Блог

Кричу на ребенка когда делаем уроки


Как не кричать на ребенка во время домашних заданий?

— Тебе сегодня много уроков задано? — Ох, мама, тебе орать и орать!

Как бы не было смешно и одновременно грустно, это правда.

Среди моих клиентов частый запрос — как перестать раздражаться, отдаляться друг от друга и разрушать свою семью из-за домашних работ.

А этот анекдот — самое частое описание процесса выполнения домашних заданий.

Как это бывает?

Вечер. Ребенок наконец-то открывает тетрадь и учебник (не без полсотни звездюлей), и начинает погружаться в мир букв, цифр и формул.

Вздыхая и охая, сразу возникает три тысячи препятствий — попить, пописать. А я так хочу кушать! И ручка не пишет! И не понимаю ничего, что там написано.

Обычный разгон обычного вечера.

Мамина температура кипения уже давно стала выше, и на подобные «манипуляции» мама уже не реагирует.

— Пиши, потом поешь.

— Давай заканчивай, а потом будешь отдыхать.

— Так, сын, давай сегодня без концертов, ладно?

Вроде бы ладно. Но вот секундная стрелка пробегает круг за кругом, минутная отсчитывает «палочки», а воз и ныне там.

По плану уже нужно купаться, ужинать и ложиться спать. А что сын?

Прикрикнуть на него, что ли? — слышится голос в маминой голове. Ведь он птица гордая, пока не гаркнешь, не полетит!

Так начинается традиционный моцион — ежевечерний ор.

Мама орет, сын либо начинает плакать, либо злиться.

Продвигается ли дело?

Отчасти.

Распыляясь, нервная система мамы устраивает своеобразные качели: то доходит до верхней точки, то плавно опускает вниз волну напряжения.

Именно под такой аккомпонимент начинается выполнение уроков.

Возникает ощущение, что дело пошло на лад, и мама отходит от выполняющего уроки чада.

Через некоторое время, заглядывая в тетрадь сына, не можешь поверить глазам, что «Атвет» — это его рук дело, а в строчке 4 ч (4 часа) вместо ч красуется буква у

Дальше больше — примеры, вместо того, чтобы стоять стойко столбиком — почему-то оказались в середине листа.

И в груди со скоростью гепарда и мощностью льва разгоняется новый мощный мамин рык, сопровождаемый неминуемым желанием настучать этой же тетрадкой ребенку по голове.

— Ты издеваешься?

Кажется, мама себя уже не контролирует.

— Ты тупой или ты прикидываешься?

Остаток вечера напряжение в доме такое, что лампочки могут зажечься самопроизвольно.

Неужели ничего нельзя сделать?

И кто виноват в сложившейся традиции?

Мама? Ребенок? Оба?

Порассуждаем?

Описанная выше ситуация — не преувеличение или выдумка, а следовательно, решаема.

Вначале рекомендую отделить мух от котлет и математику от ребенка.

Нет сомнений, что математика важна.

Но важнее ли она испорченных с ребенком 11 лет совместной жизни, вечеров и заниженной самооценки?

Важнее ли задача по алгебре или сочинение по русскому языку, чем доверие и отношения, которые как карточный домик могут в одночасье рассыпаться?

Конечно, где-то глупость ребенка или его лень раздажают.

Но все-таки, ребенок обычно лишь точная копия родителей.

Что делать?

1. В минуты накала страстей закрыть уроки. И предложить ребенку попить чай.

2. Заварить чай лучше сладкий, и сделать два тоста с шоколадной пастой.

3. Дальше за столом, отодвинув уроки, провести пять минут в тишине, поедая вместе вкусный хлеб.

4. А потом, когда слезы высохли, и кричать уже не хочется — обнять ребенка и поцеловать его в макушку.

5. По-доброму предложить победить этого «монстра» или «босса» под названием «домашняя работа» и спросить, что нужно для этого сделать?

Например, некоторым детям нужно, чтобы мама была рядом.

Но не «рядом» отчасти, а вовлечена в процесс. Потому что порой, находясь «рядом отчасти» уходит два-три часа на те уроки, которые были бы сделаны за 30 минут, сядь мама «рядом-рядом».

А другим нужна лишь доброжелательность родителей и пять минут сочувствия.

Третьим важно знать, что мама в них верит.

Четвертым — образец выполнения и того, что от них хотят.

6. Скажите ребенку, что он справится. И слово «Атвет» к сожалению, написано неверно. Надо или исправить, или переписать.

7. Отметьте, какие примеры, буквы или элементы у него получись особенно хорошо.

8. По окончании уроков поцелуйте ребенка, и скажите, что он молодец. И вы им гордитесь.

Иногда нас раздражают не сами ошибки в тетради, или поведение ребенка, а то, что наш ребенок их допускает.

Нам стыдно за ребенка.

За то, что ребенок что-то не понял иле не сделал.

За то, что о нас подумает учитель, глядя в тетрадь ребенка.

За то, что наш умница позволяет себе так безалаберно относиться к учебе!

И именно этот стыд переходит в негативное эмоциональное состояние.

А за что стыдно? Почему?

Вот с этим тоже не мешает разобраться.

Потому что когда есть проблемы с выполнением уроков, они обычно решаются проработкой двух вещей:
  1. Внедрением техник эффективного обучения, упрощающих процесс обучения
  2. Проработкой ожиданий и чувств родителей по отношению к ребенку.

Только этого достаточно для того, чтобы вся описанная выше ситуация никогда не имела места быть в вашем доме.

Подбнее будем говорить уже 1 мая на тренинге «Техники эффективной дисциплины. Как сделать так, чтобы ребенок учился и без наказаний?»

  • Ребенок и дисциплина. Что делать, когда ее нет или она «гуляет»
  • Стили воспитания. Хороший, плохой полицейский, смешанный стиль.
  • 4 модели воспитания и одна, которая решит все проблемы с поведением ребенка.
  • Семейные правила и традиции. Составляем карту ваших правил.
  • Маленькие манипуляторы против взрослых родителей. Как понять, что дети манипулируют и как прекратить манипуляции просто и навсегда?
  • Что нужно, чтобы не было “отката”
  • Техники эффективной дисциплины для ребенка
  • Три шага к самостоятельности
  • Помогаторы для дисциплины

Итогом встречи станут не только наборы чек-листов, которые помогут вам ввести режим и учет правил, отделить «мух от котлет», но и проработка идеализации своего ребенка, стыдов и страхов, что позволит перестать терять нервные клетки тоннами, и научиться доносить до ребенка нужную информацию и требования просто и по-королевски.

Хочу получить техники эффективной дисциплины>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

gladtolearn.ru

10 советов как перестать кричать на своих детей

Повышение голоса на ребёнка зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся: разве можно как-то ещё заставить его слушаться и признавать родительский авторитет? В общем-то, все признают, что кричать на ребёнка – не очень хорошо, но это так привычно, что отказаться от этого метода воспитания не так-то просто. Срываясь на крик, родители, чтобы заглушить своё чувство вины, находят множество оправданий такому поведению: «сам виноват – довёл», или «всё равно он знает, что я его люблю».

Чем опасен крик

На самом деле крик скорее мешает воспитанию, чем помогает. С каждым окриком и грубым словом лопаются тонкие нити привязанности между родителем и ребёнком. Для ребёнка гневные крики мамы или папы – очень травмирующая ситуация, ведь в этот момент самые близкие и любимые люди становятся холодными, злыми, отчуждёнными.

До определённого момента ребёнок беспомощен перед криками взрослого, но ближе к подростковому возрасту разговор на повышенных тонах уже не будет иметь такой власти над ребёнком. Не исключено, что ребёнок начнёт отвечать родителям тем же или просто активно сопротивляться такому обращению. Самым серьёзным последствием воспитания криком является то, что ослабевшая привязанность ребёнка к родителям не может быть для него крепкой опорой по жизни. Такие дети больше подвержены влиянию других людей, семья не воспринимается ими как надёжный тыл. Зачастую друзья и компания для ребёнка становятся важнее родителей, а это значит, что родители могут просто «упустить» своих детей.

Другим серьёзным последствием крика является то, что такая модель поведения закрепляется в сознании ребёнка, и, став взрослым, он «на автопилоте» будет ее применять и к своим детям. Это означает, что «эстафета» испорченных детско-родительских отношений пойдёт дальше.

Как не кричать на ребёнка

Между тем, есть семьи, в которых на детей не кричат. В этих семьях – самые обычные, не идеальные и дети, и родители. Им удалось искоренить крик и найти другой подход к своим детям. Если вы тоже задаётесь вопросом «как перестать кричать на ребёнка» — эти советы будут полезны.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  1. Дайте себе право на ошибку. Иногда родители боятся признать, что они в чем-то не правы, считая, что это подорвёт их авторитет в глазах ребёнка. На самом деле для ребёнка важнее иметь рядом «земного» родителя, с промахами и ошибками, нежели «непогрешимое божество». Очень важно и перед самим ребёнком признать, что вы только учитесь быть родителем, и иногда ошибаетесь и поступаете не правильно.
  2. Ребёнок – это зеркало родителей. Если мы хотим, чтобы ребёнок умел управлять своими эмоциями – сначала мы должны научиться управлять своими, чтобы стать ему примером. Ключевое слово здесь «управлять»: эмоции нельзя вытеснять, «зажимать», им обязательно нужно давать выход, но в приемлемой форме.
  3. Помните, что ребёнок ничего не делает «на зло». Он ещё многого не умеет, его движения не ловки, ему всё интересно, именно поэтому он может разбросать игрушки, пролить молоко, испачкать одежду и т.д. Относитесь к ребёнку как к ребёнку и постоянно держите в голове мысль «что с него взять, он ещё маленький».
  4. Не доводите себя до срыва и нервного истощения. Если вы чувствуете, что очень устали и уже «на грани» — возьмите тайм-аут. В таких ситуациях нужно действовать как при крушении самолёта: в первую очередь кислородную маску надеваем на себя, только потом – занимаемся ребёнком. Этой «кислородной маской» может стать хороший отдых – тёплая ванна, любимая книжка или сериал, поход по магазинам или на маникюр. У каждого свой способ сделать себе приятное.
  5. Научитесь останавливаться, когда чувствуете сильное раздражение и гнев. В этот момент лучше всего переключить фокус внимания с ребёнка на себя. Как говорит замечательный психолог Людмила Петрановская, нужно научиться брать себя не в руки, а «на ручки», то есть просто посочувствовать себе, пожалеть: и так устала, а тут ещё ребёнок что-то разлил, теперь вытирать придётся. А с ребёнка какой спрос – он ещё маленький. Этот приём хорошо помогает вовремя остановиться и понять, что причина крика – не действия ребёнка, а ваша собственная усталость.
  6. Постарайтесь понять, что чувствует ребёнок, когда на него кричат. В тренингах для родителей есть такое упражнение: один участник садится на корточки, а другой стоит около него и отчитывает. Нескольких минут хватает для того, чтобы сидящий расплакался и почувствовал сильный страх. Обычно после такого упражнения родители гораздо реже повышают голос на ребёнка. Однако и без упражнений можно пытаться понять чувства ребёнка. Вообще же, понимание чувств и эмоций ребёнка помогают и ему самому разобраться в своих переживаниях и учат ребёнка регулировать своё поведение.
  7. В любой ситуации сохраняйте контакт с ребёнком, проявляйте уважение к нему. Ребёнок должен чувствовать, что даже если мама злится, они все равно «по одну сторону баррикады».
  8. Не игнорируйте собственные чувства. «Гигиена» собственных чувств — очень благодарное занятие, ведь когда мама может разложить по полочкам, на что, почему и как она отреагировала криком, она учится управлять этими чувствами. Обязательно нужно давать выход этим чувствам через слёзы, слова, творчество или другим способом.
  9. Придумайте себе какой-то образ или фразу, которые будут помогать удержаться от крика. Можно ассоциировать себя с «большой мамой-слонихой», которую невозможно вывести из себя детскими шалостями, или повторять какую-то мантру.
  10. Правильно расставляйте приоритеты. Не забывайте, что воспитание — это, прежде всего, отношения с ребёнком. Дети растут, и, спустя время, воспитательные функции уйдут из жизни родителей, останутся лишь отношения, складывающиеся годами. Что это будет – теплота и близость или обиды и отчуждение – зависит именно от родителей.

Рекомендуем по теме:

Родители, готовые прилагать усилия к работе над собой и отказывающиеся от криков в воспитании ребёнка, заслуживают огромного уважения. Они проделывают огромную работу, отголоски которой дойдут и до их внуков, и до следующих поколений, ведь ребёнок, росший без криков, став родителем, сам вряд ли станет кричать. Более того, спокойное воспитание, как это ни парадоксально, делает детей более послушными. Ребёнку жизненно важно быть рядом со «своим» взрослым, а послушание – это вещь, предусмотренная природой. Глядя на спокойных родителей, ребёнок и сам учится справляться со своими эмоциями и регулировать своё поведение.

Читаем далее:

Смотрим видео: Как научиться не кричать на детей

Накричали на ребёнка…Что делать?

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет.

razvitie-krohi.ru

Как не кричать на детей, выполняя с ними домашнее задание

Психотерапевт Оксана Королович: психологическая поддержка, профессиональное обучение, психологический аутсорсинг, развитие духовности.

В идеальном мире дети стремятся получать новые знания и с удовольствием делают уроки в школе и дома. Однако в реальности домашнее задание – тяжелая работа не только для детей, но и для их родителей. Взрослые пристально следят за выполнением уроков, превращаясь в самых настоящих надзирателей. Заставляют детей учиться, манипулируют, кричат или даже поднимают руку.

Очевидно, такие методы не приводят к желаемому результату. Ребенок учится «из-под палки». Не слышит уговоров, ведь он привык реагировать только на крик. А вы, в свою очередь, не можете сдержаться. Каждый раз срываетесь, затем корите себя.

Интерес к учебе главная мотивация

Хорошая новость: вы способны разорвать этот порочный круг. В первую очередь, нужно устранить причину конфликта – нежелание ребенка садиться за уроки. Как же сделать так, чтобы выполнение домашнего задания перестало быть каторгой?

  • Снизьте градус давления. Возможно, ребенок не хочет делать домашнее задание потому, что боится не оправдать ожиданий родителей и учителей. Будьте внимательны. Ребенок устал и отвлекается? Не заставляйте его дальше учить насильно. Сделайте перерыв. И приступайте вновь.
  • Ставьте на первое место процесс, а не результат. Подогревайте интерес ребенка. Хвалите за попытки. Никогда не сравнивайте его с другими. Только с ним самим. Отмечайте прогресс в учебе.
  • Придумайте систему мотивации. Хорошие оценки ни о чем не говорят ребенку (особенно первокласснику). Ведь их нельзя пощупать и попробовать на вкус. Поэтому убеждать:«Сделаешь хорошо домашнее задание - получишь высокую оценку» малоэффективно. Выберите понятный язык поощрения:мультики, вкусность, прогулку и т.д. Главное не переборщить. Все же основной мотивацией должен оставаться интерес и природная любознательность.
  • Не делайте уроки вместо ребенка. Иногда недальновидное поведение взрослых приводит к тому, что выполнение домашнего задания превращается в скандал. Ребенок изначально должен осознавать ответственность за обучение. У вас есть своя работа, у него своя.

«Я уже все разжевала и в рот положила, а он даже проглотить не хочет! Каждую букву пишет под моим надзором. Делает уроки, только когда я рядом. Отхожу – учеба заканчивается. Как тут не кричать?!». Знакомо?

  • Не помогайте, если ребенок об этом не просит. Дети непонимают, зачем трудиться, если мама сделает все за них.Достаточно немного поныть, и родители уже кидаются на помощь. Это манипуляция в чистом виде. Помогайте только втом случае, если видите, что ребенок действительно несправляется.
  • Не мешайте делать ошибки. Некоторые родители уверены - проще и быстрее помочь ребенку с домашним заданием. Ведь он обязательно сделает неправильно. Вспомните время, когда ребенок учился ходить. Он делал несколько неуверенных шагов, падал, поднимался и вновь падал. Могли ли вы тогда пойти вместо него? Конечно, нет. Учеба – путь, который ребенок должен проделать с вашей минимальной помощью.Только на своих ошибках он может научиться. Кроме того, какон почувствует сладость победы над трудным заданием, еслиэта победа не его, а ваша?

Кричать нельзя остановиться

Умом вы понимаете, что кричать на ребенка не лучший метод воспитания. Однако ничего не можете с собой поделать. Злость и отчаяние накрывает с головой, эмоции захлестывают, и вы вновь срываетесь. Как же вовремя остановиться?

  1. Возьмите тайм-аут.Выйдите изкомнаты,выпейте стакан воды,сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
  2. Опишите свое состояние ребенку. Используйте я-позицию.Вместо того чтобы оскорблять и нападать на него, честно признайтесь,что вас расстраивает.Проговорите свои чувства.
  3. Не забывайте о себе. Чаще всего мамы срываются на детей после тяжелого выматывающего дня. «Сил моих больше нет», – знакома эта фраза? Больше отдыхайте, наполняйтесь ресурсами и не доводите себя до эмоционального упадка.

Что для вас важнее?

Для того, чтобы перестать кричать, измените свое отношение к оценкам ребенка. Решите, что для вас важнее: чтобы он хорошо учился, или чтобы учеба приносила ему удовольствие?

В первом случае конфликты неизбежны. Ведь социальные нормы и критерии вы ставите выше, чем потребности ребенка.

Помните, что крик - это тупиковый путь. Спокойный диалог всегда эффективнее. Спрашивайте у ребенка, почему он не хочет делать уроки. Возможно, он не понял материал в школе, но стыдится в этом признаться? Или задание ему неинтересно. В этом случае:

  • превратите уроки в увлекательную игру. Вместо того чтобыпросто прочитать сказку, предложите ребенку сделать это поролям. Подключите всех членов семьи;
  • найдите альтернативу. Вместо того чтобы зубрить параграф учебника по истории, включите интересный документальный фильм об этом периоде;
  • устройте соревнования. Кто быстрее решит задачу по математике? Кто найдет больше столиц на карте за одну минуту? Вариантов множество. Достаточно проявить фантазию.

Сделав учебу увлекательной, вы устраните все причины для криков. Помните, агрессия и насилие – тупиковый путь. Вы не сможете всегда заставлять ребенка учиться, а затем и работать. Гораздо эффективнее и продуктивнее развивать в нем трудолюбие, любознательность и интерес к новому. Именно эти качества в будущем станут залогом успешной жизни и карьеры вашего чада.

фото:shutterstock

4mama.ua

Как перестать кричать на ребенка — рекомендации психолога

Некоторые родители задаются вопросом – как перестать кричать на ребенка? Наверняка читатели сайта сами оказывались в похожих ситуациях, и задавали себе этот вопрос. Сначала предлагаю определиться с основными причинами, почему это происходит.

Содержание:

  • Основные причины, почему родители кричат на детей.
  • Лучший способ сдержаться – не раздражаться.
  • 5 технологии для родителей, как снять напряжение:
  1. Любите себя, свою семью и близких.
  2. Следите за уровнем собственной раздраженности.
  3. Снимайте раздражение, настраивайтесь на положительный лад.
  4. Рассматривайте все позитивно. Всему, что происходит в нашей жизни, мы сами придаем окраску.
  5. Радость неудач.
  • Кризис — это потери или находки?
  • Что делать, если не кричать на ребенка не получилось.
  • Когда не кричать на ребенка это преступление?
  • Заключение

 Основные причины, почему родители кричат на детей.

Многие родители задают вопрос – как перестать кричать на ребенка? Наверняка читатели сайта сами оказывались в похожих ситуациях, и задавали себе этот вопрос. Сначала предлагаю определиться с основными причинами, почему это происходит.

  1. Соматические. Когда родители болеют, устали, после тяжелого дня, либо просто голова болит на погоду, а тут дети с их энергией и оптимизмом , все никак не унимаются. После нескольких безуспешных просьб быть потише, поневоле крикнешь.
  2. Эмоциональные. Нервная напряжённая работа, сложные внутрисемейные отношения, конфликт в общественном транспорте или в магазине, какие-то негативные события в жизни и т.п.
  3. Логические. Некоторые родители всерьез считают, что кричать это нормально. А мальчиков даже надо немного лупить, чтоб выросли настоящими мужчинами…. В общем много разных заблуждений встречается))

Дети могут сами провоцировать родителей на негативные реакции, когда недополучают внимания и любви. Это тоже не нормально, но в некоторых ситуациях, у детей это единственная возможность обратить на себя внимание родителей. Пусть даже негативное, но хоть такое внимание. После такой «дозы любви» они немного успокаиваются на время. Затем все повторяется. Очевидно, что это порочный круг и его необходимо разрывать, подробнее в статье «Истерика у детей -3 шаговый план работы для родителей».

Лучший способ сдержаться – не раздражаться

Лучший способ, как перестать кричать на ребенка, это не доводить ситуацию, до момента, когда последняя капля раздражения вас переполняет. Потому что надо обладать очень высоким уровнем выдержки и самообладания, чтобы в момент, когда чаша терпения лопнула, суметь остановиться.

Сказать себе – стоп, ты сейчас что делаешь? Ты сейчас взрываешься из-за пустяка, и вот-вот наорешь на своего ребенка, который сожмется от ужаса, и для которого мир разрушится…Нет, я не стану этого делать! Я возьму себя в руки и буду сейчас  очень спокоен…

Это мало похоже на реальность. Обычно в такие моменты человек говорит себе — ну все, мое терпение лопнуло! Это, уже не идет ни в какие рамки! Я столько раз ему говорил, что так не надо делать, и он мне каждый раз отвечал, что все понял и больше не повторится и вот опять, да сколько же можно!? Он, наверное, специально это делает, это не выносимо! Я не могу бесконечно ему говорить, ведь все как об стенку горохом! Мне все это надоело, теперь будет по-плохому, раз он по-хорошему не понимает!

А в это время в кровь выделяется норадреналин и ярость переполняет вас изнутри, прорывается наружу. В горле начинает першить так, что хочется орать. Мышцы шеи сковывает спазм, голова наклоняется вперед, в груди нарастает ком, и дыхание становится частым поверхностным…. Дальше мрак))))

Очень сложно остановится, когда ярость таки пришла. Сложно на физиологическом уровне, поскольку все-таки уровень гормонов в крови, мы пока не умеем контролировать сознательно. Но не все так плохо, у нас есть другой козырь – разум. А если им пользоваться, можно ситуацию разрешить на этапе, когда разум еще работает и управляет эмоциями.

Итак, чтобы не кричать на ребенка – надо контролировать свой уровень раздражения, и как только видите, что раздражение растет, срочно принимайте меры по его снижению. Или, если человек обладает недюжинной силой воли, и может себя контролировать в любой момент времени. Тут совет простой – в минуты гнева, не кричите на детей, оставайтесь спокойным))

 4 технологии для родителей, как снять напряжение.

Для тех же кто, как и я не, обладает такими способностями самоконтроля, я предлагаю рекомендации, как не доводить ситуацию до предела, как перестать кричать на ребенка:

1. Любите себя, свою семью и близких.

Любите себя, балуйте себя, ходите в приятные места, проводите время способом приятным для вас, покупайте себе приятные мелочи. Подумайте, что бы вам хотелось сделать. Что не требует каких-то сверхчеловеческих затрат сил и ресурсов, но подарит вам хорошее настроение. Еженедельные поездки за границу, это конечно перебор для большинства обычных людей, но например, прогуляться возле городских фонтанов с мороженным, покормить голубей вполне подойдет.

В вашей жизни должно быть что-то кроме однообразного маршрута дом-работа-дом-работа-дом-работа… Идеальный вариант – совместное время препровождение с семьей, хотя есть и исключения. Иногда это может быть уж очень чудные вещи, на чей-то взгляд. Но если вам они помогают приобрести хорошее настроение и набраться сил — пожалуйста, пользуйтесь этой возможностью.

Я знаю одного папу, который предпочитает в одиночестве уезжать к взлетной полосе аэропорта и смотреть, как взлетают и садятся самолеты. Другая мама наоборот – любит семьей после работы выбраться куда-нибудь на берег реки, или в лес. Где можно с удовольствием побегать, покричать с детьми. Где их крики никому не будут мешать, где чистый воздух и нет городской суеты.

Кто-то предпочитает съездить на рыбалку, кто-то сходить в кино. Кто-то просто погулять по парку, кто-то мастерить мягкие игрушки, кто-то посидеть дома в комнате с любимой книгой, только так, чтобы никто не отвлекал. В общем, цель и задача – найти себе такое занятие для отдыха и договориться со второй половиной об очередности, если отдых не совместный.

2. Следите за уровнем собственной раздраженности.

Это состояние, когда все вокруг бесит и делается неправильно, когда навязчивая мысль о чем-то негативном вас преследует, и вы не можете от нее избавиться. Вы с кем-то повздорили крепко, и вроде конфликт уже позади, но внутри осталась неудовлетворенность, возмущение, обида, внутренний диалог еще идет. Когда вы пришли домой, а там ОПЯТЬ — мусор не вынесли, посуду не помыли, собаку не выгуляли, ужин не приготовили, продуктов не купили, полы грязные, дома беспорядок…

Сидят телевизор смотрят, разбросали игрушки по всей квартире, уроки не сделали, лампочку в коридоре не поменяли, гвоздь в стену не вбили и т.п.))) Все это говорит лишь о том, что вы раздражены, а не о том, что близкие вам люди (дети, супруг или супруга) бездельники и лентяи. В такие моменты самое время заняться снижением уровня того самого раздражения. Потому как если этого не сделать, то довольно скоро произойдет взрыв.

Редко, кто начинает с порога кричат. Обычно сначала начинают устранять увиденные недостатки — раздавать указания домочадцам, но раздражение постепенно усиливается. Появляются мысли —  целый день дома сидели… неужели нельзя было прибраться или мусор вынести… И в какой-то момент, ребенок что-то прольет, что-то уронит, сломает, разобьет, или дети начнут между собой что-то делить, сориться.

Или ребенок начнет сопротивляться – я не хочу делать уроки, я не хочу есть, я не хочу убирать игрушки… в общем добавит масла в огонь и все – взрыв! Сначала крики, потом угрызения совести и мучительные поиска решения – как перестать кричать на ребенка.

Все дело в том, что мозг обладает избирательной способностью в выборе информации в окружающей среде, в зависимости от вашего настроя. Если вы настроены критически – вы будете замечать вокруг только ошибки. Чаще чужие и немного свои)) – вот улицы у нас не убирают, вот автобусы все старые, как еще не развалились, вот ребенок мой опять все трогает в маршрутке руками, а тут все грязное, потом пальцы эти в рот будет пихать…

Если вы настроены положительно, то вы будете замечать положительные моменты вокруг – вот птичка запела, вот цветочек красивый, вот новый сквер в городе открыли, вот мой мальчик какую прекрасную фигуру нарисовал пальцем на стекле в маршрутке…

А повод накричать, всегда можно найти. Можно провести эксперимент. Когда дома будете в хорошем настроении – посмотрите, кто из домочадцев, чем занят. И подумайте, а есть ли возможность что-то покритиковать сейчас? Уверен, вы сможете найти повод, ведь критиковать — всегда легко.

Сидит ребенок в кресле книжку читает, в руке стакан с чаем…Можно порадоваться, что сам взял читать. А можно накричать – сколько раз говорил, читать ЗА столом надо, спину ровно держи, свет включи, в темноте читаешь… Чашку на кухню отнеси, мы там чай пьем… И вот ему уже расхотелось читать….

Таким образом, не зависимо от того, чем занимаются окружающие, ваше состояние определяет, то, как вы отнесетесь к этим занятиям – негативно, нейтрально или позитивно. Важно следить за своим настроением и за уровнем раздраженности.

3. Снимайте раздражение, настраивайтесь на положительный лад.

Первый способ, как это можно сделать – заняться своим любимым делом, хобби или чем-то подобным, это мы уже обсуждали в первом пункте.

Второе – водные процедуры. Пришли с работы. Чувствуете, что сейчас кого-нибудь зашибёте – бегом в душ. Вода расслабляет и снимает напряжение. После душа уже можно с новыми силами возвращаться в реальность))) – убирать дома, готовить ужин, делать уроки с детьми, вкручивать лампочку, прибивать гвоздь и т.д. в зависимости от вашего пола и уклада в семье.

Третье – физическая нагрузка. На первый взгляд сложно представить, как это можно сделать. Например, вы пришли домой – а там неприятный сюрприз…. И вы тут же начинаете отжиматься от пола или подтягиваться… смешно и маловероятно.

Но если вы так организуете свой день, что после работы сначала зайдете в спортзал. Или на пробежку. Или прокатитесь на велосипеде, ну или хотя бы пройдетесь пешком лишних пару кварталов, а потом домой, то это позволит снять напряжение, накопленное за день. Да просто, по пути с работы зайдёте на школьный двор, подтянитесь на турнике, отожмитесь на брусьях несколько раз)).

Мы так устроены по своей природе – в конфликте, нам в кровь выделяются гормоны. Чтобы либо убежать, либо подраться. Но поскольку бегаем друг за другом редко, а драки на работе это вообще за пределами добра и зла, то получается – заряд есть, а взрыва не происходит. Потом мы это все несем домой, там получаем последнюю каплю и взрываемся, поскольку на домочадцах оторваться можно. Они, в частности дети не могут ответить нам симметрично. Пока не могут, но со временем ответят… Так вот спорт и дает возможность сжечь этот выделенный заряд в социально приемлемой форме.

Четвертое – это юмор. Один родитель рассказал мне историю. Они с 7 летним сыном дома поспорили – будет тот убирать игрушки или нет. Спор набирал обороты, ни одна из сторон не желала уступать, в конце они стояли друг напротив друга, «набычившись», сжав кулаки, громко сопя… И когда папа осознал, что напротив стоит не вредный и упрямый малый, а он сам только уменьшенная копия.

Такой же сердитый, с перекошенным лицом, немного напуганный, но не готовый уступать… папа просто расхохотался, до того было смешно видеть себя в этом маленьком отражении. Он вспомнил себя в этом возрасте, как он сопротивлялся, и как его родители силой заставляли делать что-то скучное или бессмысленное на его взгляд… И на сколько смешной сам по себе повод для ссоры – убрать игрушки…. Да пусть они 300 лет валяются, еще орать из-за них на ребенка…

Когда папа рассмеялся, сын сначала растерялся, а потом тоже начал хохотать. Когда все посмеялись и успокоились, папа сам начал убирать игрушки, а сын, молча и с улыбкой, к нему присоединился.

В другой ситуации в гостях, две маленькие дочки 4 и 5 лет помогали маме накрывать на стол – носили чашки, варенье, хлеб… и младшая опрокинула чашку с молоком. Оно пролилось на стол, чашка разбилась. Девочка оглянулась на маму ожидая, реакции… а мама просто улыбнулась и сказала со смехом – «на счастье!» Девочка рассмеялась и повторила – «на счастье!». И сама спокойно убрала – вытерла со стола молоко. А мама подмела осколки.

Юмор, отношение к событию, как к веселью, помогает проще выйти из ситуации. Это один из универсальных способов, как перестать кричать на ребенка. Отчасти смех тоже некоторый вид физической нагрузки и приносит расслабление.

4. Рассматривайте все позитивно. Всему, что происходит в нашей жизни, мы сами придаем окраску.

Старая история про стакан наполовину пустой и наполовину полный, не такая уж простая. Мы действительно сами оцениваем события в нашей жизни и маркируем их в соответствии с нашими внутренними установками. Важно помнить об этом и применять знание в жизни.

Очень рекомендую прочитать книгу «Полианна» писательницы Элеанор Портер написанную в далеком 1913 году, но по сути своей нисколько не потерявшая актуальность. Главная героиня девочка, умеющая в любом событии видеть положительные моменты, выгоды, преимущества, пользы. Очень сильно изменившая этим, жизнь окружающих ее взрослых людей.

Важно принять на себя ответственность за происходящее в вашей жизни и самим начать эту жизнь раскрашивать в положительных красках. События все равно будут происходить в вашей жизни. То, каким цветом вы их окрасите, и определит, какая у вас будет жизнь. Если все вокруг вы будете отмечать, как раздражающее, неприятное, негативное… жить будет очень сложно. Если же во всем научитесь искать положительные моменты, преимущества для себя, выгоды. Еще и детей научите этому позитивному настрою, то жизнь будет не чередой испытаний, а бесконечным рядом новых интересных возможностей, каковой она и является!

5. Радость неудач

Есть такая ценность в Таллиннской школе менеджеров (автор Владимир Константинович Тарасов) – «Радость неудач». Это означает, что в случае неудачи в вашей жизни надо не расстраиваться, а радоваться ей. Когда происходит что-то негативное в вашей жизни, то это всегда дает вам какие-то новые возможности. Главное не погружаться в тоску и уныние, где эти возможности легко пропустить.

Если смотреть на ситуацию с криком с этой стороны, то родители, которые накричали на ребенка, а после стыдятся своего поступка уже на полшага в правильном направлении. Осознать, что ситуация с криком вас не устраивает – уже начало работы над собой. В этом и есть радостный момент – родители отследили в своем поведении те моменты, что требуют корректировки. Значит им не все равно! Они не считают крик повседневной нормой! У них есть шанс исправить свое поведение и поведение ребенка, который у них учится. А вот варианты выхода из этой ситуации могут существенно отличаться:

  • Сходить на консультацию к хорошему психологу;
  • Пустить все самотек. Папа с сыном собираются в кинотеатр на мультик. Сын долго одевается. Папа закипает. А надо просто расслабиться и принять факт – мы опоздали… Никто не пострадал, ничего ужасного не произошло, небо не упало на землю… Когда придут в кинотеатр, этот факт поймет и малыш, и это будет его личный опыт. В следующий раз, папа сможет апеллировать к этому событию – помнишь в прошлый раз опоздали… одевайся, пожалуйста быстрее)).
  • Не повторять слова, а делать поступки. Сказали ребенку – собери игрушки. А он не собрал. Можно спокойно взять его за руки, вместе с ним подойти к игрушкам, его руками игрушки собрать в коробку.
  • Регулярно пересматривать свои требования и ожидания от других людей. Вплоть до смены собственных установок. Например, я кричу на ребенка, потому что не хочу, чтобы он бегал по квартире из угла в угол и орал, я в его годы так не делал…. А может, пусть ведет себя так? Что произойдет такого ужасного? Может ему необходимо выплеснуть энергию, может он просто «взорвется» если будет сидеть неподвижно 30 минут…Особенно, когда речь идет о детях со сложностями развития. Им и так не легко, а тут еще правила непонятные всякие… Я не призываю ко вседозволенности, я говорю о том, что правила должны быть обоснованы логикой. Если есть ограничения связанные с традициями – мы всегда так делали… у нас всегда дома дети так ели…и т.п., то стоит внимательно присмотреться к таким правилам, которые порождают конфликты. Может их проще отменить?
  • Работа на контрасте. Если в семье повышение голоса, как инструмент привлечения внимания закрепился. То со временем приходиться делать голос все громче и громче, чтобы это работало. Есть такой прием – работа на контрасте. Если родитель будет вместо крика, говорить что-то шепотом, то ребенок услышит и будет внимательнее к этим словам. Поскольку произнесены они не обычным способом. Запоминается все необычное!
  • Чем меньше слов, тем больше вес каждого слова. Если ребенок в силу особенностей развития или малого возраста сам не говорит. То, скорее всего и воспринимать обращенную речь ему сложно. В этом случае можно обращения и просьбы к малышу сокращать до 1-2 слов. Это поможет ему услышать и понять, что от него хотят. Поскольку выделить из речи 1 или 2 слова значительно легче. Поняв эти слова, ребенок реагирует, опираясь на значения слов и на контекст самой ситуации. И это значительно легче, чем «переваривать» длинное предложение. Если ребенок сам произносит предложения из 2-3 слов, то к нему можно обращаться с немного более сложными предложениями из нескольких слов. О том, как выстраивать общение и занятия по развитию речи при задержке речевого развития подробнее написано в этой статье «Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома».

Кризис — это потери или находки?

Почему у одних людей, кризис это всегда потери, а у других кризис это всегда возможности? Неудачи случаются со всеми, но вот как человек выходит из них, зависит только от него. Важный момент не только в его жизни, но и для окружающих его людей. Все мы смотрим вокруг, как наши знакомые справляются со сложностями, оцениваем их «жизнестойкость». И честно признаемся, нам меньше хочется общаться с людьми, которые постоянно жалуются на судьбу. И больше хочется общаться с теми, кто со смехом рассказывает о своих неудачах, и как он их преодолел. Таких людей называют находчивыми – они всегда находят решение.

Так вот, когда вы сложные события в своей жизни рассматриваете с положительной стороны, когда вы ищете новые возможности в них, вы и есть находчивый человек, и ваши дети очень внимательно следят за вами и копируют ваше поведение и поступки. Хотите вы, чтобы дети выросли и жаловались на жизнь, или радовались ей во всех ее проявлениях – выбирайте сами свое поведение и свою реакцию.

Если не кричать на ребенка не получилось.

Если же предотвратить крик не получилось, сдержаться в момент гнева не удалось, то надо исправлять ситуацию. Когда все успокоились, надо подойти к ребенку, обнять его, извиниться за свое поведение, спокойно объяснить, что причиной послужил не ребенок. А мамино или папино раздражение, плохое настроение, усталость, проблемы на работе, недосыпание и т.п.

Объяснить, что сейчас стыдно за свое поведение. Что, несмотря на произошедшее событие, ребенка любят и ценят. Только так он поймет, что не виноват, и самые близкие люди не думают о нем плохо. Бывает, что ребенок отвечает криком на крик, также нужно успокоиться и поговорить с ним.

Когда не кричать на ребенка это преступление?

Бывают случаи, когда крик на ребенка – это обязанность родителя! Это ситуации, когда существует реальная угроза жизни ребенку – он бежит к автодороге и не собирается останавливаться, или на улице увидел выброшенный шприц и решительно настроен поднять его для исследования и т.п. Но эти ситуации – форс-мажор! Это точно не норма ежедневного общения!

Онлайн-школа развития речи «Круг общения». Цель создания онлайн-школы — научить родителей самостоятельно заниматься развитием речи детей, в игровой форме в удобное для них время. В школе вы можете получить разовую онлайн-консультацию или приобрести пакет занятий.

Заключение

В этой статье мы рассмотрели способы, как прекратить кричать на ребенка, когда причиной крика является внутреннее состояние родителя. И поведение ребенка лишь капля, переполнившая чашу терпения.

Но бывают случаи, когда мама в прекрасном настроении, а ребенок закатывает ей такую истерику, что только держись…. Особенно в публичном месте, тогда настроение портиться в секунду, и думать о положительных сторонах данного события мама просто не успевает… вообще мало что успевает, поскольку в голове ураган эмоций и надо одновременно что-то делать с орущим чадом…

Детские истерики – это отдельная большая тема, и подробно ее разберем в одной из следующих статей.  Если для вас важна поддержка прямо сейчас, вы можете записаться на консультацию психолога на специальной странице сайта.

Закончить хотелось бы напоминанием – что любые изменения происходят медленно. Шаг за шагом.

Помните сколько лет вы упорно шли к сегодняшнему дню, в котором вы, случается, кричите на ребенка. А теперь вам надо проделать обратную работу, освоить навык – как перестать кричать на ребенка. И конечно это не произойдет за один день, но ваши настойчивость и упорство, принесут свои плоды. И приз того стоит, думаю, вы и сами это понимаете.

Радостная новость в том, что никогда не поздно начать работать над собой, и вот увидите, ваши дети последуют за вами в ваших стараниях. Для них уже не будет вопроса – как перестать кричать на ребенка, у них перед глазами будет ваш опыт!

si-speech.ru

10 способов не беситься, когда делаешь с ребёнком уроки

  • Поделиться на Facebook
  • Поделиться ВКонтакте
  • Поделиться в Одноклассниках

Почти всем приходилось сидеть над учебником вместе с ребёнком, скрипеть зубами и пытаться не сорваться. Ксения Букша два года одна занималась со своей приёмной дочерью и сформулировала несколько правил, которые позволяют сохранить нервную систему родителям и хорошие оценки ребёнку.

Мы с дочкой 4-й и 5-й классы учились дома. Она приёмная, до этого никто её не учил. Даже читать умела плохо. Приходилось много сидеть вместе. А ведь у нас была адаптация, доверие ко мне ещё не сформировалось. Было непросто.

Зато у меня появился опыт. Я могу рассказать, что нужно делать тем, кому приходится делать с детьми уроки, сидеть вечерами за математикой или русским. Или тем, кто боится перевести ребёнка на семейное образование и говорит:

Я не смогу. Я всегда бешусь, когда делаю с ребёнком уроки» или «Я не умею нормально объяснять. Когда он ничего не понимает, я начинаю раздражаться и орать.

1. Дать возможность делать уроки самостоятельно

Некоторые родители сидят с ребёнком за уроками просто по инерции или из перфекционизма. Проверьте, что будет, если дать ему самостоятельность. Большинство детей побарахтается и выплывет. Многие первоклассники могут делать уроки сами с первого дня. Некоторым помощь нужна только в организации (усадить в начале и проверить в конце).

Ребёнку нужна помощь, если он реагирует хотя бы одним из перечисленных способов:

  • плачет или злится, когда делает уроки;
  • не понимает заданий;
  • медленнее других одноклассников усваивает темы, не успевает за классом;
  • явно не в силах сосредоточиться: всё бы сделал, но мешает сам себе;
  • не может пересказать текст (литературный или из учебника);
  • сидит за уроками долгие часы, до самой ночи, с ничтожным результатом;
  • прямо просит вас о помощи.

2. Не делать уроки за него

Часто родители жалуются на то, что ребёнку «ничего не надо», он забросил школу и уроки, махнул на всё рукой. В этом случае уроки с ним делать бесполезно. Сначала надо разобраться с мотивацией. В зависимости от причин, решения могут лежать в самых разных сферах — от визита к врачу до смены школы или формы обучения. Помощь подействует только тогда, когда будет, кому помогать. Если главный работник спит, а вы таскаете кирпичи, — это не называется помощью.

В некоторых случаях проблема в нас. Если ребёнок спокойно, без катастрофы, учится в своём темпе (три-четыре с минусом), а мы насильно тащим его к звёздам — может быть, стоит пересмотреть свои желания. Помогать ребёнку с уроками — значит не делать за него, а именно помочь справиться самостоятельно.

3. Разобраться, в чём проблема

Итак, я точно знаю, что моему ребёнку нужна помощь. Ему трудно усваивать материал. Он расстраивается по поводу учёбы или уже махнул на себя рукой («я тупой»), смотрит в книгу и видит фигу. Я хочу ему (ей) помочь. Для этого мне надо искать и находить ключики от его мозга — это самое важное. Нужно всматриваться в тетрадки, вслушиваться в ошибки и учиться понимать, как думает мой ребёнок. Не сравнивать его с тем, как надо, а понимать реальность.

Например, моя дочь не могла понять задачки на движение по течению и против течения. Выяснилось, что она плохо представляет себе, что вода в реке может двигаться. Когда я объяснила, что «это как лента в супермаркете», дело пошло. Мы представили заводную машинку, которая ездит по этой ленте взад и вперёд.

Дроби мы учили на арбузах, которые делят мальчики. Арбузы всегда в числителе, а мальчики — в знаменателе. Например, если арбуз один, а мальчиков двое, то каждому достанется одна вторая арбуза.

Технических приёмов очень много. Некоторые описаны в книгах и методических пособиях, другие родитель изобретает сам по ситуации. Подумайте о разных каналах восприятия и способах, которые его облегчают: зрение, слух, движение, ритм, рисование, декламация… Лепить буквы из пластилина? Раскрашивать таблицу умножения? Рассказывать её как стихи, петь, прыгать, хлопать?

Если трудности в обучении значительные, искать ключ от мозга особенно полезно. Потому что на самом деле плохих учеников нет — есть те, про которых никто не знает, как их научить.

4. Учить материал по частям

Часто родитель бесится потому, что ребёнок не в силах усвоить всю мысль, которую ему предлагают, сразу. В таком случае надо это осознать, разбить мысль на части и скормить ребёнку по кусочкам.

Для этого надо совершить переворот в своём сознании. Нам кажется, что пятью три равно трижды пять — и это очевидно. Но ребёнку может потребоваться много раз считать клеточки в прямоугольнике, рисовать ряды точек и складывать три раза по пять и пять раз по три, чтобы этот факт уместился у него в голове.

Это как с младенцем. Легко понять, что кусочек пищи достаточно маленький: ребёнок не выплюнул, а начал жевать. Чаще всего «трудные» ученики могут усваивать информацию только маленькими порциями и по ступенькам.

5. Признать и принять свои чувства

Вот теперь про «бесит». Наши основные отрицательные эмоции, связанные с учёбой ребенка: стыд за него («Как так, мой — и хуже других!»); родительское чувство вины («Я что-то не так делаю…»); страх за будущее («Пропадёт, ничего не добьётся, под забором будет лежать!»). Их надо осознать и чувствовать в свободное время, а не когда мы делаем вместе уроки.

Если стыд, страх и вина зашкаливают, попробуйте:

  • просто поиграть и пообщаться с ребёнком в ситуации, когда его слабых мест не видно;
  • попросить его о помощи в том, что он умеет делать хорошо.
  • вспомнить о его сильных сторонах;
  • разрядить обстановку — поговорить о чём-то хорошем или нейтральном, выпить чаю с печеньем.

Моя дочь, когда мы учились вместе, находилась в состоянии адаптации к семье и не принимала меня как родителя. Поэтому снимать напряжение приходилось очень часто. Это касается и следующего пункта.

6. Понять, что чувствует ребёнок, и помочь ему

У «трудных» учеников много трудных чувств. Например, они любят прикинуться дурачками, чтоб от них отстали. Их самолюбие уже под плинтусом. Учёба для них — стресс. А ещё мозги кипят и устают от непривычных усилий. И собственная тупость злит. И хочется рыдать от безнадёги.

Попробуем увидеть эти чувства и учесть их, когда сидим за уроками. Моя дочь не любила, когда её проверяли, даже если она всё знает. Ей было страшно от самой ситуации проверки. Поэтому очень долго я просила её саму придумать вопросы и «проверить» меня. Сильные отрицательные эмоции блокируют мышление. Если не разобраться со злостью и слезами, не будет ни единого шанса найти икс.

7. Научить ребёнка понимать, чего он не знает

Метакогниция означает «знать, что я знаю», «понимать, как именно я думаю». Иными словами, самому держать в руке ключи от своего мозга. Уметь задать вопрос, если чего-то не понял.

Нужно уметь попросить конкретной помощи, а не просто сидеть, тупить и плакать.

Так, чтобы на вопрос: «Ну ЧЕГО ты не понимаешь?» — не было бы ответа «НИЧЕГО не понимаю». Ребёнок должен уметь сказать: «Я не понимаю, как из этой формулы получается другая» или «Я не понимаю, почему здесь «ться», а здесь «тся». Метакогнитивные навыки — половина пути к самостоятельной учёбе.

Чтобы их освоить, нужно почаще озвучивать ребёнку мыслительную цепочку, которую вы вместе с ним проходите. Лучше всего это делать не только за уроками, но и в любой совместной деятельности, например, ориентируясь в незнакомом городе или что-то планируя. Очень полезно понимать, как движется мысль в голове.

8. Выработать ритм

Бывает так, что за уроками приходится сидеть только потому, что ребёнок не может сам сосредоточиться. Тогда наша главная задача — найти ритм работы, вовлечь в него ребёнка, а в перспективе — научить его входить в этот ритм самостоятельно.

Есть простые приёмы, которые помогают «собрать» ребёнка с улетающим вниманием во время приготовления уроков.

  • Рука на голове. Ребёнок просто сидит и пишет, а вы молча держите руку у него на голове. Перед ребёнком стоит будильник, заведённый на 10 или 15 минут. Когда он прозвенел, вы убираете руку, хвалите ребёнка и помогаете ему сделать пятиминутную паузу. Потом цикл повторяется.
  • Цикличность. Приём уже описан выше — речь о будильнике, чередующем маленькие порции работы и отдыха. Позднее ребёнок может сам научиться регулировать свою активность. Для младших школьников с рваным вниманием цикл концентрации явно не превысит 15 минут, для подростка это может быть уже полчаса, а для взрослых отлично работают циклы 45/15 (соотношение работы и отдыха).
  • «Гипноз». Помогает и в случае негативизма, упрямства и впадения в ступор. Вы отвлекаетесь от урока, просите ребёнка встать перед вами и повторять ваши движения. Поднимите руку вверх. Потом вторую. Подмигните. Присядьте. Придумайте любые 8-10 движений, а потом сядьте и продолжайте объяснять.
  • Микропаузы. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Знакомо? Такие паузы можно делать и не отрываясь от работы. Зачем делать паузы? Если их не делать, они делают себя сами, неконтролируемо. Ребёнок начинает отвлекаться когда попало и на что попало. Если отвлекаться планово и ритмично, концентрация на рабочих отрезках улучшается.

9. Учитывать индивидуальные особенности

Чаще всего, если ребёнок не может делать уроки сам, у него есть проблемы с нервной системой. Сделать уроки сейчас, пока не устал? После прогулки возбудится или успокоится? После обеда будет клонить в сон или наоборот — голодное брюхо к учению глухо? Может, ребёнок начинает нормально думать после девяти вечера, а может, лучше доделать уроки ранним утром, перед школой?

Ответы на эти вопросы сугубо индивидуальны. Нужно почаще спрашивать себя: эффективно ли мы занимаемся сейчас или всё без толку по какой-то далёкой от учёбы причине.

10. Быть гибким

Часто лень — это не сопротивление, а самосохранение. Может быть, ребёнок опустил руки не потому, что не верит в себя, а потому, что ясно видит: работа ему не под силу. А мы не хотим этого признать.

Может быть, действительно будет лучше не в гимназии, а в обычной школе, не в массовой, а в коррекционной, не в государственной, а в маленькой частной (если есть возможность), с репетитором или дома.

Может быть, поможет просто смена учителя, и вам нужна не крутая и бодрая, которая гонит класс вперёд, а неторопливая и спокойная. Может быть, нам пора принять: да, наш ребёнок не отличник, интеллект никогда не будет его сильной стороной, у него другие достоинства.

Но может быть и так, что мы поделаем уроки вместе год, два, три, пять — а там потихоньку ребёнок сможет делать это сам. Главное — не пропустить этот момент и вовремя перейти к пункту первому этой статьи.

У нас это уже почти случилось. Чего и вам желаю.

Иллюстрации: Shutterstock (HelloRF Zcool)Источник: mel.fm

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

rebenok.by

Как перестать кричать на ребенка. Советы психолога

«Как перестать кричать на ребенка? Он по-другому не понимает, он перестал меня слушать!»

Я часто слышу от родителей подобные жалобы. Чтобы понять, как не кричать на ребенка, родителям стоит осознать, что сложившаяся ситуация напрямую зависит от них.

У детей, на которых постоянно кричат и которых наказывают, нарушается самооценка. Они не знают, как взаимодействовать с другими людьми, потому что не видят правильную модель отношений. Таким детям сложно дается социальная адаптация. Они могут быть слишком робкими и застенчивыми или, наоборот, излишне агрессивными по отношению к окружающим.

Поэтому родители, которые обеспокоены тем, что повышают голос, нуждаются в рекомендациях психолога и советах, как перестать кричать на ребенка.

Давайте рассмотрим причины, по которым вы злитесь и раздражаетесь на ребенка и почему вам хочется на него кричать. Понимая эти причины, вы сможете намного легче с этим справляться и поймете, как вообще перестать кричать на ребенка.

Часто бывает так, что если родители воспитывали вас с помощью криков и наказаний, то вам свойственно то же самое повторять со своим ребенком.

Мне часто родители на консультациях говорят: «Я не знаю, как по-другому», «Я помню, что мама на меня постоянно кричала», «Как мне не кричать на моего маленького ребенка, если родители постоянно на меня кричали?».

И часто родители обещают себе, что никогда не будут так обращаться со своими детьми. Но когда маленький мальчик вырастает и становится папой, появляются те модели поведения, которые заложены в его подсознании с детства.

Когда вы в хорошем настроении, у вас намного больше ресурсов, терпения и мудрости. Вы можете несколько раз ребенку что-то объяснить, попросить, пошутить, отвлечь и при этом не сорваться на крик. Когда у вас что-то не ладится, когда вы недовольны своими отношениями с родственниками или плохо себя чувствуете, устали, — вы раздражаетесь. И это раздражение распространяется на ваших близких, в том числе и на детей.

Поймите, что ребенок часто не является непосредственной причиной того, что вы на него кричите. Ребёнок как вёл себя, так и ведёт. Просто он попал под руку в этот момент и испытывает на себе все последствия того, что мама «не в духе».

Вы ему уже объяснили, рассказали, повторили несколько раз, а он все равно не слушается. Знакомо? Многие вещи дети делают не назло, а ради интереса и любопытства. Например, разбрасывают еду, когда кушают.

Они знают, что вам что-то не нравится, но делают это специально, чтобы вас спровоцировать. И когда вы поддаетесь на эту провокацию, начинаете злиться, вы забываете о том, что стоит за таким поведением ребенка. На самом деле он хочет не разозлить вас, а привлечь ваше внимание.

Родителям не хватает знаний о том, что и в каком возрасте адекватно требовать и ожидать от ребёнка. Поймите, что у ребенка внимание, волевое поведение формируется с годами, и часто детям тяжело преодолеть свое желание и любопытство.

Мы кричим на ребенка, когда нам нужны быстрые результаты. Важно помнить, что мы, взрослые, живем в мире, который движется быстрее. Нам надо все успеть, у нас есть некоторый временной распорядок. Мы понимаем, что что-то надо сделать сейчас, а что-то потом. И мы действуем согласно этому внутреннему расписанию.

Ребенок умеет жить настоящим и чувствовать жизнь во всей ее полноте — то, чего не хватает нам, взрослым. Мы постоянно живем в планах и в мыслях о том, что будет дальше. А ребенок может находиться в настоящем моменте, он — в процессе. И когда нам нужно, чтобы он срочно и быстро что-то сделал, нам не хватает умения переключиться на состояние ребенка и, может быть, помочь ему это закончить.

Когда вы кричите на ребенка, вы лишаете его возможности чему-то научиться, а также лишаете себя возможности его чему-то научить

Как не кричать на ребенка

Давайте разберемся, как перестать кричать на ребенка, что вы можете сделать, чтобы ребенок начал вас слушаться, когда вы говорите спокойно.

Прежде всего, задумайтесь о последствиях. Когда вы кричите на ребенка, чтобы быстрее чего-то добиться, вы действительно этого добьетесь, но это будет за счёт ваших хороших отношений.

Когда вы кричите на ребенка, вы лишаете его возможности чему-то научиться, а также лишаете себя возможности его чему-то научить. Когда на ребенка кричат, у него не возникает понимания, зачем он должен положить нож, убрать руки от розетки или пойти чистить зубы. Он делает это только затем, чтобы мама не кричала. Поэтому, когда вы говорите спокойно, он вас не слышит. Вы попадаете в замкнутый круг, когда приходится все время кричать, чтобы ребенок вас слушался.

Ребенок вас слушается не потому, что он понимает последствия своих действий. Он делает это не потому, что вы потратили время, объяснили, договорились с ним. Ребенок это делает потому, что ему стало страшно.

Если на вас кричали в детстве, возможно, вы кричите потому, что эти модели вам запомнились. Вам сложно вовремя взять себя в руки и сообразить: «я повторяю свою маму, я повторяю своего папу. Это не я кричу, это мой опыт, который я получила в детстве, он выходит наружу». Вы можете воспитывать своих детей по-другому, без криков, даже если на вас в детстве кричали родители.

Если вы устали, то чтобы не срываться на ребенке, вам просто необходимо находить время для себя. Это так же важно, как уделять время ребенку. Организуйте свой день таким образом, чтобы у вас была возможность сделать то, что вам доставляет удовольствие. Почитайте книгу, примите ванну, прогуляйтесь, позвоните человеку, с которым вам приятно разговаривать.

Когда вы начали гневаться и сердиться, проявите больше осознанности и скажите себе: «Я сейчас на одну минуту задумаюсь, почему я злюсь. Может быть, у меня был неудачный разговор по телефону? Может, я переживаю, что завтра не смогу что-то сделать?»

Важно понимать, что ваш ребёнок не является причиной того, что вы на него сейчас злитесь. Со временем это войдет у вас в привычку и проблема, как сдержаться и не закричать на ребенка, постепенно решится.

Если вам сложно самостоятельно разобраться в своей ситуации и вы решили обратиться за советом, как перестать кричать на ребенка, к психологу, то помните: ответственность за то, что ребенок ведет себя так или иначе, лежит на родителях.Таким образом, чтобы научиться не кричать на ребенка, попробуйте изменить что-то в своем поведении и в ситуации, в которой вы оказались.

ipsyholog.ru


Смотрите также