Блог

Как правильно учить стихи


15 советов о том, как выучить любое стихотворение наизусть буквально за 5 минут!

Привет, ребята! Помните, как в школе многим из нас с трудом давались стихотворения наизусть? Нынешним школьникам не легче.

Света из Новосибирска написала мне, что ей очень тяжело дается информация наизусть, которую надо заучивать слово в слово. Специально для таких мучеников науки я славно потрудилась и подготовила материал о том, как же учить стихотворения буквально за пять минут.

Полезные советы, методики и простые правила для всех, кому это нужно. Дорогие ребята! Надеюсь, что моя статья действительно будет вам полезна.

Обязательно напишите в комментариях, что помогает вам быстро учить стихотворения, и делайте репосты в профилях своих соцсетей — вашим друзьям этот материал тоже может быть полезен.

Вступление

Сдача стихотворений наизусть – одна из самых сложных школьных обязанностей, особенно тяжкая для некоторых учеников, не обладающих феноменальной памятью. Да и способным школьникам хотелось бы расправиться с таким заданием как можно быстрее – и в то же время не забыть выученное на следующий день.

Необходимые условия

Принимаясь за изучение стихотворения, придерживайся следующий условий:

  1. Не нужно пытаться учить стих наизусть как в последний момент (с утра за завтраком или на переменке перед уроком), так и задолго до его сдачи (выученные стихи чаще всего довольно быстро «выветриваются» из головы). Идеальным вариантом будет изучение за 2 дня до сдачи, в вечернее время (лучше перед сном), хотя это уже индивидуально: если ты лучше запоминаешь информацию в утреннее время – учи стихотворение утром.
  2. Учи стих в полной тишине и одиночестве: выключи телевизор, отложи в сторону мобильный, попроси родных не мешать тебе, закрой дверь в комнату и полностью погрузись в процесс запоминания.
  3. Не принимайся за изучение на бегу, второпях, между делом, будучи раздраженным или чем-то расстроенным – плохое настроение или мысли о других, более важных для тебя вещах будут постоянно отвлекать и не позволят сосредоточиться на задании.

Пошаговая инструкция

Никогда не принимайся за изучения стихотворения наизусть, предварительно не прочитав его и полностью не усвоив его смысл. Хороший учитель перед тем, как задать изучение стихотворения, выразительно прочитает его перед классом и разберет с учениками его смысл, подскажет, где сделать интонационные акценты, и объяснит смысл непонятных слов.

Однако не всем везет с учителями, или на это просто может не хватить времени на уроке, поэтому придется разбираться самому:

  1. дважды выразительно, не торопясь, стараясь уловить ритм и темп, прочитай стихотворение вслух;
  2. во время чтения старайся вникать в смысл – его осознание значительно поможет в дальнейшем изучении;
  3. выстраивай цепочку ассоциаций, мысленно «рисуя» то, что описывается в стихотворении;
  4. если у тебя хорошо развита зрительная память, отличным подспорьем станет переписывание стихотворения на лист бумаги – при этом надиктовывай сам себе текст вслух, задействуя таким образом сразу два вида памяти;
  5. если ты хорошо воспринимаешь информацию на слух – запиши на диктофон свое выразительное чтение стихотворения (как вариант – найди и скачай стих в аудиоформате в Интернете) и несколько раз прослушай его;
  6. уясни смысл незнакомых тебе слов с помощью словаря.

Не думай, что мы зря теряем время, выполняя эти действия – на самом деле, во время них ты уже начал учить стихотворение наизусть и запомнил его значительную часть.

А теперь приступаем к окончательному заучиванию стиха:

  1. если ты переписал стих на бумагу – учи его именно с этого листа, а не с книги: написанное твоей рукой усвоится лучше;
  2. прочитай первую строку стихотворения и повтори ее вслух, оторвав взгляд от листа;
  3. далее строй цепочку: читай сначала 1-ю и 2-ю строку и повторяй их вслух, затем 1-ю, 2-ю и 3-ю и, наконец, все четыре строки строфы (если она состоит именно из 4-х строк – наиболее распространенная, но не единственно возможная структура);
  4. выучив наизусть первую строфу стиха, приступай к аналогичному изучению следующей строфы;
  5. изучив вторую строфу, повтори вслух первые две строфы; изучив третью – повтори все три и т.д.;
  6. продолжай изучать по такой схеме все стихотворение, обязательно делая 10-минутные перерывы между изучением 2-3 строф;
  7. перед самым сном прочитай стих и повтори его вслух целиком – с утра он должен крепко сидеть в твоей голове.

Благодаря постоянным повторам таким образом можно быстро выучить наизусть стих среднего размера (3-4 строфы) за полчаса.

Полезные советы

Если заучивание «не идет» – не мучь себя зря и оставь его на некоторое время. Часто бывает так, что не поддающийся изучению сегодня стих завтра учится легко и быстро. Если не выходит учить вечером, попробуй повторить это с утра – и наоборот.

Некоторым людям отлично помогает декламация стихотворения перед зеркалом.

Не учи строфы отдельно друг от друга – потом будет сложно связать их в одно стихотворение, будут возникать проблемы и запинки на стыке строф.

Возможно, легко выучить стих тебе поможет не только его многоразовое чтение, но и «пропевание» – вспомни, как быстро откладываются в голове тексты прослушанных песен. Попробуй пропеть стихотворение и понаблюдай за эффектом. Этот же способ хорошо применять при изучении стихотворения вместе с ребенком.

Специалисты советуют перед изучением стихотворения несколько раз прочитать его вслух с разной интонацией: пафосно, хихикая, страдая, злобно, тихо/громко, быстро/медленно и т.д. Эффект прогнозируется блестящий: возможно, после такого представления тебе даже не потребуется изучать стих по строчкам, а позитивный настрой будет обеспечен.

А это вообще возможно?

Ответ очевиден: только если речь идет о простом стихотворении в одну строфу (для детского сада или 1 класса) или ты обладаешь феноменальной памятью. При иных условиях на изучение стихотворения придется потратить немного больше времени в зависимости от его объема и сложности.

Чтобы быстро и легко учить стихи, а также усваивать другую информацию при подготовке к урокам, необходимо постоянно тренировать свою память, полноценно питаться и спать достаточное количество времени для своего возраста.

[Источник: http://active-mama.com/]

Что нужно знать

Из этой публикации вы узнаете, как можно легко и быстро выучить любое стихотворение!

Предыстория о том, почему я написал этот пост.

Сегодня я приехал в гости к моей тёте, а к ней часто заезжают мои племянники Даша и Матвей! Даша в 3-м классе, а Матвей во 2-м. Я их обожаю – они такие лапы!

Когда я приехал, то Матвей учил стихотворение из 16 строчек Плещеева “Осень наступила, высохли цветы…”

” и так далее))) Оказывается, они его с дедушкой типа “целый вечер” учили. Ну попросил его рассказать мне – он его повторил и … первые пару строчек (из оперативки) вспомнил по памяти. А дальше.. ну вы понимаете: Эээ… Ууу… Ааа.. и хорош.

Пусть он только во 2-м классе, а мнемотехника всегда работает! После вопроса: “Матвей, а тебе нравится учить эти стихи?” – и ответа “нет”, мы с ним решили сделать его дальнейшую школьную жизнь по запоминанию стихов легче и веселее. Посидели 15-20 минут, и он его запомнил наизусть, и рассказал нам всем без запинок)))

Как он это сделал? Ну и вообще – как вам это делать? Давайте это разберем!

Теория

  1. Когда вы с ним проработаете всю эту историю, то вы должны ему читать стихотворение, а он должен его представлять её у себя в голове. (желательно ему еще руками стараться показать те образы, которые должны у него возникнуть в голове. Ещё лучше, чтобы он вам их показывал.
  2. Далее пусть он сам прочитает этот стих несколько раз с той скоростью, с которой ему комфортно читать, и помогайте ему жестами представлять образы из истории, связанные со стихотворением.
  3. Пусть он представляет историю, и старается рассказать стихотворение!

В общем, когда вы видите в своей голове все, что хотите рассказать, вам надо только связать рифмой те слова, которые вы помните. А это очень легко! Даже второкласснику.

Пример на практике:

Конечно, когда я объясняю это не лично, а с помощью текста, у вас может не возникнуть полного понимания методики, но всё же лучше об этом написать, чем не писать!

Как выучить стих?

Давайте посмотрим это на практике! Возьмем то же стихотворение:

Осень наступила, Высохли цветы,

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах,

Только зеленеет Озимь на полях.

Прочитывайте строчку, и задавайтесь вопросом: “Как я могу это представить в последовательную историю???”. У вас будут ваши образы, а пока давайте представим по пунктам наше стихотворение,как бы я его запоминал:

Осень наступила (представьте деревья, с которых осенью падают желтые листья. Держите этот образ в голове, и прочитайте вслух 3 раза “Осень наступила”)

Высохли цветы (желтый листок упал на цветок,и цветок прямо на ваших глазах высох. Держите и этот образ в голове, и прочитайте вслух 3 раза “Высохли цветы”)

И глядят уныло

Голые кусты (эти две строчки лучше соединить вместе: над цветком, который высох, растут кусты с большими глазами, которые глядят на вас, и моргают. При этом кусты голые: без листьев – одни только веточки. Снова держим образ, и добавляем строчки “И глядят уныло голые кусты”).

После этого прочитайте стихотворение 2-3 раза вслух.Читая стих в голове пусть представляется ваша история.

Дальше вам стоит лишь вспомнить начала истории, и стихотворение вспоминается само!

Как выучить большой стих, читайте в следующих постах.

Пример из жизни:

Один мой ученик, (Фролов Марк), который сейчас перешел в 8-й класс, учит стихи за пару прочтений + рациональное припоминание. И с утра контрольное повторение и в школе пятерка))) Это мы еще с его мамой обсуждали по телефону))) Ей это очень нравилось))) Ему, естественно, до сих пор нравится!)))

Отзыв от тех, кто уже использовал эту статью:

Спасибо большое. Я в 9 классе, надо было выучить стих Пушкина “Роняет лес багряный свой убор…” благодаря вашей методике справилась за полтора часа, хотя память плохая. Ещё раз спасибо…

[Источник: http://1obuchenie.com/]

«Выучить стих от сих до сих»: как и зачем это вообще нужно

Это видео в интернете за короткий срок собрало миллионы просмотров: маленький мальчик не может выучить стих, поэтому уже, наверное, в сотый раз повторяет одну и ту же фразу: «Ласточка с весною в сени к нам летит…». Но у него ничего не получается: он злится, ругается, плачет, срывается на крик. Хотя в том, чтоб запомнить пару-тройку поэтических строф, нет ничего сложного. Методик, раскрывающих секрет, как легче выучить стихотворение, существует множество.

Но помимо этой принудительной причины учить стихи, есть еще немало других, которые не только косвенно возвращают нас в детство, но и делают интереснее нашу зрелость и старость, потому что это:

  • бесплатный, но весьма эффективный тренажер для памяти и гимнастика для мозга;
  • возможность расширить свой кругозор, литературные знания, научиться чувствовать поэзию и даже приобщиться к высокой литературе, тем самым пополнив свой культурный багаж;
  • развитие способности оценивать окружающий мир с точки зрения творческой составляющей;
  • спасение от болезни Альцгеймера и прочих нерадостных примет старости, связанных с атрофией клеток головного мозга;
  • развитие актерского мастерства;
  • развитие эмпатии и других чувственно-эмоциональных умений человека;
  • шанс стать интереснее для других людей: человек, который умеет ввернуть в разговоре поэтическую цитату, будет цениться в культурном обществе больше других;
  • домашние уроки по развитию речи: знакомясь с богатым лексиконом классиков, мы расширяем свой словарный запас.

В общем, знать стихи – это и приятно, и полезно. Осталось только научиться тому, как можно быстро выучить стих, чтобы уже в ближайшее время блеснуть своими знаниями в кругу друзей.

Факторы, влияющие на качество процесса

Все люди разные. Кто-то учит стихи легко и непринужденно: достаточно несколько раз прочитать текст, и он уже отложился в памяти. А для кого-то проблема, как быстро выучить стихотворение, становится неразрешимой. Но, несмотря на все различия, ни для кого нет ничего невозможного. Просто нужно принять во внимание некоторые факторы, которые могут повлиять на скорость и качество заучивания поэтических произведений. Особенно если это касается школьников:

  1. Окружающая обстановка – стихи лучше учить в тишине и в одиночестве, если же вас будут постоянно отвлекать посторонние шумы или другие люди, то вряд ли вы можете рассчитывать на достойный результат.
  2. Индивидуальные особенности памяти: кто-то лучше запоминает услышанное от других, кто-то – написанное самолично, а для кого-то идеальный вариант запомнить текст – это тот, когда он будет проговорен и прочитан самостоятельно.
  3. Культурный багаж: если ребенок с детства привык к литературе, если ему постоянно читали книжки, то он может чувствовать ритмику стиха на уровне подсознания.
  4. Время заучивания: считается, что мозг лучше всего работает с утра, поэтому основная нагрузка по запоминанию должна выпасть на это время, чуть позже, перед сном, нужно повторить текст, и на следующее утро он будет отпечатан в памяти.

Шаги к успеху

Прежде чем приступить к заучиванию стиха или прозаического отрывка, нужно принять как данность, что стихотворение, как и любое художественное произведение, может характеризоваться двумя категориями: формой и содержанием. И если мы хотим, чтобы стих отпечатался в нашей памяти, нужно проработать каждую из этих составляющих. На пути к успеху предстоит пройти несколько шагов:

  1. Прочитать стихотворение вслух и оценить, все ли слова в нем понятны, если нет – прояснить значение незнакомых выражений при помощи словаря, ведь чем проще будет смысловое восприятие текста, тем легче его запомнить.
  2. Оценить содержание стихотворение в целом, попытаться понять, о чем оно, а также какие чувства вызывает: личный эмоциональный отклик поэтического произведения в вашей душе поможет прописать его в вашей памяти.
  3. Прочитать стих еще пару раз, чтобы удостовериться, что в его содержании для вас не осталось белых пятен.
  4. Разбить стихотворение на строфы, если таковых нет, а если есть, то разделить текст на смысловые части.
  5. Читая каждую строфу по отдельности, пытаться нарисовать в своем воображении картинку того художественного мира, который создал поэт.
  6. Простучать ритм стихотворения ногой, рукой, карандашом – чем угодно.
  7. Подключить все виды памяти: переписать стихотворение на бумагу (лучше по строфам), а также попросить кого-нибудь прочитать вам его вслух, а дальше приступать непосредственно к заучиванию текста.
  8. Каждый отрывок учить построчно, причем процесс запоминания должен соответствовать схеме «+1»: сначала запомнить одну строчку, потом повторить ее вместе со второй, потом заучить первую, вторую и третью и так далее, но максимум до восьми строк.
  9. Если вы озадачены тем, как выучить быстро большой стих, то процесс аналогичен, только схема +1 строка повторится несколько раз.
  10. Можно воспользоваться подсказками: выпишите на листок слова, с которых начинается каждая строфа или смысловой отрывок, через них память «вытянет» все остальное.
  11. Если вам кажется, что вы уже все запомнили, сделайте перерыв минут на 15, а потом попытайтесь снова воспроизвести текст. Так выявятся проблемные места, которые надо будет проработать дополнительно.

Не исключена и такая ситуация: у вас вообще нет времени на заучивание. Допустим, вы или ваш ребенок просто забыли о домашнем задании по литературе. И вот вы в панике думаете о том, как быстро выучить стих наизусть за 5 минут, и впадаете в отчаяние от абсурдности задачи?

[Источник: http://golmozg.ru/]

Быстрое запоминание

Многие люди говорят о том, что у них плохая память и что выучить стихотворение просто не получается. Но справиться с подобным заданием вполне под силу каждому. Необходимо просто знать, как быстро запомнить стих. Ведь существует специальная методика, позволяющая сделать это.

Дальше — интереснее!

Для того чтобы быстро выучить стихотворение, необходимо сделать следующее:

  1. Прочитайте его вслух не менее 2-4 раз.
  2. Теперь внимательно изучите текст и постарайтесь представить себе то, о чем в нем говорится. Ассоциации помогают, как легко выучить стих, так и наизусть выучить любую другую информацию.
  3. Снова прочитайте стихотворение, только сделайте это очень медленно, обращая внимание на каждое слово. Старайтесь запомнить род, число, форму и время каждого слова.
  4. Перепишите текст, это также поспособствует его запоминанию.
  5. Теперь возьмите написанный вами на листе стих и повторите первую строчку несколько раз. Добавьте вторую строку и повторяйте ее вместе с первой. Так, добавляя каждый раз по строке, можно как запомнить стих, так и выучить любой другой текст.

Как легко запомнить стих наизусть?

Существует и еще один способ, при помощи которого можно научиться, как быстро запоминать стихи, так и любую другую информацию.

  1. Прочитайте текст несколько раз вслух.
  2. После этого построчно повторяйте его, точно также как описано в первом способе. Как только доберетесь до конца стихотворения, повторите его один раз целиком и сделайте перерыв на 15-20 минут.
  3. По истечении этого времени прочитайте еще раз текст с бумаги и попробуйте повторить его по памяти. Если не получилось сделать это, например, первые 2-3 четверостишия запомнились, а вот конец текста не совсем, то следует еще 2-3 раза прочитать его с листа и опять сделать перерыв.
  4. Далее повторяем эти действия – 15-20 минут отдыха, которые сменяются прочтением стиха с листа и его повторением по памяти, до тех пор, пока полностью не получиться выучить его наизусть.
  5. Также рекомендуется начинать процесс запоминания стихотворения ранним вечером или в утренние часы. Именно в это время получиться выучить текст намного быстрее.

[Источник: http://kak-bog.ru/]

Заключение

«Зазубривание» стихотворений для многих является целой мукой! Когда строчки переплетаются между собой, слова перемешиваются, и в голове остается лишь «каша»… Это стандартная история. Такое бывает у всех, даже у самых умных профессоров не все получается с первого раза.

Существует целый ряд методик и способов быстрого запоминания и воспроизведения, с которыми я попытаюсь Вас познакомить. Для начала, нужно представить в голове четкую структуру стихотворения. Это означает, что нужно вчитаться в каждое слово и попытаться представить динамику событий, которую хотел передать Вам автор. Что следует за чем, что происходит после чего и так далее… Для разных людей существуют разные способы более рационального заучивания.

Приведу некоторые из них:

  • Переписывание стихотворений в тетрадь, при этом стараться задуматься над каждым словом.
  • «Напевание». Да-да! Именно пение помогает некоторым легко запоминать большие стихи.
  • Представление стихотворений в жизни. Активная жестикуляция. Кому-то покажется это смешным, но это так!

Можно выделить два временных промежутка, которые больше всего подходят для нашей цели: когда вы сильно утомленны и хотите спать; с самого утра, на свежую голову.

Когда вы жутко устали и кажется, что больше ничего не сможете делать, то возьмите книгу и попробуйте поучить. У вас ничего не получится, но, зато, когда вы проснетесь утром, то будете помнить большую часть того, что пытались запомнить вчера! Вам останется только закрепить результаты.

[Источник: https://shkolazhizni.ru/]

Фишки

Как же многие школьники не любят учить стихи! А все потому, что делают они это неправильно. Для того чтобы выучить стих, совсем не нужно потратить целый вечер или даже два. Нужно просто правильно подойти к этому делу.

  • Этап 1. Сперва стихотворение нужно прочитать вслух 2-3 раза. Читая, не спешите и старайтесь представить все описанное в стихотворении. Будьте уверены, что уже после этого несложного этапа многое отложится в голове.
  • Этап 2. Теперь стихотворение нужно записать на бумагу. Так вы заставите работать еще один вид памяти. Не ленитесь и обязательно выполните задание второго этапа. Эта небольшая процедура ускорит выполнение домашнего задания в несколько раз.
  • Этап 3. Пришло время приступить к непосредственному заучиванию стихотворения. Желательно учить стих по листу, на который вы его переписали. Прочтите первую строчку и повторите ее, не глядя на лист. Повторите вторую строчку, а затем первую и вторую вместе. Таким образом учите по одному столбику.

Таким несложным способом, выполнив советы всех трех этапов, можно выучить стих за 20 минут непосредственно за день до его сдачи.

[Источник: http://otvetin.ru/] Поделиться статьей с друзьями!

1obuchenie.com

Тренируем память: как быстро выучить стихотворение

С чувством, с толком, с расстановкой. Ещё лучше делать это перед зеркалом. Читайте медленно, громко, выразительно расставляйте смысловые акценты: понижайте голос на спокойных моментах, выделяйте интонацией эмоциональные.

Рифма сама по себе способствует запоминанию, но чтение вслух помогает уловить ритм. Особенно этот метод помогает аудиалам — тем, кто лучше воспринимает и запоминает информацию на слух.

Пишите на бумаге

Прочитайте стихотворение несколько раз и попробуйте записать то, что запомнили. Так вам сразу станет понятно, в каких местах у вас возникают трудности и что нужно перечитать ещё раз. Кроме того, работа руками подключает двигательную память.

Если в это время вы будете проговаривать текст вслух, то у вас одновременно будут работать три вида памяти: зрительная, двигательная и слуховая, а значит, запоминать будет намного легче.

Напевайте

Пение помогает запоминать большие стихи. Попробуйте положить стихотворение на мелодию, которая вам нравится. Или проверьте, не сделал ли это кто-то уже до вас. Наверное, вы легко сможете воспроизвести стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…», вспомнив песню из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Разберитесь с непонятными моментами

Нам очень трудно запомнить то, чего мы не понимаем. А поэтический язык, как правило, сильно отличается от разговорной речи: вам наверняка встретятся незнакомые или устаревшие слова, непривычные грамматические обороты и конструкции, неизвестные имена и названия.

Разберитесь со всеми непонятными словами. Посмотрите их значения в словаре.

Для примера возьмём стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и выпишем из него все слова, с которыми могут возникнуть сложности: Александрийский столп, пиит, тунгус. Узнаём, что Александрийский столп — памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади, пиит — устаревшее обозначение поэта, а тунгусы — название эвенков. Теперь вы сможете себе представить, о чём идёт речь.

Но имейте в виду, что в отдельных случаях важно понимать не просто отдельные слова, а контекст: аллюзии, аллегории. Поэтому полезно прочитать анализ стихотворения или поискать историю создания.

Используйте ассоциации

Вызубренная информация довольно быстро вылетает из головы. Метод ассоциаций помогает закрепить её практически навечно.

Суть метода в том, что нам необходимо создать комбинацию из новой информации и того, что нам уже хорошо знакомо. Наш мозг лучше запоминает образы, то, что можно увидеть и потрогать, а потом представить. Именно по этой причине мы лучше запоминаем лица людей, чем их имена.

Сначала придумайте яркие зрительные образы для каждой строки. При этом ассоциация должна быть индивидуальной и возникать у вас в голове без усилий.

Для примера возьмём отрывок из стихотворения Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Итак, вот ассоциации для первой строки: человек в пальто идёт по грязному, но глубокому снегу.

В кармане у него разлитые чернила, которые он зачерпывает и держит в ладони. Чернила, просто налитые в карман, — довольно запоминающийся образ. Чем ярче, необычнее, интереснее получится ассоциация, тем лучше.

Таким же образом придумайте ассоциации для всех последующих строк. А затем запоминайте и повторяйте. Любая техника окажется абсолютно бесполезной, если вы не будете прилагать усилий для запоминания.

Используйте метод снежного кома

Если ассоциации не помогают, попробуйте заучить. Для этого прочитайте первую строку и несколько раз повторите её вслух. Когда хорошо её запомните, переходите ко второй: прочитайте её несколько раз и свяжите с первой. Повторите несколько раз: первая строка, вторая. Затем переходите к третьей. И так до конца.

На заучивание стихотворения уходит много времени, особенно если вам нужно выучить большой объём текста. Зато перед выступлением вам будет нужно прочитать только первую строку: остальные возникнут в памяти сами собой.

Дополнительные рекомендации

Чтобы запоминание происходило быстрее и легче, воспользуйтесь этими советами.

  1. Создайте благоприятную обстановку. Если вам проще сосредоточиться в тишине, учите, когда никого нет дома. Если же привыкли к фоновому шуму, включите негромкую музыку. Занимайтесь там, где чувствуете себя комфортно и где ничто вас не отвлекает.
  2. Попросите помочь другого человека. Прочитайте ему выученное стихотворение. Можно воспользоваться методом эха: человек говорит вам строку, вы повторяете, а затем пробуете воспроизвести весь отрывок. Или он говорит первую строку — вы вторую, он третью — вы четвёртую. А потом наоборот.
  3. Сделайте шпаргалку. Выпишите из стихотворения ключевые слова, которые помогут вам быстро вспомнить содержание. Если вы учите по методу ассоциаций, можно нарисовать схематичный комикс: ассоциации на места, которые не всегда получается правильно воспроизвести.
  4. Делайте перерывы и повторите стихотворение перед сном. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.

lifehacker.ru

Как быстро выучить стих по литературе — лучшие техники

По литературе часто задают учить стихотворения. И многие школьники не любят весь этот процесс «заучивания» — нудный и, на первый взгляд, бессмысленный. Но, если применять описанные ниже техники запоминания текста, стих выучится быстрее и дольше пробудет в памяти. Поэтому, если не знаете, как быстро выучить стих, обязательно читайте эту статью.

Учите стихи в спокойной, тихой обстановке, выключив музыку, телевизор и т.д. Не раздражайтесь и не психуйте. Нужно положительно настроиться, не ругать учителя за такую подставу. Помните, актерам приходится запоминать еще больше текста, даже не рифмованного 😀 .

Пошаговая схема изучения стиха наизусть

1. В первую очередь нужно прочитать стих вслух. Важно услышать, как звучит это произведение.

2. Второй очень важный момент — нужно понять смысл данного стиха. Если просто механически заучивать, при этом не понимая, о чем идет речь (это также касается текстов на иностранном языке), будет очень сложно запомнить всю эту абракадабру. На этом шаге убедитесь, что в стихе нет незнакомых слов. Если есть устаревшие слова или незнакомые, узнайте, что они означают (спросите у мамы или найдите инфу в интернете). Также уточните смысл непонятных стихотворных строк.

Расскажите кратко, своими словами, о чем этот стих. Представьте, что это интересная история, которую Вам рассказал друг. Желательно эмоционально прочувствовать все настроение стиха. После этого переходите к следующему шагу.

3. Чтобы стих быстро запомнился, нужно задействовать несколько типов памяти. У каждого человека больше развит какой-то один тип: зрительная память, слуховая, образная, мышечная и другие. Но, если подключить их все, текст запомнится быстро.

Сначала прочитайте стих 2-3 раза с выражением, правильно расставляя ударения и паузы.

Далее перепишите стих (если он не очень большой) на лист, проговаривая вслух то, что пишете. Так будет задействована и зрительная, и мышечная, и слуховая память. После этого действия учить произведение нужно именно с этого листа. Положите свое «письмо» на видном месте, каждый раз, занимаясь какими-либо другими делами и замечая его, читайте эту «записку».  Не пропускайте выполнение этого задания, хотя сначала будет лень что-то писать. Так действительно запомнится лучше и быстрее.

Очень хорошо запоминается стих, когда его слушаешь в хорошем исполнении. Мои маленькие дети очень быстро выучили многие стихотворные произведения, во время прослушивания аудио-сказок. Поэтому, если Вы найдете аудио запись нужного стиха в интернете, скачайте ее и слушайте в свободное время. Когда до сдачи стиха есть хотя бы пару дней, можно только методом прослушивания выучить стих, не приступая к зубрежке. Ну, а если вдруг не нашлось нужной записи, то сами запишите этот текст на диктофон, только рассказывайте с выражением.

Возможно, Вы замечали, что песня, которая на слуху, буквально влипает в мозг. Если заданный стих пропеть под любимую мелодию или зачитать речитативом, он быстрее запомнится. В этом случае можно использовать предыдущий прием: спеть на диктофон нужный текст и прослушивать его. Но, когда запомните слова, научитесь стих рассказывать, чтобы в школе не пришлось петь.

Еще хороший прием запомнить текст — визуализировать его. Все происходящее в стихотворении нужно представить, как-будто это мультик. Можно даже нарисовать схематично, типа комикса. Когда подключаешь творчество, то запоминается лучше. Если рисовать не умеете, то стих можно изобразить в виде схемы. Это делается так: пишется первая буква строчки, далее рисуется простой символ или знак, который и будет подсказкой.

Также стих можно изобразить в виде мнемотаблицы, где одна или две строчки будут нарисованы схематично. Когда текст будет уже прочитан, прослушан, написан, понят, то можно вспоминать его по своим рисункам.

Пример мнемотаблицы

4. Чтобы быстро выучить стих, разбейте его на смысловые части. Это могут быть строфы, пары строчек или более длинные отрывки. Выучите сначала первые две строчки, далее следующие две. Повторите все сначала. Затем выучите еще две строчки. Повторите весь стих сначала. И так далее. Учите новую пару строк, повторяете весь стих. Когда будете учить последние строчки, весь стих уже будет отложен в памяти.

5. Если стих не очень длинный, учите его перед сном. Я в школе всегда так делала и очень быстро все запоминалось. Считается, что во сне мозг обрабатывает информацию. Чтобы стих записался на подкорку, выучите его перед сном, после этого уже ничего не делайте, сразу ложитесь спать. Утром проснувшись, повторите стих. Даже если вечером кое-какие места забывались, то утром этот стих вспомнится очень легко.

Длинное произведение лучше начинать учить дня за два до сдачи.

Запоминая текст осознанно, Вы пополняете свой словарный запас, тренируете память. Хорошая память будет хорошим помощником всю жизнь. Поэтому тренируйте ее различными способами ежедневно.

6. Если же Вам нравится заниматься в игровой форме, можно воспользоваться специальными сайтами, например, этим: byfart.com. Здесь нужно пройти 6 этапов на пути к полному заучиванию текста.

7. Есть еще одна техника быстрого запоминания стихов. Она состоит в том, что стих нужно прочитать вслух 6 раз. Первый раз читаете в обычном темпе, с паузами. Второй раз немного быстрее читаете. С каждым разом нужно ускорять темп чтения. Шестой, последний раз, стих читается, как скороговорка. Очень длинные стихи нужно читать таким образом не целиком, а смысловыми отрывками. Когда длинное стихотворение будет таким образом прочитано кусками, нужно уже целиком прочитать его 6 раз в быстром темпе.

Дайте себе небольшой отдых. Лучше — погулять на улице, а не сидеть за компом, так как мозг должен отдохнуть. Перед сном еще несколько раз прочтите стих вслух, расскажите его по памяти. Если есть необходимость, подсматривайте в книжку или на лист, где сами от руки переписали. Утром еще раз повторите. Все должно запомнится.

Видео, как быстро выучить стих по литературе

Посмотрите видео, где показаны основные техники запоминания текста.

Надеюсь, Вам помогут эти техники быстро выучить стих и прочитать его в классе на 5! Пишите в комментариях, как Вы учите стихи и делитесь статьей с друзьями с социальных сетях.

glavnyecennosti.ru

Как правильно учить стихи с детьми

Анна Лежнева Как правильно учить стихи с детьми

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В. Г. Белинский

Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.

При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:

- укрепление памяти;

- выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);

- развитие творческих способностей ребенка;

- расширение кругозора;

- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т. п.).

Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?

1. Стихотворение должно быть доступным.

1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является

источником и средством обогащения образной речи, развития

поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,

мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.

Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,

прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.

Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?

О том, что учить стихи надо, мы уже говорили. Теперь уточним, как это лучше делать, чтобы заучивалось легко и надолго.

Сразу хочу отметить, что так заучивать стихи можно и с дошкольниками, и со школьниками. Разница лишь в том, кто читает стихи.   Если Ваш малыш еще дошкольник, то, конечно, читает взрослый. Если младший школьник, то читает и взрослый,  и ребенок по очереди.   Нельзя позволять ученикам 1 класса читать стихотворение и заучивать его самостоятельно. Почему? Вы можете сказать, что ваш первоклассник у же хорошо читает,  и Вы доверяете ему, развиваете самостоятельность.   Все это очень хорошо, когда не касается заучивания стихов.  

Когда ребенок учится читать, то он читает орфографически, т. е. так как написано.   А произносим мы многие слова орфоэпически, по законам русского языка. Мы же не говорим  «кОрОна», «скаЗка»,  «зуБ», хотя написано именно так. А вот дети, когда учатся читать, читают именно так.

И если Вы позволите выучить стихотворение ребенку самостоятельно, то и запомнит он его именно так, как читал. Вот и получается, что дошкольники часто рассказывают стихотворения лучше, чем ученики 1-2 классов. Потому что они запоминают правильное произношение с выражением на слух, а школьники запоминают так, как написано: орфографически и без выражения. А значит, теряется большая часть смысла стихотворения, его эмоциональная окраска.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.

Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,

прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. Очень трудно учить стихотворение, когда ты не понимаешь смысла некоторых слов (да и произносишь их с трудом, и тебе трудно представить, что там происходит, в этом стихотворении, о чём вообще поэт пишет. Поэтому, выбирая стихи для разучивания, нужно обращать внимание не только на объём стихотворения, но и на сложность текста — много ли в нем слов, совсем незнакомых ребёнку, насколько ему будут понятны авторские обороты речи. Стихотворение должно понравиться. Как вы понимаете, для того, чтобы что-то выучить, надо это повторять много раз. Но также большое значение имеет эмоциональный аспект — нравится ребёнку стихотворение или нет, хочется ли ему его выучить. Если у вас нет выбора — учить стихотворение или не  учить, постарайтесь вызвать у ребёнка положительный отклик на стихотворные строчки. Постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребёнка, чем лично оно вам нравится. Например:

какое стихотворение весёлое, озорное, оно поднимает настроение;

какое стихотворение доброе, с какой теплотой автор относится к героям;

как красиво автор описал природу! Мы прямо так и представляем себе зимний лес, деревья в снегу, свежий запах мороза;

какие необычные слова и образы подобрал поэт, чтобы помочь нам лучше понять те чувства, которыми он хотел поделиться;

если вы знаете что-то об истории создания стихотворения, о его авторе, это тоже поможет вызвать у ребенка его выучить. Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т. п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.

Выучили и забыли?

Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой.

Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.

Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

www.maam.ru

Как учить стихи с ребенком? Практические советы

Почему одни дети молниеносно запоминают все, что им нравится, а для других выучить стихотворение — это настоящая проблема?

В тех семьях, где близкие часто и много разговаривают с малышом, поют ему песенки и начитывают стишки, кроха уже в годик смешно качается и ахает в ритм стихотворения «Идет бычок, качается». Но есть и такие детки, для которых запомнить стих — это настоящее испытание. Почему? Скорее всего, потому что учат неправильно.

Мы вам расскажем, как надо учить стихи с ребенком, учитывая его возраст, темперамент, психологические особенности и даже литературные предпочтения.

Совет №1

Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а вы уже начитываете ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания.

Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше мы просто зачитывали произведения малышу — что-то да запомнит, то после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — вот лучший способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!

Совет №2

Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка. Иногда воспитатели в детских садах ошибочно приучают детей невыразительно читать стихи. Коллективное заучивание превращается в сплошное «На-на, на-на, на-на, на-на…» Так что берите ситуацию в свои руки и старайтесь учить стихи индивидуально! Если малыш не познает красоту поэзии в детстве, то вряд ли он обратится к ней во взрослой жизни.

Совет №3

Если стихотворение будет соответствовать темпераменту и возрасту ребенка, его легче будет выучить. Не стоит четырехлетнего малыша заставлять заучивать отрывки из «Евгения Онегина». Учите с ним лучше детскую классику — Барто, Чуковского, Михалкова. Спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные, размеренные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные тексты. Пока они только учатся, то прислушивайтесь к детскому темпераменту, ведь в школе уже никто не будет считаться с особенностями вашего малыша.

Совет №4

Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком.

Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком. Посвятите его маме, бабушке, тете или же Деду Морозу. Лишь в 7-8 лет ребенок начнет осознавать, что стихи можно и нужно учить для своего удовольствия.

Совет №5

Прежде чем начать занятие, прочитайте сами текст с выражением, а лучше выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение. После этого еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения расскажите малышу о том, кто и когда написал это замечательное произведение, покажите иллюстрации в книге. И пока чадо будет их разглядывать, прочитайте текст еще раз.

Такой подход приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно формируется художественный образ стихотворения. Ну, а после подготовительной работы можете начинать процесс заучивания.

Совет №6

Одни из нас легче запоминают стихи на слух, другие — когда ходят по комнате в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько раз, ну, а четвертым необходима полная тишина и неподвижность. От этого зависит, с помощью какого метода человеку легче заучивать стихотворение.

Методы заучивания стихотворений:

  • Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.
  • Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.
  • Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
  • Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.

Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.

Совет №7

И последний совет: нарисуйте с крохой каждое выученное произведение. Создайте свою авторскую иллюстрацию к нему, подпишите автора и название. А затем складывайте эти рисунки в отдельную папку. В дальнейшем так приятно будет рассматривать их с близкими и вспоминать ранее выученные стихотворения!

Это отличный способ мотивировать малыша для пополнения литературных знаний, а заодно и своеобразный подсчет его достижений.

www.kleo.ru

Как правильно учить стихи?

Есть множество способов, худший из которых - тупая зубрежка. Вообще хорошо для начала понять, какие из навыков развиты лучше: слух, воображение, умение сооружать Лего из ёжиков, виртуозное ковыряние в носу, и на этом навыке делать упор.

Например:

1) Представить себя артистом. Поставить себе несколько задач: эту строфу рассказываю, как Толян из подсобки, в этой строфе я - Снежана из гейбара напротив и тд. Или придерживаться одного образа в течение всего процесса выучивания, параллельно созвав своих котов и вещая на них.

2)Умею рисовать и у меня хорошо развито визуальное мышление (так говорят вообще? Ну да ладно). Смысл понятен. Рисуем образы в той последовательности, в какой они идут в стихотворении. Тут, кстати, хорош метод с эмодзикараоке, т.е перевести стихи в шрифт эмодзи. Тут будет бомбить мозг, пока подберёшь нужный эмодзи, но так и лучше запомнится. К примеру: «Мороз и солнце. День чудесный. Ещё ты дремлешь друг прелестный»

❄️☀️

📅🤩

👉🏼😴

👬😊

Потом, не смотря на оригинал текста, опираться только на свою эмодзи писанину.

3)Ну двигаюсь норм. Придумать на каждое слово/строчку своё движение

4) Я супер аудиал, и слышу, как в паре тысяч километров свистит дельфин. Тогда прочувствуй ритм стихотворения и забацай бит. Почувствуй себя на рэп баттле.

В общем самое главное, чтобы в процессе выучивания не было скучно.

Я просто, не мудрствуя, выучиваю, прибавляя по четверостишью. Прочитал первое четверостишье - повторил, прочитал второе - повторил первое и второе. Прочитал третье -повторил первое, второе и третье. Если четверостиший очень много, то не обязательно каждый раз все сначала. Но если объем не больше 4-5 четверостиший, то можно каждый раз. 

То есть, к моменту, когда вы будете учить последнее четверостишье, весь предыдущий текст вы повторите уже 4-5 раз. Если стих не из четверостиший, то просто разбиваете на смысловые отрезки. И хорошо при этом читать вслух кому-нибудь. Когда читаешь вслух, с выражением другому человеку, то это уже небольшое театральное действо и гораздо интереснее.

 Как вариант еще можно записывать по памяти до тех пор, пока не удастся записать все стихотворение полностью. Тут включается еще другая память, моторно-визуальная (запоминаются движения пишущей руки и вид написанного текста). Записывать не так весело, как читать вслух, и дольше, но может оказаться надежнее. 

Когда пропевал стих, запомнить его было гораздо легче, чем когда учил по строкам. //сто сорок стихов из ста сорока символов из ста сорока строк

Мне кажется, у каждого свой подход к этому делу. В детстве мама заставляла меня переписывать стих по несколько раз, мол когда пишешь - лучше запоминается. Не помню как хорошо я выучила тот стих, но помню точно, что некоторое время учить поэзию я люто ненавидела.Для меня самый простой способ - учить по 2 строчки. Если стих большой, то можно после каждой заученной строфы повторять её с предыдущей и т.д. То есть от малого к большому. Ну и если речь о выразительном чтении, желательно учить не за день до сдачи, а за несколько. Лучше запоминается.

Ну можно ещё стих под подушку на ночь положить. Проверенно - работает.

thequestion.ru


Смотрите также