Блог

Как поднять самооценку и уверенность в себе ребенку


Как поднять ребенку самооценку и уверенность в себе

Так или иначе, заниженная самооценка зависит от восприятия ребенком самого себя, от окружающей среды, от того в какой семье он живет. Проблема зарождается в тот момент, когда родители мало времени уделяют внимания своим детям, не хвалят за хорошие поступки и не дают возможности проверить свои силы.

Что такое заниженная самооценка?

Заниженная самооценка — это психологическая проблема, не обращать внимания, на которую никак нельзя. Впоследствии она негативно влияет на формирование личности ребенка, выражается во внешних и внутренних проявлениях. Родители, которые считают, что это часть характерологических особенностей, ошибаются.

Заниженная самооценка

Признаки низкой самооценки

Низкая самооценка проявляется в унылости, замкнутости, обидах. Существуют отличительные признаки, по которым можно определить наличие проблемы:

  • ребенок обижается даже по малейшему поводу;
  • не верит в собственные силы, использует отговорки: «я не смогу», «у меня не получится»;
  • избегает общения со сверстниками;
  • не хочет браться за новое дело.

Низкая самооценка

Симптомы «Комплекса неполноценности»

Этот комплекс формируется у детей еще с дошкольного возраста, и негативно влияет на формирование целостной личности. Очень важно вовремя выявить признаки «комплекса неполноценности» и искоренить.

Обратите внимание! Нельзя говорить фразы по типу: «Из тебя ничего не выйдет», «Ты никогда это не сможешь» и подобные, все это надо перефразировать и давать ребенку положительную установку.

Отличительные черты:

  • Отсутствие собственного мнения — опирается на мнение родителей либо авторитетных окружающих (родственников, учителей, знакомых) и даже если он и решиться высказать свое мнение отказывается от слов, когда услышит противоречия.
  • Страх общения со сверстниками — наотрез отказывается гулять с ребятами на детской площадке, ему кажется, что он недостаточно хорош для них, чувствует себя уязвимым и неинтересным среди мальчиков и девочек.
  • Боится возражать взрослым — не может отстоять себя в разговорах со старшими, не дает отпор за обиды, оскорбления.
  • Задевают в школе и во дворе — другие дети не дают прохода, ребенка часто бьют и обижают.

Буллинг

Проявляется этот комплекс в ежедневном взаимодействии с окружающим миром и в определенных ситуациях. Родителям стоит наблюдать, способствовать дружеским семейным отношениям, поддерживать и хвалить хорошие поступки.

Как оценить уровень самооценки

Этот уровень — изменчивая величина, меняется от того, в какой среде пребывает и с кем общается ребенок. Родителям необходимо постоянно держать этот показатель на контроле. Определить этот признак не сложно в домашних условиях, под рукой всегда найдется то, что нужно.

Методы определения самооценки:

  • С помощью месторасположения рисунка на бумаге. Рисунок расскажет о многом, о страхах, переживаниях, психологическом состоянии, восприятии действительности. Определить состояние таким способом легко, нужно посмотреть на рисунок, в какой части листа он находится. Верхняя часть листа — завышенная, средняя — адекватная, внизу — заниженная, повод для тревоги есть. Цветовая гамма на рисунках говорит о психологическом состоянии. Преобладание темных цветов говорят о депрессивном, волнующем состоянии, тем более, если в сочетании с рваными, острыми линиями.

Методика «Лесенка»

  • Тест «Лесенка». Подходит для детей от трехлетнего возраста. На листе бумаги необходимо начертить лесенку из 10 ступеней. Показав ее сказать, что на самой нижней ступеньке стоят очень плохие дети, а на верхней самые хорошие, и попросить ребенка нарисовать на какой ступеньке он видит себя. Ключ к тесту: 1-3 ступенька — сильно занижена; 4-7 — адекватно оценивает себя, но переставать следить нельзя; 8-10 — свидетельствует о завышенном уровне. Впоследствии можно попросить нарисовать своих друзей, так выявляется его отношение к другим сверстникам, одноклассникам.
  • «Смешные человечки» — обычная игра, выявляющая уровень самосознания и оценки личности. Рисуется дерево, на ветках которого располагаются обычные зверьки. Далее рисуется новое дерево, и спрашивают ребенка, где он сидел бы, если попал на дерево. Где сидели бы его друзья? Недостаток теста лишь в том, что он показывает только самоощущения детей в знакомом коллективе.
  Экономическое воспитание детей

Реальную картину можно узнать, когда в семье складываются доверительные отношения.

Доверие — залог успеха воспитания

Как повысить самооценку и уверенность в себе мальчику 7-8 лет

Адекватная самооценка — это успешность во всех его проявлениях: взаимоотношениях в коллективе, формировании семьи, на работе и т. д. В восемь лет формируется представление о себе и других, это обусловлено кризисом — ребенок приобретает социальный статус ученика, для него важна внешняя оценка его достоинств.

Важно! Чем больше преград и трудностей ребенок положительно преодолел, тем он увереннее в себе.

Практические советы по формированию адекватной самооценки

Как поднять самооценку ребенку? Дети — это будущие взрослые, которых нужно поддержать в трудную минуту, похвалить, одобрить их поведение, тогда они вырастут уверенными в себе людьми, успешными и активными членами общества.

Копия родителей — начинаем работу с себя

Дети — отражение своих родителей, часто они копируют именно своих ближайших родственников. Нотки неуверенности родителей вполне могут передаться детям в виде тревожности и низкой самооценки, самоуважения. Нельзя сказать, что развиваться нужно только детям, работу над саморазвитием нужно проводить каждому взрослому.

Как правильно похвалить, поблагодарить, наказать

Как повысить самооценку и уверенность в себе ребенку? Похвалой можно не только улучшить, но и ухудшить положение вещей. Особенно если это лже похвала или похвала, не имеющая смысла.

Похвала

Хвалить можно и нужно, похвала «окрыляет» детей и дает установку становиться еще лучше, стремиться к успеху.

Хвалить нужно когда:

  • выражается собственное мнение, подкрепленное аргументами;
  • оказывает помощь друзьям, ближнему, младшим;
  • проявляет оптимистический настрой;
  • за мужество;
  • за желание преобразить мир к лучшему;
  • за доведение дел до конца.

Благодарить ребенка нужно для поднятия его достоинств и оценки происходящего. Даже взрослым необходимо иногда побыть ребенком и оказаться зависимым от младших. Интересоваться мнением детей, благодарить за оказанную помощь в пределах их сил нужно в ежедневной жизни.

Воспитывая детей, без наказаний вряд ли обойдется, но наказания никак не должны быть во вред здоровью или морально унижать.

Наказание

Наказывать нужно правильно:

  • не вредя здоровью;
  • если есть сомнения, лучше не наказывать;
  • наказание должно быть не за счет любви, нельзя лишать теплых чувств;
  • за один раз — одно наказание;
  • не отнимать личных вещей;
  • поздние наказания — лучше не наказывать вовсе, чем запоздало, иначе влечет за собой формирование комплексов;
  • наказание — прощение, чтоб не было чувства вечно виноватого;
  • отмена наказания — если инцидент исчерпан, отменяется наказание.
  Экономическое воспитание детей

Важно! Никогда нельзя наказывать ребенка, если он больной или плохо себя чувствует, или же когда сами родители расстроены по каким-либо причинам!

Как сравнение с другими влияет на самооценку

Дети — уникальные создания, и каждый отличается своими достоинствами. У всех из них разный нрав, характер, темперамент, способности. Абсолютно каждый талантлив в чем-то своем. Задача родителей определить и подкрепить талант, но уж никак не сравнивать свое чадо с другими. Это пагубно влияет на психику и осознание собственного «Я», своих сил. Если постоянно сравнивать, то формируется низкая самооценка, тревожность, замкнутость. Ребенок может даже думать, что его не любят потому, что он не такой как другие, не достойный.

Сравнение с другими

Важно! Нужно любить ребенка таким, каков он есть, и помочь раскрыть его таланты.

Упражнения для повышения самооценки

Как повысить самооценку ребенку? Простые и действенные на практике упражнения помогут воспитать решительного человека с лидерскими качествами.

  • Игра «Копилка успеха». Суть: нужно взять коробку и оформить вместе с ребенком, так как ему нравиться. В нее он будет складывать свои маленькие достижения, которые можно написать на бумаге: «красиво продекламировал стих», «выполнил контрольную по языку на пять, хотя боялся» и т. д. Повышать уверенность будет значительное прибавление веса коробки. Такая игра может использоваться впоследствии для повышения веры в свои силы.
  • Игра «Заверши предложение» — для проведения понадобится мяч. Правила этой игры гласят, что необходимо ребенку бросать мяч с началом фраз: «Я могу…», «Я умею…», «Я научусь…» и подобные, а ребенок каждый раз завершает предложение и бросает мяч обратно. Эта игра помогает осознать, кем он есть, и чего хочет добиться. Всякий раз, бросая мяч лучше повторять начало предложения несколько раз, так малыш осознает, что он когда-то этого не умел, но смог научиться.

«Звезда квартиры»

  • Игра «Звезда квартиры». Для нее необходимо изготовить стенд (лист бумаги) в центре с нарисованным цветком с лепестками, либо солнце с лучами. Посередине наклеить фотографию ребенка. В течение обусловленного времени (1-2 недели) на лепестках взрослые и дети будут записывать положительные качества и достижения. Сами взрослые смогут увеличить авторитет ребенка. В конце плакат снимают и отдают ему самому.

Следить и поднимать самооценку детей нужно не одноразово, а постоянно. Адекватная оценка себя — основа успешного человека, его карьеры, семейного благополучия и счастья. Доверие, взаимопонимание и дружеские отношения — залог успеха воспитания уверенного в себе деятеля.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

15 быстрых способов поднять самооценку ребенку

Рассказывает эксперт национального ресурсного центра наставничества «МЕНТОРИ» «Рыбаков Фонда» Ольга Давыдова.

Адекватная самооценка — это то, от чего зависит успешность (и счастливый комфорт, что куда важнее) ребенка в учебе, хобби, общении со сверстниками, одноклассниками, друзьями и родителями.

Когда речь заходит о современном поколении, можно услышать две противоположные точки зрения. Первая: «Ох уж эти дети-интроверты, сидят дома и носу за дверь не кажут». Вторая: «Ох уж эта наглая молодежь, им бы корону с головы снять!»

В предыдущей статье мы уже рассказывали о том, как воспитать правильную самооценку и что делать, чтобы она была адекватной. В этой хотелось бы сконцентрироваться на вопросе «Как самооценку поднять?».

Из низкой самооценки вырастает ролевая позиция жертвы. Человек, принявший на себя подобную роль, всю жизнь будет искать поддержки и опоры в других. Эта позиция ужасна даже для девушки, что бы там ни говорили нам гендерные стереотипы. Люди-«жертвы» постоянно перекладывают ответственность на других, не взрослеют, живут в страхе, который со временем даже становится комфортным.

«Да, я неудачник, ну и что? Не все такие вот крутые, как вы…»

Такая позиция, к сожалению, часто встречается уже у вполне взрослых людей. Вот только жалельщиков, берущих на себя заботу о «жертве», с каждой новой истерикой, с очередным срывом и упадническим настроением будет становиться все меньше.

Уверенность в себе формируется задолго до начала подросткового возраста, но именно этот период — 11-12 лет (младший подростковый в классификации психолога Эльконина) — можно назвать оптимальной фазой для работы с самооценкой.

Почему?

— Формируется полноценное самосознание и позиционирование;

— Развивается интерес подростка к себе (те самые самокопания — «Быть или не быть?»).

— Появляется интерес к своим возможностям, способностям и умениям (Что я могу? Что я хочу? Чем я лучше других?);

— Есть возможность открыто поговорить с родителями на волнующие темы;

— Сами взрослые могут серьезно поддержать подростков в решении их проблем (диалог на равных);

— 9-12 лет психологи называют «возрастом злости». Агрессия и отторжение родителей, смешиваясь с заниженной самооценкой, могут стать настоящим вулканом. Так что самое время работать!

Итак, как же поднять самооценку ребенку?

Если ваш ребенок выказывает тревожные симптомы (высказывания в стиле «Я ничтожество», депрессии, скрытность, цинизм), для начала проанализируйте причину. Дело может быть банально в том, что ваши требования просто несоизмеримы с возможностями.

В 5-6 классе Оля была круглой отличницей и любимицей педагогов. Откровенная нелюбовь всего класса не мешала ей участвовать в конкурсах и яростно тянуть руку раньше всех, надоедая вопросами «А что дальше?». Тем не менее и сама Оля, и родители понимали, что позиция «лучшая» скорее ситуативная, а межличностные отношения, которые сложились в классе (доходило до драк с «выскочкой»), не доведут до добра. Олю перевели в гимназию соседнего города, программа которой отличалась повышенным уровнем сложности. И что вы думаете? В 7-м классе у Оли начались проблемы с самооценкой. А как вы хотели? 30 человек в классе, и все «гении», «выскочки» и активисты.

Подумайте, что, возможно, просто окружение вашего ребенка изменилось: вы перевели его в лицей, класс стал профильным — математическим, одноклассники поголовно ходят к репетитору по- английскому. У подростка может вполне справедливо возникнуть комплекс неполноценности. Не предъявляйте ему завышенных требований и никогда не сравнивайте с другими в его пользу. Проанализируйте ситуацию вместе.

Для подростков мнение ровесников истина в высшей инстанции. Так что если «Катя, Вася и Марк сказали, что я выгляжу как идиотка», то ваше мнение вряд ли поможет исправить ситуацию. Увещевания в стиле «Ты кому больше веришь?» не помогут. Доверяет-то ваш ребенок вам, а вот верит молодежи вокруг. И ругать его за это не стоит. В случае если внешний вид действительно сильно влияет на самооценку вашего подростка, лучше пойти ему навстречу. Но только если он сможет аргументировать, почему зеленый цвет волос нужен именно ему, а не его одноклассникам.

Подумайте на семейном совете, что вам важнее: забитая девочка-подросток с убитой самооценкой или принципы, что драные джинсы или неформальная одежда — не для семьи Ивановых. Ребенок перерастет и цвет волос, и корсеты, и ушки на ободке.

Другой случай, если в школе имеет место реальная травля. За национальность, за смешные дефекты речи, за то, что отличница/худая/толстая, — выбор у детей жесток и специфичен. Присмотритесь к тем, с кем ваш подросток общается, и если вы выясните, что его низкая самооценка является результатом целенаправленной травли, то просто переводите его в другую школу. Психика у детей ломается очень просто, так что новый виток войны за справедливость можно отложить, лучше действовать.

Вы же любите, когда начальник вас хвалит? Пусть не дает повышения, пусть KPI не выполняются, так как безбожно завышены! Но одно маленькое «Умница!» и «Спасибо, ты настоящий лидер» заставляют вас улыбнуться и порадоваться за себя искренне. И ведь, заметьте, начальники не хвалят просто так — только за дела.

То же самое с подростком. За хорошее — хвалите, за недостойное — ругайте, чтобы не сбить ценностные ориентиры. Главное — никогда не переходите на личности, ведите речь только о поступках. Не «Саша, ты идиот», а «Саша, было очень неразумно забывать ключи дома». И не «Катя, не веди себя как дура!», а «Катя, тебе совсем не к лицу так убиваться из-за четверки».

И, пожалуйста, не бойтесь перехвалить своего ребенка. Нет, у него не появится корона на голове (в подростковом возрасте уже не появится, опасаться испортить чадо и превратить в принцессу надо куда раньше) и «эгоистом он не вырастет». Эгоист — это человек, который поступает рационально и хочет себе блага, ну где же тут минусы? Использование других людей для собственной выгоды в термин, кстати, не заложено. Так что смело хвалите за дело — чем более конкретна похвала, тем яснее ребенку, что взрослые ценят, что, по их мнению, хорошо.

Не забывайте хвалить и себя.

За что можно хвалить?

1. За выражение собственного и аргументированного мнения.

2. За принципиальность в сложных ситуациях.

3. За помощь ближнему, друзьям, младшим, родственникам.

4. За упрямство в разумных пределах и умение доводить дело до конца.

5. За хорошее настроение и оптимизм.

6. За желание изменить мир к лучшему.

7. За мужество.

И где тут фраза «За хорошие отметки»? Ее нет… Потому что старание в предмете, который не получается, куда важнее. Потому что мужество, с которым ребенок берет на себя ответственность, куда важнее. Потому что сделать то, о чем тебя не просили или за что не дают карманных денег, но что было необходимо, куда важнее. Проведите параллель со своей работой и обязательно похвалите себя!

Если вы обнаружили, что самооценка хромает — у вас или у вашего ребенка, то помогут исключительно решительные действия. Дело в том, что рост самооценки прямо пропорционален преодолеваемым трудностям.

Вы справились со сложной задачей на работе — вы выжаты, но чувствуете себя лучше. Вам удалось похудеть, хотя занятия в зале ну никак не вписывались в напряженный график, — вы чувствуете себя сильнее. То же самое и с ребенком: он поверит в свои силы, если сумеет их продемонстрировать. Подтянуться три раза, тренируясь с папой. Получив высший балл, дополнительно занимаясь математикой вместо игры на компьютере. Преодолев страх перед фотоаппаратом и своей внешностью — потратьте время, сходите с девочкой, которая считает себя дурнушкой, на фотосессию! Вот увидите, классная аватарка в «ВКонтакте» — и ребенок (да и взрослый) расцветет.

Брать ребенка на «слабо».

«Ты не можешь, что ли?», «Даже Сашка из соседнего двора может, соберись!», «Разве так себя ведут девочки?»

Во-первых, любая гендерная привязка качеств «Ты же девочка, будь аккуратнее», «Ты же мальчик, будь сильнее» урон для самосознания ребенка. Аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь».

Во-вторых, любое сравнение с другим ребенком/человеком наносит огромный удар по самооценке. Никогда не сравнивайте тех, кого любите, с другим объектом внимания. Если муж вам скажет: «Света, не сомневайся в себе, ты красавица, вот Катя, моя коллега, не сомневается же, всегда уверена и оттого притягивает взгляды!» — вряд ли это поднимет вам настроение. Что за Катя? При чем тут Катя? Почему я должна быть похожа на Катю?

Ребенок такими конкретными категориями не мыслит, но чувство непонимания у него возникнет.

В зависимости от возраста ребенка у вас есть две модели поведения: «Давай вместе» и «У тебя обязательно получится, давай попробуем еще раз, а если что, я тебе помогу».

Если ребенок не достаточно взрослый, вы можете попробовать преодолевать трудности вместе. Если же речь идет о подростке, то не стоит делать за своего сына или дочь то, что он или она могут сделать самостоятельно. Такая борьба с трудностями не пойдет на пользу самооценке, так как чувство удовлетворения от решения сложной задачи не придет. Вы можете подсказывать и направлять, но поддержка не должна быть избыточной.

У каждого человека есть талант, или, говоря языком предпринимателей, конкурентное преимущество. Можно бесконечно пытаться улучшить то, что не получается, — об этом речь шла в предыдущем пункте про преодоление трудностей. Но усиление «любимых» сторон — это ваш шанс получить уверенного в себе ребенка.

Итак, если ваш ребенок отлично рисует — отправьте его на курсы, а если любит футбол — запишите в команду и найдите хорошего тренера. Если вы сами хорошо шьете — начните делать авторские игрушки и делитесь успехами с друзьями. Если хорошо получаетесь на фото — отправляйтесь на городскую или студийную фотосессию. На наше счастье, социальные сети — обитель не только плохих новостей, но и красоты, которой можно делиться.

Любому из нас легче переносить жизненные трудности и неудачи, зная, что в чем-то СВОЕМ он на высоте.

1. Сходите к стилисту или просто пройдитесь по магазинам.

2. Закажите фотосессию, а потом выложите классные фотографии в Сеть, собирая комментарии. Только осторожно — не впадите в лайк-зависимость

3. Сходите на мастер-класс, научитесь делать что-то необычное: цветные капкейки, поделки из жести, шерстяные игрушки, что угодно!

4. Сходите в театр или в музей, обязательно в компании, чтобы потом обсудить увиденное. Попробуйте написать эссе по этой же теме.

5. Запишитесь в спортзал, начните бегать или занимайтесь дома. Ежедневная гордость за преодоленные трудности вам обеспечена.

6. Сделайте что-нибудь не характерное для вас: сходите в тир, постреляйте из лука, если же вы и так завидный «силовик», то отправляйтесь на бал — историческую реконструкцию.

7. Заведите себе хобби. Не временное увлечение, а любимое дело. Пишите стихи, рисуйте по номерам, готовьте каждую неделю блюда новой кухни. Коллекционирование тоже, конечно, хобби, но лучше, если оно будет созидательным, а не потребительским.

8. Чаще улыбайтесь. Наш мозг позитивно реагирует даже на «ненастоящую» улыбку.

9. Беседуйте с людьми, которые вас любят. Разговаривайте обо всем, что вас окружает, что произошло за день, что прочитано в книге. Организуйте пару раз в неделю семейные встречи и дискуссионный клуб.

10. Заведите «Тетрадь успехов» или несколько разных чек-листов с вызовами самому себе. Записывайте в тетрадь все, что получилось, даже если это какая-то мелочь. Листы же могут быть тематическими: «10 мест в родном городе, где я побывал», «30 новых слов, которые я выучил», «10 новых книг, которые надо прочитать», «5 вредных привычек, с которыми я борюсь». Банальная галочка рядом с рандомным пунктом повышает настроение, уж поверьте!

Фото: Shutterstock.com

letidor.ru

7 советов, как повысить самооценку неуверенному ребенку

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.

Перед родителями часто стоит непростой вопрос: “Как добиться послушания?” И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий. Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей. Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.

Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина.

Как повысить самооценку у неуверенных в себе детей?

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает.

Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало.

Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная — без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл — это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться.

За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

1. Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох.

Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

2. Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются». Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

3. Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

4. Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. «Последи за сестрой», – сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм. Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: «Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила!» Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность. То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности. Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

5. Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки. И начинала нудить и критиковать: “Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди”. Веселья не получалось.

Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется. А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня.

Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же – будем смотреть айпад. Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

6. Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!»

Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут».

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана. И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

7. Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным.

Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться».

Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

Автор Ольга Уткина

mama-likes.ru

"Мама, почему я никто": как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе • Фаза Роста

Одним из самых ярких отличий человека от любого другого вида на земле является самосознание. Мы понимаем, кто мы и что мы.

Кроме возможности узнавать себя в зеркале и принимать решения, исходя из своих интересов, самосознание позволяет нам сравнивать себя с другими.

«Глупо считать себя самым сильным или самым умным, в мире точно есть кто-то умнее или сильнее». Почему мы так думаем и откуда у нас вообще берутся такие мысли? Ответ – наша самооценка.

Разумеется, в оценке себя лучше придерживаться золотой середины, что не всем удается. Потому часто вместо адекватной, мы видим в людях завышенную или заниженную.

Мы те, кем нас воспитали родители

Низкая или высокая самооценка формируется у человека еще в первые 5 лет его жизни.

За это время ребенок осознает понятия «Я хороший» или «Я плохой» в основном из слов родителей и лишь немного ориентируется на внешние факторы.

После 5 лет и до подросткового периода восприятие детей все больше обостряется в сторону общения с друзьями, личных достижений в учебе или спорте и прочих, не зависящих от родителей, факторам.

С 12-13 лет ребенок особо восприимчив ко всем факторам, влияющим на его характер и особенно самооценку.

Девушки и юноши максимально открыты для всего нового, но также ранимы и чувствительны к необдуманным словам и поступкам своих родителей.

У нас не всегда есть возможность узнать, где и чем именно занимаются наши дети, но опекунство рано или поздно должно смениться умеренной заботой и поддержкой растущей личности.

Маленькие мальчики становятся мужчинами, а маленькие девочки женщинами.

Самооценка играет одну из самых важный ролей в формировании личности. Именно поэтому вам необходимо избавиться от всех заблуждений и научиться правильно ободрять и мотивировать своих детей.

Искусство быть родителем

Поступки родителей всегда имеют лучшие намерения. Даже применяя физическую силу, несдержанные папа или мама желают не причинить ребенку боль.

Они хотят помочь, донести своим детям, что те провинились и так поступать нельзя.

Вы сами знаете, к чему ведет дорога из хороших намерений, потому будьте готовы увидеть в перечне родительских ошибок очень знакомые методы воспитания.

1. Не сравнивайте своего ребенка с другими

Самооценка формируется относительно достижений других – я сильнее этой девочки, я слабее этого мальчика. Разберем эти два примера и проследим за их развитием в детском сознании.

«Я сильнее этой девочки». Самооценка повышается, ведь ребенок лучше кого-то. Но если он лучше, то это дает какие-то возможности и привилегии.

Слабого можно обидеть и не получить сдачи, можно отобрать у него игрушку, можно над ним посмеяться и повысить за счет этого свой авторитет.

«Я слабее этого мальчика». Самооценка понижается, ведь ребенка в чем-то превзошли. Сильный мальчик не воспринимается ребенком как обычный ребенок, который стал сильным.

«Сильный» и «этот мальчик» объединяются в один образ. Это проявляется даже спустя годы, когда на встрече выпускников школьные хулиганы могут доминировать над фактически уже более успешными «ботанами» и «заучками».

Не начинайте сравнивать своего ребенка с другими детьми, лучше отслеживайте его личные успехи и сравнивайте их с прошлыми результатами.

Ваш сын получил плохую оценку? Посмотрите его прошлые баллы по тому же предмету.

Если они были хуже – ребенок, хоть медленно, но развивается. Если лучше – вашему сыну не будет с кем себя сравнивать, кроме себя самого. Это порождает мотивацию.

2. Не оценивайте ребенка, оценивайте его поступку

«Ты плохой мальчик», «ты непослушная дочь» – исключите подобные выражения из своих разговоров с детьми.

Вы авторитет, а ваши слова – истина. По крайней мере, так ребенок воспринимает вашу критику и замечания на подсознательном уровне.

Уже к 5-ти годам дети учатся разграничивать свою личность и свои поступки. Разбитая ваза делает вас злодеем или плохим человеком?

Так зачем вы навешиваете на ребенка ярлыки за самые безобидные шалости или случайные проступки?

«Ты вредный, непослушный, ленивый!» – не лучшие слова для ребенка. «Ты ленивый, безответственный, безынициативный» – а эти фразы способны убить в детях любую мотивацию.

«Ты тупой. Ты дурак. Ты ничего не можешь нормально сделать. Ты не мужик» – слова, которые запоминаются на всю жизнь и становятся причиной комплексов.

Если вы себя уважаете – никогда не говорите своему родному человеку что-то подобное.

Совсем другой эффект будет, если приписывать все эти качества не самому ребенку, а его поступкам. Согласитесь, «ты глупый» и «ты поступил глупо» вызывают совершенно разные эмоции.

Только не забывайте самое главное правило критики – после замечания будьте готовы предложить правильный вариант действия.

Это повысит ваш авторитет в глазах ребенка и не даст ошибиться в следующий раз. Вам же хочется понять, как поднять самооценку детям?

3. Не закрывайте глаза на школьные конфликты своих детей

Когда ребенка обижают в школе, родители либо не вмешиваются, считая это детскими играми, либо публично ругают обидчика, обрекая ребенка на изоляцию и еще большие обиды и оскорбления.

Они не дают своим детям абсолютно никаких советов. Ни один из этих вариантов не ведет к разрешению конфликта. В первой ситуации вы не влияете, вы взваливаете всю ответственность на ребенка, хоть тот и понятия не имеет, что ему делать и как поступать.

Во второй ситуации вы решаете все проблемы за ребенка, не давая ему проявить себя.

Вы уже поняли, что нужно делать? Придерживайтесь золотой середины и четко контролируйте свое участие в школьном конфликте. В качестве примера для подражания возьмите любой фильм с Брюсом Ли или Джеки Чаном.

Именно там чаще всего встречается линия ученика и учителя, который учит юношу боевому мастерству. Мастер не отправляет юношу в бой без подготовки, но и не решает за него все проблемы.

Он наставляет и готовит его к преодолению препятствий. Лишь такой подход превращает ученика в настоящего героя.

Станьте мудрым учителем для своего ребенка. Перейдите на совершенно новый уровень — изучайте психологию детских конфликтов, школьную иерархию и как с ней справляться.

Научите этим знаниям ребенка и отправьте его в «бой». Пускай и не с первого раза, но дети быстро учатся самостоятельно справляться со своими проблемами, не забывая того, кто их этому научил.

4. Не стройте из себя идеал

Многие родители панически боятся показать перед ребенком свою слабость или беззащитность. Это действительно необходимо делать, когда ребенок маленький и ему нельзя прекращать видеть в родителях своих супергероев, но после 3-4 лет дети вполне готовы к более реальному взгляду на маму и папу.

Заниженная самооценка у ребенка может повыситься, если вы раскроете небольшую правду. Мама может пересолить суп, неправильно настроить стиральную машинку, случайно разбить тарелку.

Папа может не знать, как удалить вирус с компьютера, может случайно ударить себя по пальцу молотком или купить просроченное молоко в супермаркете.

Никто не совершенен – вот, что должен понять ребенок, чтобы выработать адекватную самооценку. Если в бедах мамы и папы вечно кто-то виноват, кроме их самих – значит в «идеальных» условиях они никогда не ошибаются и всегда правы.

А почему тогда ребенок не такой? Может он таким родился – неправильным? Не давайте детям думать, что они по умолчанию хуже остальных, особенно своих родителей.

Если вы оплошали, обратите внимание ребенка на это и в конце приведите мораль: «Ох, не посмотрела в рецепт и положила вместо сахарной пудры обычный сахар.

Нужно быть внимательней, тогда в следующий раз пирог получится идеальным!».

5. Не обесценивайте

Дети не бывают плохими или хорошими. Но иногда мы об этом забываем. Если вы не знаете, как повысить самооценку у ребенка, то в вашей речи часто встречается фраза «Ты постоянно опаздываешь!

Сколько можно тебя ждать?». Эти слова действительно могут обидеть, ведь вы просто обесценили те случаи, когда ребенок, специально или нет, все делал вовремя.

Когда ваши дети имеют «постоянные» проблемы, нужно более серьезно относиться к их оцениванию.

Периодические замечания побудят в ребенке желание исправиться, например, если вы отчитали дочь за разбросанные платья, то в следующий раз она их сложит на место и будет ждать вашей реакции.

Жаль, но мы привыкли воспринимать все хорошее как само собой разумеющееся, потому старания дочери, скорее всего, не вызовут ни капли эмоций с вашей стороны.

Это ее разочарует и в следующий раз она уже будет с меньшим энтузиазмом слушать ваши причитания.

Как поднять самооценку ребенку? Старайтесь не только ругать, но и хвалить. Особенно, если похвала касается исправления своих проступков. Это внимание, которое нужно вашим детям.

Самооценка ребенка – не только результат вашего воспитания

Помните, что ребенок формирует самооценку, впитывая родительскую критику, комплименты от противоположного пола, оскорбления ровесников и многие другие проявления человеческого общения.

Самостоятельно навязать подростку его самооценку можно лишь при условии домашнего образования и полной изоляции от внешнего мира.

Такой подход чреват множеством ужасных последствий, а потому с неотъемлемой ролью окружения придется смириться.

Лучше сосредоточьте свое внимание на подготовке ребенка к внешним контактам.Будь им 7 лет или 15 – научите своих детей правильно реагировать на замечания учителей, оскорбления хулиганов и насмешки со стороны неприятелей.

Объясните, что реагировать на оценку окружающих нужно лишь в случае, если они желают ему добра. Замечание учителя: «Впредь будь внимательнее при написании диктанта» – это посыл, который поможет ребенку стать лучше и в следующий раз написать работу качественнее. 

Но уж точно замечание соседского мальчишки: «У тебя огромный нос» сделано лишь с целью обидеть, а потому обращать внимание на подобное высказывание не стоит.

Таким образом вы научите ребенка различать объективную критику от пустых незначащих слов и выработать адекватную самооценку.

  • Как перезагрузить непонятные отношения?
  • Как привлекать достойных мужчин и сделать правильный выбор?
  • Как создавать по-настоящему счастливые отношения? 1+1=11
Команда Фаза Роста, Фаза Роста

fazarosta.com

Как повысить самооценку ребенку | Лариса Милова, психолог

Как повысить самопринятие/самооценку у ребенка? Очень много статей, как распознать, а вот что делать дальше? Понятно, что нужно менять свое поведение, но с чего начинать? — с таким вопросом обратилась ко мне участница сообщества «ПП — Простая Психотерапия».

Хороший вопрос. Родители так боятся вырастить хулиганов и наркоманов, что частенько выращивают зажатых и неуверенных в себе людей.

В чем опасность низкой самооценки у ребенка?

Если у ребенка занижена самооценка, скорее всего, ему будет сложно реализоваться как личности, поскольку у него нет самого главного для полноценного бытия – ощущения себя ценным и важным, нет веры в свои силы. Если ребенок не уверен в себе, то он часто чувствует себя хуже других, вследствие чего может попадать в неприятные для себя ситуации.

Чтобы понять, что именно нужно менять в поведении, давайте разберемся, из чего складывается самооценка.

Из чего состоит самооценка

Формула ее проста:

Самооценка = уровень способностей : уровень притязаний.

Вспоминаем школьную математику и понимаем, что если в числителе (это у нас уровень способностей) число меньше, чем в знаменателе (там у нас с вами уровень притязаний), то результат будет всегда меньше единицы, т. е., самооценка будет низкой.

Если у человека низкая самооценка, то, скорее всего, у него заоблачные притязания. Когда мы говорим о детской самооценке, то притязания – это те требования, которые ему предъявляются в семье.

Причина завышенных ожиданий от ребенка одна – ребенка не принимают таким, какой он есть, а ориентируют на то, что, чтобы заслужить любовь и одобрение, ему нужно быть кем-то другим.

Выражаться это может в разном родительском поведении:

  • это может быть сравнение с другими детьми
  • сравнение с какими-то недостижимыми образцами для подражания
  • критика
  • игнорирование чувств ребенка и особенностей его характера
  • недостаточное внимание к мнению ребенка
  • неуважительная или конфликтная атмосфера в семье
  • регулярные наказания без достаточного количества похвалы и эмоциональной поддержки.

Бывает, конечно, и другой вариант низкой самооценки – когда страдают способности, вернее, никто не озабочен, чтобы их у ребенка развивать. В этом случае ребенок, подрастая, начинает понимать, что способности сверстников гораздо выше его, он везде и во всем проигрывает (происходит некая проверка реальности), и тогда у него, естественно, снижается самооценка.

Если родитель, прочитав несколько книг и статей, начинает замечать, что у его сына или дочери заниженное восприятие себя, то первое, что он делает — принимается хвалить своего ребенка вдоль и поперек. Как правило, толк из этого небольшой.

Что же делать и с чего начать?

Как повысить самооценку у ребенка

Вывод напрашивается сам собой. Вариантов два:

  1. Увеличить уровень способностей ребенка
  2. Уменьшить уровень притязаний к нему.

11 шагов для поднятия детской самооценки

  1. Первым шагом будет запастись терпением – дело это непростое, лучше идти маленькими шагами, понимая, что мы делаем и зачем. Важный показатель здесь – возраст ребенка: чем он меньше, тем быстрее можно все исправить. Чем старше человек, тем больше запасаемся терпением и валерьянкой.
  2. Проанализировать свое отношение к ребенку. Какие требования и ожидания по отношению к нему уже существуют. Задайте себе вопрос — как они сформировались, и не транслируете ли вы требования родителей к вам в детстве (может, вы просто воспроизводите родительскую модель?). Если вы не можете обнаружить изъянов в своем воспитании, а ребенок уязвим в зоне оценки себя – бегом на консультацию к психологу, специалист побудет вашим зеркалом и поможет разобраться в проблеме.

  3. Оздоровить, насколько это возможно, атмосферу в семье, чтобы она стала спокойной. Уважение взрослых друг к другу в семье – залог самоуважения детей.

  4. Учиться замечать в своем ребенке хорошее. Проговаривать вслух это можно время от времени, а вот замечать самому – самое главное. Перестать критиковать и вообще следить за своими словами при общении с ребенком. Вызубрить наизусть фразу Януша Корчака «Детей нет, есть люди», и не позволять себе ничего такого, что вы бы себе не позволили в отношении других взрослых людей.

    Кроме того, полезно учить ребенка самого замечать хорошие моменты в жизни – позитивный взгляд на жизнь сильно влияет и на самочувствие и на настроение. На этот счет есть масса игр и упражнений:

    • можно гулять по улице и замечать красивые моменты и детали по очереди;
    • в конце дня «собирать» хорошие моменты, которые были;
    • организовать большую банку, куда складывать маленькие записки, когда происходит что-то хорошее (поход в кино, успех в школе, отличная игра), перечитывать их время от времени, особенно в периоды эмоционального упадка и т.п.
  5. Помочь ребенку повысить свои реальные способности. Не ориентировать его на то, чтобы он был лучше всех, а позаботиться о том, чтобы он что-то умел делать хорошо, и самому ценить то, что он умеет. Это не обязательно успехи по математике и русскому. Это вполне может быть хорошее умение вышивать крестиком или плавание.

  6. Не навязывать свои решения ни в выборе одежды,ни в выборе еды и всего остального. Даже если ребенок не привык это делать и ждет вашей помощи, просто дайте ему больше времени, он сможет определиться. Это не про вседозволенность, а о праве голоса.

  7. Отнеситесь внимательно к тому, чтобы ваш ребенок умел хорошо общаться. Способность общаться — это навык. Значит, его можно формировать и тренировать. В помощь вам будут различные книги, игры и упражнения, сказкотерапия.

  8. Научите ребенка говорить «нет» и отстаивать свои границы. Не получается это самостоятельно – есть хорошие специалисты, которые умеют это делать профессионально.

  9. Давайте возможность ребенку справляться с разными заданиями самостоятельно. Не бросайтесь на помощь по «первому требованию». Вообще, аккуратней с этой самой помощью – если ее много, ребенок вырастает с ощущением собственной беспомощности. Отмечайте его достижения и старания – это поддерживает.

  10. Если ребенок с характером и способностями не такими, как вы нарисовали еще до его рождения, задайте себе вопрос – вы хотите вырастить его успешным или счастливым и здоровым?

    Научитесь смиряться вообще с последствиями наличия ребенка в вашей жизни – скорее всего, у вас будет больше хаоса и уборки по дому, меньше времени и эмоциональных сил. Успокаивайте себя тем, что такое настроение посещает не каждый день, а дети вырастают))

  11. Внимательно посмотрите на себя – а что у вас с самооценкой? Здесь, как и во всех остальных случаях, работает правило: хочешь помочь другому- начни с себя.

Если возникают трудности с прививанием самостоятельности самостоятельно, приходите на консультацию психолога в Туле, разберем этот вопрос вместе.

milovalv.ru

Как повысить самооценку и уверенность в себе подростку

Личность ребенка начинает формироваться задолго до первых слов и шагов. И только через несколько лет – к пятилетнему возрасту – родители увидят результат своих воспитательных усилий. Выразится он в особенностях характера чада, его поведении, интересах, привычках, коммуникативных качествах.

В каждом возрастном периоде происходит закладка «строительных блоков» личности. И для каждого этапа характерны так называемые нормативные страхи, опасения, барьеры.

В общении со взрослыми и сверстниками, в решении игровых задачек и повседневных событиях эти структуры взаимодействуют между собой. Развивается способность решать проблемы, справляться с нестандартными ситуациями, и в итоге – формируется самооценка и уверенность в себе.

Самооценка – это степень осознания своих достоинств и недостатков, оценивание собственных личностных качеств и результатов деятельности.

Самооценка может быть как положительной, так и отрицательной.

А вот уверенность в себе – это цельное, уже сформированное качество, позитивное отношение к себе, готовность преодолевать препятствия на пути к цели.

При этом высокая самооценка не является еще уверенностью в себе, но может стать ее основой в будущем. В воспитательном процессе адекватная самооценка – залог формирования спокойного, обдуманного и безопасного поведения. Поэтому родителям важно знать, как помочь ребенку стать уверенным в себе уже в раннем детстве.

Как и когда формируется самооценка в детском возрасте

В раннем возрасте малыш действует необдуманно, не прогнозируя результатов своих действий, лишь под влиянием сиюминутного желания. На этом этапе родители начинают формировать будущую самооценку с помощью ограничивающих фраз: «Ай!», «Нельзя», «Больно» и демонстрируют ребенку возможные последствия.

Постепенно возникает целенаправленность, зависимость от ситуации. Ребенок начинает выполнять более сложные словесные инструкции и получает за это поощрение или наказание.

«Ты самая красивая на свете»

Дошколятам такие фразы приходится слышать нередко – сегодня модно взращивать лидеров и внушать неотразимость бизнес–малышам, не видящим преград перед собой. В психологии это называется аффирмация – установка, которая влияет на последующее поведение.

Но все хорошо в меру. Знакомство с неудачами лучше организовать в раннем возрасте, чем лечить чадо от неврозов, когда возникнут первые подростковые трудности в общении и достижениях.

Вы чаще критикуете или хвалите своего ребенка?

Начальные классы – период, когда на самооценку в большей степени влияют успехи в учебе. Первый учитель – самый авторитетный старший в жизни младшего школьника, и важно выбирать современного педагога, который развивает таланты, помогает в становлении лучших личностных качеств.

Родителям следует избегать критики и конфликтов на почве успеваемости, терпеливо помогать зубрить таблицу умножения и решать задачи про поезда.

Самооценка подростка часто зависит от мнения сверстников. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение и познание всех граней социальной жизни взрослого. Каждый день подростка – это соревнование во взрослости, учеба отходит на второй план. Девочки зацикливаются на внешности, мальчики – на физической силе.

Детям подросткового возраста сложно адекватно оценивать себя, потому что уверенное ощущение взрослости конфликтует с недостаточным жизненным опытом. Результат этого конфликта – тревожность, неуверенность в себе, колебания самооценки, снижение школьной успеваемости.

Чтобы поднять самооценку подростку, необходимо всеми силами сохранять контакт с ребенком, объясняя ограничения внешними факторами: «Ты еще несовершеннолетний, нужно подрасти и набраться опыта». Учить отрока рефлексии, анализу ситуаций и доверию к старшим.

Какая самооценка у моего ребенка

Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?

Не утрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.

Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.

В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.

Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)

Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.

Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)

Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:

  • размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
  • окружение «я» пустыми ячейками;
  • окружение «я» животными или неодушевленными предметами.

В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.

Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)

Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство. Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Важно! Не следует создавать ребенку постоянную защиту от опасностей и ситуацию успеха во всем и везде. Это формирует неправильное восприятие окружающего мира. Позвольте малышу безопасно ошибаться.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

Повышаем самооценку школьнику (6–10 лет)

У школьника впервые возникают два важных мотива: «быть как все» и «отличаться чем–то от всех, быть лучше». Первый нужен, когда действуют общие правила. Второй возникает в условиях соревнования и обращается к самолюбию. Если ребенок достигает успеха в соревновании, то его самооценка повышается.

  • Помогите развить его личный особый навык: художественный или технический.
  • Примите участие в эстафете, олимпиаде, пообещайте награду за успех в контрольной по математике. Не забудьте похвалить за минимальное продвижение и мотивировать на следующий шаг.
  • Вселить уверенность в десятилетку очень просто: объясните, что гордитесь им, его умениями, его лучшими качествами. Что любите его не за что–то, а потому, что он есть, вы цените его как личность и готовы помогать.

Дети очень отзывчивы на искренность взрослых, на поучительный доброжелательный тон. Они с удовольствием идут на контакт, даже после серьезных конфликтов. Впрочем, конфликтов лучше избегать.

Поднимаем самооценку подростку (12–18 лет)

В этом видео психолог, создатель “Академии Профессионального Родительства” Марина Романенко  подробно рассказывает о том, что нужно сделать родителям, что бы у подростка с самооценкой стало все в порядке. Советуем посмотреть до конца.

Казавшийся самостоятельным и самодостаточным школьник вдруг превратился в неуверенного юношу. Тревожный симптом, который нельзя оставлять без внимания. Профессиональная диагностика поможет понять причины, как и доверительный разговор с отцом или матерью. Выберите наиболее подходящий метод и постарайтесь поднять самооценку подростку до того, как она станет проблемной:

  • Акцентируйте внимание молодого человека на том, что гораздо важнее быть собой, чем соответствовать чужим идеалам. Приводите примеры из жизни значимых для него людей (родных, сверстников или даже звезд).
  • Ведите разговоры без поучающих интонаций. Постарайтесь объяснить на своем примере, что для достижения успеха нужно по–настоящему принять и полюбить себя.
  • Переключите внимание от проблемной области, в которой сформировалась низкая самооценка.
  • Поддерживайте увлечения, интересуйтесь внешкольной жизнью подростка, даже если не слишком одобряете аниме, готику или стрит–арт. Искренне гордитесь результатами совместной работы: повесьте грамоту за участие в выставке в общей комнате, выложите в соцсеть отчет о совместной поездке на соревнования по хип–хопу.
  • Забудьте о негативных оценках и критике. Придется побороть в себе злого учителя. Изучите несколько техник НЛП и научитесь давать негативную оценку в позитивном ключе: «Ты здорово это придумал! А что если добавить/изменить вот здесь?..» Конфликт с подростком – это верный путь потерять его доверие на долгое время.

Важно! Не ждите, что подросток будет послушно исполнять требования. Любая конфликтная модель поведения обречена на провал. Неэффективна также другая стратегия – понижать требования в ответ на протест.

Подростки протестуют по каждому удобному поводу, высказывая свое мнение и свою позицию. Родителям не стоит недооценивать силу личности подростка. Его самоощущение равно взрослому, а самоуважение и самоуверенность могут зашкаливать, даже при низкой самооценке. Таков признак и парадокс взросления.

Важные советы родителям

Универсальной памятки по налаживанию отношений с детьми, конечно, не существует. Уж очень индивидуальны современные семьи. Важное понятие для формирования правильной родительской позиции – счастье.

Счастье в психологическим смысле – это ощущение гармонии между собой, своим внутренним миром и окружающей средой.

И следует помнить, что счастье для ребенка не всегда складывается из кирпичиков, подкинутых родителями. Дети имеют право вносить в свою жизнь тот строительный материал, который для них комфортен именно сейчас.

Счастливый ребенок сохраняет контакт с родителями и считает их одним из компонентов своего счастья. Добиться этого силой или принуждением невозможно. Не пытайтесь также откупиться дорогими подарками или выходными. Мама и папа нужны ребенку каждый день!

  • Важно, чтобы отец делал объективные комплименты дочке о ее внешности, а мать поддерживала сына в спортивных достижениях. Оба родителя остаются лучшими друзьями по отношению к ребенку.
  • Секретничайте с детьми на кухне, но взаимодействуйте между собой, не стремитесь гнуть каждый свою линию. Если мама и папа действуют в одном направлении, укреплять отношения с детьми легче.
  • Не стоит придавать большое значение психологическим нормам, если ребенок чувствует себя комфортно, пребывает в позитивном настроении, эмоционально стабилен и не склонен к конфликтам. Коррекция самооценки при небольших отклонениях от возрастной нормы не всегда необходима.
  • Умейте признавать свою слабость и вовремя обращаться к специалистам. Консультация семейного психолога может за пару часов расставить по местам причины всех ваших родительских неудач.
  • Взаимодействуйте со школьными педагогами, интересуйтесь результатами плановых психодиагностических исследований. Просите дать рекомендации. Успешный родитель должен быть открыт для информации и опыта, не бояться приобретать новые модели поведения и заниматься самовоспитанием.
  • В конце концов, изучайте педагогический опыт в интернете. Смотрите документальные телешоу о психологах и нянях. Начать можно с программы доктора Комаровского о том, как поднять ребенку самооценку.

Как ни странно, чтобы воспитать ребенка уверенным в себе, достаточно быть любящим и внимательным родителем. Общаться, проводить время вместе, вовремя отмечать изменения в поведении чада, помогать ему вернуться на позитивный путь развития, поддерживать его увлечения и положительно оценивать достижения.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: http://razvitie-vospitanie.ru/otveti/kak_povisit_samootsenku_rebenku.html

Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru


Смотрите также