сооружения из кубиков, мастерить руками поделки.
  2. Детям нужны стимулы. Дети анального вектора должны быть простимулированны. Рекомендуется разработать систему поощрительных призов за успехи в произношении звуков. Пусть он будет заинтересован, тогда результат получится быстрее. Этим детишкам более подойдут подвижные игры. Они интересуются логическими заданиями, но не сложными. Уровень сложности надо наращивать постепенно, иначе интерес детей к занятиям пропадёт.
  3. Оральных малышей надо слушать до конца. Он говорит много, утомляет окружение. Поэтому сначала учим его выделять в своём сообщении главное, а потом рассказать это людям как можно спокойнее. Оральников нельзя грубо перебивать или заставлять молчать: так малыш перерастёт в патологического обманщика. Вести с ним себя надо очень спокойно, не пугать его угрозами и запретами, не ставить ультиматумы. Помогает только монотонное и спокойное разъяснение своих требований. Крики и ругань взрослых могут спровоцировать даже заикание.
  4. На звуковых ребяток нельзя не только кричать, но и громко и строго с ними говорить. Ни в коем случае не допустимо унижение звуковых детей. Тихая мелодичная музыка, даже приятная классика — это то, что приведёт нервную систему малыша в порядок. Он с удовольствием будет совершенствовать своё произношение.

Психологическая составляющая неправильной речи — это первая часть проблемы, которую устранить помогут специалисты. Родители должны понять векторные особенности своего чада и следовать рекомендациям.

Рекомендации логопедов

Для того чтобы речь пятилетки развивалась и совершенствовалась, и для устранения дефектов речи логопеды рекомендуют:

  1. Узнать в каком возрасте начали говорить старшие члены семьи. Поздняя речь может быть наследственным фактором.
  2. Вспомнить имели ли место ли недоношенность или инфекционные заболевания в младенческом возрасте — это факторы отставания речевого развития.
  3. Понять есть ли возможность при нарушениях речи перейти в логопедическую группу.
  4. Проходить обязательный плановый осмотр у логопеда каждый год начиная с 2-3 лет.
  5. Проверить нет ли ослабления слуха.
  6. Негативно влияют на произношение ребёнка семейные неурядицы, нужно создать спокойную атмосферу.
  7. С малышом надо много разговаривать — уделите этому моменту особое внимание.
  8. Заняться с любимым чадом логоритмикой и разучить стихи с двигательными упражнениями — такое времяпровождение способствует развитию речи и взаимопониманию с детьми.
  9. Заниматься с ним упражнениями и играми по развитию мелкой моторики пальчиков.

При необходимости, назначают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и специальную лечебную гимнастику. Только упорный труд родителей при помощи специалистов поможет сформировать правильную и красивую речь у ребёнка в данном случае.

ourkids.ru

Что делать, если ребенок в 5 лет плохо говорит

Для родителей свой ребенок априори является особенным. Из-за этого зачастую пропускаются тревожные «колокольчики» в развитии малыша. Ведь когда ребенку годик, молчание или слова, понятные только матери, считаются нормой. Но, например, к пяти годам эта особенность уже не выглядит такой милой, она настораживает и побуждает к решению теперь уже возникшей проблемы.

Ребенок плохо говорит в 5 лет: причины и лечение

Среди множества мнений за основу в психологии берут классификацию А.Н. Леонтьева, согласно которой выделяют четыре этапа.

  • Подготовительный (до года). В начале жизни малыш приспосабливается к новым условиям существования, поэтому все способы его реакции на окружающий мир сводятся к плачу и крику. К счастью, этот насыщенный период длится, в среднем, до одного месяца, после чего начинается распознавание голосов и интонаций. С двух месяцев подключается гуление, а в три появляется непонятный лепет. Затем наступает пора считывания и подражания. Ребенок запоминает услышанное и пытается воспроизвести. Так рождаются первые слоги и слова.

Ребенок с нарушением речи

  • Преддошкольный (от года до трех). Этап характеризуется становлением речи. Все начинается с нескольких слов, не несущих смысловой нагрузки. Такая коммуникация носит название ситуационной. То есть характер слов определяет ситуация, при которой они были употреблены. Все это сопровождается активной мимикой и жестикуляцией. К двум годам ребенок уже отлично понимает взрослого и активно пополняет словарный запас, произнося слова более четко. В возрасте трех лет начинает выстраиваться грамотность речи, слова произносятся в падежных формах, склоняются и могут быть употреблены в множественном числе.

Психолог А.Н. Леонтьева

  • Дошкольный (от трех до семи лет). В этот период ребенок начинает общаться связно, простыми предложениями, со временем все больше усложняя свою речь. Дикция становится чище, формируется способность слышать себя и исправлять ошибки, т.е. следить за произношением. Кругозор расширяется, и в 5 лет пересказ сказки не представляет трудности.
  • Школьный (от 7 до 17 лет). Появляется письменная речь, приходит осознание грамматических правил построения и целенаправленное внедрение их в жизнь.

Выявляем причины задержки речевого развития в этом возрасте

Если ребенок плохо говорит в 5 лет, стоит обратить внимание на предрасполагающие факторы и причины, в основе которых наблюдаются следствия повреждения центральной нервной системы и головного мозга. Они могли возникнуть при:

  • Травме, инфекции матери во время беременности (могут повлиять на развитие плода).
  • Осложненных родах.
  • Заболеваниях ребенка, перенесенных в раннем детстве.
  • Наследственных заболеваниях репродуктивной системы.
  • Детской психической травме.
  • Неправильном подходе к воспитанию (жестокость, гиперопека, отсутствие общения).

Причинные заболевания:

  • ДЦП;
  • психические расстройства;
  • онкологические заболевания головного мозга;
  • ненормальное внутричерепное давление;
  • гидроцефалия;
  • заболевания центральной нервной системы.
  • глухота;
  • аутизм;
  • функциональные нарушения голосовых связок.

Что делать родителям

По мнению психологов, существуют научно-необоснованные причины, согласно которым ребенок в 5 лет плохо разговаривает.

Ребенок не должен зависать на мультиках

Точка зрения психологов на проблемы развития речи

С учетом современных реалий стоит обратить внимание на:

  • Ранний доступ к просмотру мультфильмов, развивающих программ в сети, онлайн играм. Подмена родительского внимания и забота безусловно сказывается на том, как разговаривают дети. Из этого плавно вытекает следующий пункт.
  • Избыточное поступление информации. Психологи утверждают, что только с трехлетнего возраста малышам разрешается пользоваться гаджетами, но не более 30 минут в день.
  • Еще одна причина – перевозбуждение. Ребенок может отставать в речевом развитии из-за чрезмерного шума, беспрерывной работы телевизора или громкой музыки.

Условия, необходимые для правильного и своевременного развития речи

Что делать, если ребенок в 5 лет плохо разговаривает, и существует ли лечение — поможет правильная консультация специалиста. Также необходимо учитывать все условия при решении данной проблемы.

Продуктивное общение

Это методы общения, подразумевающие, что ребенок будет высказывать собственные связные мысли. Сюда относятся:

  • пересказ своими словами;
  • различные творческие задания и беседы;
  • рассказывание небольших историй с одновременным просматриванием картинок.

Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.

Речь родителей и остального окружения ребенка должна быть богатой и насыщенной, грамматически правильной и с четким произношением. Немаловажно общение детей дошкольного возраста со сверстниками, во время которого происходит обмен впечатлениями, взаимопомощь друг другу. Это побуждает ребенка к разговору.

Важен обмен информации со сверстниками

Игры для общения

Например, обыгрывание игрушек, краткие спектакли. Совместная деятельность положительно сказывается на развитии общения дошкольников со взрослыми.

К сведению! Хорошие результаты дают игры, развивающие мелкую моторику рук.

Ребенка просят показать пальчик или сделать какой-либо жест. Не стоит пренебрегать пением, разучиванием стишков и артикуляционными упражнениями.

Самый распространенный детский прием – научить ребенка дуть, например, задувать свечку или надувать мыльные пузыри. Разнообразные игры с общением также не будут лишними.

Несомненен факт, затруднения в коммуникации детей 5 лет не являются особенностью, необходимо сделать все возможное во избежание этой проблемы. Не стоит надеяться на человека с волшебным лекарством, которое поможет разговорить ребенка. Крайне важно с самого начала комплексно подходить к воспитанию и развитию детей, уделять этому время, изучать информацию, а не ждать точки невозврата.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

Ребенок 5,5 лет плохо разговаривает: причины нарушения, способы коррекции, рекомендации логопедов

Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит…

Нормы речевого развития

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.

Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:

  1. Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
  2. Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
  3. Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
  4. Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
  5. Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
  6. Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
  7. С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.

Причины

Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:

  1. Нарушение звукопроизношения.
  2. Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
  3. Темп и ритм речи нарушены.
  4. Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.

Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.

  1. Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
  2. Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.

Что должно беспокоить

Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.

Что должно беспокоить родителей:

  1. У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
  2. Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
  3. Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
  4. В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.

Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.

Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.

Способы коррекции

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.

Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.

Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:

  1. Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
  2. Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
  3. Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
  4. Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
  5. Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
  6. Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
  7. Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
  8. Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
  9. Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
  10. Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.

Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.

Рекомендации логопедов

Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:

  1. Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
  2. Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
  3. Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
  4. Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
  5. Учите стихи с ребенком.
  6. Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х - 3-х лет.
  7. Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.

Когда обращаться к логопеду

  • Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
  • Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
  • Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
  • В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
  • Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».
  • Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
  • Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.

Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов. Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.

fb.ru

Если ребенок не разговаривает в 5 лет или плохо говорит: что делать

Ребенок не говорит в 5 лет или говорит, но плохо. Что делать, когда развитие речи значительно отстает от нормы?

Если вы столкнулись с такой проблемой, то надеемся, что наша статья в удобном формате вопросов и ответов будет вам полезна.

Как должна звучать речь ребенка в 5 лет

Ребенок в этом возрасте умеет:

К пяти годам словарный запас увеличивается до 3000 слов. Все звуки в составе слов родного языка произносятся четко, однако могут остаться самые сложные “р”, “л”, а также шипящие, произношение которых нормализуется ближе к шести годам.

Уже контролируется громкость голоса, воспроизводится нужная интонация, регулируется темп речи. Становится меньше пропусков и перестановок в словах, но не всегда правильно ставится ударение, допускаются ошибки при склонении существительных по падежам.

Пятилетки хорошо запоминают наизусть стихи, могут сами составить развернутый рассказ по картинке. Они используют все части речи, подбирают синонимы. Их речь уже похожа на речь взрослого.

Каковы признаки психического и речевого отставания в развитии

Если есть нарушения в развитии, то об этом говорят следующие признаки:

  • повышенное слюноотделение;
  • гиперактивность, быстрая утомляемость, агрессивное поведение, рассеянность;
  • слабое воображение, недостаточность эмоциональных проявлений;
  • затруднения в общении с другими людьми и, как результат, неконтактность и некоммуникабельность;
  • сложности в составлении предложений, непонимание простых обращений;
  • неразборчивая и несвязная речь: слишком быстрая, либо чересчур медленная; качественное и количественное недоразвитие словарного запаса.

Отставание в психическом развитии сказывается на развитии речи. И наоборот, неразвитость речи влияет на состояние психики ребенка. Речевые проблемы, затянувшиеся во времени, влекут за собой запаздывание психического и умственного развития.

Испытывая трудности в обмене информацией с окружающим миром, ребенок отстает в своем развитии. Помощь ему — это как можно раньше начатое лечение.

Какие могут быть причины отсутствия речи у ребенка 5 лет

Если ребенок не разговаривает в 5 лет, причинами этого могут быть:

  • нарушение работы головного мозга и нормального темпа психического развития;
  • последствия родовых травм, перенесенные мамой во время беременности инфекционные заболевания;
  • патологическое нарушение слуха;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • наследственная предрасположенность;
  • воздействие стресса, перенесенная психологическая травма.

Плановые осмотры у педиатра выявляют нарушение в развитии ребенка, в том числе и речевое, задолго до пятилетнего возраста.

Комплексные обследования с привлечением таких специалистов как невропатолог, психоневролог, логопед, отоларинголог, дефектолог, психолог позволяют своевременно начать лечение и последующую коррекционную работу по исправлению неправильного звукопроизношения.

Что делать, если ребенку 5 лет, а он плохо говорит

Прежде всего родителям малыша, имеющего речевые проблемы, следует запастись терпением и настроиться на кропотливую и долговременную работу.

Вместе с лечением основного заболевания, повлекшего за собой отставание речевого развития, можно и нужно:

  1. Наполнить домашнюю атмосферу теплом и уютом. Доброжелательность друг к другу всех членов семьи, отсутствие ссор и чересчур эмоционального выяснения отношений, благотворно скажутся на самочувствии ребенка.
  2. Создать речевую среду для малыша, в которой ему будет легче наверстывать отставание. Что это значит? Направить на него свое внимание, комментировать все свои действия, вовлекать его в диалог, рассказывать о том, что происходит вокруг.
  3. Совершать прогулки на природе. Наблюдая за жизнью растений, насекомых, птиц, являясь свидетелем природных явлений, ребенок познает окружающий мир, учится с ним взаимодействовать.
  4. Организовать общение с другими детьми. Это необязательно должны быть сверстники, главное — чтобы у вашего малыша было желание с ними общаться.
  5. Выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Стимулируя те отделы головного мозга, которые отвечают за речевую функцию, гимнастика для пальчиков рук является необходимой составляющей работы при проблемах с речью. Тем более, что такие занятия как лепка, рисование, конструирование, шнуровка, мозаика, застегивание пуговиц и замков, пересыпание круп очень любимы детворой.
  6. Практиковать артикуляционную и дыхательную гимнастики. Это нужно для развития мышц речевых органов, их подвижности и гибкости, а также для правильного дыхания при произнесении звуков.
  7. Научиться простым приемам логопедического массажа. Растирание щек, похлопывание подушечками пальцев по подбородку и губам, бережное разминание мышц лица нормализует их тонус и координирует артикуляционные движения.
  8. Читать детскую литературу. Сказки, стихи, рассказы будят воображение, позволяя проживать жизнь своих героев, которые побеждают зло, преодолевают трудности, помогают в беде, умеют прощать и любить. Это помогает в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка, формировании коммуникативных навыков.
  9. Заниматься логоритмикой, выполняя движения под музыкальное или речевое сопровождение.

Существуют ли дополнительные методы коррекции речи

Да, дополнительные практики существуют. Это дельфино- и иппотерапия.

Общение с лошадьми и дельфинами приносит много удовольствия и хорошо зарекомендовало себя при лечении детей с задержкой психического и речевого развития.

Это также арт-терапия. Лечебное воздействие через средства изобразительного искусства, восприятие музыки, создание театрализованных образов, игровые приемы, использование кукольных персонажей мобилизует творческий потенциал ребенка, активизирует внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

При психическом и речевом отставании хорошие результаты дает остеопатия. Мануальное воздействие на определенные зоны позволяет сбалансировать деятельность нервной системы, улучшить психическое состояние малыша.

Что можно сказать о прогнозах лечения, если в 5 лет ребенок не говорит

Задержка речевого развития, если ее своевременно обнаружить и начать исправлять, не перерастет в серьезную проблему. Начинать коррекцию в 5 лет довольно поздно — процент благоприятного исхода падает стремительно к 7 годам.

Ответственность, которую несут родители, заключается и в том, чтобы вовремя заметить у своего малыша сильное отличие в развитии речи от возрастной нормы и принять меры.

Если ребенок плохо говорит в 5 лет, но лечение начато гораздо раньше, возможность выздоровления зависит от степени отставания и от применяемых методов коррекции. Благоприятный возраст для начала активных действий — это 2-3 года. В этом случае самая большая вероятность полного выздоровления.

Надеемся, что в нашей статье вы нашли ответы на волнующие вас вопросы. Пусть ваш малыш каждую минуту чувствует вашу любовь, поддержку и заботу. Терпения вам и веры в то, что вместе вы все преодолеете.

Если ребенок не разговаривает в 5 лет или плохо говорит: что делать Ссылка на основную публикацию

kakgovorit.ru

Ребенок плохо говорит в 5 лет причины. Почему ребенок плохо говорит

Речь ребенка – это показатель уровня умственного и психического развития. Когда ребенок плохо говорит, это всегда беспокоит родителей и специалистов по речевому развитию.

Ребенок плохо говорит в 3-5 лет, причины

Есть две причины, почему ребенок очень плохо говорит. Первая – органическая: внутриутробные нарушения центральной нервной системы, короткая уздечка, неправильный прикус, особенности строения артикуляционного аппарата. Вторая – функциональная, связанная с психическими особенностями ребенка и спецификой его развития.

Рассмотрим функциональные причины, опираясь на знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которые позволяют понять особенности психики разных детей. Для этого используется понятие вектор. Вектор – это комплект врожденных свойств и желаний, который определяет характер ребенка, его поведение, наклонности, способности, особенности мышления и речи. Всего векторов – восемь.

Рассмотрим, как проявляются нарушения речи у детей с некоторыми векторами, а также причины, почему ребенок плохо говорит.

Звуковой ребенок часто переспрашивает: «А?.. Что?.. Кто?..». Он может долго сидеть с отсутствующим взглядом. Он задает недетские вопросы: «А для чего люди живут?», «А кто все это создал?». Голос у звуковика тихий, ему нравится уединение.

Это ребенок, который плохо говорит в линейной последовательности. Его речь похожа на дорогу с ямами. Он скажет два слова и замолкает, словно проваливаясь. А через несколько минут говорит конец фразы. Часто эти дети вместо «С, З, Ц» – произносят звуки «Ш, Ж, Ч».

Звуковых детей окружающие считают странными, и порой им ошибочно ставят диагноз аутизм . В неблагоприятных звуковых условиях им на самом деле угрожает это расстройство, поэтому очень важно понимать особенности психики и развития такого ребенка.

Почему ребенок плохо говорит, и что делать родителям такого малыша?

Прежде всего, получить консультацию логопеда. Если вдруг ваш ребенок стал заметно хуже говорить, это сигнал – возможно, малыш не получает в семье чувство защищенности и безопасности.

  • Ребенка с анальным вектором нельзя поторапливать. Его нужно почаще хвалить. Для развития речи и мышления читайте ему книги, предлагайте строить из деревянных кубиков домик, что-то мастерить руками.
  • Для кожного ребенка важно соревноваться и стремиться к победе. Если такой ребенок плохо говорит, заинтересуйте его выгодным призом за работу над речью. Речь и мышление такого малыша лучше развивать в подвижных играх, связанных со счетом и логикой.
  • Орального ребенка нужно выслушивать до конца. Приучайте его выделять главное в речи. Оральника нельзя бить по губам, чтобы не спровоцировать заикание или не вырастить патологического лжеца.
  • На звукового ребенка нельзя кричать и унижать его. Звуковику рекомендуется слушать тихую классическую музыку и осваивать азы программирования.

По каким причинам ребенок плохо говорит и что делать обеспокоенным родителям, как научиться понимать векторальные особенности своего ребенка – на эти и другие вопросы приглашаем получить ответы на бесплатных онлайн лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана Раздел:

Невнятная речь и маленький словарный запас. Как итог - ребёнок в 5 лет плохо говорит. К сожалению, подобная ситуация встречается всё чаще вследствие запущенности развития детей, и веры родителей в мифы вроде «он заговорит сам, как придёт время» или «в школе научат».

Подобные заблуждения приводят лишь к отставанию в развитии, трудностям школьной адаптации и к проблемам в обучении. Чтобы компенсировать отставание и позволить чаду общаться со сверстниками, у родителей не остаётся иного выхода, как обращаться к специалистам и тратить на это большие деньги.

Чтобы избежать серьёзных проблем в будущем, нужно своевременно и регулярно работать над развитием малыша, обращаясь за помощью к специалистам, в случае необходимости. В пятилетнем возрасте дети должны уметь произносить правильно большую часть звуков и понятно выражать мысли несложными предложениями.

Причины задержки речевого развития к пяти годам

Учёные-педагоги, психологи и медики на основании многолетних исследований и наблюдений накопили огромный объем статистических данных по развитию речи 5-летних детей. Годовалый ребёнок учится произносить слоги, малыш 2-летнего возраста в своём арсенале имеет полсотни слов, трёхлетки могут говорить простыми предложениями из нескольких слов. Ближе к 5 годам дети должны уметь связно высказывать свои мысли.

Ситуации, когда ребёнок в 5 лет плохо разговаривает, встречаются нередко. Расстройства речи выражаются в следующем:

    у него нарушено звукопроизношение;

    темп и ритм речи нарушен;

    расстройства речи возникли из-за нарушения функций слуха;

    из-за задержки развития он теряет имеющееся произношение.

На основании сказанного можно определить две принципиально различающиеся причины, которые могут влиять на развитие речи:

    Органическая - нарушения нервной системы, которые произошли внутриутробно, дефекты прикуса, короткая уздечка, индивидуальное строение артикуляционного аппарата.

    Функциональная - психические особенности малыша и специфика его развития.

Перед тем как начинать занятия с ребёнком, необходимо конкретизировать причину нарушения речевого развития.

Органические нарушения устраняются быстрее и проще, поскольку они не связаны с психикой малыша. Проблема будет намного серьёзнее, если имеется нарушение деятельности органов слуха. В таком случае ребёнку будет труднее общаться, его словарный запас беднее по сравнению со сверстниками. Эти проблемы необходимо устранять с помощью таких специалистов, как отоларинголог и сурдолог. Чем раньше родители заметят данные проблемы, тем больше шансов решить их.

Оксана Анатольевна Липатова, учитель-дефектолог

Для того чтобы выполнить проверку слуха, нужно что-то громко сказать и проследить за реакцией малыша. Если реакции нет, то можно констатировать нарушение работы органов слуха. К врачам надо обращаться сразу же. Глухота является причиной нарушений речевого развития.

В случае если ребёнок не выговаривает слова, не может произносить некоторые звуки, то за помощью надо идти к логопеду. Если у него отсутствует желание разговаривать, большую часть времени он молчит, а общение с окружающими даётся с трудом, то родители должны идти к неврологу, логопеду, дефектологу и психологу. И чем быстрее, тем лучше. Пять лет - это не два года, когда ещё можно немного потянуть с решением проблем речевого развития.

При недоразвитии речи происходит замедление развития нервных клеточек в речевой зоне. Такая зона расположена в левом полушарии головного мозга. Вероятными причинами могут быть патологии внутриутробного развития, травмы, полученные при родах, интоксикации или инфекционные заболевания. Исправлять данное нарушение достаточно сложно, но реально и возможно.

Мнение психологов на эту тему

Психологом Ю. Бурланом была выведена системно-векторная психология, которая детально рассматривает функциональные причины речевых дефектов у детей пятилетнего возраста. Проблемы речи рассматриваются с позиции особенностей психики. Учёным было введено понятие вектор, представляющее собой набор врождённых особенностей характера и поведенческого психотипа.

Данные факторы являются основополагающими в формировании особенностей речи. Автором выделено несколько векторов. Эта методика выявления функциональных причин нарушений развития речи в детском возрасте позволяет выявить причины дефектов речи и даёт возможность говорить правильно.

Нужно рассмотреть векторные группы детей, которые плохо говорят в 5-летнем возрасте (для пятилеток выделено 4 вектора из 8):

    Кожный вектор - удел подвижных деток. Ребёнок данного вектора говорит очень быстро, произношение его непонятно. Он торопится, поэтому фразы короткие и прерывистые. Структура слов нарушается. Например, вместо слова «доктор», они могут сказать «доткор», вместо слова «мо-ло-ток» скажут слово типа «то-мо-лок», т.е. переставляют в словах буквы и слоги. Могут и не полностью проговаривать слова. Например, вместо слова «мячик», произносят «мяик». У таких детей проблемы с шипящими звуками и буквами Р и Л.

    Анальный вектор - характеризует медлительных и нерасторопных деток. Они постоянно делают вдохи во время разговоров и все время сюсюкают. Структура слов у детей анального вектора сломана (так же, как и у кожных детей). При произношении некоторых слов дети смягчают окончания. Например: стол - столь, стул - стуль. Свистящие звуки и Р с Л им проговаривать трудно. Например, хочу - хосюю.

    Оральный вектор - это дети, утомляющие окружающих своей болтовней. Но в пятилетнем возрасте такие дети говорят нечётко, постоянно глотают слова. Такие малыши громко тараторят, не делая пауз между темами. Им свойственно часто прикасаться пальчиками к губам и класть руки на щёки. Во время разговора язык виден между зубками. Особенно язык заметен, когда ребёнок произносит свистящие звуки. В его речи не слышны шипящие. Например, кошка у него будет звучать, как «коска», железный, как «зиезный». Окончания он не проговаривает, слова произносит небрежно, на ходу сочиняет, что болтать дальше. Мысли его не всегда понятны, он говорит много ненужного и лишнего, но слушать его приходится всем: и детям, и взрослым.

    Звуковой вектор - для 5 лет свойственна невнятность произношения. Эти дети из категории молчунов. В возрасте 5 лет такие дети могут начать разговаривать сразу длинными предложениями. Такие малыши хорошо мыслят, могут работать с большими объёмами информации. Эти дети, начав разговаривать, догоняют ровесников в речевом развитии. У детей такого склада негромкий голос, они задают много вопросов, часто уходят в себя, отстраняясь от окружающей реальности. Поэтому им свойственно постоянно переспрашивать. Речь у них последовательна, но с постоянными паузами. Они не всегда чисто произносят звуки Ч, З, Ц. Например, слово чистый говорят, как «шистый», слово замок, произносят, как «жамок», слово цапля, говорят «сапля». Такие дети иногда кажутся странными и заторможенными. Не распознав проявление психотипа, может быть поставлен неверный диагноз - аутизм. Поэтому данную категорию детей необходимо обследовать довольно тщательно.

Что нужно делать родителям

В первую очередь с малышом, который плохо произносит звуки и не может хорошо и правильно говорить в 5 лет, надо записаться на консультацию к логопеду. Хороший специалист, проведя тестирование по специальным методикам, сможет диагностировать причину нарушений речи. При необходимости направит на консультацию к неврологу, дефектологу или психологу. Бывает, что ребёнок, подающий хорошие надежды в речевом развитии, вдруг снижает темпы и заметно хуже говорит. Возможно, у него появились проблемы психологического плана, он утратил чувство защищенности. В таком случае сможет помочь психолог и повышенное внимание, забота и любовь мамы и папы.

Для развития правильной речи и пополнения словарного запаса нужно говорить с малышом спокойно, не подсмеиваться над неверно построенными предложениями. Недопустимо повышать на него голос во время занятий, ведь в этом возрасте дети уже личности. Им просто надо помогать.

Надежда Валерьевна Буйнова, учитель-логопед

Советы, которые должны взять на вооружение педагоги и родители при взаимодействии с малышами 5 лет, имеющими проблемы развития речи:

    Пятилетке, имеющему анальный вектор, не рекомендуется торопиться. Он должен все делать так, как он может - медленно. Ругать его за медлительность не надо. Для него лучший стимул - похвала. Детишкам надо читать книги, рассматривать с ними картинки и составлять простые рассказы. Таким детям рекомендуется строить сооружения из кубиков, мастерить руками поделки.

    Детям нужны стимулы. Дети анального вектора должны быть простимулированны. Рекомендуется разработать систему поощрительных призов за успехи в произношении звуков. Пусть он будет заинтересован, тогда результат получится быстрее. Этим детишкам более подойдут подвижные игры. Они интересуются логическими заданиями, но не сложными. Уровень сложности надо наращивать постепенно, иначе интерес детей к занятиям пропадёт.

    Оральных малышей надо слушать до конца. Он говорит много, утомляет окружение. Поэтому сначала учим его выделять в своём сообщении главное, а потом рассказать это людям как можно спокойнее. Оральников нельзя грубо перебивать или заставлять молчать: так малыш перерастёт в патологического обманщика. Вести с ним себя надо очень спокойно, не пугать его угрозами и запретами, не ставить ультиматумы. Помогает только монотонное и спокойное разъяснение своих требований. Крики и ругань взрослых могут спровоцировать даже заикание.

    На звуковых ребяток нельзя не только кричать, но и громко и строго с ними говорить. Ни в коем случае не допустимо унижение звуковых детей. Тихая мелодичная музыка, даже приятная классика - это то, что приведёт нервную систему малыша в порядок. Он с удовольствием будет совершенствовать своё произношение.

Психологическая составляющая неправильной речи - это первая часть проблемы, которую устранить помогут специалисты. Родители должны понять векторные особенности своего чада и следовать рекомендациям.

Для того чтобы речь пятилетки развивалась и совершенствовалась, и для устранения дефектов речи логопеды рекомендуют:

    Узнать в каком возрасте начали говорить старшие члены семьи. Поздняя речь может быть наследственным фактором.

    Вспомнить имели ли место ли недоношенность или инфекционные заболевания в младенческом возрасте - это факторы отставания речевого развития.

    Понять есть ли возможность при нарушениях речи перейти в логопедическую группу.

    Проходить обязательный плановый осмотр у логопеда каждый год начиная с 2-3 лет.

    Проверить нет ли ослабления слуха.

    Негативно влияют на произношение ребёнка семейные неурядицы, нужно создать спокойную атмосферу.

    С малышом надо много разговаривать - уделите этому моменту особое внимание.

    Заняться с любимым чадом логоритмикой и разучить стихи с двигательными упражнениями - такое времяпровождение способствует развитию речи и взаимопониманию с детьми.

  1. Заниматься с ним упражнениями и играми по развитию мелкой моторики пальчиков.

При необходимости, назначают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и специальную лечебную гимнастику. Только упорный труд родителей при помощи специалистов поможет сформировать правильную и красивую речь у ребёнка в данном случае.

Здравствуйте! Уверена, моя история поможет мамочкам деток-молчунов. Мой ребенок в 5 лет мог только повторять слова, если его просили об этом, иногда мог закричать без причины, контактировал довольно слабо. Я жутко переживала, но все же верила нашим двум бабушкам, которые говорили мне: «Отстань от ребенка! Всему свое время». Тем не менее, в 5 лет я повела сына к врачу, который сказал, что, возможно, это аутизм, но пока ничего не ясно, и назначил лекарства. Давать препараты для мозга было довольно страшно, а потому я решила узнать, чем могу сама помочь ребенку. О том, какие нервные переживания я тогда перенесла, даже не хочется и рассказывать.

В первую очередь, я вычитала признаки аутизма и поняла, что у нас явно другая проблема. Да, возможно, у сына были некоторые соответствующие симптомы, но аутистом он не был. Нашла время, вывезла ребенка в областной центр. Там прошли всех детских врачей, даже ЛОРа и хирурга, делали МРТ. Поставили задержку психо-речевого развития. Почему не срабатывал речевой механизм – загадка. Врачи посоветовали отдать малыша в центр развития речи или логопедическую группу, назначили процедуру, поставили нас на учет. Вариант с центром речевого развития пришлось отбросить, поскольку в нашем городе такое удовольствие недоступно, а в областной центр не наездишься. Приехав домой и поинтересовавшись логопедической группой, я узнала, что нам придется ждать целое лето, пока будет место.

Решив не терять времени, я для начала стала водить ребенка на регулярные процедуры, в том числе уколы. Давалось нам это все довольно тяжело, ребенка было жалко, но что поделать? В городе по объявлению я нашла дефектолога, который занимался с такими детками. Очень хорошая женщина Алла, которая приходила к нам домой, делала ребенку массаж, проводила развивающие игры. Конечно, вылилось мне все это в копеечку, но результат того стоил – ребенок потихоньку начал меняться, вслушиваться в нашу речь, стал пытаться строить из слов предложения. Нам также советовали иглоукалывание, но я на это не отважилась, да и цена была высока.

Осенью мы пошли в сад. Воспитательница, немного пообщавшись с моим сыном, обрадовала меня тем, что к школе ребенок разговорится. Так и случилось! Через год сын уже во всю болтал. Конечно, в этой бочке меда была довольно крупная ложка дегтя. Дело в том, что несмотря на все мои усилия, ребенок еще не имел тех знаний, которые нужны будущему первокласснику. А потому в школе нам посоветовали идти либо в класс для отстающих детей, либо в интернат для детей с задержкой развития. Естественно, ни в какие интернаты мы не пошли. Понимаю, что можно было бы договориться с директором и устроиться в нормальный класс, но я не была уверена на тот момент, что мой сын будет полноценным членом детского коллектива. Поскольку ребенку на момент поступления в школу было шесть с половиной, то я решила, что годик еще можно посидеть дома. Мы продолжили ходить в садик, еще и дома сами занимались. На выходных к нам приходил специалист по дошкольному развитию. Когда мы пошли в первый класс, никто из учителей не мог даже подумать, что 2 года назад у нас были такие проблемы.

Умение говорить – одно из самых важных в современном мире. Она не только позволяет ребенку выразить свои желания и потребности, но также является важнейшим инструментом современной социализации ребенка. Первые слова в жизни малыша всегда вызывают море радости у его родителей. Но что, если ребенок слишком затягивает с ними, или говорит не четко?

Причины явления

Существуют определенные статистические данные, которые свидетельствуют о том, какой должен быть словарный запас малыша. Так, в возрасте двух лет словарный запас ребенка уже должен включать в себя не менее пятидесяти слов. В три года малыш должен уметь составлять предложения, состоящие из восьми слов. А к четырем годам, ребенок уже должен знать до двух тысяч слов. Но если ребенок в 5 лет плохо разговаривает, что делать в таком случае?

В первую очередь, необходимо найти причины случившегося. Речевые расстройства в таком возрасте делят на несколько групп:

Нарушения в звукопроизношении;

Нарушения в ритме и темпе речи;

Нарушения слуха и связанные с ними речевые расстройства;

Недоразвитие или потеря имевшейся речи.

От конкретной причины зависят действия родителей. Первые два случая в плане лечения являются более легкими, чем другие. Дело в том, что хотя они и приводят к ненормальной речи, исправить ситуацию легче, поскольку проблема кроется не в физиологии ребенка.

Другое дело – потеря слуха малышом. Если такое случилось, его речь не будет развиваться. Проверить, имеет ли место подобная причина достаточно легко. Достаточно издать громкий звук и проследить, отреагирует ли на него малыш. Если этого не произойдет, тогда с большой долей вероятности у ребенка есть проблемы со слухом. Пока они не будут решены, он не научиться нормально говорить.

Еще одна серьезная проблема – недоразвитие речи. В большинстве случаев причиной этого является запаздывание в развитии нервных клеток речевой зоны левого полушария. Такое возможно, если малыш пережил инфекцию, интоксикацию или получил родовую травму.

Что делать?

Итак, ребенок достиг 5 лет, но до сих пор плохо разговаривает, что делать, дабы исправить ситуацию? В первую очередь необходимо выяснить, в чем причина этого. Сделать это смогут только врачи, поэтому стоит обратиться за медицинской помощью. После того, как будет определена причина, врач назначит лечение. В зависимости от того, что мешает ребенку нормально говорить, будут зависеть дальнейшие действия родителей.

При расстройствах первой группы предписываются специальные упражнения для исправления артикуляции. Иногда вместе с ними необходимо проводить упражнения и для правильного распознавания звуков. Но все это должен проводить опытный специалист. В данном случае – логопед. Самостоятельное исправление такого дефекта может привести к его усугублению. Другое дело, если причиной плохого произношения являются физиологические проблемы – неправильный прикус и т.п. В таком случае родителям необходимо устранить этот дефект, то есть обратиться к хирургу, специализирующемуся на челюстно-лицевой хирургии.

Тонизирующие средства, лечебная гимнастика и занятия по логопедической ритмике применяются при нарушениях темпа и ритма речи. Если при этом наблюдается заикание, ребенок должен находиться под наблюдением невропатолога.

Если причина расстройства речи в потере слуха или ее недоразвитии, следует немедленно обращаться к врачу. Специалист определит, насколько нарушен слух ребенка и, в зависимости от этого, подберет индивидуальный курс лечения. Возможно, ребенку придется даже пройти курс лечения в специальном лечебном учреждении.

Главной ошибкой родителей является ожидание первых слов ребенка в возрасте, когда у него уже должен быть сформирован определенный словарный запас. В таком случае, ожидание может привести к потерянному времени, которое можно было бы использовать для лечения. Поэтому при обнаружении проблемы, следует немедленно обратиться к врачу.

childer.ru

Почему ребенок не говорит в 5 лет причины и лечение?

Глубже воспринимать окружающий мир ребенку помогает речь. Формирующаяся речь улучшает личностное развитие, мышление, восприятие действительности. Ребенок, не умеющий говорить в 4 года, не сможет делать выводы, объединять похожие явления, обобщать, различать, рассуждать.

Мой сын практически не говорит. Какое-то время я не понимала этого, думала, что он еще маленький и вот-вот начнет. На плановом осмотре нам поставили диагноз ЗРР.

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Подготовительный этап (первый год)

С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки (гуление), крик и даже плач. Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик. Он имеет разные интонации. С криком и плачем задействованы все отделы периферического речевого аппарата (дыхательный, артикуляционный, голосовой).

Гулить начинает с двух месяцев. Такие голосовые проявления у малыша и есть начальный показатель развития речи.

К третьему месяцу гуление переходит в лепет. Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.

К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания, которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.

Для формирования и появления к концу первого года жизни первых слов важно, чтобы в 10 – 11 месяцев малыша сопровождала правильная речь родителей и окружающих.

Период начального овладения языком (от двух до трех лет)

Немаловажным периодом для развития речи ребенка является возраст от 2 до 3 лет. Понимание и словарный запас у него возрастает.

Происходит заметный скачок в развитии речи (50 – 1 200 слов). Но она не совсем совершенна. Чтобы легко было выражать свои мысли, и прибавился словарный запас, постарайтесь проговаривать все действия, которые вы совершаете вместе с ним.

Важно формировать правильное произношение.

Дошкольный (от 3 – 7 лет)

Словарный запас у детей 4 – 6 лет достигает от 3 000 – 4 000 слов. Речь становится обогащенной. Однако иногда дети придают аналогичным словам назначение предметов. Например, лопатка – копатка, вертолет — вентолет и др. Появляется опыт общения, формирование чувства языка, а также развивается способность к созданию собственных уникальных слов (словотворчество).

К четырем годам он должен различать все звуки. К этому времени он обычно чисто говорит и правильно произносит звуки. Контекстная речь формируется постепенно. Дети к концу дошкольного возраста самостоятельно пересказывают сказки, рассказы, состоящие из 40 — 50 предложений. Описывают какие-либо события, свои впечатления и переживания.

Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР

Если до четырех лет ребенок не разговаривает самостоятельно, либо формирование речи не соответствует возрасту, то ставится диагноз – задержка речевого развития.

Признаки ЗРР:

С рождения до трех месяцев:

  • На звучание игрушки, голос не реагирует.
  • Не поворачивается в сторону источника звука.
  • Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).

От 4 до 7 месяцев:

  • На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
  • К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
  • Практически не откликается на жестикулирование взрослых.

От 8 месяцев до 1 года:

  • Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
  • На звук нет реакции.
  • На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
  • Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
  • Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.

От 1 до 2 лет:

  • Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
  • Ограниченный словарный запас.
  • На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
  • Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
  • На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»

От 2 до 3 лет:

  • Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
  • Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
  • Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
  • Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
  • По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
  • Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).

Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.

Почему ребенок не разговаривает в 4-5 лет – разбираемся в причинах задержки речевого развития

Я спросила у логопеда: «Моему сыну уже 4, а он использует для общения всего лишь несколько простейших слов, в то время как его однолетки рассказывают стихи и пересказывают короткие сказки. Почему же он не говорит?»

Специалист смог полноценно ответить на этот вопрос и выделить основные причины задержки:

  • А когда заговорили вы и ваш муж? Поинтересуйтесь у своих родителей об этом. Если один из родителей поздно начал разговаривать, то это может передаться по наследству, и у ребенка будет наблюдаться задержка. Но если ему уже 3 года и больше, а он не может складывать слова в простые предложения, то лучше обратиться к врачу.
  • После тяжелой болезни или недоношенности организм ослабевает, формирование нервной системы замедляется, речь отстает в развитии.
  • Для постоянного пополнения словарного запаса нужно понимать речь тех, кто его окружает. Ослабленный слух затрудняет этот процесс. Нарушение слуха может привести к заторможенному интеллектуальному развитию, следовательно, и речи.
  • Проблемное протекание родов (гипоксия, родовая травма) также может привести к ЗРР.
  • Чрезмерное игнорирование ребенка приводит к тому, что он перестает говорить. Родители не помогают ему развивать речевую активность, очень редко разговаривают с ним. Однако при излишнем внимании к своему малышу, родители могут столкнуться с той же проблемой. У него нет надобности в разговорах, когда он может просто указать жестом на желаемую вещь.
  • Постоянные стрессы, неблагоприятные условия жизни, резкая смена места проживания, частые ссоры родителей могут нарушить психику, из-за этого он перестанет говорить.

Ребенок не говорит в 4-5 лет, что делать – лечение ЗРР у детей

Если своевременно выявить задержку и подойти к лечению комплексно с привлечением квалифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей, возможен успешный результат.

Медикаментозное лечение

ЗРР связана с комплексом причин, иногда она основана на дисфункции мозга (нарушения мозгового кровообращения), поэтому проводят сопутствующее лечение. Специалисты назначают ноотропные препараты, выписывают средства для «питания» нейронов мозга – «актовегин», «кортексин», «нейромультивит», «лецитин».

«Когитум» подхлестывает деятельность речевых зон. Данные лекарства должны рекомендовать квалифицированные специалисты.

Физиопроцедуры

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия стимулируют центр головного мозга, который отвечает за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллект. Есть противопоказания применения электрорефлексотерапии, нужна консультация специалиста.

Массаж и упражнения

Специальный логопедический массаж обязателен для развития навыков речи, способствует выработки правильного звукопроизношения.

Некоторые мамы по окончанию курса массажа выполняют упражнения сами. К примеру, простой массаж щек круговыми движениями при помощи махровых варежек быстро поддается взрослым. Главное не повредить нежную детскую кожу.

Легко пощипывайте щеки и делайте упражнение «поцелуй». Для этого мама пальцами совмещает губы малыша, издавая звук поцелуя «м-м-м», ребенок должен повторить за мамой. Если малышу нравится, то можно активно использовать похлопывания пальцами: по губам, подбородку и щекам.

Упражнение, сопровождающее пение гласных звуков с длительными плавными движениями рук:

Плавное движение обеими руками:

  • «у» — вперед.
  • «о» — в стороны и вверх.
  • «и» — в стороны.
  • «э» — в стороны и вниз.
  • «а» — широко разведены руки вперед и стороны.
  • «ы» — приседаем, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

Массаж и упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса лица и активизируют артикуляционный аппарат.

Логоритмика

Логоритмика – зарифмованные упражнения, сопровождающиеся музыкой с движениями. Логоритмические уроки нравятся детям, они веселые и интересные, проводятся в игровой форме. В процессе игры дети взаимосвязаны с родителями, происходит процесс обучения и развития. Применяя такой метод, стимулируется активность мышления, развивается и формируется связная речь.

Виды упражнений:

В начале занятий можно провести упражнение связанной с ходьбой и маршировкой, чтобы формировалась координация рук и ног.

  • Стихи с двигательной активностью

Каждая строчка стиха содержит определенные движения. Малыш поддерживает быстрый темп и переключается с одного действия на другое. Это веселое занятие, они изображают животных, или подражают им.

Упражнения на артикуляцию также могут проводиться в форме игры. Увлеченный ребенок даже не замечает, что идет обучение. Во время артикуляционных упражнений или игр вызывается у него определенный звук. Движение артикуляционного аппарата (гортани голосовых складок, языка, мягкого и твердого неба, губы) не должны быть напряженными, но быть активными, точными, ритмичными. Такие упражнения сопровождаются специальными текстами в стихотворной форме. Которые будут корректировать звукопроизношение. Развивать мышцы губ и языка.

Пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов, формируют тонкие движения пальцев рук. Простые и самые известные из них знакомы многим родителям. К примеру, потешки про сороку-белобоку или ладушки, которые дети с удовольствием проделывают. Двигательная активность кистей рук и пальцев влияет на развитие речи. Также вырабатывается умение слушать, улавливается ритм и повышается активность речи. Выявлена такая закономерность: если движение рук развито и соответствует возрасту, то развитие речи в пределах нормы.

Работа с дефектологом

Выполняются упражнения в форме игры. Они развивают мыслительную деятельность, мелкую моторику, внимательность, память. Дефектолог также корректирует тенденции развития болезни. Множество методик, которые применяют квалифицированные дефектологи, не должны остаться без внимания родителей. Выбирайте их с помощью специалиста и регулярно занимайтесь по индивидуальному плану.

Альтернатива

Любой альтернативный метод лечения подбирается индивидуально для каждого.

Возможны такие виды лечения как иппотерапия (реабилитация с помощью лечебной верховой езды на лошади), дельфинотерапия.

Долгие и упорные занятия со многими специалистами пошли нам на пользу. С каждым годом речь у моего малыша становится лучше, и я радуюсь его успехам.

Невнятная речь и маленький словарный запас. Как итог — ребёнок в 5 лет плохо говорит. К сожалению, подобная ситуация встречается всё чаще вследствие запущенности развития детей, и веры родителей в мифы вроде «он заговорит сам, как придёт время» или «в школе научат».

Подобные заблуждения приводят лишь к отставанию в развитии, трудностям школьной адаптации и к проблемам в обучении. Чтобы компенсировать отставание и позволить чаду общаться со сверстниками, у родителей не остаётся иного выхода, как обращаться к специалистам и тратить на это большие деньги.

Чтобы избежать серьёзных проблем в будущем, нужно своевременно и регулярно работать над развитием малыша, обращаясь за помощью к специалистам, в случае необходимости. В пятилетнем возрасте дети должны уметь произносить правильно большую часть звуков и понятно выражать мысли несложными предложениями.

Причины задержки речевого развития к пяти годам

Учёные-педагоги, психологи и медики на основании многолетних исследований и наблюдений накопили огромный объем статистических данных по развитию речи 5-летних детей. Годовалый ребёнок учится произносить слоги, малыш 2-летнего возраста в своём арсенале имеет полсотни слов, трёхлетки могут говорить простыми предложениями из нескольких слов. Ближе к 5 годам дети должны уметь связно высказывать свои мысли.

Ситуации, когда ребёнок в 5 лет плохо разговаривает, встречаются нередко. Расстройства речи выражаются в следующем:

  • у него нарушено звукопроизношение;

  • темп и ритм речи нарушен;

  • расстройства речи возникли из-за нарушения функций слуха;

  • из-за задержки развития он теряет имеющееся произношение.

На основании сказанного можно определить две принципиально различающиеся причины, которые могут влиять на развитие речи:

  1. Органическая — нарушения нервной системы, которые произошли внутриутробно, дефекты прикуса, короткая уздечка, индивидуальное строение артикуляционного аппарата.

  2. Функциональная — психические особенности малыша и специфика его развития.

Перед тем как начинать занятия с ребёнком, необходимо конкретизировать причину нарушения речевого развития.

Органические нарушения устраняются быстрее и проще, поскольку они не связаны с психикой малыша. Проблема будет намного серьёзнее, если имеется нарушение деятельности органов слуха. В таком случае ребёнку будет труднее общаться, его словарный запас беднее по сравнению со сверстниками. Эти проблемы необходимо устранять с помощью таких специалистов, как отоларинголог и сурдолог. Чем раньше родители заметят данные проблемы, тем больше шансов решить их.

Оксана Анатольевна Липатова, учитель-дефектолог

Для того чтобы выполнить проверку слуха, нужно что-то громко сказать и проследить за реакцией малыша. Если реакции нет, то можно констатировать нарушение работы органов слуха. К врачам надо обращаться сразу же. Глухота является причиной нарушений речевого развития.

В случае если ребёнок не выговаривает слова, не может произносить некоторые звуки, то за помощью надо идти к логопеду. Если у него отсутствует желание разговаривать, большую часть времени он молчит, а общение с окружающими даётся с трудом, то родители должны идти к неврологу, логопеду, дефектологу и психологу. И чем быстрее, тем лучше. Пять лет — это не два года, когда ещё можно немного потянуть с решением проблем речевого развития.

При недоразвитии речи происходит замедление развития нервных клеточек в речевой зоне. Такая зона расположена в левом полушарии головного мозга. Вероятными причинами могут быть патологии внутриутробного развития, травмы, полученные при родах, интоксикации или инфекционные заболевания. Исправлять данное нарушение достаточно сложно, но реально и возможно.

Мнение психологов на эту тему

Психологом Ю. Бурланом была выведена системно-векторная психология, которая детально рассматривает функциональные причины речевых дефектов у детей пятилетнего возраста. Проблемы речи рассматриваются с позиции особенностей психики. Учёным было введено понятие вектор, представляющее собой набор врождённых особенностей характера и поведенческого психотипа. 

Данные факторы являются основополагающими в формировании особенностей речи. Автором выделено несколько векторов. Эта методика выявления функциональных причин нарушений развития речи в детском возрасте позволяет выявить причины дефектов речи и даёт возможность говорить правильно.

Нужно рассмотреть векторные группы детей, которые плохо говорят в 5-летнем возрасте (для пятилеток выделено 4 вектора из 8):

  1. Кожный вектор — удел подвижных деток. Ребёнок данного вектора говорит очень быстро, произношение его непонятно. Он торопится, поэтому фразы короткие и прерывистые. Структура слов нарушается. Например, вместо слова «доктор», они могут сказать «доткор», вместо слова «мо-ло-ток» скажут слово типа «то-мо-лок», т.е. переставляют в словах буквы и слоги. Могут и не полностью проговаривать слова. Например, вместо слова «мячик», произносят «мяик». У таких детей проблемы с шипящими звуками и буквами Р и Л.

  2. Анальный вектор — характеризует медлительных и нерасторопных деток. Они постоянно делают вдохи во время разговоров и все время сюсюкают. Структура слов у детей анального вектора сломана (так же, как и у кожных детей). При произношении некоторых слов дети смягчают окончания. Например: стол — столь, стул — стуль. Свистящие звуки и Р с Л им проговаривать трудно. Например, хочу — хосюю.

  3. Оральный вектор — это дети, утомляющие окружающих своей болтовней. Но в пятилетнем возрасте такие дети говорят нечётко, постоянно глотают слова. Такие малыши громко тараторят, не делая пауз между темами. Им свойственно часто прикасаться пальчиками к губам и класть руки на щёки. Во время разговора язык виден между зубками. Особенно язык заметен, когда ребёнок произносит свистящие звуки. В его речи не слышны шипящие. Например, кошка у него будет звучать, как «коска», железный, как «зиезный». Окончания он не проговаривает, слова произносит небрежно, на ходу сочиняет, что болтать дальше. Мысли его не всегда понятны, он говорит много ненужного и лишнего, но слушать его приходится всем: и детям, и взрослым.

  4. Звуковой вектор — для 5 лет свойственна невнятность произношения. Эти дети из категории молчунов. В возрасте 5 лет такие дети могут начать разговаривать сразу длинными предложениями. Такие малыши хорошо мыслят, могут работать с большими объёмами информации. Эти дети, начав разговаривать, догоняют ровесников в речевом развитии. У детей такого склада негромкий голос, они задают много вопросов, часто уходят в себя, отстраняясь от окружающей реальности. Поэтому им свойственно постоянно переспрашивать. Речь у них последовательна, но с постоянными паузами. Они не всегда чисто произносят звуки Ч, З, Ц. Например, слово чистый говорят, как «шистый», слово замок, произносят, как «жамок», слово цапля, говорят «сапля». Такие дети иногда кажутся странными и заторможенными. Не распознав проявление психотипа, может быть поставлен неверный диагноз — аутизм. Поэтому данную категорию детей необходимо обследовать довольно тщательно.

Что нужно делать родителям

В первую очередь с малышом, который плохо произносит звуки и не может хорошо и правильно говорить в 5 лет, надо записаться на консультацию к логопеду. Хороший специалист, проведя тестирование по специальным методикам, сможет диагностировать причину нарушений речи. При необходимости направит на консультацию к неврологу, дефектологу или психологу. Бывает, что ребёнок, подающий хорошие надежды в речевом развитии, вдруг снижает темпы и заметно хуже говорит. Возможно, у него появились проблемы психологического плана, он утратил чувство защищенности. В таком случае сможет помочь психолог и повышенное внимание, забота и любовь мамы и папы.

Для развития правильной речи и пополнения словарного запаса нужно говорить с малышом спокойно, не подсмеиваться над неверно построенными предложениями. Недопустимо повышать на него голос во время занятий, ведь в этом возрасте дети уже личности. Им просто надо помогать.

Надежда Валерьевна Буйнова, учитель-логопед

Советы, которые должны взять на вооружение педагоги и родители при взаимодействии с малышами 5 лет, имеющими проблемы развития речи:

  1. Пятилетке, имеющему анальный вектор, не рекомендуется торопиться. Он должен все делать так, как он может — медленно. Ругать его за медлительность не надо. Для него лучший стимул — похвала. Детишкам надо читать книги, рассматривать с ними картинки и составлять простые рассказы. Таким детям рекомендуется строить сооружения из кубиков, мастерить руками поделки.

  2. Детям нужны стимулы. Дети анального вектора должны быть простимулированны. Рекомендуется разработать систему поощрительных призов за успехи в произношении звуков. Пусть он будет заинтересован, тогда результат получится быстрее. Этим детишкам более подойдут подвижные игры. Они интересуются логическими заданиями, но не сложными. Уровень сложности надо наращивать постепенно, иначе интерес детей к занятиям пропадёт.

  3. Оральных малышей надо слушать до конца. Он говорит много, утомляет окружение. Поэтому сначала учим его выделять в своём сообщении главное, а потом рассказать это людям как можно спокойнее. Оральников нельзя грубо перебивать или заставлять молчать: так малыш перерастёт в патологического обманщика. Вести с ним себя надо очень спокойно, не пугать его угрозами и запретами, не ставить ультиматумы. Помогает только монотонное и спокойное разъяснение своих требований. Крики и ругань взрослых могут спровоцировать даже заикание.

  4. На звуковых ребяток нельзя не только кричать, но и громко и строго с ними говорить. Ни в коем случае не допустимо унижение звуковых детей. Тихая мелодичная музыка, даже приятная классика — это то, что приведёт нервную систему малыша в порядок. Он с удовольствием будет совершенствовать своё произношение.

Психологическая составляющая неправильной речи — это первая часть проблемы, которую устранить помогут специалисты. Родители должны понять векторные особенности своего чада и следовать рекомендациям.

Рекомендации логопедов

Для того чтобы речь пятилетки развивалась и совершенствовалась, и для устранения дефектов речи логопеды рекомендуют:

  1. Узнать в каком возрасте начали говорить старшие члены семьи. Поздняя речь может быть наследственным фактором.

  2. Вспомнить имели ли место ли недоношенность или инфекционные заболевания в младенческом возрасте — это факторы отставания речевого развития.

  3. Понять есть ли возможность при нарушениях речи перейти в логопедическую группу.

  4. Проходить обязательный плановый осмотр у логопеда каждый год начиная с 2-3 лет.

  5. Проверить нет ли ослабления слуха.

  6. Негативно влияют на произношение ребёнка семейные неурядицы, нужно создать спокойную атмосферу.

  7. С малышом надо много разговаривать — уделите этому моменту особое внимание.

  8. Заняться с любимым чадом логоритмикой и разучить стихи с двигательными упражнениями — такое времяпровождение способствует развитию речи и взаимопониманию с детьми.

  9. Заниматься с ним упражнениями и играми по развитию мелкой моторики пальчиков.

При необходимости, назначают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и специальную лечебную гимнастику. Только упорный труд родителей при помощи специалистов поможет сформировать правильную и красивую речь у ребёнка в данном случае.

Shtormit

когда дети не разговаривают просто потому что не хотят пользоваться речью, они могут писать и считать, быть сохранными интеллектуально, могут изъяснится письменной речью, картинками и тп.

сыну шесть, более менее слова появились в пять, по слогам повторяет слова, читает, считает, но речь не всегда понятна(( есть да подозрение, что ленится, не старается выговаривать слова, особенно сложные, т. е активно губами не работает, грудь в младенчестве тоже предпочитал только правую, из которой само льется в рот, левую с боем, т.к надо было потрудиться)))

прошли курс физиопроцедур, из за сниженного тонуса щек, не скажу что помогло, не нравится, что сын стал губы кривить, будто напряжение какое то. Речь активная становилась во время таблеток, и ткмп, как только действие проходит, случается откат. На данный момент ничего не даем, последний раз в августе делали второй курс ткмп, для меня главное добились того, что сын стал все же разговаривать, пусть не все понятно, но будем продолжать заниматься активно дома, и с логопедом, без таблеток. Конечно иногда тяжело, устаешь, много приходится проговаривать по слогам, легче стало, когда сын стал читать. Сейчас разучиваем маленькие стишки логопедические, пересказывать рассказы,сказки.

Теперь я знаю, что такое «язык устал» ))) много раз проговариваем, повторяем. Бабушка тут приходила недавно, сын прям старался хорошо говорить, чтоб его поняли, писал и рассказывал, бабушка ушла с словами, что ребенок готов идти на следующий год в обычную школу))))

care-children.ru


Смотрите также