Блог

Ошибки семейного воспитания


12 ошибок семейного воспитания.

В каждой семье есть обычаи и традиции, интересы и уникальный опыт воспитания. Каждый родитель хочет быть идеальным и старается воспитать своего чада, опираясь на собственный опыт. К сожалению, нет специальной инструкции по воспитанию детей, однако выделяют типичные ошибки семейного воспитания, ознакомившись с коими вы сможете избежать неудачи.

 Применение физического насилия.

Почему-то некоторые взрослые считают, что воспитание методом “кнута” эффективно. Однако, нередко дети начинают просто бояться своих родителей. Частенько дети, подвергшиеся физическому воздействию, вырастают агрессивными, замкнутыми и с травмированной психикой. В таких семьях обычно фигурирует отрицательная и неблагоприятная обстановка.

Зачастую родители хотят реализовать свои мечты и желания, не желая видеть индивидуальные способности ребенка. Младенец, когда рождается, заявляет о своих желаниях непромедлительно. Он кричит, стучит, грызет и т.д. В школьном возрасте детям навязывают чужое мнение и желания. Очень важно воспитать ребенка так, чтоб он мог высказывать свое желание и отстаивать его.

 Чрезмерная любовь, излишнее баловство.

Обычно долгожданные или поздние дети очень избалованы и капризны. Родители готовы дать всё малышу, лишь бы он улыбался. Как ни странно, это является огромной ошибкой. Из таких чад вырастет типичные эгоисты. Поверьте, если вы скажите своему ребенку твердое “НЕТ”, он не перестанет Вас любить!

 Неограниченная свобода

Одним из недостатков в воспитании  является отсутствие всех запретов. Бывает ситуация, когда родители стараются что-то запретить при помощи различных условий, когда нужно проявить твердость. Простой пример: в магазине ребенок требует купить игрушку, мама объясняет, что такая уже есть. Тогда дитя начинает истерить и кричать, и мама сдается. Такое поведение крайне неправильное, теперь ребенок уверен, что может добиться всего нытьем.

 Сомнения в успехе ребенка.

Самыми главными судьями для ребенка являются родители. Зачастую из-за сомнений или безразличия взрослых дети не добиваются успехов. Порой просто потому что не видят поддержки со стороны близких. Рождаются сомнения и у ребенка, а затем и желание добиваться положительных результатов. Поощрения и вера в успех — это самая сильная мотивация не только для ребенка.

 Сверх ожидания или излишняя требовательность.

Малыш, которому ставили слишком высокую планку, требовали столько, сколько он не сможет сделать, переживает сильный стресс. Например, школьник получил четверку, его похвалили, “Умница! Ты получил хорошую оценку, но в следующий раз принеси пятерку!” Ребенок старается и переживает напряжение, потому что дается ему это очень непросто. В дальнейшем самооценка падает и снижаются любые предпосылки к развитию, порой под таким давлением ребенок начинает учиться еще хуже.

 Неумение разговаривать.

Общение — это процесс передачи, обмена информации, а также установление контакта между людьми. Детям очень важно открытое общение со своими родителями. Эффективная коммуникация нужна каждому члену семьи для улучшения отношения между ними. И наоборот, отрицательное общение заставляет детей думать, что они не услышаны, не поняты и не важны. Очень часто общение сводится к тому, что родители задают не сложные вопросы: “Уроки сделал? Портфель сложил? Кушал?”. Однако, сыну или дочери просто необходимо, чтобы близкие интересовались и обсуждали планы на выходные, последнюю игру, фильм и прочее. И очень важно уметь слушать с интересом, не перебивая.

 Нескончаемый эгоизм взрослых.

Родители часто прилюдно отчитывают своих детей, обсуждают их успехи и неудачи, их друзей. Это приводит недоверчивым отношениям между ними. Взрослые решают, не спросив малыша, пытаются предопределить судьбу, не учитывая точку зрения ребенка. Все это приводит к сомнению в своей важности и нужности.

 Гиперопека

Одной из распространенных типичных ошибок в воспитании детей является «чрезмерная любовь». Гиперопека выражается в:

• излишним вниманием;

• постоянном контроле;

• воздвижение достижения в категорию исключительных способностей;

• предохранении от вероятных рисков, каковые частенько бывают плодом их воображения;

• удержании возле себя, “привязывать” к личному настроению, мнению.

Плодом длительной гиперопеки ребенок не может самостоятельно принимать решение и ждет поддержки от взрослых, желает быть всегда первым и на виду, ожидает блестящего будущего и не приемлет отказ.

Запрет на собственные взгляды.

Если Вы думаете, что ребенок не прав, Вы можете лишь высказать свое мнение и предположить результат действий, но никак не стыдите своего малыша за принятие самостоятельного решения. Некоторые родители говорят, что уважают мнение своего чада, однако это происходит тогда, когда взгляды их совпадают или близки.

 Бесконечные нотации.

Нередко взрослые злоупотребляют длительными и нудными нотациями.  Слова родителей обесцениваются и не воспринимаются, а постоянные нотации вызывают отрицательную реакцию и протест.

Огромная оплошность родителей заключается в том, что они позволяют себе делать выбор в том или ином друге. Кто-то им показался не воспитанным, кто-то грубым, все же у малыша есть свое мнение на эту тему и пусть он сам выбирает с кем общаться, с кем нет. Тем не менее, оставлять без внимания не стоит. Найти золотую середину — наблюдать и давать советы дружеским тоном.

Для ребенка ценно, когда Вы можете выслушать его, а иногда и поругать, главное не срываться на них и всегда быть рядом. Важно принимать участие в их жизни, знать интересы, знакомиться с друзьями и любопытствовать, где они проводят свободное время. Если вы будете спокойно предъявлять свои требования и избежите насилия, ребенок обязательно прислушается к вам.

detiivzroslie.ru

Ошибки семейного воспитания

Ошибки семейного воспитания

Опыт - хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета. Мина Антрим

Развитие ребенка и его благополучие напрямую зависят от родителей, от их характера, отношения к малышу, особенностей личности. В этот раз рассмотрим подробнее часто встречающиеся ошибки семейного воспитания. Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель “причесывает” своего ребенка “под себя”, подстраивая его под свои амбиции, мироощущение. Во взаимодействии с ребенком родитель непроизвольно компенсирует многие свои переживания (тревожность, боязнь одиночества, скрытые комплексы и т.д.). Очень часто родители неосознанно проецируют (переносят) свои проблемы на ребенка. Они обвиняют ребенка в своих неудачах, в том, что присуще им самим, т.е. они видят недостатки у ребенка, но не осознают, что малыш “научился” им именно у него, взрослого. Например, мама говорит, что дочь нервная, необщительная, часто конфликтует со сверстниками, а в действительности мама сама имеет узкий круг общения, придирчива к близким, резка с мужем. Итак, наиболее часто встречающиеся ошибки воспитания в семье.

Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Например, мама-холерик постоянно “давит” на сына-флегматика: “копуша”, “иди быстрее”, “ну что же ты, подойди к мальчику, познакомься”. А ребенок просто не может выполнить материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его характеру. Или родители считают ребенка упрямым, а он просто пытается сохранить чувство собственного достоинства, независимость.

Непринятие начинается с того, что беременность нежеланная или произошла “не вовремя”, либо ребенок родился “не того” пола. Далее родители не принимают особенности ребенка, его индивидуально своеобразие: “Мой ребенок не такой, как все, он не так говорит, не так двигается, все уже умеют читать, а мой все еще с игрушками возится…” Непринятие - одна из причин возникновения у детей страхов, пониженного жизненного тонуса. Как он проявляется? Это прежде всего недостаточное грудное вскармливание (раннее отлучение от груди), малыша рано отдают в ясли без особых на то причин или поручают уход за ним родственникам, няне. В отношении с ребенком недостаточно любви, ласки, нежности. Описывая своего ребенка, мама легко вспоминает его отрицательные качества, но с трудом “ищет” положительные черты. Часто не учитываются возрастные особенности потребности (в 2 года ребенка говорят: “Ты уже большой, перестань плакать”). Отношения могут быть как попустительскими (“безнадзорный” ребенок), так и очень строгими, формальными.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка: “Я ХОЧУ, чтобы мой ребенок умел играть на фортепиано, поэтому он ДОЛЖЕН поступить в музыкальную школу”. Или: “Мы поступаем в школу с английским уклоном, ведь я в свое время туда не попал”.

Негибкость выражается застреванием на проблемах (“мой ребенок плохо говорит”), трафаретностью требований, отсутствием альтернатив в решениях, предвзятостью суждений, навязыванием мнений. Часто у родителей с “негибким” отношением к ребенку плохо развито воображение, они авторитарны, властны, эгоцентричны, излишне принципиальны. Непоследовательность в обращении с детьми. Это переходы из одной крайности в другую (от тотального контроля до попустительства), бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение, не доведение начатого дела до конца. Сюда же относится несогласованность между родителями, когда мать разрешает, а отец это же запрещает; отец наказывает, а бабушка тут же жалеет. Аффективность проявляется избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и “выливаются” на ребенка. (“Я понимаю, что не права, но не могу себя сдержать, чтобы не повысить голос; потом я переживаю, но все повторяется снова и снова…”) Особенно склонны к такому поведению родители с темпераментом холерика. Чем больше мать настаивает, повышает голос, тем более возбудимым, или, наоборот, заторможенным становится ребенок. Тревожность – это беспокойство, доходящее до паники по любому поводу; чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка, стремление оградить от всех (часто воображаемых) опасностей и трудностей, неуверенность в правильности своих действий, но в тоже время потребность давать советы, предостерегать. Такие родители редко смеются, им явно не хватает оптимизма, все время ждут чего-то плохого, у них занижена самооценка. В такой семье ребенок, как правило, единственный, у него были или есть проблемы со здоровьем. Страх за ребенка может стать навязчивым. Тревожность обычно сочетается с гиперопекой, гиперсоциализацией. Доминантность - требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями. Родители с властными чертами характера часто обвиняют детей в упрямстве, непослушании. В семье возникают споры по любому поводу (сон, еда, режим дня), но они не приводят к порядку, а участники конфликта устают, постоянно находятся на грани нервного срыва. Гиперсоциальность. Воспитание слишком “правильное”. В отношениях не хватает тепла, ласки, родители боятся “испортить” ребенка, не проявляют любовь к нему открыто. Ребенок страдает от нехватки поцелуев, объятий. Простое поглаживание по головке нужно заслужить примерным поведением. Ребенку навязывается большое количество правил, которые необходимо выполнять, чтобы “соответствовать” ожиданиям родителей. В семье не поддерживается выражение эмоций (как положительных, так и отрицательных), детский шум, веселье, жизнерадостность и непосредственность. Родители не прощают оплошности, не терпят недостатки и слабости ребенка, стараясь их искоренить. К ребенку относятся, как ко взрослому, требуя от него поведения взрослого. Фразы “ты должен, обязан”, “как тебе не стыдно” встречаются очень часто. Жизнь ребенка спланирована и расписана до мелочей уже с самого рождения. Ребенка отдают в детский сад, чтобы он привыкал выполнять правила, учился соблюдать дисциплину. Воспитатель выбирается требовательный и строгий. Максимум дополнительных занятий. Усиленный контроль за успеваемостью. Недостаточная отзывчивость (нечуткость). Несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение сочетается с неприятием ребенка, с принципиальностью и гиперсоциальностью. Бывает, что родители моментально реагируют на неудачи ребенка, нарушения поведения, но “не замечают” его успехов, не умеют вовремя похвалить, поддержать. Противоречивость в отношениях проявляется сочетанием различных форм поведения: Аффективность уживается с недостаточной отзывчивостью; тревожность – с доминантностью; завышенные требования - с родительской беспомощностью. Описанные выше ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания:

  • гиперсоциальное воспитание;
  • эгоцентрическое воспитание или все для ребенка;
  • воспитание без любви;
  • тревожно-мнительное воспитание.

Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного    Вспомните свое детство, ведь наше поведение, страхи, комплексы зарождаютсяименно в детстве. Поэтому, чтобы исправить отношения с ребенком, необходимо разобраться в себе. Многим взрослым стоит научиться быть самостоятельными и независимыми от мнения окружающих.

Часто встречающийся аргумент “меня так воспитывали” не уместен! Естественно, взрослый человек склонен повторять то, что закладывалось в него в детстве. Это относится и к манере поведения, и к стилю общения. Хорошо, если в детстве родители воспитывали его, опираясь на любовь, стремление понять, учитывали индивидуальные особенности. Но, к сожалению, часто выросшие уже дети “передают” своим малышам тревожность, авторитарность, телесные наказания, неумение и нежелание слушать. Мы – взрослые люди и способны разобраться в своих детских впечатлениях, простить своих родителей за допущенные ими ошибки и не повторять их со своими детьми!

  • Учитесь договариваться, идти на компромисс. Не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится.
  • Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свои чувства. Говорите, что в нем Вам нравится. Чаще обнимайте и целуйте. Простое поглаживание по голове способно показать маленькому ребенку, что Вы его любите (см статью “Ласковое воспитание”) .
  • Учитесь справляться со своими негативными эмоциями без агрессии, без выплёскивания злости.
  • Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Расслабьтесь, повозитесь вместе со своим малышом, порисуйте, подурачьтесь, слепите из пластилина смешную фигурку, поиграйте в мяч, просто громко посмейтесь. Так Вы сможете приблизиться к своему ребенку, лучше понять его и себя.
  • Не выливайте свое плохое настроение, проблемы на ребенка. Ведь он не виноват в том, что в магазине Вам нахамили! Дети итак очень чувствительны к настроениям родителей, перенимают их тревогу, низкую самооценку. Поэтому для начала займитесь своим “воспитанием”, разберитесь со своими внутренними проблемами. В этом Вам может помочь семейный психолог либо человек, который Вас понимает.
  • Четко формулируйте свои требования к ребенку. Их не должно быть много, но те, что есть, должны соблюдаться. Не увлекайтесь словом “нельзя”.
  • Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, Ваш ребенок уже вырос, а Вы все еще заботитесь о нем, как о младенце, контролируя каждый шаг, оберегая от возможных неудач.
  • Предоставьте ребенку больше свободы: он вполне может сам помириться с товарищем, выбрать дополнительный кружок в школе и т.д.
  • Поощряйте самостоятельность! Ее развитие начинается с малого – сам поставил на место стул, сам оделся. Чем взрослее ребенок, тем больше самостоятельных действий он способен выполнять. Но самостоятельными должны быть не только действия, но и мысли!
  • Не зацикливайтесь на ребенке. Займитесь собой! Интересное дело, хобби принесут большую пользу и маме, и ребенку: мама чувствует себя более уверенной, независимой, у нее повышается самооценка, как следствие – улучшается настроение; когда ребенок видит довольную, спокойную, “сильную” маму, он тоже чувствует себя спокойным и уверенным. Здесь важно соблюдать золотую середину: не слишком замыкаться на ребенке, но и не лишать его необходимого внимания, ласки, общения.
  • Меняйтесь с ребенком ролями. Это можно делать и в повседневной жизни, и во время игры. Поощряйте его желание заботиться о Вас, о животном, о близких людях. Игра в “дочки-матери” наоборот, где Вы – дочь, а ребенок – мама (или папа) очень показательна. В поведении ребенка Вы узнаете знакомые черты.
  • Не позволяйте ребенку обижать (особенно незаслуженно) других людей. Если карапуз замахнулся палкой на бабушку, не нужно смеяться, оправдывать его (“он еще маленький, не понимает”), нужно спокойно, но уверенно сказать, что Вы недовольны поведением малыша. Возможно, он захочет повторить свой эксперимент, но Вы должны быть непреклонны.
  • Часто скрываемые родителями от детей чувства (горе, тревога, растерянность, нежность и т.д.) ради их спокойствия выливаются в проблему. Скрывая истинные эмоции, человек заменяет их другими, показными, как правило это проявляется в требовательности, жесткости, раздражительности. Ребенку будет намного легче, если Вы будете естественны в проявлении эмоций, открыты для него. Тогда и он будет иметь возможность проявлять свои положительные и отрицательные эмоции. Строгий, требовательный отец на самом деле может за этой “маской” скрывать свою тревожность, неуверенность, страх за детей.
  • Если ребенок Вас часто, почти постоянно раздражает, если ловите себя на том, что постоянно “выговариваете”, ругаете его – ищите причины неприятия малыша в себе. Даже если ребенок будет делать все так, как Вы требуете, все равно найдется причина его поругать. Признаться себе, что проблема не в ребенке, а в Вас – первый шаг к ее решению.
  • Старайтесь не переносить (не проецировать) на ребенка недостатки другого человека (“Сын похож на бывшего мужа, из него тоже не получится ничего толкового, такой же хлюпик…”).
  • Помните, что если ребенком постоянно (или большую часть времени) занимается бабушка, няня, их тип воспитания воздействует на него так же, как и Ваш. Бабушки часто бывают мнительными, тревожными, стараются оградить внука от всех возможных неприятностей, не поощряют общения со сверстниками. Поэтому дети, долго бывшие на попечении такой бабушки, имеют высокую тревожность, неуверенность в себе, у них много страхов, проблемы в общении со сверстниками.

perekopsad9.educrimea.ru

4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания

В психолого-педагогической литературе выделяют различные типы семей (см. схему 75).

По количеству детей

Многодетные, малодетные, однодетные, бездетные семьи

По числу поколений

Однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и их дети), межпоколенные (дети, родители, родители родителей) семьи

По признаку полноты

Полные, неполные (один из родителей), а также вне­брачные семьи

По характеру взаимоотношений

Идеальные, средние, негативные (скандально-раздражительные) семьи

По устойчивости семейных отношений

Гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные семьи

По уровню благополучия

Благополучные, псевдоблагополучные, неблагополучные семьи

По месту жительства

Городские, сельские семьи

Схема 75

У учителей принято деление семей на благополучные и неблагополучные. Благополучие или неблагополу­чие семьи определяется обычно по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение семьи и т. п. В этом случае «благополучие» может носить только видимый ха­рактер, а на самом деле семья может быть противоречивой (псевдоблагополучной). Неблагополучными принято считать те семьи, в которых обнаруживаются дефекты воспитания (проявляется в психическом нездоровьи, эмоциональном напряжении ребенка и т. п.).

Особенности сельской семьи — размеренность ее жизни, подчиненность ритмам природы; нелегкие условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве; прочные родственные связи, связи с соседями, социальный контроль за жизнью семьи. Исследователи (А. В. Мудрик и другие) пришли к выводу, что в социализации подрастающего поколения сельская семья играет большую роль, чем городская. Городская семья не однородна (количество жителей, этническая структура, географическое положение города, занятость населения и т. п.). В малых городах уклад семейной жизни близок к сельскому. В крупных городах характер общения старшего и младшего поколений изменяется. На социализацию личности оказывают большое влияние окружающая среда (школа, производство, вуз, культурные центры и т. п.), широкий круг общения.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и одного-двух детей. Функции воспитания и обучения детей такая семья обычно разделяет с другими учреждениями образования (детский сад, школа и др.). В такой семье, как правило, жена также занята на производстве, а потому хозяйственные проблемы берут на себя в равной степени все члены семьи.

Молодая семья — это супружеская пара с детьми или без них. Возраст супругов при этом не более 30 лет. Многие из молодых семей живут с родителями.

Неполная семья — семья с одним родителем — также довольно распространенное явление. Такая семья является результатом развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей, а также гражданского брака (ребенок рожден вне брака). Растет число несовершеннолетних мам. Такие семьи обычно нуждаются в особой социальной защите и помощи государства.

Практически в семье любого типа могут наблюдаться ошибки в воспитании детей. В семейной педагогике вслед за детским психиатром М. И. Буяновым выделяют несколько типов неправильного воспитания в семье (см. таблицу 23).

Таблица 23

№ п/п

Тип неправильного (ошибочного) воспитания

Краткая характеристика

1.

Безнадзорность, бесконтрольность (гипоопека)

Встречается при излишней занятости родителей своими делами. Родители не уделяют должного внимания детям, которые предоставлены самим себе. Такая ситуация вызывает у детей чувство обиды и одиночества. Нередко это приводит к различным нарушениям личностного развитая и проявлениям девиантного поведения подростка

2.

Гиперопека

Вся жизнь ребенка находится под неустанным надзором. Ребенок ограничен многочисленными запретами, вынужден без конца вы­слушивать и выполнять строгие приказания родителей. Результат такого воспитания — нерешительная, безынициативная, боязливая, неуверенная в себе личность. Вместе с тем в подростковом возрасте это может вылиться в «бунт» против родительского диктата («Дру­гим все дозволено, а мне?»). В этом случае подросток может специ­ально нарушать запреты, убегать из дома и т. п.

3.

«Кумир семьи»

Разновидность гиперопеки. В семье принято восхищаться любыми проявлениями ребенка. Жизнь семьи, на первый взгляд, полностью подчинена ребенку (причинами этого могут быть соперничество взрослых в семье или отсутствие истинного единства в семье; во втором случае семью объединяет общая забота о ребенке). Ребенок привыкает быть в центре внимания, его просьбы немедленно вы­полняются. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, ка­призным, эгоцентричным. Повзрослев, он не в состоянии оценить свои возможности, преодолеть эгоцентризм. Он не находит понимания и в группе сверстников. Переживание этих трудностей приводит к возникновению истероидной акцентуации характера. Если же ребенок не всеобщий, а чей-то личный кумир («маменькин сынок», «папенькина дочка», «бабушкино сокровище»), то он чувствует особое отношение одного из родных и остро ощущает холодность другого

4.

«Золушка»

Реализуется в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия. Ребенок чувствует, что мать и отец не любят его, тяготятся им, хотя окружающим может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Нередко при этом из ребенка делают безотказного исполнителя домашних обязанностей, а все лучшее (поощрения и прочее) достаются другим членам семьи, взрослым или детям. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности ребенка. Он вырастает приниженным, неуверенным в себе, несамостоятельным, завистливым

5.

«Жесткое воспитание»

За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. Нередко родители действуют методами физи­ческого наказания, вызывающими у ребенка физические, психиче­ские, нравственные страдания. Результатом такого воспитания, как известно, являются жестокость, грубость, лживость, озлобленность, мстительность, агрессивность, приспособленчество, угодничество и другие личностные и поведенческие нарушения развития

6.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности

С малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются непосильные для его возраста заботы и обязанности. В итоге у ребенка могут появиться навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие близких.

В практике семейного воспитания выделяются три основных стиля (вида) семейных отношений (см. схему 76).

Наибольшие издержки развития наблюдаются у детей из неполных семей и детей, лишенных по тем или иным причинам семьи. Явлением современной жизни является рост количества социальных сирот — детей, осиротевших при живых родителях. Причины распространения социального сиротства: рост числа детей, рож­денных вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездо­ровые отношения в семье, деградация личности взрослых; врожденные психические и физические аномалии детей и другие.

Мировая практика организации детских сиротских учреждений предложила идею воспитания таких детей в семье или в условиях, максимально приближенных к семейным. Идею австрийского педагога-гуманиста Германа Гмайнера (1919—1986) «SOS-Киндердорф» («SOS-детская деревня») стали воплощать в жизнь во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Детские дома семейного типа — это государственные учреждения, основой которых является семейная пара или одинокая женщина, принявшая на воспитание от пяти до восьми детей. На средства фонда Г. Гмайнера «SOS-Киндердорф-Интернациональ» построены, например, Кобринская и Боровлянская детские деревни, в которых воплощены основные идеи педагогической системы Г. Гмайнера.

Другими законодательно установленными формами устройства детей, лишенных родительского попечения, являются дом ребенка, детский дом, школа-интернат, усыновление, опека, попечительство, приемная семья, международное усыновление.

Стили семейных отношений

Авторитарный стиль отношений родителей к детям характеризуется строгостью, требова­тельностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные атрибуты этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Родительские требования могут вызывать или протест и агрессивность, или апатию и пассивность. Разновидностями такого стиля отношений родителей к ребенку являются «авторитет подавления» и «авторитет расстояния и чванства» (А. С Макаренко). В первом случае — это деспотические отношения, основными чертами которого выступают жестокость и «террор». Во втором случае родители в результате сложившихся обстоятельств или «в целях воспитания» стараются быть подальше от детей, поручив воспитание другим людям (бабушкам, няням и др.)

Попустительский (либеральный) стиль предполагает всепрощение, терпимость в отношениях с детьми. Источником этого стиля является чрезмерная родительская любовь. Суть такого «авторитета любви» (А. С Макаренко) заклю­чается в погоне за детской привязанностью путем про­явления чрезмерной ласки, вседозволенности. При этом воспитывается человек эгои­стичный, лицемерный, рас­четливый, умеющий под­страиваться к людям

Демократичный стиль ха­рактеризуется гибкостью. Родители мотивируют свои требования и поступки, при­слушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность мыслей и поступков. Это наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей и детей, при котором они испытывают потребность в общении друг с другом, проявляют доверие, откровенность. Важно, что родители умеют понять мир ребенка, его возрастные потребности и интересы

Схема 76

studfiles.net

Ошибки семейного воспитания

Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель “причесывает” своего ребенка “под себя”, подстраивая его под свои амбиции, мироощущение. Во взаимодействии с ребенком родитель непроизвольно компенсирует многие свои переживания (тревожность, боязнь одиночества, скрытые комплексы и т.д.). Очень часто родители неосознанно проецируют (переносят) свои проблемы на ребенка. Они обвиняют ребенка в своих неудачах, в том, что присуще им самим, т.е. они видят недостатки у ребенка, но не осознают, что малыш “научился” им именно у него, взрослого. Например, мама говорит, что дочь нервная, необщительная, часто конфликтует со сверстниками, а в действительности мама сама имеет узкий круг общения, придирчива к близким, резка с мужем. 

Итак, наиболее часто встречающиеся ошибки воспитания в семье. 

Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Например, мама-холерик постоянно “давит” на сына-флегматика: “копуша”, “иди быстрее”, “ну что же ты, подойди к мальчику, познакомься”. А ребенок просто не может выполнить материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его характеру. Или родители считают ребенка упрямым, а он просто пытается сохранить чувство собственного достоинства, независимость. 

Непринятие начинается с того, что беременность нежеланная или произошла “не вовремя”, либо ребенок родился “не того” пола. Далее родители не принимают особенности ребенка, его индивидуально своеобразие: “Мой ребенок не такой, как все, он не так говорит, не так двигается, все уже умеют читать, а мой все еще с игрушками возится…”

Непринятие - одна из причин возникновения у детей страхов, пониженного жизненного тонуса. Как он проявляется? Это прежде всего недостаточное грудное вскармливание (раннее отлучение от груди), малыша рано отдают в ясли без особых на то причин или поручают уход за ним родственникам, няне. В отношении с ребенком недостаточно любви, ласки, нежности. Описывая своего ребенка, мама легко вспоминает его отрицательные качества, но с трудом “ищет” положительные черты. Часто не учитываются возрастные особенности потребности (в 2 года ребенка говорят: “Ты уже большой, перестань плакать”). Отношения могут быть как попустительскими (“безнадзорный” ребенок), так и очень строгими, формальными. 

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка: “Я ХОЧУ, чтобы мой ребенок умел играть на фортепиано, поэтому он ДОЛЖЕН поступить в музыкальную школу”. Или: “Мы поступаем в школу с английским уклоном, ведь я в свое время туда не попал”. 

Негибкость выражается застреванием на проблемах (“мой ребенок плохо говорит”), трафаретностью требований, отсутствием альтернатив в решениях, предвзятостью суждений, навязыванием мнений. Часто у родителей с “негибким” отношением к ребенку плохо развито воображение, они авторитарны, властны, эгоцентричны, излишне принципиальны. 

Непоследовательность в обращении с детьми. Это переходы из одной крайности в другую (от тотального контроля до попустительства), бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение, не доведение начатого дела до конца. Сюда же относится несогласованность между родителями, когда мать разрешает, а отец это же запрещает; отец наказывает, а бабушка тут же жалеет. 

Аффективность проявляется избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и “выливаются” на ребенка. (“Я понимаю, что не права, но не могу себя сдержать, чтобы не повысить голос; потом я переживаю, но все повторяется снова и снова…”) Особенно склонны к такому поведению родители с темпераментом холерика. Чем больше мать настаивает, повышает голос, тем более возбудимым, или, наоборот, заторможенным становится ребенок. 

Тревожность – это беспокойство, доходящее до паники по любому поводу; чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка, стремление оградить от всех (часто воображаемых) опасностей и трудностей, неуверенность в правильности своих действий, но в тоже время потребность давать советы, предостерегать. Такие родители редко смеются, им явно не хватает оптимизма, все время ждут чего-то плохого, у них занижена самооценка. В такой семье ребенок, как правило, единственный, у него были или есть проблемы со здоровьем. Страх за ребенка может стать навязчивым. Тревожность обычно сочетается с гиперопекой, гиперсоциализацией. 

Доминантность - требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями. Родители с властными чертами характера часто обвиняют детей в упрямстве, непослушании. В семье возникают споры по любому поводу (сон, еда, режим дня), но они не приводят к порядку, а участники конфликта устают, постоянно находятся на грани нервного срыва. 

Гиперсоциальность. Воспитание слишком “правильное”. В отношениях не хватает тепла, ласки, родители боятся “испортить” ребенка, не проявляют любовь к нему открыто. Ребенок страдает от нехватки поцелуев, объятий. Простое поглаживание по головке нужно заслужить примерным поведением. Ребенку навязывается большое количество правил, которые необходимо выполнять, чтобы “соответствовать” ожиданиям родителей. В семье не поддерживается выражение эмоций (как положительных, так и отрицательных), детский шум, веселье, жизнерадостность и непосредственность. Родители не прощают оплошности, не терпят недостатки и слабости ребенка, стараясь их искоренить. К ребенку относятся, как ко взрослому, требуя от него поведения взрослого. Фразы “ты должен, обязан”, “как тебе не стыдно” встречаются очень часто. Жизнь ребенка спланирована и расписана до мелочей уже с самого рождения. Ребенка отдают в детский сад, чтобы он привыкал выполнять правила, учился соблюдать дисциплину. Воспитатель выбирается требовательный и строгий. Максимум дополнительных занятий. Усиленный контроль за успеваемостью. 

Недостаточная отзывчивость (нечуткость). Несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение сочетается с неприятием ребенка, с принципиальностью и гиперсоциальностью. Бывает, что родители моментально реагируют на неудачи ребенка, нарушения поведения, но “не замечают” его успехов, не умеют вовремя похвалить, поддержать. 

Противоречивость в отношениях проявляется сочетанием различных форм поведения: Аффективность уживается с недостаточной отзывчивостью; тревожность – с доминантностью; завышенные требования - с родительской беспомощностью. 

Описанные выше ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания:

гиперсоциальное воспитание;

эгоцентрическое воспитание или все для ребенка;

воспитание без любви;

тревожно-мнительное воспитание.

Все эти типы воспитания подробно рассмотрены в следующей статье. 

Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного 

Вспомните свое детство, ведь наше поведение, страхи, комплексы зарождаются именно в детстве. Поэтому, чтобы исправить отношения с ребенком, необходимо разобраться в себе. Многим взрослым стоит научиться быть самостоятельными и независимыми от мнения окружающих. 

Часто встречающийся аргумент “меня так воспитывали” не уместен! Естественно, взрослый человек склонен повторять то, что закладывалось в него в детстве. Это относится и к манере поведения, и к стилю общения. Хорошо, если в детстве родители воспитывали его, опираясь на любовь, стремление понять, учитывали индивидуальные особенности. Но, к сожалению, часто выросшие уже дети “передают” своим малышам тревожность, авторитарность, телесные наказания, неумение и нежелание слушать. Мы – взрослые люди и способны разобраться в своих детских впечатлениях, простить своих родителей за допущенные ими ошибки и не повторять их со своими детьми!

Учитесь договариваться, идти на компромисс. Не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится.

Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свои чувства. Говорите, что в нем Вам нравится. Чаще обнимайте и целуйте. Простое поглаживание по голове способно показать маленькому ребенку, что Вы его любите (см статью “Ласковое воспитание”) .

Учитесь справляться со своими негативными эмоциями без агрессии, без выплёскивания злости.

Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Расслабьтесь, повозитесь вместе со своим малышом, порисуйте, подурачьтесь, слепите из пластилина смешную фигурку, поиграйте в мяч, просто громко посмейтесь. Так Вы сможете приблизиться к своему ребенку, лучше понять его и себя.

Не выливайте свое плохое настроение, проблемы на ребенка. Ведь он не виноват в том, что в магазине Вам нахамили! Дети итак очень чувствительны к настроениям родителей, перенимают их тревогу, низкую самооценку. Поэтому для начала займитесь своим “воспитанием”, разберитесь со своими внутренними проблемами. В этом Вам может помочь семейный психолог либо человек, который Вас понимает.

Четко формулируйте свои требования к ребенку. Их не должно быть много, но те, что есть, должны соблюдаться. Не увлекайтесь словом “нельзя”.

Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, Ваш ребенок уже вырос, а Вы все еще заботитесь о нем, как о младенце, контролируя каждый шаг, оберегая от возможных неудач.

Предоставьте ребенку больше свободы: он вполне может сам помириться с товарищем, выбрать дополнительный кружок в школе и т.д.

Поощряйте самостоятельность! Ее развитие начинается с малого – сам поставил на место стул, сам оделся. Чем взрослее ребенок, тем больше самостоятельных действий он способен выполнять. Но самостоятельными должны быть не только действия, но и мысли!

Не зацикливайтесь на ребенке. Займитесь собой! Интересное дело, хобби принесут большую пользу и маме, и ребенку: мама чувствует себя более уверенной, независимой, у нее повышается самооценка, как следствие – улучшается настроение; когда ребенок видит довольную, спокойную, “сильную” маму, он тоже чувствует себя спокойным и уверенным. Здесь важно соблюдать золотую середину: не слишком замыкаться на ребенке, но и не лишать его необходимого внимания, ласки, общения.

Меняйтесь с ребенком ролями. Это можно делать и в повседневной жизни, и во время игры. Поощряйте его желание заботиться о Вас, о животном, о близких людях. Игра в “дочки-матери” наоборот, где Вы – дочь, а ребенок – мама (или папа) очень показательна. В поведении ребенка Вы узнаете знакомые черты.

Не позволяйте ребенку обижать (особенно незаслуженно) других людей. Если карапуз замахнулся палкой на бабушку, не нужно смеяться, оправдывать его (“он еще маленький, не понимает”), нужно спокойно, но уверенно сказать, что Вы недовольны поведением малыша. Возможно, он захочет повторить свой эксперимент, но Вы должны быть непреклонны.

Часто скрываемые родителями от детей чувства (горе, тревога, растерянность, нежность и т.д.) ради их спокойствия выливаются в проблему. Скрывая истинные эмоции, человек заменяет их другими, показными, как правило это проявляется в требовательности, жесткости, раздражительности. Ребенку будет намного легче, если Вы будете естественны в проявлении эмоций, открыты для него. Тогда и он будет иметь возможность проявлять свои положительные и отрицательные эмоции. Строгий, требовательный отец на самом деле может за этой “маской” скрывать свою тревожность, неуверенность, страх за детей.

Если ребенок Вас часто, почти постоянно раздражает, если ловите себя на том, что постоянно “выговариваете”, ругаете его – ищите причины неприятия малыша в себе. Даже если ребенок будет делать все так, как Вы требуете, все равно найдется причина его поругать. Признаться себе, что проблема не в ребенке, а в Вас – первый шаг к ее решению.

Старайтесь не переносить (не проецировать) на ребенка недостатки другого человека (“Сын похож на бывшего мужа, из него тоже не получится ничего толкового, такой же хлюпик…”).

Помните, что если ребенком постоянно (или большую часть времени) занимается бабушка, няня, их тип воспитания воздействует на него так же, как и Ваш. Бабушки часто бывают мнительными, тревожными, стараются оградить внука от всех возможных неприятностей, не поощряют общения со сверстниками. Поэтому дети, долго бывшие на попечении такой бабушки, имеют высокую тревожность, неуверенность в себе, у них много страхов, проблемы в общении со сверстниками.

strizhak-yuliya.ru

Ошибки семейного воспитания: типичные проблемы родителей и детей (подростков)

«Какой невоспитанный ребенок» — фраза, которую старшее поколение часто применяет к современным детям. Неизвестно, какие помыслы движут окружающими: желание подчеркнуть свое превосходство или просто досадить родителям. Потому не стоит принимать слова посторонних близко к сердцу, ведь близкие стараются привить своему малышу лучшие качества, уберечь от неприятных ситуаций, основываясь на собственном опыте. Однако предотвратить ошибки семейного воспитания удается не всегда.

Даже если кто-то назвал ребенка невоспитанным, не стоит принимать это слишком близко к сердцу

Распространенные педагогические ошибки родителей

Не имеет значения, что говорят окружающие о поведении ребенка. Однако то, что происходит в семье, очень важно. Поскольку специального кодекса воспитания нет, следует ознакомиться с типичными ошибками многих родителей. Они предотвратят внутрисемейные конфликты и трудности во время взросления младшего поколения.

Многочисленные запреты

Маленькие дети имеют массу желаний и часто о них говорят. Например, ребенок любит конфеты, но взрослые справедливо ограничивают его в сладком. Однако вазу не убирают, поэтому дитя в их отсутствие обязательно берет несколько конфет. Когда родители начинают его за это ругать, малыш спрашивает о том, почему нельзя. Однако старшие не утруждают себя полным ответом, говоря: «Потому что я так сказал».

Нельзя строить воспитание на бесконечных запретах, иначе ребенок вырастет нервным и дерганым

Физическое воздействие

Порой взрослые считают, что физическое насилие оказывает воспитательное воздействие на дошкольников и подростков. В действительности методы «ремня, угла и подзатыльника» приводят к тому, что малыш начинает бояться старших в семье. В домах, где рукоприкладство по отношению к младшим является нормой, наблюдается напряженная атмосфера. Ребята в такой семье часто вырастают агрессивными, считают нормой без причины демонстрировать свою силу. Чтобы этого не произошло, важно сразу оградить дошкольников от физического воздействия.

Демонстративная холодность

Некоторые родители убеждены, что излишняя эмоциональность в отношениях с ребенком приводит к взращиванию эгоистичной и избалованной личности. Однако это не совсем так, поэтому не нужно впадать в крайности (демонстративная эмоциональность и чрезмерная холодность). Есть моменты, когда ребенку особенно важно семейное тепло. В это время нужно проявлять деликатность и стараться быть максимально ближе, вникая в его проблемы.

Особого внимания заслуживают «возрастные кризисы», поступление в начальную школу, переход в другой класс, подростковый возраст, смена места жительства (города, района). В будничной занятости взрослым непросто найти время на то, чтобы ощутить душевную близость с дошкольником. При этом малыш остается один на один со своими проблемами, авторитет взрослых падает в его глазах. Впоследствии он вряд ли обратится к близким людям за помощью, что приведет к разрушению доверительных отношений.

Родителю нужно находить время и возможности выслушать ребенка, поговорить с ним

Унижение

Непростительная ошибка, которую, увы, допускают даже опытные и интеллигентные родители. Поводом может стать любая ситуация: выпала из рук чашка – штамп «неуклюжий», в кои-то веки получил плохую отметку – штамп «двоечник», и прочее. Когда дети растут в атмосфере постоянных оскорблений в свой адрес, они теряют веру в себя и замыкаются.

Бывает, что взрослые не желают или финансово не могут поддержать увлечения отпрыска. Например, ему хочется учиться играть на пианино, но родители считают игру бесполезной или не могут оплатить обучение. Важно найти компромисс, поощрить детку в этом стремлении и при возможности отдать в музыкальную школу, арендовав пианино на первое время. Родителям важно научиться слышать потребности детей и хвалить за достижения.

Избалованность

«Поздним» деткам часто достается много родительской любви. Решившись родить малыша в старшем возрасте, взрослые, как правило, крепко стоят на ногах. Они готовы посвящать все время отпрыску, потакая его капризам. Такая ситуация приведет к тому, что дитя вырастет избалованным эгоистом. Важно уметь вовремя сказать «нет». Это заставит маленького эгоиста задуматься, что планета не вертится вокруг него.

Чтобы ребенок не вырос избалованным, нужно уметь отказывать ему при необходимости

Непостоянство в воспитании

Семей, в которых ласка и наказание шагают бок о бок, также немало. Перемены в настроении родителей не лучшим образом влияют на психику дошкольника – он просто не будет знать, чего ждать от взрослых через 5 минут, замкнется в себе. Важно воспитывать детей последовательно, не заставляя их гадать, какую реакцию ждать от родителей в этот раз.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как воспитывают детей в Японии: особенности

Ошибки в воспитании: особенности разных возрастов

Дошкольники

Родители растят малышей, опираясь на свой опыт и обычно не задумываются, почему в определенных ситуациях поступают именно так. Бывает, что впоследствии они ощущают стыд за слова и поступки в адрес крохи. Однако типичных ошибок семейного воспитания вполне можно избежать. Среди них:

  • угроза не любить ребенка: «если ты так будешь себя вести, я тебе не буду любить»;
  • много строгости: «делай, как я тебе сказала, потому что я главнее»;
  • равнодушие: «делай, что хочешь»;
  • обсуждение с детьми взрослых проблем: «ты мой лучший друг»;
  • наполеоновские планы: «ты должен заниматься музыкой, плаванием, теннисом и все успевать»;
  • мало ласки: «хватит уже этих нежностей и поцелуев»;
  • мало времени на общение с ребенком: «я занята, у меня нет времени на тебя».
Излишняя строгость родителей деструктивно действует на детскую психику

Время младших классов

Школьная нагрузка и новый коллектив – серьезный стресс для вчерашних дошколят. Особенно трудно адаптироваться «домашним» деткам и тем, кто имеет меланхолический темперамент. В начальных классах уже можно заметить ранние ошибки воспитания – индивидуализм, грубость, агрессивность, неуважение к сверстникам и старшим. Однако школа выявляет и положительные качества, если они были заложены в дошкольном периоде.

Младшему школьнику важно усвоить, что первоисточником всех благ является труд. Следует внимательно отнестись к опасениям ребенка и не допускать таких ошибок родительского воспитания:

  • без нужды предлагать помощь ребенку (важно поощрять стремление к самостоятельности);
  • подчеркивать зависимое положение детей;
  • освобождать от домашней помощи по принципу: «твоя задача учиться, а мы с папой все сделаем сами»;
  • игнорирование темперамента ребенка (сангвиникам и холерикам обычно легче даются адаптация к коллективу и школьные нагрузки);
  • игнорирование жалоб на здоровье: возможны обострения хронических заболеваний, ухудшение зрения, изменение осанки;
  • курить и пить алкоголь в присутствии ребенка: не стоит подавать плохой пример.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заставить учиться подростка в 15 лет? Приучать ребенка помогать родителям нужно с самого детства

Подростковый возраст

С 12 лет дети вступают в период полового созревания, который характеризуется интенсивным ростом и изменением гормонального фона. Физиологические процессы вызывают смены настроения, импульсивность, агрессивность. Взрослым нелегко избежать ошибок в воспитании подростков, однако они должны стремиться подавать только положительный пример.

Откуда берутся детские неврозы?

Неврозы – распространенный вид нервно-психической патологии, наблюдаемый у дошколят и ребят младшего школьного возраста (подробнее в статье: виды неврозов у детей дошкольного возраста). Они возникают как эмоциональное расстройство, вследствие нарушения внутрисемейных отношений. Очень трудно малыши переносят ухудшение взаимоотношений с матерью, которая является самым близким человеком в первые годы жизни.

Мать может отстраниться по многим причинам: ухудшение отношений с мужем, устройство личной жизни, уклонение от семейных обязанностей вследствие эмансипации («деловая мама»), болезнь и прочее. Она также может страдать неврозом, придерживаться привитых ее семьей взглядов на воспитательный процесс, неприемлемых для современных малышей и подростков.

Редким женщинам удается совмещать карьеру с полноценным воспитанием детей

Под влиянием неблагоприятного микроклимата в семье общее состояние ребенка ухудшается. Он плохо засыпает, становится тревожным, постепенно проявляются такие симптомы:

  • обкусывание ногтей;
  • сосание пальцев, воротника одежды;
  • ночное недержание мочи;
  • чувствительность, слезы без видимых причин;
  • нарушение сердцебиения, дыхания, потливость;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • периодические головные боли.

Факторы возникновения невроза

Неврозы – своеобразный ответ на неправильное воспитание (обиды, непризнание, непостоянство, игнорирование детских потребностей). У мальчиков они могут проявляться уже в 3 года, у девочек – в 4 года и позже. Неврозы могут быть связаны с доминированием и единоличной властью одного из родителей, гиперопекой, завышенными ожиданиями.

Выделяют 5 факторов, провоцирующих неврозы:

  • Отсутствие режима дня. Враги детского здоровья – неконтролируемое время трапез, отхода ко сну, занятий. Если периоды активности и отдыха не регламентированы в соответствии с возрастом (ограничение времени прогулок, физической активности), ребенок находится в состоянии нервного напряжения.
Несоблюдение режима дня ведет к расхлябанности и недисциплинированности
  • Особенности характера ребенка. Важно учитывать психотип детской личности. Чувствительному меланхолику противопоказаны крик и физические методы воздействия. Подвижный холерик тяжело реагирует на гиперопеку.
  • Смена привычного образа жизни, окружения. Неврозы часто возникают у ребят после переезда, перехода в другую школу, наблюдаются в семьях, где ребенок не получает поддержки старших.
  • Ошибки в воспитании детей дошкольников и подростков. Специалисты отмечают негативно влияющие на детскую психику модели: гиперопека, неприятие, авторитарнное поведение взрослых, вседозволенность. Отрицательно также влияют ситуации, когда родители не могут договориться, как воспитывать ребенка.
  • Психотравмы. Если на глазах ребенка произошло негативное событие (пожар, стихийное бедствие, родительская брань), в дальнейшем возможно развитие фобий, комплексов, панических атак.
ИНТЕРЕСНО: как воспитывают детей в разных странах: от Китая до Скандинавии

Когда ребенок систематически пытается навредить своему здоровью, важно искать помощи у специалиста.

Переход в новую школу или переезд — сильный стресс для любого ребенка

Особенности воспитания девочки

В 9-10 лет у девочек начинается период активной работы эндокринной системы, активизируется формирование женского типа фигуры (округление ягодиц, увеличение груди). В 11 лет уже вырабатывается эстроген, отвечающий за половое созревание, появление первичных и вторичных половых признаков. Если мама стесняется рассказать девочке о месячных и деторождении, она может предложить дочери тематическую литературу для детей 10-13 лет (рекомендуем прочитать: как маме рассказать девочке о месячных по советам Комаровского?).

Воспитание девочки-подростка обязано быть гармоничным – развитие интеллекта должно идти параллельно занятиям танцами, гимнастикой, любимым спортом. Ни в коме случае маме нельзя делиться с дочерью интимными подробностями своей жизни, поскольку они могут негативно отразиться на девичьей психике. «Дружба» должна иметь разумные грани.

Как воспитывать мальчика?

При воспитании мальчика не стоит делать акцент лишь на строгости, ведь без ласки и любви можно воспитать лишь эгоистичного и бесчувственного человека. Восклицание «Ты же будущий мужчина!» в раннем возрасте даже опасно. Психика ребенка меняется по мере взросления и небольшие «слабости» мальчикам свойственны так же часто, как девочкам.

Стараясь вырастить мальчика настоящим мужчиной, не нужно воздействовать на него одной только строгостью

Родителям нельзя ссориться на глазах у сына, поскольку негативное отношение отца к матери может стать причиной равнодушия или жестокости по отношению к женщинам в будущем. Также опасны непоследовательность в воспитательном процессе, несогласованность действий родителей, навязывание негативных установок, сравнение подростка со сверстниками. Крайне недопустимо злоупотребление интеллектуальным развитием в ущерб физическому.

Можно ли исправить ошибки воспитания?

Ленивый, гиперподвижный, невоспитанный, весь в свекровь — распространенные ярлыки, которыми родители нередко пытаются оправдать типичные ошибки семейного воспитания. Важно помнить, что скучных, плохих, безынициативных, ленивых детей попросту нет. Есть взрослые, которые игнорируют свои обязанности. Однако даже если время упущено безвозвратно, есть шанс все исправить.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: основные стили семейного воспитания и их характеристика

Прежде всего важно осознать, что ошибки воспитания делают многие и не опускаться до взаимных упреков в семье («это ты избаловал сына», «это тебе некогда поиграть с ребенком»). Важно признать, что нужны перемены, начать исправление ситуации со своего отношения к жизни. Помогут в этом советы психологов, тематическая литература, опыт других семей.

Если в семье есть реальная проблема, имеет смысл пойти на консультацию к психологу

Цель родителей – развить в детях чувство собственной значимости и личной ответственности. Исправить ошибки позволит неподдельный интерес к потребностям подростка, искренность, поддержка в свободе выбора, уважение личного пространства отпрыска, собственный положительный пример.

Как предотвратить ошибки в воспитании младшего поколения?

Основные ошибки, допущенные в родительском воспитании , отражаются на взрослой жизни и взаимоотношениях мальчиков или девочек с окружающим миром. Можно ли их избежать? Да, однако это потребует отказа от стереотипов, которые были заложены еще в родительском детстве.

Опираясь на особенности характера и психоэмоциональный тип личности ребенка, родители должны найти золотую середину. Где-то необходимо приласкать малыша, а где-то и пожурить. Помогут в этом только выдержка и терпение. Однако результат стоит того, ведь у культурной, организованной и уравновешенной личности больше шансов обрести гармонию и личное счастье.

vseprorebenka.ru

Консультация «Типичные ошибки семейного воспитания»

Наталья Дудкина Консультация «Типичные ошибки семейного воспитания»

Типичные ошибки семейного воспитания.

В формировании чувства принадлежности к семье как общественному институту следует подчеркнуть такие нравственно-моральные критерии, как чувство идентичности с обществом, поощряющим и регламентирующим семью как ячейку, чувство долга, необходимость существования семьи.

В семьи, как в первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу – уважение, преданность, симпатия, любовь. Именно эти чувства как ничто другое способствуют интимности, доверительности в отношениях, прочности семейного очага.

Детей учат любить, прежде всего, родители. Если ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости от того, какой он в данный момент – «хороший» или «плохой», то такие проявления родительской любви вызывают ощущение ценности собственного «я». Результатом этого является выраженное чувство принадлежности к семье, когда дети дорожат и гордятся тем, что они живут с папой и с мамой; они во многом подражают родителям и с гордостью рассказывают о них окружающим. Здесь дети осознанно и неосознанно отождествляют себя со своими родителями. Став взрослыми, они способны любить преданно и глубоко в браке.

Но никакое чувство не должно быть чрезмерным, иначе оно превращается в свою противоположность. Если семьи, в которых детей «закармливают» любовью, окружают чрезмерным почитанием, восхищением. Родители ежеминутно испытывают острую потребность выражать свою любовь к детям, на которых концентрируется нереализованные ожидания любви. Принимая безграничную любовь и ощущая свою сверхценность вне зависимости от своих действительных качеств, дети в таких семьях становятся себялюбивыми и самовлюбленными, требовательными к другим.

Встречаются также семьи, в которых родители своими неуемными ласками, беспрестанными крепкими объятиями, поцелуями в губы, сном в постели с детьми, купанием их в ванне (даже подростков) способствуют преждевременному сексуальному развитию.

Почти всегда можно встретить детей с двойственными отношением к чрезмерной любви родителей. Они одновременно принимают и не принимают ее. Ребенок, вынужденный постоянно отвечать на настойчивую любовь родителей, может просто устать от ее избытка. Возникает эмоциональная перенапряженность. Дети начинают беспричинно плакать, капризничать, упрямиться. Это серьезный сигнал, указывающий, что им нужно отдохнуть от взрослых и даже некоторое время побыть в одиночестве. Избыток любви воспринимается детьми как своего рода угроза потери своей неповторимости, это угроза принадлежать только другим, но не принадлежать себе. Став взрослыми, такие люди вначале весьма осторожны в любви – им необходимо какое-то время для оценки чувств другого; чрезвычайно щепетильны в выборе партнера; предпочитают сдержанное выражение чувства любви.

Есть семьи, в которых родители обнаруживают «принципиальную» любовь к детям. Ребенок получает награду в виде любви только тогда, когда родители им довольны. Если ожидания родителей не оправдываются, то у них возникает беспокойство, легко перерастающее в раздражение и отрицание. Ценность личности ребенка здесь совсем не принимается во внимание. Любовь родителей к детям носит половинчатый, колеблющийся характер – от ее полного отрицания до вспышек немотивированной любви.

Наконец, встречаются семьи, в которых потребности детей в любви не удовлетворены. Родители могут быть холодными, отчужденными, незрелыми, любящими только себя, не способными к любви или не придающими ей значения. Эти ситуации часто складываются в семьях, где появление ребенка помешало родителями в реализации их жизненно важных целей, которые они ставят выше, чем родительские чувства.

Наличие нескольких детей в семье часто влечет за собой предпочтение родителями того или другого ребенка. Ребенок может быть больше привязан к отцу или матери и особенно чувствителен к любви одного из них, не удостаивающего его ответного чувства. Иногда родители остаются равнодушными к ребенку только потому, что вместе девочки появился мальчик или наоборот. В ряде случаев сильное желание иметь девочку приводит к такому отношению к реальному мальчику, как если бы он был девочкой, и обратно. Не удивительно, когда в таких ситуациях мы встречаем детей, считающих себя лишними, ненужными, никчемными. Эти мучительные детские переживания накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Нарушается правильное представление о самом себе – самооценка, без которой нет соответствующего самоуважения. Замедляется развитие личности в целом.

Став взрослыми, такие люди часто бывают, благодарны только за то, что им позволяют любить. Они крайне робки и застенчивы в проявлении любви и легко принимают ее любые активные формы со стороны других. Они поддаются иллюзии любви, когда им кажется, что их любят. Они позволяют другим «эксплуатировать» себя только потому, что другие любят и ценят их за отзывчивость. Но так бывает не всегда. Полное отсутствие любви в детстве имеет исход в виде атрофии чувства любви.

На разных возрастных этапах дети могут испытывать чувства привязанности к родителям не в одинаковой степени. Здесь возможны любые сочетания. Тем не менее, при нормальном развитии существуют фазы, когда мальчики больше привязаны к матери, а девочки – к отцу. Если по тем или иным причинам существуют препятствия для нормального прохождения этих фаз (как в вышеприведенном случае, то вероятность появления различных отклонений в формировании личности становится большей.

Мы не случайно придаем такое значение эмоциям в жизни ребенка. Человек не может быть полностью счастливым без гармоничной любви, начало которой закладывается в семье.

Как же нарушения семейных взаимоотношений и отклонения в воспитании оказывают влияние на возникновение аномалий формирования личности в детском возрасте? Излишне строгое или даже деспотическое воспитание развивает у детей такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость и реже – возбудимость и агрессивность. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребенка приводит к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом и отсутствием самоконтроля. Отсутствие воспитания как такового ведет к возбудимости, неустойчивости, асоциальному типу поведения.

Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация личности. Если рассмотренные крайние типы воспитания одновременно сопровождаются непоследовательным и противоречивым отношением родителей, то в этих условиях излишне строгое противоречивое воспитание может привести к неврозу навязчивых состояний, избыточно опекающее противоречивое воспитание – к истерическому неврозу. Предъявление непосильных требований к детям и чрезмерный контроль считаются немаловажными причинами неврастении.

Отрицательное влияние на формирование личности детей оказывают и такие факторы, как конфликтные отношения в семье и психопатические черты у родителей. Иногда они настолько выражены, что можно говорить о психопатической структуре семьи в целом или о семейном неврозе.

В настоящее время семейная психология и психиатрия рассматривает эмоциональные нарушения у ребенка, подростка или взрослого как показатель семейной психологии.

Для личности детей, кроме отдельных примеров воспитания, большое значение имеет и характер чувств родителей.

Проблемы, связанные с воспитанием детей, растут в семье вместе с ростом детей и приводят к обострению всех семейных разногласий. Чувство любви не соединяет родителей. У высокочувствительных детей, обладающих чувством собственного достоинства и стремлением к самоутверждению, постепенно нарастает беспокойство и напряжение. Это является следствием травмирующего действия угроз и необходимости выполнять несоответствующие, противоречивые роли.

Чем более противоречивым было отношение родителей к ребенку, тем более напряженной и неустойчивой была его внутренняя позиция, что приводило к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных добавочных психотравм. Противоречивое отношение ребенка к родителям, из которого он не мог найти выхода, составляло его основное конфликтное переживание. Развитие невроза приводило к деформации самосознания, самооценки ребенка, его личностной направленности и эмоционально- волевых сторон. Ребенок-невротик уже не стремился подражать родителям, брать с них пример и гордиться ими. Нарастало эмоциональное отчуждение. Авторитет родителей был окончательно дискредитирован. «Отвергнув» своих родителей, дети оставались без нужных моделей регулирования своего дальнейшего развития. В конечном итоге это вело к невротическому развитию личности и к трудностям в социальной адаптации. Семья попадала в круг неразрешимых противоречий.

Мы рассмотрели в основных чертах, сложный, многомерный процесс нарушения взаимоотношений в семье и его влияние на формирование личности детей. Это позволяет подойти к пониманию того факта, что появление отклонений, влияющих на уровень самооценки ребёнка, во многом зависит от степени несоответствия характера воспитания и условий жизни детей особенностям их психического и личного развития. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а осознанно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя. ю с анализа особенностей своей собственной личности.

www.maam.ru


Смотрите также