Блог

Лепка для детей 5 6 лет в детском саду


Лепка из пластилина для детей 5-6 лет в детском саду. Пошаговые инструкции с фото

Лепка из пластилина позволяет детям 5-6 лет не только творить, но и развивать важные качества и навыки. Пошаговые мастер-классы по лепке помогают сделать это более увлекательным.

Особенности лепки с детьми 5-6 лет

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет получила важное место в обучающих программах детских садов. Она является творческим процессом, ускоряющим выработку психофизических навыков у дошкольников.

Занятия лепкой помогают развитию:

  • мелкой моторики;
  • концентрации внимания;
  • воображения;
  • памяти;
  • усидчивости;
  • терпения;
  • речевых навыков.

Лепка стимулирует отделы головного мозга, отвечающие за мелкую моторику, а также центр речи. Происходит создание нейронных связей, и дети быстрее осваивают речь.

Во время лепки дети учатся фантазировать и мыслить творчески, это будет полезно и в школьные годы и во взрослой жизни.

Что понадобится для поделки

Для занятий лепкой понадобятся специальные инструменты:

  • Доска для лепки.
  • Пластиковый нож.
  • Стек обычный и зубчатый.
  • Зубочистки.
  • Стержень от ручки.
  • Кисточка.
  • Картон для композиций.

Для изготовления поделок подойдет обычный пластилин средней плотности.

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет развивает мелкую моторику и речь

Необходимые цвета пластилина для представленных мастер-классов:

  • “Тигр”: два бруска оранжевого пластилина, немного белого, черного, розового и зеленого цвета;
  • “Пицца”: красный, бордовый, коричневый, бежевый, черный, зеленый.
  • “Голова человека”: бежевый, коричневый, немного черного, розового, синего и белого.
  • “Дракон”: яркие цвета оранжевого, желтого, зеленого, а также немного черного и белого.
  • “Динозавр”: 2 бруска зеленого пластилина, немного коричневого, черного и белого.
  • Композиция “Осень”:серый, черный, желтый, фиолетовый, синий, голубой, красный, оранжевый, бежевый, коричневый.
  • Композиция “Снегирь”: голубой или синий, белый, черный, красный или розовый, коричневый, зеленый.

Как слепить из пластилина животных. Мастер класс

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет уже не составляет труда, так как большинство технических приемов уже освоено. С помощью пошаговой инструкции ребенок такого возраста легко вылепит симпатичную фигурку этого тигра, состоящего из простых деталей.

Последовательность создания тигра следующая:

  1. От бруска ярко-оранжевого пластилина отрезается 1/3 часть. Оба полученных куска скатываются в шары.
  2. Маленький шар будет головой тигра. Из второго шара часть пластилина вытягивается в продолговатое туловище.
  3. С помощью зубочистки или спички соединить голову и туловище вместе.
  4. От второго бруска оранжевого пластилина также отрезается 1/3 часть, из которой изготавливаются задние лапы. Эту часть необходимо размять и разделить на 2 равных куска, которым придать форму, похожую на конус. С широкой стороны конуса сформировать ступни.
  5. Для передних лап кусок пластилина скатывается в колбаску, затем разрезается на 2 части. Из них делаются лапы с утолщенными ступнями.
  6. Прилепить лапы к туловищу тигра.
  7. Скатать и прилепить к туловищу длинный хвост из тонкой колбаски.
  8. Вылепить небольшие округлые ушки с углублениями и присоединить их к голове.
  9. Белыми лепешками и носом из розового пластилина создать мордочку животного.
  10. Глаза тигра делаются из круглых лепешек белого, зеленого и черного цвета, налепленных друг на друга. По краям глаза можно добавить блики.
  11. На шею прикрепить белую грудку из полоски пластилина, на которой стеком прорисована шерсть.
  12. На задние лапы приклеиваются белые лепешки в качестве подушечки и пальцев.
  13. Теперь необходимо создать черные полоски. Из черного пластилина скатывается очень тонкая колбаска, короткие отрезки которой налепливаются по всему телу тигра. Также из них делаются когти на задних лапах и приклеиваются в сделанные стеком углубления подушек пальцев.
  14. С помощью стека сделать надрезы для обозначения пальцев передних лап. 15 Зубочисткой проделать точки на белой части морды тигренка.

Тигр из пластилина готов.

Как слепить из пластилина еду. Мастер класс

Из цветного пластилина можно слепить любое кулинарное изделие. К тому же пластилиновую еду можно резать на кусочки, что гораздо интереснее игрушечных наборов еды, изготовленных из резины и пластмассы. Лепка пиццы с последующим разрезанием ее на части и угощением ею кукол и членов семьи будет ребенку очень интересна.

Пошаговый план лепки пластилиновой пиццы:

  1. Смешать коричневый и белый пластилин до получения светло-коричневого цвета. Поделить кусок на 2 части.
  2. Одну часть скатать в шар, затем сплющить ее в лепешку-корж. Другую часть раскатать в длинный жгут.
  3. На светло-коричневый корж прилепить тонкую лепешку бежевого цвета. По ее краю прикрепляется жгут.
  4. Далее для пиццы создается начинка. Для изготовления колбасы следует раскатать пласт пластилина бордового цвета и выложить на него белые тонкие жгутики.
  5. Этот пласт необходимо скрутить в рулет и раскатать его в ладонях, чтобы он стал плотным.
  6. Затем его нарезают кольцами.
  7. Из красного пластилина создаются круглые лепешки, которые разрезаются пополам в качестве
  8. помидорных ломтиков. На них стеком или зубочисткой прорисовывается фактура.
  9. Из зеленого пластилина скатываются стручки спаржи.
  10. На корж выкладывается колбаса, затем помидоры и спаржа.
  11. Ломтиками шампиньонов лепятся из светлого пластилина. Стеком на них наносится рельеф гриба.
  12. На колбасе для фактуры зубочисткой делаются многочисленные точки.
  13. Из черного пластилина лепятся плоды маслин. Для блеска можно кое-где нанести на них бесцветный лак для ногтей. Он не должен попасть на другие ингредиенты.
  14. Для луковых колец смешиваются кусочки розового и белого пластилина, затем из них раскатывается колбаска. Ее делят на небольшие фрагменты, которые скручиваются колечками, а затем сплющиваются.
  15. Пицца украшается грибами, оливками и луковыми кольцами.
  16. При желании ее можно разрезать.

Как слепить из пластилина голову человека. Мастер класс

Лепка из пластилина головы человека подсказывает детям 5-6 лет пропорции тела.

Пройдя с ребенком поэтапный мастер-класс по лепке мужской головы, можно развивать в ребенке детализацию, так как голова имеет множество деталей. Если что-то не получилось с первого раза, пластилин дает возможность исправить все недочеты.

Пошаговая лепка:

  • Из бежевого или бледно-розового пластилина скатывается шар, которому придается форма человеческой головы и формируется овал лица с подбородком и лбом. Это делается с помощью приемов приминания и вытягивания пальцами в нужных местах.
  • Со стороны лица плоской стороной пластикового ножа делаются симметричные выемки для глаз.
  • В центре лица крепится небольшой кусок пластилина, из которого формируется нос. Начинать его следует от переносицы, плавно увеличивая бугорок. Места стыков носа с лицом необходимо загладить, затем проделать ноздри зубочисткой.
  • Далее с помощью стека розовым пластилином прорисовываются губы.
  • В глазные выемки крепятся овальные белки глаз.
  • На глазные яблоки лепятся голубые кружки с и черными точками-зрачками.
  • Из тонких колбасок прикрепляются верхние и нижние веки.
  • К голове добавляются небольшие овальные уши.

  • Накладываются коричневые брови.
  • Из множества слегка сплющенных коричневых колбасок делается прическа, которая закрывает макушку, виски и затылок.
  • Чтобы вылепить человека более старшего возраста, нужно с помощью стека добавить морщины на лице, а волосы маленькими мазками белого пластилина сделать седыми.

Как слепить из пластилина дракона. Мастер класс

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет будет еще интереснее, если им предложить создание сказочного персонажа, например, дракона.

Пошаговая инструкция:

  • Создание дракона начинается с головы. Для этого из зеленого пластилина скатывается шар.
  • К этому шару крепится большой зеленый бугорок квадратной формы, который внизу разрезается стеком, чтобы сделать рот. На оставшейся части вверху сделать 2 вмятины для ноздрей.
  • В выемки для ноздрей помещаются 2 маленькие оранжевые колечка.
  • Над ноздрями прикрепляются овальные глаза с черными зрачками.
  • Далее делается зеленое каплевидное туловище дракона.
  • Из оранжевого пластилина раскатывается тонкая колбаска, которая нарезается короткими сегментами. Они прикрепляются рядом друг с другом на грудь и живот дракона.

  • Соединить голову и туловище с помощью зубочистки.
  • Лапы делаются из 2 зеленых треугольников, широкая часть которых надрезается в виде пальцев.
  • На кончик каждого пальца добавляется шарик из оранжевого пластилина
  • Лапки нижних конечности состоят из ступней и согнутых в коленях ногах. На ступнях ног также стеком делаются пальцы и прикрепляются оранжевые шарики.
  • Верхние и нижнии лапки присоединяются по бокам туловища. Сзади добавляется длинный зеленый хвост.
  • Из колбаски оранжевого цвета, завернутой в широкую желтую лепешку и разрезанной после этого колечками, формируются треугольные двухцветные чешуйки дракона.
  • Эти треугольники крепятся по центру спины от макушки до кончика хвоста.
  • Вылепить 2 оранжевых треугольных уха и прилепить их к голове.
  • Слепить из красного пластилина лепешку и разрезать ее зигзагами на 2 равные части. Чтобы они были похожи на крылья дракона, необходимо стеком нанести на них соответствующие линии. После этого крылья можно прикрепить к спине.

Сказочный дракон готов!

Как слепить из пластилина динозавра. Мастер класс

Динозавры – необычные животные, жившие в далекие времена. В процессе лепки ребенку можно рассказать факты об их жизни и разновидностях.

Поэтапная схема лепки динозавра:

  1. Отрезать треть от зеленого бруска пластилина, скатать из нее голову динозавра в форме шарика. Далее из шарика создается треугольная форма со мягкими углами.
  2. Для туловища понадобится целый брусок пластилина зеленого цвета. Его необходимо хорошенько размять, затем придать ему овальную форму, которую следует преобразовать с помощью вытягивания в продолговатую каплю.
  3. С помощью зубочистки обе детали соединяются вместе.
  4. Для изготовления массивных лап динозавра необходимы 4 зеленых шарика одинакового размера.
  5. Из шаров раскатываются колбаски, затем формируются ноги.
  6. Лапы нужно соединить с туловищем, для этого их края следует немного расплющить.
  7. Делаем для динозавра большой воротник. Для этого раскатывается лепешка из куска зеленого пластилина.
  8. Из нее стеком вырезается дугообразная полоска, затем зубчатым стеком по краю создается зигзагообразный узор.
  9. Воротник приклеивается к макушке динозавра, а зубчатый край красиво отгибается.
  10. На голове около воротника прикрепляем пару бежевых рогов.
  11. На нос наклеивается зеленый рог.
  12. Вдоль спины и хвоста прикрепляются треугольные зеленые пластины.
  13. Теперь необходимо изготовить двухцветную пластину. Для этого скатывается колбаской кусок коричневого пластилина, который затем оборачивается тонкой лепешкой черного цвета.
  14. Из получившейся детали нужно сформировать прямоугольник и разрезать его на 7-8 полосок.
  15. Прилепить их на спину динозавру и вдавить в туловище.
  16. Прикрепить к голове белые глаза с черными зрачками.
  17. По всей поверхности обратной стороны стержня шариковой ручки коже динозавра придается рельефность.
  18. Стеком прочерчиваются полосы по воротнику, линия рта и кончикам лап.

Динозавр готов.

Композиции для лепки с детьми в детском саду на тему зима, осень, весна

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет должна содержать композиции из разных времен года. Это позволяет ребятам узнать, понять и запомнить характеристики и различия природных сезонов.

Ниже представлены примеры осенней и зимней композиции.

Композиция «Осень»

Этот мастер-класс покажет, как передавать настроение и краски поздней осени:

  • Чтобы изобразить свинцовое небо необходимо смешать темные и яркие цвета. Для этого соединяем следующие цвета пластилина: серый с черным, желтый с фиолетовым, синий с черным. Также понадобится кусок голубого цвета.
  • Пальцами на бумагу начинаем с верхнего угла намазывать желто-фиолетовый пластилин, ниже проводится голубая полоса.
  • Над голубым цветом размазать пальцем грязно-желтое пятно, растягивая его во все стороны как скудные лучи солнца.
  • Заполнить небо полностью с помощью серо-черной и сине-черной смеси, изображающих нависшие тучи.
  • По нижней части неба продлить голубую полосу для контраста.
  • Для земли используется смесь коричневого, белого и желтого пластилина. Эту массу необходимо сначала размять в руках, затем намазывать на нижнюю часть картона.
  • Полностью этой смесью заполнить пустое место до голубой полосы.
  • Вылепить темно-коричневые ветки и плоский ствол дерева, а также листву желтого и оранжевого цвета.
  • Прилепить ветки и ствол в качестве дерева слева и кустарника справа. Ветви должны быть наклонены вправо, будто их сгибает сильный ветер.
  • На ветки и под дерево прилепить желтые листики.

  • Придавить каждый листок стеком, чтобы осталась полоска в виде прожилки.
  • Добавляем оранжевые листики на кустарник, и также проходимся по ним стеком.
  • Лепим дополнительные детали: коричневый пенек, бежевые опята, черные птицы.
  • Все они крепятся на картину.
  • На кустарник добавить ягоды шиповника.

Осенняя композиция готова.

Композиция «Снегирь»

Этот мастер-класс по лепке яркой объемной композиции снегиря на ветке:

  • Картон покрыть тонким слоем из смеси белого и голубого или синего пластилина. Голубой и белый пластилин не следует смешивать до полной однородности, необходимо, чтобы оставались видны мраморные разводы и вкрапления.
  • Из коричневого бруска раскатать длинную колбаску, сужающуюся к одному краю и расширяющуюся к другому концу.
  • В качестве иголок еловой ветки приготовить много тонких зеленых нитей из пластилина.
  • Коричневую ветку прилепить примерно в центр картины примерно по диагонали.
  • Далее от зеленых нитей отрываются фрагменты, сгибаются пополам и крепятся на ветку в качестве елочных иголок. Это единственный долгий и процесс в создании композиции.
  • Всю ветку необходимо заполнить иголками.

  • Можно добавить еще ветки ниже и выше основной, учитывая, что центральную часть картины следует оставить для снегиря.
  • Для изготовления птицы необходимо вылепить 2 толстые лепешки: черная для туловища и красная для грудки. Придать им нужную форму.
  • Также понадобится одно серое крыло с 4 тонкими белыми полосками.
  • Скрепить туловище с грудью и прикрепить к нему крыло.
  • К голове прилепить белый кружок глаза с черным зрачком и треугольный желтый клюв.
  • Прикрепить снегиря к фону над веткой.
  • Сделать коричневую лапку и прикрепить ее к птице и еловой ветке.

Зимняя композиция готова.

Лепка из пластилина — это хороший способ детям дошкольного возраста с пользой проводить часть своего свободного времени.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео про лепку из пластилина

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет:

handsmake.ru

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет в детском саду пошагово

Творчество – один из главных способов развития психофизических навыков у мальчиков и девочек дошкольного возраста. Поэтому лепка из пластилина для детей 5-6 лет в детском саду занимает важное место среди обучающей деятельности. Занятия лепкой способствуют развитию мелкой моторики, внимания, воображения, улучшают память и речевые навыки. Ребенок, осваивая приемы лепки из пластилина, может создать маленький шедевр своими руками.

С крохой можно начинать лепить, когда ей исполнится 2 года. Самых маленьких творцов увлекает лепка из пластилина play-doh – мягкого, безопасного для здоровья материала, созданного из натуральных компонентов. Отличным подарком малышу станет разноцветный и легкий пластилин «Плей-до», ведь фигуры из него застывают на воздухе.

Уроки лепки из пластилина для деток состоят из ряда поэтапно выполняемых операций. Используйте картинки, где показаны схемы лепки для малышей, это поможет им лучше понять последовательность действий. Перед началом занятий педагогу рекомендуется распечатывать эти изображения (они могут быть оформлены, как презентация).

Старший ребенок в 3-4 года или 5-6 лет может работать с обычным пластилином, так как в это время мышцы на руках у деток уже окрепли. Технология лепки из пластилина элементарна, дошкольники быстро изучают все способы работы с этим веществом. Группа детей качественно выполнит поставленную задачу, если ей распечатать фото фигурок, которые будут изготавливаться.

Лепим еду

Самое простое, что можно начинать лепить своими руками – разные виды еды для игрушек. Для работы вам нужен стек – нож для резки пластилиновой массы.

  • Спагетти получится, если разрезать на части длинные тонкие колбаски белого или желтого цветов;
  • Яичница выйдет, если в центре овального белого блина поместить маленькую желтую точку;
  • Твердый сыр можно сделать из треугольников желтого цвета, в которых кончиком карандаша выдавливаются дырочки;
  • Батон получится, если на плотной колбаске бежевого цвета сделать насечки стеком, как в настоящем хлебе.

Как лепить Еду. Из пластилина Play-Doh лепим яичницу

Лепим животных

Лепка животных – более сложный процесс, для которого нужно составить пошаговый план действий. Рассмотрим, как сделать жирафа.

  1. Для лепки приготовьте 1 зубочистку, кусочки оранжевого, золотого, белого и темного оттенков.
  2. Сделайте туловище – большой желтый шар, которому затем придайте овальную форму;
  3. Слепите 4 конуса – это ноги животного;
  4. Длинная желтая колбаска, нанизанная на зубочистку – его шея;
  5. Маленький желтый шарик  – его голова, небольшая оранжевая змейка – хвост, маленькие оранжевые треугольники – уши;
  6. Соберите части фигурки вместе;
  7. На голове сделайте глаза из черного и белого пластилина.

Лепим игрушки

Лепка игрушек – увлекательное занятие, ведь позже дети могут играть созданными фигурками. Животные и птицы, персонажи мультиков – лучшие друзья дошкольников.

Овощи и фрукты своими руками

Замечательный способ познакомить деток с миром пластилина – создание моделей плодов, что растут в саду и огороде. Лепка овощей, а также лепка фруктов поможет крохам усвоить эти группы понятий. Осень – лучшая пора для таких занятий.

Рассмотрим, как быстро создавать овощи и фрукты:

Лепка фруктов из пластилина, например яблок или апельсинов, под силу даже самым маленьким детям. Для этого сделайте шарики красного, оранжевого и желтого цветов. Украсьте фрукты зелеными листиками.

Такие овощи, как морковь, картошка или помидоры делаются очень просто. Для создания моркови сделайте конус оранжевого цвета и зеленые листья в виде овальных лепешек. Картошка – это шарики коричневого цвета, томаты – красного.

Слепить из пластилина грибы своими руками не составит труда. Как сделать белые грибы и мухоморы?

  • Из белого кусочка сделайте 2 толстые колбаски – это ножки грибов.
  • Для шляпки белого гриба используйте коричневый цвет, мухомора – красный. Сделайте 2 небольших блина, которые затем сверните, чтобы получились шляпки. Соберите все части вместе.
  • Шляпку мухомора украсьте белыми точками, на его ножке прилепите юбочку из тонкой белой колбаски.

Мастер класс с пошаговой инструкцией

Мастер-классы на тему лепки – мероприятия, на которых дошкольники могут проявить свои творческие способности. Если вы используете пластилин, масса для лепки, что застывает на воздухе – именно то, что вам нужно. Каждый урок технологии изготовления фигурок усложняются, но выбирайте задания в зависимости от возраста малыша. Лепящий ребенок, достигая успехов, развивает и свою эмоциональную сферу.

Для младшей группы

Для младшей группы предназначены простые фигурки животных, с 3-4 летними детьми можно лепить еду, заниматься пластилинографией, изготавливать несложные поделки из природных материалов.

Для средней группы

В 4-5 лет мальчики и девочки могут лепить животных и птиц, сказочных персонажей, создавать поделки из шишек, желудей, листьев и пластилина. Этот возраст – отличное время, чтобы начинать лепить динозавров.

Для старшей группы

Дети 6-7 лет легко справляются с процессом лепки. Их заинтересует создание сложных игрушек с большим количеством деталей.

Изготавливайте вместе большие настенные панно или объемные композиции из пластилина. Предложите дошкольникам создать модель Солнечной системы или своё волшебное королевство.

Лепим ежика

Чтобы слепить ежика, возьмите коричневый, черный, белый, красный пластилин и одну шишку.

  1. Сделайте овальное тело ежа из коричневого кусочка;
  2. Голову вылепите того же цвета каплевидной формы;
  3. Затем наполовину вдавите в него шишку таким образом, чтобы  с одной стороны образовалась густая шубка из иголок;
  4. Изготовьте лапки из 4 маленьких коричневых колбасок, прилепите их к туловищу;
  5. Сделайте ежику глаза и нос из белого и черного кусочков;
  6. Из красных шариков создайте яблоки и нанижите на иголки ежу.

Лепка из пластилина – времяпровождение, что помогает деткам творить и развивать в себе лучшие качества, какие пригодятся им во взрослой жизни. Пошаговые инструкции по лепке делают этот процесс еще увлекательнее и полезнее.

Лепка из пластилина для детей

razvitieiq.ru

Лепка из пластилина для детей 4-6 лет. Пошаговые уроки.

Пластилин предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков при изготовлении поделок. Современные технологии позволили усовершенствовать пластилин. Он стал более мягким и эластичным, чистых и разнообразных расцветок. Пластилин не липнет к рукам. Это делает работу с ним еще более приятной и интересной и для детей, и для взрослых. На занятиях с пластилином развиваются и крепнут пальчики ребенка, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного для малыша изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности.

Если Вы обнаружили ошибку в работе сайте, пожалуйста, напишите нам

mishka-knizhka.ru

Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий

Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

Дети 5–6 лет знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с разными видами искусства, живо воспринимают образ в живописи, декоративных промыслах, скульптуре, графике. Их деятельность приобретает большую осознанность. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки.

На занятиях по лепке следует закреплять умение лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности; учить лепить фигуру человека и животного в движении, создавать несложные композиции. Следует предоставлять детям возможность использовать в процессе занятий разнообразные приемы лепки, сочетать в лепке пластилин с природным или дополнительным материалом. Движения рук детей становятся более уверенными. В коллективных работах дети учатся планировать и согласовывать свои действия.

В данном пособии мы предлагаем конспекты увлекательных занятий по лепке из глины, теста и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятие по лепке с детьми 5–6 лет проводится один раз в неделю и длится 20–25 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование.

Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по лепке до того, как дети будут заниматься аппликацией и рисовать на эту тему.

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов изображения. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может обратить их внимание на удачно начатую поделку; направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке изделия дополнительными элементами следует обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

3. Рассматривание готовых работ (при этом педагогом дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

На занятиях по лепке с детьми 5–6 лет используются следующие способы лепки.

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

Виды рельефов:

– барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали));

– горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений));

– контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 5–6 лет:

• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

• раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;

• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

• прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

• вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);

• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;

• приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;

• рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, заостренной палочки;

• украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д.;

• оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;

• смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов: взять 2–3 кусочка пластилина, перекрутить их и размять – получится многоцветный пластилин.

Многие взрослые не очень любят работать с глиной, не владеют техникой работы с ней, и нередко часто заменяют на занятиях лепку из глины на лепку из пластилина. Удачно организовать занятие по лепке из глины педагогу помогут следующие советы по работе с глиной.

1. За сутки до занятия освободите глину от полиэтиленовой упаковки, оберните в мокрую тряпку и положите в пакет.

2. Перед занятием всю глину надо тщательно размять, затем поделить на куски и раздать детям.

3. Дети доводят глину до полной готовности – продолжают ее разминать. Если глина слишком влажная, она будет липнуть к рукам. Глину следует подольше разминать, пока она не станет пластичной, и будет легко отлипать от рук, и раскатываться в колбаску. Если глина трескается – она слишком сухая. Смочите ее небольшим количеством воды и продолжайте разминать до полной готовности. Если этого не сделать, то при сушке поделка растрескается. Только пластичная, легко отлипающая от рук и не дающая трещин глина годится для лепки.

4. Подготовьте для каждого ребенка мисочку с водой, в которой можно смачивать руки.

5. Теперь можно лепить задуманный предмет на деревянной дощечке (к пластмассовой дощечке глина будет слишком сильно прилипать и трескаться).

6. Места соединения деталей глиняной поделки обязательно смачивают водой, иначе при сушке поделка может развалиться.

7. Влажными пальцами нужно приглаживать все неровности на поделке.

8. Если дети не успели закончить лепку предмета на занятии, нужно осторожно завернуть незаконченную работу во влажную тряпочку и убрать в полиэтиленовый пакет.

9. Вылепленное из глины изделие сушат естественным образом в течение 3–4 дней.

10. Далее можно обжечь поделку в муфельной печи при температуре 800°. После обжига глина становится красно-коричневой.

11. Готовое изделие можно окрасить темперой, гуашью или акварелью и покрыть лаком.

12. Оставшуюся после лепки глину заверните в тряпочку и положите в полиэтиленовый пакет. Если при хранении влажная тряпка начнет плесневеть, замените ее на новую, а глину промните.

13. После работы нужно промыть руки под краном и привести рабочее место в порядок, используя губку.

Для занятий по лепке из глины и пластилина понадобятся:

– природный материал: половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, шишки, ракушки, фасоль, горох;

– дополнительный материал: пуговицы, спички, коктейльные трубочки, мелкие монеты, капсулы от киндер-сюрпризов.

Для аккуратной работы с пластилином и глиной нужны: стека, деревянная дощечка-подкладка, тряпочка для вытирания рук, небольшие картонки-подставки для готовых изделий.

Если нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто. Приготовить его можно двумя способами.

1 способ. Смешать 0,5 стакана соли, 0,5 стакана муки, 0,5 стакана воды и 1 чайную ложку подсолнечного масла. Тесто готово к работе.

2 способ. Смешать 1 стакан муки, 1 стакан воды, 0,5 стакана соли, 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2–3 минуты.

Готовые изделия следует просушить с двух сторон, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 6 годам:

• умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;

• умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;

• умеет сглаживать поверхность поделки;

• умеет делать поделки устойчивыми;

• умеет работать стекой;

• умеет передавать в лепке выразительность образа;

• умеет лепить фигуры человека и животных в движении;

• умеет объединять вылепленные предметы в сюжетную композицию;

• умеет дополнять предмет вылепленными мелкими деталями;

• умеет сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;

• умеет наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность;

• использует в своих работах метод барельефа и контррельефа;

• умеет лепить птиц и животных по типу народных игрушек;

• умеет украшать вылепленные игрушки налепами и углубленным рельефом.

Желаем успеха!

Годовое тематическое планирование занятий по лепке
Конспекты занятий
Тема недели «Ягоды»
Занятие 1. Гроздь винограда (Налеп из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать мелкую моторику рук; мышление, внимание.

Материал. Предметные картинки (ягоды). Ветка винограда (по возможности). Половинки листов картона, пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям предметные картинки с ягодами, предложив назвать каждую ягоду. Можно поиграть с ребятами в игру «Какая ягодка пропала?» Среди пропавших ягод в последнюю очередь спрячьте виноград.

Затем рассмотрите с детьми веточку винограда. Отметьте, как расположены на ней овальные ягодки, как красивы резные листья – они похожи на кленовые листья, только поменьше.

Предложите вылепить веточку винограда на картоне. Для этого надо скатать колбаски зеленого цвета и выложить из них на картоне ветку; скатать зеленый шарик, расплющить его между ладонями и вырезать стекой контуры листика. Прикрепить листик на картон. От пластилина светло-зеленого или фиолетового цвета отрывать маленькие кусочки, скатывать их между ладонями в овалы и прикреплять на ветку рядами: первый ряд самый длинный (5–6 ягод), второй короче и т. д.

Тема недели «Плоды огорода»
Занятие 2. Овощи на тарелке (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных овощей. Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить тарелку на основе пластилинового шара. Развивать мелкую моторику.

Материал. Муляжи овощей, сложных по форме: баклажан, перец, свекла, репа и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Н. Нищевой:

 В огород пойдем,Урожай соберем.Мы моркови натаскаемИ картошки накопаем.Срежем мы кочан капусты,Круглый, сочный, очень вкусный,Щавеля нарвем немножко.И вернемся по дорожке.  

Спросите у детей: «Какие овощи встретились нам в этом стихотворении? (Морковь, картошка, капуста, щавель.) А какие еще овощи вы знаете?» (Ответы детей.)

Предложите детям рассмотреть муляжи баклажана, перца, свеклы, репы, лука и других овощей. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает овощи, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвет пластилина и лепит овощи нужного размера.

Ребенок может вылепить по 2–3 овоща, а затем сложить их в вылепленную тарелку.

Для изготовления тарелки раскатывают большой шар, сплющивают его в диск, вдавливают середину, пальцами оттягивают и подравнивают края.

Тема недели «Плоды сада»
Занятие 3. Фрукты в вазе (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить лепить с натуры сложные по форме фрукты разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных фруктов. Учить подбирать соответствующий цвет. Закреплять умение лепить вазу. Развивать образное мышление, мелкую моторику.

Материал. Муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия  Загадайте детям загадки:Круглое, румяное,Я расту на ветке:Любят меня взрослыеИ маленькие детки.

(Яблоко)

   На сучках висят шары,Посинели от жары.

(Сливы)

   На островок налетел ураган,На пальме остался последний…

(Банан)

 

Рассмотрите с детьми муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает фрукты, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвета и лепит фрукты соответствующих размеров.

Затем ребенок складывает вылепленные фрукты в вазу. Для изготовления вазы скатывают большой шар, затем большим пальцем вдавливают отверстие с одной стороны, пальцами делают углубление и сравнивают края.

Отдельно лепят подставку для вазы – скатывают шарик и расплющивают в лепешку.

Тема недели «Берегите лес»
Занятие 4. Филин (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить сочетать в поделке природный материал и пластилин; соединять части, прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Пластилин, еловые шишки, небольшие ветки деревьев, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Г. Сапгира:

 Филин серый, филин старый,А глаза горят, как фары.Филин – прыг, филин – скок,Филиненку дал флажок.Филиненок рад, рад —Два фонарика горят.  

Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О филине.) На что похожи глаза филина?» (Ответы детей.)

Предложите ребятам рассмотреть еловую шишку и подумать, как можно ее превратить в филина: расположить шишку острым концом вниз, вылепить из пластилина большие овальные глаза, нос, уши-кисточки и прикрепить в верхней части шишки. Лапы в виде шариков расположить снизу шишки.

Можно вылепить из пластилина пень и закрепить на нем филина.

Тема недели «Деревья и кусты»
Занятие 5. Осеннее дерево (Барельеф из пластилиновых колбасок)

Программное содержание. Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из пластилина и украшать ими изделие. Развивать творчество.

Материал. Картон, пластилин, дощечка для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Л. Шевченко «Осень»:

 Тихо. Все застылоВ свете сентября.Где же ты, художник?Как зовут тебя?Кто раскрасил листья —Непонятно мне:Все деревья лесаВ золотом огне.  

Предложите ребятам вылепить осенние деревья: «Давайте изобразим лесные деревья с разноцветной листвой. А деревья будем делать из тонких пластилиновых жгутиков (раскатанных колбасок). Для этого надо раскатать много коричневых колбасок и выложить из них на картоне дерево с ветками, а на кончиках веток расположить листья в виде шариков из пластилина красного, желтого, оранжевого, зеленого цветов».

Дети приступают к лепке.

Тема недели «Птицы осенью»
Занятие 6. Дымковская утка (Лепка из глины)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Приобщать к изготовлению глиняных игрушек по типу дымковских. Учить видеть выразительность формы игрушки, лепить уточку с натуры конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы, пропорции и детали. Учить равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Продолжать учить стекой намечать перышки, крылья и глаза; украшать крылья и голову налепами, шариками, лепешками.

Материал. Дымковские глиняные игрушки (свистульки: уточки, петушки, олени, кони; барыни в кокошниках и шляпах). Глина, мисочки с водой, тряпочки, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Расскажите детям о дымковской игрушке: «Эта игрушка зародилась в давние времена в селе Дымково неподалеку от города Кирова. Зимой дома мастеров-умельцев были полны глины, мешками с мелом, ящиками с красками, коробками с яйцами, крынками с молоком. Это почти все, что нужно для создания глиняных игрушек. Мастера умели превращать кусок глины в уточку или петуха».

Рассмотрите с детьми свистульку-уточку. Объясните, как нужно прикрепить к туловищу красиво изогнутую шею и высоко поднятую голову, прищипнуть хвост. К корпусу-основе прикрепить толстые короткие ножки-подставки. Напомните, что места соединения всех деталей нужно смочить водой и загладить.

Предложите детям стать дымковскими мастерами и вылепить такую уточку.

Когда игрушки подсохнут, их надо покрыть водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА, а на занятии по рисованию расписать уточек дымковскими узорами.

Тема недели «Разноцветная осень»
Занятие 7. Мухомор (Нанесение пластилина на поверхность)

Программное содержание. Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа: аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура и украшать его способом налепа. Расширять и уточнять знания о грибах. Дать представление о том, что грибы бывают съедобными и ядовитыми. Развивать творчество при оформлении своей поделки.

Материал. Карточки с изображением грибов: белый гриб, подберезовик, опята, сыроежки, мухомор красный, бледная поганка. Картон с нарисованным силуэтом мухомора, пластилин, дощечки-подставки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям картинки с изображением грибов, опишите с ребятами каждый гриб. Обратите их внимание на то, что существуют грибы, которые ни в коем случае нельзя срывать и есть – мухомор и бледную поганку. Внимательно рассмотрите с детьми мухомор, расскажите: «Это крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Красный цвет говорит об опасности, гриб всех предупреждает, что он ядовит. У мухоморов белая ножка с волнистым колечком под шляпкой».

Предложите детям вылепить этот опасный гриб, чтобы получше запомнить его.

Объясните последовательность работы: на картон внутри контура наносят пластилин красного цвета и украшают шляпку белыми точками. Ножку делают из белого пластилина. Внизу можно расположить зеленую травку.

Дети приступают к лепке.

Тема недели «Братья наши меньшие»
Занятие 8. Еж (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительности образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать фантазию при дополнения изделия необходимыми элементами (грибы, листья, трава и т. д.). Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Сосновые шишки, пластилин, разнообразный природный материал (сосновые или еловые иголки, маленькие веточки, маленькие сухие листья деревьев), картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение С. Маршака:

 Живет у нас под креслом еж,Колючий тихий ежик.На щетку очень он похож,Когда не видно ножек.    Ты понимаешь для чегоУ ежика иголки?Чтобы не трогали егоМальчишки или волки.  

Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О ежике.) На что похож ежик? (Ответы детей.) Для чего ежу иголки?» (Чтобы его никто не обижал.)

Предложите рассмотреть сосновую шишку и подумать, как можно превратить ее в ежика. Обсудите с ребятами последовательность работы: сначала вылепить мордочку и прикрепить ее с тупого края шишки, затем сделать из пластилина ножки, глаза, нос, стекой надрезать рот. На шишку-спинку можно прикрепить маленькие яблоки, грибы, хвоинки. Расположить ежика на картонке с нанесенным пластилином зеленого цвета, оформленного травой в виде хвойных иголок, опавших листьев, веточек деревьев.

iknigi.net

Лепка с детьми 5–6 лет или, как мы с удовольствием учились лепить из пластилина. Итоги года.

Татьяна Лепшина Лепка с детьми 5–6 лет или, как мы с удовольствием учились лепить из пластилина. Итоги года.

В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей,зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества? Да! И начинать, этот путь нужно с детства.

В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Пластилин как таковой представляет собой кладовую для фантазии и игры воображения. Соединив его с ловкими руками, можно оживить всё, что захочешь. И в большой мере удовлетворяют любознательность в новизне и творческом искании. Можно дать вторую жизнь поделке из этого материала

Эти замечательные шедевры с огромным удовольствием создавали дети старшей группы.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

www.maam.ru

Конспект занятия с детьми 5–6 лет по художественно-эстетическому развитию Лепка: «Путешествие в сказочное королевство»

Ольга Демченко Конспект занятия с детьми 5–6 лет по художественно-эстетическому развитию Лепка: «Путешествие в сказочное королевство»

Задачи: 1. Сенсомоторное развитие детей в системе объемного восприятия.

2. Закрепление работы стекой и трубочкой с целью декорирования поделки.

3. Активизация мелкой моторики, тактильной чувствительности,

воображения.

4. Воспитание усидчивости, целеустремленности, умения анализировать и

оценивать свои поделки.

Материал: соленое тесто, картон, гуашь, стеки, трубочки для коктейля, готовые поделки из камня и соленого теста.

Ход: Воспитатель начинает занятие с детьми с рассказа сказки о двух художниках. Дети сидят на ковре.

Жили на свете два художника. Один был очень богат и звали его Кун. Рисовал он дорогими красками, высекал разные фигуры из мрамора и драгоценных камней. Его учили самые знаменитые мастера. Каждый раз, когда он брался за работу, старательно вырисовывал или вырезал каждую деталь.

Второй художник, звали его Арс, жил в лесу. Часто его картины были выполнены не по законам живописи. Но всегда были добрыми и яркими. Он не учился рисовать и лепить в специальных школах, но зато каждый день он встречал восход солнца и провожал его за горизонт, любуясь яркими переливами красок. Его учителем была сама природа.

Как-то раз в королевстве был осенний праздник. И король позвал к себе всех художников, чтобы они отобразили в своих работах красоту осеннего убранства королевства. У кого произведение будет лучше, того ждет награда.

Художники принялись за работу. Кун высек из драгоценных камней разные осенние фрукты. У Арса не было денег на драгоценные камни, но у него были мука, соль, вода и краски. Тогда решил Арс лепить из соленого теста. И получились у него сказочные деревья веселого осеннего леса.

Люди подходили к каменным фруктам и говорили: «Как красиво!». Но дотронувшись, ощущали холод. (Детям предлагается потрогать поделки из камня и поделиться своими ощущениями.) Подходя к работе Арса, люди слышали музыку, голоса деревьев, ощущали тепло солнца, и всех переполняло чувство радости. «Как у Вас так получилось?» - спрашивали люди. «Не знаю. Я делал то что чувствовал.» -ответил Арс. (Детям предлагается потрогать поделки из соленого теста и поделиться своими ощущениями.)

Как вы думаете, кому досталась награда? (Дать детям высказать свои предположения, доказать свою правоту.) Да, приз получил Арс. Разозлился Кун, посмотрел на лица людей и понял, что все прекрасное идет от сердца человека. С тех пор он решил рисовать и лепить так, как чувствует окружающий мир.

Давайте, ребята, отправимся в сказочный осенний лес, почувствуем его, чтобы потом изобразить осенние деревья, как Арс из соленого теста. (Включается запись произведения Чайковского «Панорама».) Представьте, что вы в осеннем сказочном лесу. Вы трогаете деревья руками, гладите их стволы, тянетесь до самых верхних тонких веточек, а листочки шепчут вам что-то на ушко. (Дети выполняют выразительные движения под музыку так как им хочется.)

А сейчас вы сядете за столы и пофантазируете. Возьмите соленое тесто того цвета, какого вам хочется, чтобы слепить свое сказочное осеннее дерево. Выберете себе картон для фона и вылепленные детали дерева выкладывайте на нем так, как вы его себе представили. Чтобы сделать ваши поделки более выразительными, используйте стеки и трубочки. (Очень важно не навязывать детям штампов и образцов, тогда поделки получаться необычными, креативными. Творческая работа детей может сопровождаться тихой музыкой.)

В конце занятия все поделки раскладываются на ковре или большом столе. Вместе с детьми рассмотреть получившийся сказочный лес. Можно предложить детям рассказать о своих деревьях, о том, что они чувствовали во время их изготовления.

www.maam.ru


Смотрите также