Блог

Как ребенка приучить жевать


Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу и глотать её: советы Комаровского и других специалистов, фото, видео, отзывы

От количества и разнообразия пищи зависит запас витаминов и питательных элементов, поступающих в организм малыша. С рождения и до полугода в этом плане всё просто — его можно кормить или грудным молоком, или адаптированной детской смесью. Но с введением прикорма многие родители задаются вопросом: как научить ребёнка жевать и когда начинать давать ему твёрдую пищу.

Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно

Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это происходит не сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, до этого питаясь лишь молоком или смесью. Процесс «научения» запускается с введением прикорма. Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду — для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.

Жевательный рефлекс начинает развиваться с введением прикорма

Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:

  • влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
  • содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
  • способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильного произношения звуков).

Часто логопеды настаивают на одновременном лечении ребёнка у ортодонта и гастроэнтеролога, которые помогают наладить процесс пищеварения и исправить форму челюсти. Если родители упустят время, малышу может потребоваться оперативное вмешательство, а также занятия с дефектологом для налаживания речи.

Учить малыша жевать нужно постепенно — резкий переход с жидкой пищи на твёрдую может стать причиной стресса и отказа от незнакомой еды. В этом вопросе главное — не упустить время.

Малыш старше 10 месяцев не должен постоянно давиться, принимая пищу. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Условно этапы формирования рефлекса можно разделить на три возрастные категории:

  • 6–12 месяцев — это время введения прикорма, который начинается с пюре и жидких каш. Малыш, пытаясь распробовать и проглотить пищу, выполняет движения губами и челюстями, подобные жевательным. С 8 месяцев нужно оставлять в пюре маленькие комочки пищи (например, приготовленных на пару овощей), которые со временем будут становиться больше;
  • от 1 до 2 лет — к началу второго года жизни у малыша в среднем 6–8 зубов. В это время нужно поощрять его интерес к твёрдой пище. Некоторые мамы продолжают давать преимущественно жидкую и пюреобразную еду, но если не начать знакомить кроху с кусочками, в дальнейшем развить жевательный рефлекс будет сложнее;
  • с 2 лет — в норме ребёнок должен хорошо пережёвывать твёрдую пищу (в том числе свежие фрукты, мясо). Именно в два года начинается процесс развития зубочелюстной системы: правильного прикуса и жевательных мышц. Организм запоминает, сколько слюны, ферментов и желудочного сока нужно вырабатывать. Если к 2 годам малыш не может жевать, родителям необходима консультация врача.

После полугода можно давать ребёнку знакомый овощ или фрукт в ниблере. Для того чтобы выдавить сок, малышу понадобится совершать жевательные движения и достаточно сильно сжимать дёсны. Это стимулирует работу челюстных мышц, а на подсознательном уровне мозг запоминает нужные действия.

Ниблер — это специальная сеточка из плотного нейлона или силикона, внутрь которой можно поместить кусочки овощей или фруктов, хлеб, печенье

Нормальная мама должна после того, как начинается прикорм, постепенно изменять консистенцию продуктов питания, делая их всё более густыми и включающими в себя всё большее количество твёрдых комочков. По этому же принципу идёт большинство цивилизованных производителей баночного питания. В зависимости от возраста, на который ориентирована конкретная баночка с конкретным овощным пюре, консистенция и размер плотных комочков меняется. Печенье и яблоки перестают быть рискованными тогда, когда на долю продуктов, подлежащих жеванию, приходится более 50% суточного объёма еды. Когда это произойдёт, сказать трудно, но мне кажется, что после полутора лет так уже должно быть обязательно.

Комаровский Е.О., педиатр, автор книг о детском здоровье

http://www.komarovskiy.net/faq/opasnost-tverdoj-pishhi-esli-malo-zubov.html

Ребёнок, который привык получать пищу только в жидком виде, не всегда сразу воспринимает более плотную консистенцию. Во многих случаях дети начинают выплёвывать еду, отворачиваться от предложенной ложки с новым блюдом или капризничают. При попытке накормить малыша встречаются следующие ситуации:

  • ребёнок категорически отказывается есть пищу кусочками — причинами могут быть лень (зачем жевать, если можно получить вкусную еду другим путём) или слишком резкий переход (кроха не понимает, что делать с попавшим в рот кусочком);
  • во время еды малыш часто давится — для него непривычно глотать пищу другой консистенции, но со временем он учится управлять языком и с помощью жевательных движений проталкивать кусочки в ротовую полость. Давать понемногу новые продукты нужно после основного кормления — сытый ребёнок не будет пытаться быстро утолить голод, а значит сможет ощутить новую консистенцию;
  • при попытке проглотить кусочек возникает приступ рвоты — это может происходить из-за неправильной техники кормления (мама слишком глубоко вводит ложку). Объём детской ложечки не должен быть более 3 мл, касаться ей нужно кончика или середины языка. Если приступы рвоты происходят часто, необходимо обратиться к неврологу и гастроэнтерологу, чтобы исключить проблемы со здоровьем;
  • ребёнок боится жевать и глотать — для такого страха всегда есть причина (раньше во время еды он сильно подавился и испугался, мама давала из этой ложечки горькое лекарство). В такой ситуации нужна консультация педиатра.

Не стоит давать ребёнку лекарства из той посуды, которая используется во время кормления — у малыша могут возникнуть неприятные ассоциации, ведь дети хорошо запоминают детали.

Преодолеть рвотный рефлекс во время кормления помогает специальный массаж. Его могут делать логопеды, используя марлевую салфетку (ребёнок пытается выталкивать её изо рта с помощью языка) или деревянный шпатель (им нужно постепенно дотрагиваться до кончика языка, продвигаясь к корню). Так малыш привыкает к новым ощущениям и уже не испытывает позыва к рвоте при кормлении из ложечки.

Ребёнок старше 10 месяцев не должен постоянно давиться во время еды. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Пищу кусочками нужно вводить постепенно, начиная с одной ложки в день и со временем заменяя жидкую еду твёрдой пищей

Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем или особенности развития, сложности с процессом пережёвывания пищи могут быть связаны именно с ними: синдром Дауна, гипертонус мышц, недостаточное развитие мелкой моторики.

Синдром Дауна

«Солнечные дети» очень часто испытывают проблемы с формированием и развитием жевательного рефлекса. Это связано со снижением тонуса языка и челюстных мышц. Практически у всех малышей с таким диагнозом наблюдается минимальная чувствительность в ротовой полости, то есть ребёнок плохо ощущает, какая пища попала ему в рот, не может задействовать язык и челюсти для её пережёвывания и глотания.

Как научить ребёнка с синдромом Дауна жевать

Особенным детям нужно помогать осваивать навыки жевания, так как сделать это самостоятельно им очень трудно:

  • при кормлении озвучивать все действия, показывать процесс жевания на своём примере, пытаться сделать так, чтобы малыш начал повторять эти движения;
  • выбирать продукты, которые нетрудно раскусить (например, бананы, мягкие груши);
  • помогать руками (дотрагиваться до щёк малыша, как бы провоцируя его работать челюстями, подставлять руку под подбородок, объясняя ему принцип жевания).

Чтобы научить жевать ребёнка с синдромом Дауна, может уйти много времени и сил. Это большой труд, который будет вознаграждён искренней улыбкой «солнечного» малыша.

Другие факторы, влияющие на умение особенных детей жевать и глотать

Существует несколько распространённых причин, связанных со здоровьем, которые влияют на возможность ребёнка воспринимать твёрдую пищу:

  • проблемы с дыханием (аденоиды, заложенность носа в следствие респираторного заболевания);
  • пониженный тонус мышц (в том числе и мышц языка);
  • снижение чувствительности (дети с такой проблемой просто не ощущают пищу во рту);
  • патологии развития ротовой полости (чаще всего это врождённые дефекты, которые требуют оперативного вмешательства).

Для того чтобы ребёнок с особенностями развития научился жевать еду, нужна помощь медиков.

При отсутствии жевательного рефлекса не происходит образования желудочного сока и пищеварительных ферментов. Это может привести к развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Нежелание жевать пищу может быть вызвано проблемами со здоровьем, которые требуют медицинского лечения

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу

Детские психологи и педиатры дают несколько рекомендаций, следуя которым обучение малыша жеванию и глотанию пройдёт легче:

  • использовать ниблер;
  • есть вместе с ребёнком (ставить тарелку малыша рядом со своей, чтобы он видел, как кушают родители);
  • позволять крохе изучать столовые приборы и играть с ними;
  • покупать специальные детские каши с кусочками фруктов или готовить их самостоятельно (промышленные продукты обычно дополнительно обогащены витаминами);
  • вместо блендера разминать пищу вилкой (так её консистенция будет не совсем однородной);
  • ни в коем случае не ругать ребёнка, если он выплёвывает еду и не хочет жевать. Нужно продолжать пробовать каждый день — со временем кроха поймёт принцип и привыкнет.

Учим малыша жевать твёрдую пищу — видео

Опыт родителей

Жевательный рефлекс очень важен для развития ребёнка. Этот навык влияет не только на процесс пищеварения, но и на внешность: ортодонты обращают внимание, что недоразвитие челюстей, искривление прикуса и зубов могут быть следствием отказа от твёрдой пищи в определённом возрасте. Если при всех попытках родителей научить малыша жевать и глотать кусочки он не умеет делать это к двум годам, нужно обратиться к специалисту.

babyzzz.ru

Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу

Родители детей до года и после сталкиваются с множеством трудных ситуаций. Один из часто задаваемых педиатрам вопросов: «Как научить ребенка жевать твердую пищу?» В нашей статье собраны самые полезные советы по этой теме. Они обязательно помогут в решении непростой задачи.

Почему ребенок не хочет жевать

Нежелание или невозможность прожевывать пищу, есть вторые блюда в твердом виде имеют несколько причин. Разделим их на две группы: внешние и внутренние.

К внешним, исходящим от особенностей воспитания и атмосферы в доме, относятся:

  • Страхи родителей. Боязнь давать ребенку твердую пищу: «Он же может подавиться!» Так рассуждают излишне заботливые мамы и продолжают кормить годовалого малыша пюрешками, супчиками, протертыми через блендер. И лишают грудничка желания жевать.
  • Суетливость и лень родителей. Папе или маме хочется быстрее накормить дитя. Времени на разжевывание нет. И дается бутылка с кашей, мягкая еда отправляется в ротик ложкой в ускоренном темпе. Жевать не нужно, время экономится.
  • Затягивание с введением прикорма до 1–1,5 года. Миф о том, что грудью кормить лучше лет до трех и при этом ребенок больше ни в чем не нуждается, жив в умах бабушек, молодых неопытных родителей до сих пор. Отказ от прикорма, позднее введение твердой пищи приводит к формированию привычки есть кашки из бутылки, сосать мамину грудь. Жевать в этом случае не нужно вовсе.
  • Отсутствие тренировки жевания в период прорезывания зубов. Если младенцу не давали сухарики, прорезыватели для почесывания зудящих десен в 6–10 месяцев, жевательный аппарат не привык к активным движениям.

К внутренним причинам относятся:

  • Лень грудничка. Кроха ленится жевать, а мама не настаивает. Быстро заменяет второе блюдо на первое, забывает дать морковку на полдник в целом варианте. Малыш доволен, родители не устали от капризов. Всем хорошо, а жевать ребенок не научился.
  • Страх перед приемом пищи. Этим часто страдают малоежки. Заботливые бабушки, мамочки устают ждать появления аппетита и кормят малыша насильно. Запихивать в ротик жидкую пищу легче, с нее и начинают. Твердая остается в стороне надолго, а потом просто заглатывается ребенком без жевания. Единственное, что он хочет во время обеда, быстрее проглотить и убежать от ненавистной тарелки. В результате давится, боится глотать, отказывается от еды кусочками.
  • Непоседливый характер. Малыш крутится, бежит, не концентрируется на одном деле. При таком темпераменте дети жуют, но делают это так быстро, что постоянно давятся. В этом случае больше терпения, настойчивости нужно проявлять маме.
  • Патологии развития. В редких случаях речь идет о неврологических или психических болезнях. Не могут тщательно пережевывать твердую пищу, боятся введения новых продуктов дети-аутисты, дети с ДЦП, с гипотонией (слабостью) мышц.

Для того чтобы понять, как научить ребенка жевать и глотать, придется проанализировать ситуацию индивидуально. Если проблема в поведении родителя, начинайте решение с себя.

Почему важно научить

Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание — жизненная необходимость. Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.

Положительные стороны жевания

  • Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
  • Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее. Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.
  • Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание — это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
  • Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.

Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу

  • Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
  • Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.
  • Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
  • Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
  • Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло — за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.

Когда ребенку можно давать твердую пищу

Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:

  • Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.
  • Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.
  • Ниблер. Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки. Ест и чешет десны одновременно.

Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день. Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.

Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.

Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.

Важно! Все тренажеры для десен (грызуны, ниблер, марли с яблоками) мойте после каждого использования, а лучше кипятите. Детский ротик очень восприимчив к бактериям.

В каком возрасте ваш ребенок учится жевать?

Как научить жевать и глотать

Приучать малыша к жеванию можно с помощью простых методов. Выполняйте советы без психологического нажима, регулярно, и все получится:

  1. Вводите в рацион твердую пищу постепенно. Начинайте прикорм с 6–8 месяцев. Сначала попробуйте добавить в кашку кусочки фруктов, потом размельчайте супчик вилкой, без блендера, чтобы получалась неоднородная масса.
  2. В годик смешивайте жидкую еду с твердой в одной тарелке. Идеальный вариант – бульон с овощами, кусочками картофеля. Ребенку будет легче проглотить пережеванную массу с жидкостью. По мере обучения добавляйте бульон все меньше, пока ребенок не будет жевать и проглатывать только овощи, мясо, макароны.
  3. В 12–16 месяцев давайте твердые овощи на полдник целиком: морковь, яблоко. Если ребенку тяжело грызть твердую кожицу, очищайте ее.

Важно! Уточните у врача, когда можно давать ребенку тот или иной новый продукт из твердого сегмента. Ошибки при введении прикорма служат провокаторами проблем с приемом пищи, затруднениях в выработке навыков жевания.

А вот, что советует доктор Комаровский:

Еще несколько хитростей

  • Начинайте обучать жеванию на любимых продуктах карапуза. Выбирайте любой, лишь бы процесс наладился. Но будьте осторожны: хлеб, печенье, сухарики, сладкие десерты в больших количествах ежедневно вредны для детского желудка.
  • Показывайте пример поведения за столом и тщательного жевания. Обязательно совмещайте свой обед с приемом пищи крошкой. Демонстративно жуйте, глотайте, пусть поймет, как происходит процесс наглядно. Запретите себе есть на ходу, не жуя. Дети очень наблюдательны.
  • Начинайте есть жесткую еду с маленьких порций. Для первого–третьего раза достаточно добавить в кашку 1 чайную ложку фруктов.
  • Стройте мордочки с малышом возле зеркала, кривляйтесь. Веселье с мамой заменит артикуляционную гимнастику, разминку для мышц лица.
  • Если ребенок хоть немного разговаривает, спросите у него, почему не жует пищу, которая в тарелке. Возможно, малыш сам раскроет тайну, проблема решится быстрее.

Еще много полезных советов вы почерпнете в этом коротком видео:

Что делать, если нужный момент упущен

Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

  • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
  • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
  • Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.

Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.

  • Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
  • Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
  • Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.

Советы семейных психологов

Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:

  • Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
  • Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
  • Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.д.
  • Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
  • Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
  • Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
  • Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
  • Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
  • Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей — лучший двигатель прогресса.

Важно! Заставлять есть насильно равнозначно издевательству над карапузом. По мнению доктора Комаровского, малоежек нужно оставить в покое на пару дней. Они сами прибегут на кухню с просьбой покормить. А настойчивость родителей в вопросе кормлений: их частоты, объемов съедаемой порции — провоцирует капризы и инфантильность.

Как стимулировать аппетит

Часто отсутствием желания кушать твердую пищу и вообще хорошо питаться страдают дети с плохим аппетитом. Вызывайте голод следующими способами:

  1. Не кормите насильно.
  2. Избегайте перекусов сладким, булками, соками из пакетов.
  3. Много гуляйте.
  4. Ведите активный образ жизни.
  5. Поите кисленькими компотами. Приготовьте отвар чернослива и добавьте в него семечки фенхеля.
  6. Следите за регулярностью стула.
  7. Включайте в меню отварные и сырые овощи.
  8. Давайте пить больше воды.
  9. Замените чаи на отвар шиповника, ромашки.
  10. Пропейте курс витаминов по назначению врача.
  11. Правильно проводите вскармливание. Продукты для прикорма давайте первыми, а потом смесь или грудное молоко.

Научить ребенка жевать, если он этого не хочет, давится или захлебывается, непросто. Но кто сказал, что растить детей легко. Проявите выдержку, наберитесь терпения, следуйте советам врачей, психологов, опытных родителей, и все получится.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_zhevat_tverduyu_pishhu.html

Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Как научить ребёнка жевать: как приучить ребёнка к твёрдой пище, практические советы

В короткий срок отучить ребёнка от готовых смесей и грудного молока получается далеко не у всех родителей. Малыш с подозрением относится к предложенной ему взрослой пище. Он не привык пережёвывать твёрдую еду, прикладывая для этого усилия. Новые продукты, которые нужно пережёвывать, прежде чем проглотить, оказываются выплюнутыми. Родители хватаются за голову, наблюдая за капризами своего чада. Появляется страх, что ребёнок недополучает полезные вещества и витамины, так необходимые для полноценного развития растущего организма. Как приучить ребёнка к твёрдой пище и существуют ли какие-нибудь уловки, которые помогут малышу научиться жевать?

Помочь ребёнку овладеть жевательным навыком крайне важно. Причём заняться этим следует с раннего возраста. Регулярные развивающие мероприятия, связанные с пережёвыванием твёрдой еды обеспечивают:

  • Красивые и крепкие зубы. Постоянная стимуляция, которая обеспечивается употреблением жесткой пищи, позволяет правильно формироваться челюстным структурам, что создаёт предпосылку для появления здоровых зубов. Улучшается кровоснабжение дёсен, поэтому жевательные органы вырастают в срок. Поглощение мягкой протёртой пищи не позволяет формировать правильный прикус, чего нельзя сказать о грубой еде. Присутствие в рационе твёрдой пищи с ранних лет — защита от стоматологических проблем в будущем.
  • Правильное пищеварение. Развитие желудочно-кишечного тракта человека происходит поэтапно. Желудок годовалого малыша остро нуждается в пище, пропитанной слюной. Содержащиеся в слюне вещества помогают вырабатываться пищеварительным ферментам. Если ребёнок глотает пищу без предварительного пережёвывания, то есть перетёртую, в желудочном соке наблюдается нехватка ферментов, что чревато серьёзными сбоями пищеварения в более зрелом возрасте.
  • Развитый речевой аппарат. Пренебрежение твёрдой едой и отставание в развитии речевого аппарата взаимосвязаны. Если шестимесячный малыш отказывается от жевания, не тренируются мышцы, участвующие при произношении звуков. При этом малышу трудно выговаривать слова, он всячески избегает вербальной коммуникации.

Причины возникновения проблем с жеванием

Дети, которые приучены получать только жидкую еду, не сразу начнут воспринимать пищу более плотной консистенции. Чаще всего они стараются выплюнуть незнакомый продукт, отворачивают голову от ложки или начинают плакать. Выделяют несколько факторов, которые пагубно сказываются на рефлексе у малышей:

  • Поздний прикорм. Некоторые мамочки по-своему интерпретируют слова врачей о том, что альтернативы грудному молоку попросту нет, что кормление грудью должно продолжаться как можно дольше. В итоге после двенадцати месяцев ребёнок не признаёт твёрдые кусочки пищи, поскольку знает более доступный способ утолить голод.
  • Страх родителей перед тем, что их кроха подавится, проглатывая куски грубой пищи. Чрезмерные опасения выливаются в отказ подросшего малыша от неизмельченной еды. Даже если карапуз и согласится взять ложку в рот, то её содержимое будет выплюнуто.
  • Неумение пользоваться зубным прорезывателем. Это приспособление для зубов, которое малышу удобно фиксировать в руках, позволяет массировать дёсны. Одновременно с этим облегчается прорезывание зубов. Совершая жевательные движения дёснами, ребёнок приучается к употреблению твёрдой пищи.
  • Пассивное отношение родителей к развитию ребёнка. У занятых или слабохарактерных родителей нет времени и желания уделять должное внимание процессу кормления. Ребёнку просто дают то, от чего он никогда не отказывается.
  • Гиперактивность. Он не в состоянии сконцентрироваться на процедуре пережёвывания и проглатывания пищи, постоянно срывается с места, хватает со стола то, что можно легко проглотить.

Существуют причины, связанные с состоянием здоровья, которые накладывают отпечаток на умение малыша воспринимать твёрдую еду:

  • Патологии дыхательной системы (полипы или респираторные заболевания, вызывающие заложенность носа).
  • Слабый мышечный тонус, в частности мышц языка.
  • Плохая чувствительность. Дети практически не ощущают вкус пищи во рту.
  • Врождённые патологии и дефекты в полости рта, требующие хирургического вмешательства.

Для того чтобы дети с отклонением в развитии научились жевать пищу, им требуется квалифицированная медицинская помощь.

Переводя малыша с жидкой и полностью однородной еды на твёрдую, следует придерживаться определённой последовательности. Сперва жидкие блюда превращают в полужидкие, а после — в вязкие и густые. Вдобавок к этому пюреобразная пища сначала мелко измельчается, а затем разделяется на средние и крупные кусочки.

  1. С трёх до шести месяцев, учитывая тип вскармливания, детям советуют давать пюреобразные блюда на ложечке. Вся пища в этом возрастном периоде должна быть полужидкой и не иметь комочков, чтобы не возникали трудности при глотании. Любое овощное пюре перед подачей два раза измельчают, используя тёрку или блендер. Прежде чем варить кашу, крупу перемалывают в муку.
  2. В возрасте от шести до девяти месяцев консистенция блюд становится более густой. Овощные культуры всё так же протирают через сито, но теперь достаточно одного измельчения. Кашу готовят с использованием круп среднего измельчения. Детям этой возрастной категории начинают давать гомогенизированное мясо (дважды измельчённое в мясорубке, а после взбитое в кухонном комбайне с отваром овощей).
  3. Начиная с девяти месяцев крохе предлагают такую твёрдую пищу, как пшеничный хлеб, печенье, сухарики. Любой из этих плотных продуктов помещают в руку малыша, разрешая почесать ими режущиеся зубки. В этот момент важно пристально следить за малюткой, чтобы не допустить ситуации, когда отколовшийся кусочек попадёт в дыхательные пути. Чтобы процесс употребления пищи стал максимально безопасным, продукты помещают в ниблер.
  4. Примерно с десяти до двенадцати месяцев наступает время, когда ребёнка приучают к менее измельчённой еде. Допускаются кусочки пищи размером 3–5 мм. Для измельчения фруктов и овощей применяют вилку, а мясо варят в виде фрикаделек. В этом возрасте для каши пригодна цельная, но хорошо разваренная крупа. Помимо прочего, подросшие дети желают подержать в руках интересующие их предметы, что даёт возможность давать им мелкие кусочки овощей и фруктов, ломтики белого хлеба. Всё это они без помощи взрослых кладут в рот и стараются пережевать.
  5. Для годовалого малыша не составит труда справиться с запеканкой из крупы, паровой котлеткой, мелконарезанными свежими овощами или фруктами и прочими блюдами. В два года жевательный рефлекс уже полностью сформирован.

Как научить ребёнка жевать: практические советы

Под термином «жевание» подразумевают в первую очередь не сам процесс измельчения пищи зубами, а главным образом формирование жевательного рефлекса у ребёнка. Необходимо научить его сознательному проталкиванию пищевого комка по пищеводу. Однако злоупотребление готовыми детскими смесями ведёт к тому, что жевательный навык формируется с запозданием.

Питание, предназначенное для новорождённого, не совсем подходит для ребёнка, у которого вот-вот прорежутся первые молочные зубы. Это как раз тот самый период, когда закладывается механизм полноценного пережёвывания твёрдой пищи. Именно этим объясняется постоянное желание детей тянут в рот всё, что ни попадя. Главное, не проморгать этот момент.

Ребёнок должен понять, как правильно поступать с твёрдыми продуктами питания, поэтому вместо резиновой соски пускай грызёт что-нибудь наподобие бублика. Сформированный в раннем возрасте жевательный рефлекс — гарантия того, что проблемы с переходом на твёрдую пищу будут сведены к минимуму. Не должно смущать, что сухарик или корочка хлеба — отнюдь не самые полезные продукты для детского организма. Для выработки жевательного рефлекса — это незаменимые помощники.

Как помочь ребёнку развить жевательный рефлекс с помощью игры?

Нет ничего проще, чем наглядным примером показать малышу, как нужно жевать пищу. Можно попробовать положить в блюдо несколько разноцветных овощей и фруктов. Ребёнка заинтересуют яркие кусочки банана, киви, яблока, морковки, огурца и помидора. Напевая весёлую песенку, взять одну дольку и закинуть себе в рот. При этом необходимо поддерживать с ребёнком контакт: разговаривать, улыбаться, качать головой.

Малыш должен поверить, что мама в восторге от проглоченного лакомства. Ему сразу же захочется повторить те же самые действия: взять с тарелки еду, положить в рот и попытаться прожевать. Такая поведенческая модель присуща для всех детей: они часто копируют взрослых. Подобная процедура повторяется несколько раз. Ребёнок будет увлечён процессом, поскольку для него это интересная игра, позволяющая лучше познакомиться с окружающим миром, открыть для себя новые вкусы.

Советы логопеда

По мнению логопедов, дети быстрее научаться жевать, если предложить им выполнить специальное упражнение. Оно направлено на преодоление страха попадания в рот грубой пищи. В стерильную марлю заворачивают кусочек фрукта или овоща, после чего кладут в рот ребёнку. Перегоняя в ротовой полости кусочек яблока или груши, малыш подключает к этому процессу, помимо языка и дёсен, ещё и зубы. Несмотря на то что упражнение довольно элементарное, оно даёт хороший результат, так как во время жевательных движений активизируется слюноотделение и жевательный рефлекс.

Советы доктора Комаровского

Популярный педиатр Евгений Комаровский рекомендует всем семейным парам, перед которыми стоит задача научить ребёнка жевать, выполнять следующие приёмы:

  • Молодые родители должны блеснуть навыками актёрского мастерства, объясняя малышу, почему на завтрак вместо привычной жидкой каши густое блюдо. Так, можно заявить, мол, в магазине больше не будут продавать баночки с его любимым пюре. Включить фантазию, чтобы оправдать необходимость осваивания новой пищи.
  • Следует заинтересовать малыша измельчённой пищей. Пусть он попытается разломать на кусочки варёные овощи, используя ложку. Конечно, стоит готовиться к тому, что добрая часть продуктов окажется непригодной, полетев со стола на пол, но зато еда, приготовленная ребёнком самостоятельно, явно заинтересует его.
  • Приветствуется, если обучение проводится с использованием любимых продуктов карапуза. Пусть это будут сладкие пряники, баранки, свежие фрукты. Наверняка причудливая композиция из продуктов разбудит интерес к еде.
  • Многим детям нравится пробовать новую пищу, когда они гуляют со взрослыми по парку или сидят в кафе. Когда под рукой нет бутылочки со смесью или пюре, самое время воспользоваться ситуацией, предложив малышу что-то новенькое. Положительное влияние на формирование жевательного рефлекса оказывает визит в гости к семьям, где есть детки. Наблюдая за ровесниками, поедающими пищу кусками, ребёнок сам захочет перенять этот навык.

Итак, чтобы приучить ребёнка жевать твёрдую пищу, родители должны продемонстрировать изрядную выдержку и настойчивость. Развивать жевательный рефлекс лучше с самого раннего возраста, как только у малыша начнут пробиваться зубы. Тем не менее не случится катастрофы, если поставленная цель будет достигнута в более позднем возрасте. Недопустимо, чтобы приём пищи регулярно сопровождался порицанием. Невзирая ни на что, всегда должен сохраняться дружелюбный настрой, ведь ребёнок не виноват, что ему не даётся всё сразу.

mama.guru

Как научить ребенка жевать: советы родителям

Рейтинг: Нет рейтинга

Что вы больше всего любите кушать? Наверняка, что-то вкусненькое и запретное для стройной фигуры современной молодой мамы. А если предложить вам сочный телячий стейк, сытную свиную отбивную или куриные нагетсы? Жареную рыбу в кляре? А на гарнир – овощи гриль или жаренный картофель по-сельски? Что-нибудь из этого вам обязательно приглянется. Более того, вы сможете это съесть! И все благодаря тому, что у вас развиты жевательные мышцы, а навык жевания вы освоили в далеком детстве.

Вы любите твердую пищу, в отличие от малыша. Ему жевать не хочется, лучше подайте прикорм из баночки, или пусть мама превратит еду в пюре. Но жевание – физиологически необходимый процесс, и чем раньше кроха с ним освоится, тем лучше. Когда нужно начинать учить ребенка жевать? Зачем это нужно? Как научить жевать ребенка в 2 года? Мы постараемся ответить на все вопросы!

Процесс пищеварения – сложный, отлаженный природой механизм. И начинается он именно с жевания. В ротовой полости вырабатывается специфическая жидкость – слюна. Во время жевания она выполняет ряд функций:

  • склеивание комка пережеванной пищи для глотания (за это отвечает муцин);
  • обезвреживание многих вражеских агентов, попадающих в рот вместе с едой (этим занимается лизоцим);
  • переваривание углеводов (этим занимаются ферменты амилаза и мальтаза).

Знаете ли вы?Около 70% углеводов расщепляются именно во рту за счет слюны, пока вы жуете. Тщательное пережевывание пищи обуславливает большее количество усвоенных организмов углеводов, а это очень важно для подвижного маленького организма.

Когда малыш активно жует, слюна хорошо смачивает комок пищи, что запускает дальнейшее ее переваривание уже в желудке. Полужидкая или пюрированая пища не так хорошо смачивается слюной, и организм усваивает из нее на порядок меньше питательных веществ. Вывод прост: пока ребенок не жует, организм не в силах усвоить все то, что вы ему даете, на 100%.

Процесс жевания также запускает цепочку пищеварительных рефлексов, таких, как:

  • глотание и продвижение пищевого комка по пищеводу;
  • выделение желудочного сока с ферментами, способными расщепить именно то, что сейчас во рту у крохи;
  • секрецию желчи для расщепления жиров в тонком отделе кишечника;
  • перистальтику (работу) всех отделов кишечника.

В итоге пища переваривается быстрее и качественнее – пока ребенок жевал, вся пищеварительная система настроилась на активную и продуктивную работу.

Важно! Жевание хорошо стимулирует кровообращение в деснах и правильное формирование челюсти. Чем раньше малыш начинает жевать, тем красивее и ровнее у него зубы.

Кроме прочего, жевание развивает лицевые мышцы, которые в ответе за формирование правильной речи. Чем раньше малыш начал пережевывать еду, тем быстрее и лучше он будет говорить. Для деток, начавших жевать позже 3 лет, походы к логопеду могут стать суровой необходимостью.

Когда нужно начинать обучение

Ответ простой: с 3 месяцев. Это не значит, что в 3 месяца надо выдать грудничку кусок яблока и приказать его съесть. Просто подготавливать жевательные мышцы нужно уже с этого возраста. С введением прикорма нужно чаще предлагать малышу что-то грызть и жевать. Так вы предупредите его нежелание кушать твердую пищу в дальнейшем.

С 1 года малыша можно попробовать накормить пищей кусочками. В случае неудачи, опыт можно повторить через день, и так до тех пор, пока не получится. Упустив момент в годик, уже в 2-летнем возрасте не исключено появление проблемы с избирательным аппетитом, решить которую можно только ценой слёз ребенка и нервов любящей мамы. Так что в меню ребенка в 1 год уже можно вводить мягкую отварную пищу кусочками.

Методики и способы

Методик на самом деле много, и все они ориентированы на определенный возраст малыша. Проблема того, как приучить ребенка к твердой пище, впервые аукнулась массово всем педиатрам, когда в продаже появился детский прикорм. Малышня массово привыкает к кремообразной структуре еды, и пищу с комочками есть отказывается.

Чтобы избежать капризов и истерик, начинайте заниматься вопросом жевания как можно раньше.

С 3 месяцев

В этот период ребенок впервые пробует жевать. Кроха все тащит в рот и старается придавить деснами. Не упускайте этот момент. Даже если видите, что зубки появятся нескоро, приобретите для крошки прорезыватели разных цветов и форм. Желательно выбирать естественный цвет «под яблочко» или «под морковку». Малыш будет привыкать, что такой цвет можно тащить в рот и жевать, что упростит дальнейшее обучение.

Жевание прорезывателя обеспечит:

  • массаж десен для прорезываня зубок;
  • привычку прижимать объект деснами;
  • развитие жевательной мускулатуры;
  • интерес к такому мероприятию, как жевание.

С 6-7 месяцев

Когда вы ввели в рацион ребенка прикорм, приобретите такую штуку, как ниблер. Если вы спросите у мамы, как она приучила вас, когда вы были ребенком, жевать, она наверняка вам расскажет про кусочек яблочка в марлечке. Ниблер – то ж самое, только многоразового использования. Они бывают:

  • с силиконовой сеточкой;
  • с тканевой сеточкой.

Для зубатых малышей лучше брать силиконовую – тканевая цепляется за редкие зубки. Принцип действия – малыш грызет ниблер как прорезыватель, но при этом ощущает вкус еды. При этом случайно откусить кусочек и подавится бананом или отварной морковью невозможно, а это плюс.

С 1 года

Научить ребенка есть твердую пищу в этом возрасте можно так, как делали наши с вами родители. Дело в том, что раньше детского прикорма в продаже не было, равно как и блендера. Наше старшее поколение делало пюре, перетирая еду через железное сито. Вроде и пюре, но с крохотными комочками. Начните с него. Позже просто разминайте пищу вилкой, чтоб с каждым разом комочков становилось больше и они были крупнее.

Параллельно меняйте консистенцию блюда. От супов-пюре переходите на более густые кашки с комочками. Затем можно оставлять в порции небольшие кусочки овощей, постепенно увеличивая и количество.

С 2 лет

В таком возрасте малыш «зубат» и вполне одолеет взрослую пищу кусочками. Если в 2 года ребенок упрямо отказывается есть взрослый формат пищи, можно попробовать на нем несколько методик:

  • Голодовка. Это жестоко, зато эффект быстрый. Предложите малышу пищу кусочками. Не хочет есть? Молодец, иди погуляй. В следующий прием пищи (по графику и ни минутой раньше!) снова предложите «взрослую» еду. Снова не хочет? Его проблемы. Рано или поздно малыш забывает о капризах и ест то, что предложено. Как правило, ребенок больше полутора суток не выдерживает. У методики есть существенный минус – мама не выдерживает истерику и голодные глаза ребенка на 4-8 часу эксперимента, и идет на поводу у манипулятора. Но такой метод легко воплощают в жизнь неумолимые отцы.
  • Повторюха. В 2-3 года малышня мнит себя взрослой и все повторяет за старшими. Посадите ребенка за общий стол и ешьте. Рано или поздно малышу станет любопытно, что это вы там такое вкусное едите, и он попробует, скажем, кусочек отварного картофеля, подражая взрослым. 3-4 дня такой терапии обычно приводят к положительному результату.
  • Ролевые игры. Скажите крохе, что он зайчонок, придумайте сценарий, по которому зайчонку положено грызть морковь или кусок яблока. Дети охотнее едят за какого-то персонажа.

  • Положительный пример. Если есть возможность, пригласите в гости одногодок малыша, умеющих кушать еду кусочками. Накройте праздничное чаепитие. Наблюдая за тем, как сверстники едят кусочки твердой пищи, малыш попробует повторить за ним, чтоб не показаться «маленьким». Заодно убедится, что все большие детки так едят, о чем нужно переговорить с крохой до прихода гостей.

Советы и рекомендации

  • Старайтесь не упускать время. Стимулируйте попытку крохи пожевать что-нибудь, как только он проявит интерес.
  • В годик многие детки любят мусолить что-то во рту. Дайте крохе небольшой кусочек сала или отварного мяса – кроха будет жевать его, как жвачку, а когда надоест – выплюнет.
  • Если упустили момент перехода, придется спорить, убеждать малыша попробовать взрослую еду. А это стресс. Потому на период приучения к твердой пище лучше отложить прочие раздражители (например, приучение ребенка к горшку) на более благоприятное время.
  • Нельзя ругать или обижать малыша (фу, как маленький ешь, позорище). Это результата все равно не даст, а комплекс у крохи появится.
  • Если решились на жесткие меры – держитесь до конца. Сдадитесь сейчас – вторую попытку предпринимать будет втрое сложнее.
  • Выбор метода остается за вами, но в возрасте 2-3 лет многого можно добиться именно дипломатическим подходом.
  • Если ребенок упрямо отказывается есть кусочками, покажите его врачу. Возможно, это не капризы, просто у ребёнка что-то болит при жевании.

На этом видео педиатр рассказывает, когда можно давать ребенку пищу кусочками.

В этом видеоролике мама делится опытом в том, как научить ребенка жевать.

Жевание – очень важный навык в жизни взрослого человека. Закладывать его нужно с раннего детства, еще когда малыш кушает мамино молоко или смесь. Чем раньше вы озаботитесь этим вопросом, тем меньше трудностей у вас возникнет в старшем возрасте.

Если опоздали – страшного в этом ничего нет. Жевание заложено в человеке природой, и с вашей помощью малыш рано или поздно перейдет на твердую пищу!

Когда ребенок начинает есть самостоятельно, родители должны знать, что делать, чтоб ребенок не подавится.

А ваш малыш уже перешел на твердую пищу? В каком возрасте вы приучили малыша жевать? Если у вас есть свой способ по обучению малыша жеванию твердой пищи – поделитесь им с нами в комментариях!

www.beremennost-po-nedeliam.com

Как обучить и приучить ребенка жевать?

Вводя малышу прикорм после питания грудным молоком или смесями, все мамы переживают, сможет ли малыш глотать пищу непривычной консистенции, но, как правило, с кашицеобразными субстанциями у младенцев проблем не возникает. Сложности появляются почти у половины детей, которых родители переводят на требующее жевание питание. Предложенные печенье, паровая котлетка или макароны выплевываются ребенком, и мамы и папы пугаются из-за того, что их дитя не жует твердую пищу.

Как научить ребенка жевать, и когда следует начинать обучать кроху этому важному навыку?

Почему возникает такая проблема?

Неумение жевать может проявиться у тех малышей, которым не начали вовремя давать сушки, детские печенья и прочие твердые продукты для тренировки челюстей. Некоторые родители считают, что не нужно предлагать ребенку подобные угощения, пока у него не появилось достаточно зубок, чтобы разгрызать твердую пищу и плотные кондитерские изделия.

На самом деле навык жевания формируется как раз-таки ДО прорезывания зубов.

Малыши учатся измельчать размоченные слюной сушки и печенья деснами и глотать их, а потом данное умение ими используется при разжевывании обычной пищи — печеных и вареных овощей, паровых котлет и прочее.

Искусственное замедление темпов изменения консистенции питания также приводит к тому, что годовалый ребенок не умеет жевать. Такое происходит, когда мамы боятся, что младенец подавится, и продолжают мелко перекручивать крупы, овощи, мясо и рыбу. В итоге грудничок настолько привыкает к кашицеобразной пищи, что питание кусочками они не могут пережевать и выплевывают.

При недостаточной настойчивости мам ленивые детки также могут отказываться жевать. Один раз закапризничав и немедленно получив взамен требующей измельчения зубами пищи кашицеобразную, малыши быстро понимают «правила игры» и продолжают плакать и выталкивать изо рта кусочки еды, чтобы получить «удобное» питание. Уступчивость мягкосердечных матерей приводит к тому, что ребенок не только не жует, но и совершенно отвыкает «перерабатывать» твердую пищу.

Частая причина, почему ребенок не хочет жевать, — гиперактивность. Неугомонные малыши, неспособные долго усидеть на месте, не могут найти в себе терпения на долгое и тщательное пережевывание питания, но такие дети чаще всего не выплевывают пищу, а давятся крупными кусочками.

Присмотревшись к крохе, отказывающемуся жевать, вы поймете причины, которые привели вас к сложившейся ситуации и попробуете исправить ее. Но лучше, во избежание подобных проблем, родителям с самого начала приучать кроху измельчать пищу поначалу деснами, а затем и появившимися зубками.

Когда следует учить?

Любые двигательные навыки ребенка складываются постепенно, то же и с жеванием: прежде чем малыш научится измельчать пищу во рту, он должен пройти несколько «ступеней». Самая первая из них — это использование заложенного природой жевательного рефлекса, вторая — желание воздействовать на объекты выросшими зубками. Замечая эти заложенные природой ступеньки и работая с ними, вы не будете думать, как научить ребенка жевать.

Жевательный рефлекс проявляется у малышей примерно к полугоду. Когда вы протянете младенцу прорезыватель или сушку, он начнет тереться о них своими деснами. Подобное поведение — это не только утоление зуда из-за роста зубок, ведь грудничок действительно жует в эти моменты. Важно воспользоваться действием рефлекса до того, как у младенца прорежутся первые зубки.

  • Пусть малыш жует детские печенья и сушки;
  • давайте младенцу запеченные сезонные фрукты;
  • следите за малышом, чтобы он не подавился размягшим печеньем или кусочками, пока жует деснами;
  • всегда держите под рукой чистые прорезыватели.

С появлением зубов дитя начинает пытаться одновременно и глотать, и сосать, и жевать. Вы можете это заметить во время кормления грудничка кашами и пюре, а также при грудном вскармливании, когда заметите, что он грызет ложку или жует вашу грудь. В этот момент можно предлагать крохе питание более крупной фракции и твердую пищу: тушить овощи, порезанные мелкими кусочками, не перемалывать крупы и делать рубленые паровые котлетки. После приема пищи можно предложить малышу кусочки свежих фруктов и овощей или печенье с соком, чтобы закрепить нарабатываемый жевательный навык.

Чтобы младенец своевременно освоил жевательный навык, важно заметить и воспользоваться этими «ступенями».

Своевременное приучение

Помимо работы с природными рефлексами, вам нужно следовать следующим рекомендациям:

  • собирайтесь всей семьей за общим столом, дитя будет видеть, как каждый близкий кушает и аккуратно жует твердую пищу, и обязательно начнет копировать действия взрослых;
  • в качестве десерта предлагайте малышу не только печенья и сушки, которые он будет размачивать слюной, но и зефир и мармелад без добавок — эти сладости научат дитя жевать;
  • не перемалывайте мелко пищу малышу, которому уже пора жевать самостоятельно, и не разминайте вилкой то, что он не доел;
  • настаивайте на своем: если младенец не жует и отказывается это делать — выдворяйте его из-за стола, когда малыш действительно проголодается, он начнет кушать то, что ему не по нраву.

Если следовать этим мерам, к году ваш малыш будет успешно пережевывать пищу.

Методика позднего приучения

Если же вы «упустили» ребенка, и даже после года он отказывается кушать пищу, состоящую из крупных кусочков, то вам следует набраться терпения, чтобы научить и приучить малыша жевать.

  1. Используйте мармелад и зефир как «приманку», кушая лакомство на виду у дитя. Ребенок, конечно, же пожелает попробовать то же, что с таким наслаждением едите вы, и начнет жевать угощение, поскольку иначе эти плотные продукты питания не проглотить. Так вы научите малыша измельчать пищу зубками.
  2. Обучение жеванию можно начать, предложив малышу новый продукт, с которым он не был еще знаком или думает, что никогда не пробовал. Так, осенью ребенку можно дать кусочек сырой тыквы, а в середине лета — сорванный с грядки помытый огурчик.
  3. Убедившись, что малыш умеет работать челюстью и успешно жует, «потеряйте» или «поломайте» блендер, «забудьте» купить в магазине готовые каши, в общем, искусственно создайте ситуацию, когда ребенок будет вынужден питаться не перемолотой едой. Если дитя будет отказываться от подобного питания — ничем его не заменяйте и не уступайте малышу. Готовьте то же блюдо, пока голодный ребенок не смирится и не станет кушать его.
  4. Еще один вариант переучить кроху — указав ребенку на его возраст, предложить самостоятельно разминать овощи в тарелке с помощью вилки. Как правило, дети очень ленятся и начинают размельчать пищу во рту.
  5. Пример других детей всегда положительно сказывается на питании. Но не нужно ждать, пока дитя пойдет в садик, где сможет увидеть, что каждый из малышей в группе жует, и научится под влиянием делать то же. Ходите по гостям, приглашайте знакомых с детьми к себе домой, и ваш «капризуля» быстро последует примеру своих сверстников.

newbabe.ru

Как научить ребенка жевать твердую пищу

Вопрос, как научить ребенка жевать, встает перед молодыми родителями, когда кроха отказывается от твердой пищи и предпочитает мягкие протертые пюре и смеси. Родителей волнует, что малыш не сможет нормально расти и развиваться, так как недоедает: просто выплевывает еду и остается голодным. Чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо выяснить, почему ребенок отказывается пережевывать пищу и как научить его это делать.

Когда ребенок начинает жевать самостоятельно

Навыки жевания у ребенка начинают формироваться с момента прорезывания первых зубов: он начинает активно тащить в рот все, что попадает в руки. Необходимо воспользоваться этим моментом и сделать для ребенка увлекательным процесс жевания и привыкания к новой для него твердой пище.

Требуется знать, как приучить ребенка к твердой пище, если до этого ничего, кроме протертых пюре и каш, он не получал. Многие родители считают, что ребенок со временем научится делать это самостоятельно. Но если малыша кормить только протертыми и мягкими блюдами в период прорезывания первых зубов, это в дальнейшем может обернуться проблемами в его развитии и формировании.

С детьми до годовалого возраста следует обязательно заниматься и обучать их жевать твердую пищу. Это в дальнейшем поможет сформировать правильный прикус, хорошую систему пищеварения и развить лицевые мышцы, отвечающие за речевую функцию, у маленького человека.

Почему ребенок не жует

Причин, по которым у малышей 1,5-2 лет жевательный рефлекс был слабо развит, несколько:

  1. Многие мамы вводить прикорм начинают поздно, не отлучая ребенка от груди как можно дольше. В результате годовалый малыш активно противится жевать твердую пищу, зная более доступный и легкий способ насыщения.
  2. Порой родители опасаются, что малыш может подавиться кусочками пищи, т. к. еще слишком мал. Такая чрезмерная осторожность приводит в дальнейшем к отказу ребенка самостоятельно есть твердую пищу: он накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
  3. Маленький ребенок не жует кусочки пищи, т. к. не сформировался навык пользования специальными зубными прорезывателями. Эти резиновые кольца не только позволяют массировать десны с растущими зубами, но и формируют привычку жевать.
  4. Лень или чрезмерная занятость родителей, которые не уделяют достаточно внимания процессу кормления. Не желая тратить много времени на прием пищи и кормя ребенка лишь протертыми супами, кашами и детскими смесями, папы и мамы приучают его к однотипной легкой еде, которую он потом не хочет менять на более трудную, требующую пережевывания.
  5. Чрезмерная активность маленького человечка, которому трудно сосредоточиться на процессе жевания и проглатывания. Такие дети пытаются побыстрее закончить процесс кормления, выбирая еду, которая не требует длительного пережевывания.

Учимся жевать

Родители должны иметь представление о том, как научить ребенка жевать пищу. Учиться жеванию и жевательным движениям ребенок должен постепенно. Примерно с 6-месячного возраста можно давать крохе есть твердую пищу, которую он попробует помусолить во рту: кусочки овощей или фруктов, хлебный мякиш. Давать ее нужно небольшими порциями и следить, чтобы малыш не подавился.

В пюре и супы нужно также постепенно добавлять кусочки твердой пищи, не перемалывая все в блендере. При введении дополнительных продуктов в прикорм, следует их не измельчать, а разминать вилкой на мелкие части или обрабатывать на крупной терке.

Заглатывать учим также постепенно. Для этого можно ежедневно проводить стимуляцию глотательных движений при помощи несложного массажа языка пластиковым или деревянным шпателем, постепенно продвигаясь к основанию. Такой массаж позволит избавить ребенка от рвотного рефлекса при попадании в рот твердой пищи и ее глотании.

Полезные советы

Требуется рассмотреть, как научить ребенка жевать и глотать, сделав этот процесс интересным и приятным для него. Сложностей в обучении поможет избежать такое приспособление, как ниблер — специальная соска с отверстиями, в которую закладываются кусочки твердой пищи. Ребенок пережевывает еду, не рискуя подавиться. Таким образом постепенно формируются навыки жевания.

Малыша можно привлечь к процессу приготовления еды для него в форме игры: объяснить, что перемалывать пищу нечем, т. к. блендер сломался, и дать ему вилочку для разминания твердой пищи. Это его заинтересует, и он с удовольствием включится в игру по приготовлению еды. После этого легче будет уговорить ребенка кушать еду, приготовленную своими руками.

Увлекайте малыша положительным примером: посадив за стол вместе со всеми, предложите ему «взрослую» еду. Объясните ему, что есть ее увлекательно, хотя и требует больше времени. Сажайте ребенка за стол только после того, как он проголодался, тогда это заставит его с большим интересом отнестись к предлагаемой пище.

Если малыш страдает отсутствием аппетита, развитие жевательных навыков следует начать с пробуждения интереса к еде. Стоит больше заниматься с ребенком, стимулируя двигательную активность и возникновение чувства голода. Следует отказаться от перекусов между приемами пищи и от питья молока или сладких напитков и соков. Покупные соки лучше заменить домашними компотами из сухофруктов и соком шиповника.

Сделайте процесс еды для ребенка увлекательным: например, можно в каждую ложку каши класть цветные кусочки разных фруктов (яблок, бананов), а овощи в супе способны стать предметом «охоты» при помощи специальной пластмассовой вилочки с тупыми зубьями.

Хорошо в развитии жевательных навыков помогают сушки и детское печенье, которые можно давать детям уже с 5-6 месяцев. Ребенок в процессе труда над твердой сушкой или печеньем не только получает удовольствие, размачивая их во рту, но и массирует десны с режущимися зубами и учится жевать.

Таким образом, к 10-12 месяцам, если малыша правильно подготовить к принятию твердой пищи и помочь ему сформировать жевательный рефлекс, то трудностей с переходом на более «взрослую» еду у него не возникает.

Как понять что малыш готов

К 1 году у малыша появляется 6-8 зубов, которыми он уже может откусывать и пережевывать пищу при помощи десен. Ребенок может справиться с небольшими кусочками вареных овощей и мягких фруктов, печеньем, измельченными мясными изделиями.

Малыш способен удерживать тонкие кусочки пищи пальцами, что позволяет предлагать ему еду, которую он может взять рукой и положить в рот. Эта способность стимулирует развитие мелкой моторики, обучает ребенка навыкам самостоятельного питания. В этот период следует внимательно наблюдать за малышом, чтобы он не положил в рот мяса или другой еды больше, чем сможет прожевать.

После 1 года постепенно прорезываются жевательные зубы, к появлению которых навык жевания уже полностью вырабатывается. Полноценным жевание становится в 1,5-2 года, когда во рту уже насчитывается 16 зубов и рацион состоит преимущественно из твердой пищи.

kidfeed.ru


Смотрите также