Как научить ребенка правильно списывать без ошибок
Информационно-деловое оснащение ОУ "Как научить ребенка списывать текст без ошибок"
Как научить ребенка списывать текст без ошибок?
Подготовила
учитель-логопед Черевко Л.В.
ГБОУ ЦППРиК «Ирида»
Как научить ребенка списывать текст без ошибок?
Начиная с середины первого класса, детям предлагают задание – списать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как правило, больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.
Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно.
Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется, что списать текст – это очень просто? Конечно, просто нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.
А наш малыш только учится писать и списывать, и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.
Итак, как же научить ребенка списывать текст без ошибок?
Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует каждую букву по отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.
Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время, интерес, а, значит, получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.
Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.
Списываем слово.
1. Прочитай слово.
2. Повтори его.
3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.
4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!! Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.
5. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради.
6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.
7. Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.
Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.
Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.
Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?
•Прочитывая слово целиком и запоминая его, ребенок развивает зрительную память.
•Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.
•Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок увеличивает угол зрения. Ведь сначала ребенок списывает маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что увеличивает угол зрения ребенка.
Следующим этапом будет списывание предложений. Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.
Списываем предложение
1. Прочитай предложение.
2. О чем говорится в предложении?
3. Сколько слов в предложении? Посчитай. Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)? С какой буквы пишем первое слово?
4. Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.
5. Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.
6. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?
7. Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово в книге и в тетради.
Все, кажется, очень просто, но это для нас, потому, что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.
Конечно, в школе всему научат. Рано или поздно ребенок научится делать так и сам. Но это тот случай, когда лучше рано.
Если ребенок научится писать без ошибок, списывать правильно, тогда у него сразу будет формироваться правильная позиция успешного ученика и учиться ему будет легко .
infourok.ru
Как научить ребёнка списывать без ошибок. Значение процесса списывания в системе обучения грамотному письму
Как научить ребёнка списывать без ошибок.
Значение процесса списывания в системе обучения
грамотному письму.
Учить списывать школьников необходимо начинать в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в «Прописях». В этот период главной своей задачей педагоги считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т. п. Способ списывания остается при этом вне контроля. Не учитывается, что списывать можно по-разному: копируя букву за буквой, слогами, словами и даже целыми предложениями.
Станьте за спиной вашего ученика, когда он списывает, и отмечайте, сколько раз он посмотрит в текст за время записи одного небольшого предложения. Вы увидите, что у детей результат окажется разным. Причем тот, кого вы считали более внимательным, потому что он чаще сверялся с текстом, может допустить больше ошибок, чем тот, кто смотрел в текст реже. Но и те, кто списывал одними и теми же единицами, делают это по-разному: одни с ошибками, другие без ошибок.
Дело в том, что одно и то же по своим внешним признакам учебное действие по своему внутреннему, психологическому механизму может быть разным, а значит, и приводить к неодинаковым результатам. Сказанное полностью относится к списыванию.
В словаре-справочнике по методике русского языка указано: «Списывание — один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике,— как правило, с дополнительными заданиями» (Львов -справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. № 000.— М., 1988.— С. 196). Различают два вида списывания: простое и осложненное. В первом случае перед учеником одна задача — воспроизвести без ошибок готовый текст. Во втором — списывание либо предшествует выполнению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического), которое проводится на материале списанного текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слов, изменение форм слов и т. п.).
В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложненное списывание, так как в противном случае оно рассматривается как действие механическое, неосознанное и потому приводящее к ошибкам.
Методисты давно обсуждают вопрос о том, как научить детей списывать без ошибок. Так, они рекомендуют учить детей соблюдать определенный порядок действий при списывании. Об этом еще в 1960 г. писал в книге «Обучение орфографии в начальной школе». Памятки «Как правильно списывать» висят сегодня почти в каждом классе, появились они и в действующих учебниках (см.: Рамз аева язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы.— М., 1987.— С. 156). Но, к сожалению, жалобы учителей на то, что их дети допускают ошибки, списывая с доски, из учебника и т. п., не прекращаются.
В этой работе мы хотим познакомить учителей с опытом организации обучения списыванию, при котором достигается безошибочность этого действия и, кроме того, совершенствуются орфографические навыки учащихся. Причем достигается это не за счет привнесения в списывание дополнительных заданий, а путем специального формирования этого учебного действия на основе активной орфографической проработки копируемого текста.
Отправной точкой в разработке методики обучения списыванию послужили для нас психологические исследования. Именно психологи изучили причины ошибок, которые допускают ученики при списывании, составили наиболее точный и полный алгоритм операций, которые обеспечивают безошибочность воспроизведения текста, а также наметили способы превращения списывания в эффективное средство обучения правописанию.
Так, экспериментально обосновала, что побуквенное копирование, в котором дети (а порой и взрослые) видят гарантию безошибочности списывания, не только не избавляет их от ошибок, а, наоборот, приводит к ним. В этом случае ученик не понимает, что он пишет, и, значит, это никак не может способствовать запоминанию правильной орфографической формы слова (Репкина оперативных единиц памяти // Вестник Харьковского университета.— Харьков, 1968.— Вып. I.— № 30).
В этом исследовании была обоснована необходимость списывания смысловыми единицами (предложениями или его законченными по смыслу
частями). Кроме того, были разработаны приемы, обеспечивающие активный орфографический анализ текста путем выделения в нем орфограмм. Специальное внимание уделила организации контрольной операции при списывании.
Алгоритм списывания, составленный с учетом всех названных требований, вначале детально развертывается в обучении. После того как учащиеся научатся осознанно выполнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Отсюда вытекает важное требование к организации обучения списыванию на его первоначальном этапе. Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овладеют всеми операциями, они могут начать списывать дома.
В классе алгоритм списывания составляется детьми коллективно и размещается рядом с доской. Кроме того, каждый ученик получает карточку, на которой записан весь порядок действий при списывании. Памятка включает в себя следующие действия:
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Сразу же заметим, если учитель не использовал в своей работе термин «орфограмма», он заменяет его оборотами, понятными детям, например,
«трудные для написания места», «то, что пишется по правилам», «то, что нельзя писать на слух» и т. п. Кроме того, в предложенной памятке указано не только то, что надо делать, но и зачем. Такая развернутая памятка может быть оставлена в виде настенной таблицы, а в карточках, которые раздаются детям, остаются краткие инструкции, например: «Прочитай предложение», «Как написано» и т. п.
Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы. Конечно, в зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятие «орфограмма», а также, чем последовательнее выполняется действие выделения орфограмм, тем значительнее влияние обучения списыванию на формирование навыков правописания школьников. Остановимся более подробно на содержании и методике освоения каждого действия алгоритма.
1. Прочитай предложение, чтобы понять изапомнить его.
Это действие нужно для того, чтобы исключить возможность механического копирования текста. Так как предложения, с которых начинается обучение, невелики (3— 5 слов), в качестве «смыслового куска» выступает целое предложение. Позднее в качестве смысловой части может выступить словосочетание или часть предложения, но в любом случае вначале нужно прочесть все предложение, чтобы было понятно содержание списываемого.
Чтение предложения на этом этапе осуществляется по нормам орфоэпии — «читаем так, как надо говорить». Таким образом, как это ни парадоксально, списывание оказывается связанным с обучением правильному говорению.
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
Чтобы списывать смысловыми единицами, нужно владеть развитым навыком чтения и иметь хорошую память. В частности, нужно иметь достаточное «поле чтения», т. е. уметь
«схватывать» одним взглядом не только отдельное слово, но и целый кусок текста. Повторяя предложение, не глядя в него, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
Этот этап можно назвать активным орфографическим анализом текста. Чтобы этот анализ был полноценным, он должен опираться на содержательное, обобщенное представление ребенка об орфограмме (независимо от того, используется ли в обучении термин «орфограмма»). Конечно, если в качестве опознавательного признака орфограммы будет служить несовпадение звука и буквы, ни о каком полноценном орфографическом анализе не может быть и речи.
Когда ребенок пишет первые в своей жизни слова, он исходит из представления: «Что слышу, то и пишу» (отсюда так называемое фонетическое письмо дошкольников: «гот», «рыпка» и т. п.). А так как взрослые стремятся как можно скорее исправить малыша, приговаривая: «Говорят так, а пишут по-другому», у многих детей возникает обобщение, которое они чаще всего не могут оформить словесно, но которым подсознательно руководствуются во время письма:
«Пишется не так, как слышится». Отсюда ошибки, которые приводят в замешательство не только родителей, но и некоторых учителей: «сахор», «пелил», «премер» и т. п.
В «Прописях» подчеркиваются буквы безударных гласных независимо от того, совпадают ли эти звуки с буквами или нет (см.: «Прописи» № 1, 2, 3 для I класса четырехлетней начальной школы). Однако обобщенный подход проводится в них непоследовательно как по отношению к гласным (например, в предложении В лесу растут сосны буква е подчеркнута, а буква а в слове растут нет), так и в особенности по отношению к согласным (например, буква ж в слове еж подчеркивается, а буква ш в слове ёрш не подчеркивается, хотя обе буквы являются одной и той же орфограммой).
Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью специально организованного обучения списыванию необходимо как можно раньше познакомить учеников с наиболее общими признаками орфограмм. Помочь научить детей выделять все орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами, может таблица, которая наряду с правилами списывания надолго поселяется в классе (см. табл.).
Учителя составляют такую таблицу, как правило, по частям (каждый столбик в отдельности), а потом соединяют их в одну. Некоторые учителя вначале вообще отказывались от последнего столбика, но, когда появились ошибки типа «есьли», «косьти» и т. п., ввели и этот признак орфограмм. Заметим кстати, что эта таблица помогает учащимся выполнять все другие орфографические упражнения, в первую очередь писать под диктовку.
Следует учитывать также, что с первых же шагов обучения письму дети сталкиваются не только с орфограммами, связанными с обозначением звуков буквами, но и с орфограммами других типов: слитно-раздельными написаниями, прописной буквой и некоторыми другими. Их тоже нужно отмечать в списываемом тексте. Причем целесообразно для разных групп орфограмм применять разные виды подчеркивания. Например, выделять прописную букву в именах и начале предложения волнистой линией. А гласные после шипящих под ударением стоит подчеркивать не так, как безударные гласные, например двумя чертами. В то же время безударные гласные и «сомнительные» согласные как орфограммы одного типа (орфограммы слабых позиций) во всех частях слова подчеркиваются одинаково — одной чертой.
Опыт формирования действия списывания по предлагаемому алгоритму показывает, что оно обязательно должно включать в себя определение ударного слога. С этого и начинается выделение орфограмм в каждом слове.
Рассматриваемый пункт плана обучения списыванию вызывает много вопросов у учителей. Так, например, некоторых из них спрашивают, как ученики должны отмечать орфограммы, когда от коллективной работы они перейдут к самостоятельному списыванию. Если орфограммы выделяются не на доске, они подчеркиваются непосредственно в той книге, с которой ребенок списывает. И если учитель предварительно проведет с учащимися беседу о том, как это делать (простым карандашом, не нажимая, так, чтобы потом можно было стереть, и т. п.), выполнение этой операции не скажется отрицательно на отношении детей к книге.
4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
Если предыдущая операция входит в действие постановки орфографических задач, то данный этап относится уже к ее решению. Правда, решение это осуществляется своеобразно. Оно достигается не в результате умственных, логических операций, а чисто | практически: путем приведения к полному соответствию зрительного и слухового образа слова. Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как списывание осуществляется «смысловыми кусками», то и запоминание происходит не механически, а осмысленно.
Проговаривание давно используется как один из приемов в обучении орфографии. I В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная, неразрывно связанная с прого-вариванием, т. е. послоговым, в случае необходимости — побуквенным, произнесением слова. При проговаривании система речедвижений «в полной мере эквивалентна буквенному ряду» ().
О значении проговаривания немало спорили. Не пытаясь объявить проговаривание единственным и достаточным средством в обучении орфографии, скажем, однако, что оно может стать важным приемом, помогающим сформировать у младших школьников навыки грамотного письма (при правильном его использовании!).
Обучение орфографическому проговариванию целесообразно начинать одновременно с обучением грамоте. Когда ребенок читает по слогам, у него само собой происходит орфографическое чтение слова. Добиваясь от детей слитного произнесения слова, учитель переводит их на орфоэпический уровень, т. е. учит произнесению слова в соответствии с нормами русского литературного произношения.
Уже со слов она, оно, они (см.: Азбука.— М., 1987.— С. 48) учитель обращает внимание детей на два «образа», в которых живет слово: орфоэпический («как говорим») и орфографический («как пишем»). При этом учитель демонстрирует учащимся два вида чтения: «Читаем, как говорим» и «Читаем, как пишем». Нельзя не учитывать, что без специального обучения первоклассники чаще всего сами не овладевают двумя видами чтения и тем более далеко не всегда осознают разницу между ними. Дети, которые уже перешли на чтение целыми словами, затрудняются орфографически проговорить слово, а те, которые читают по слогам, чаще всего не улавливают разницу между произнесением слова целиком и по слогам.
Ребенок (и взрослый), который опасается допустить ошибку при письме, начинает скандировать слово, т. е. проговаривать его по слогам. Чаще всего он поступает так неосознанно, как бы «интуитивно нащупывая» письменный образ слова. Обучающийся письму, для которого каждое слово новое и потому трудное, должен непременно пройти эту ступень взаимодействия со словом. Поскольку при проговаривании ученик старается особенно четко произносить те места, которые представляются ему наиболее трудными, возникает
только послоговое, но и побуквенное чтение: мо-ро-з, ра-с-с-ка-з-чик и т. п. Поэтому лучше говорить: «Читай, как написано», а не «Читай по слогам».
В обучении списыванию не просто формируются два вида чтения, а каждый из них приобретает для ученика свое обоснование: «Проговариваем, чтобы не ошибиться при письме», «Читаем, как говорим, чтобы научиться говорить и читать правильно».
Учитывая, что в текстах встречаются орфограммы, не связанные с произношением, проговаривание при коллективной работе может сочетаться с комментированием: «Предлог со словом отдельно» и т. п. При самостоятельном списывании комментирование заменяется разными способами подчеркивания для разных видов орфограмм (см. выше).
5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
Выполняя этот пункт плана, ученик готовится к тому, чтобы правильно продиктовать себе во время письма. Повторное, по памяти, проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ слова, воссозданный в его произнесении.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
Готовя детей к самостоятельному списыванию, необходимо проследить, чтобы учащиеся действительно диктовали себе во время письма., Шумок, возникающий при этом в классе,— естественное свидетельство, что запись происходит при проговаривании. Особенно следует прислушиваться к тому, как диктуют себе те, кто склонен выполнять эту операцию формально и потому допускает ошибки при списывании.
Важно также, чтобы во время письма под собственную диктовку ученик уже не смотрел
Пиши, диктуя себе так, как читал последний раз.
1. Проверь написанное, прочитывая словоза словом так, как оно написано.
Предлагаемая организация обучения списыванию делает его самостоятельным орфографическим упражнением. В этом случае оно не нуждается в дополнительных заданиях. Осложненное списывание, о котором мы упоминали вначале (например, ученик, списывая, изменяет лицо глагола или указывает род существительного и т. п.), переводит это действие в разряд других языковых упражнений. Списывание в этом случае выполняет обслуживающую функцию. Но, до того как списывание войдет в то или иное задание в качестве его предпосылки, оно само должно пройти этап своего специального, целенаправленного (под строгим контролем учителя!) формирования. На это и нацелена программа обучения списыванию, используемая рядом учителей г. Харькова: , , опытом которых мы поделились.
В заключение отметим, что данная методика обучения списыванию применялась учителями как на первом, так и на втором и даже на третьем году обучения. В этом случае учителя также отмечали ее эффективность. Причем свертывание действия происходило несколько быстрее, чем при обучении с I класса. Кроме того, педагоги широко использовали описанный алгоритм списывания в индивидуальной работе с отстающими школьниками
в текст, а опирался на свою речедвигательную память.
7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
О том, что нужно проверять то, что написал, знают все. Но призыв «Проверяй себя» достаточно часто остается без ответа. Чтобы ученик действительно проверял написанное, он должен знать, как это надо делать, т. е. отчетливо представлять себе ту систему действий, с помощью которой можно осуществить проверку. Требуя от ученика подчеркнуть орфограммы в написанном, мы даем ему ориентиры того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.
Подчеркивание орфограмм в сочетании с проверкой с помощью дужек, которые отмечаются под каждым прочитанным слогом, необходимо для того, чтобы исключить пропуски, перестановки букв и т. п. Так, например, слово мороз после проверки выглядит в тетради так: мороз
При коллективном обучении списыванию очень важно соответственно оборудовать класс. Нужно иметь штору, которая прикрывает в нужный момент списываемый текст. Первый раз штора закрывается после того, как учащиеся прочитали текст, чтобы запомнить его. Затем штора вновь открывается. Во время записи предложения, когда дети диктуют себе орфографически, текст снова закрыт и т. д.
Конечно, при такой организации работы на списывание коротких предложений уходит много времени. Но, во-первых, это окупается качеством списывания, а во-вторых, по мере автоматизации навыка списывания алгоритм выполнения действия постепенно свертывается. Так, в III или IV классе (по усмотрению учителя) подчеркивание орфограмм в исходном тексте и при проверке убирается. В результате алгоритм списывания существенно сокращается, он будет состоять уже не из семи, а из четырех «шагов»:
1.Прочитай предложение и повтори его по памяти.
2. Прочитай предложение еще раз так, как оно написано.
3. Пиши, диктуя себе так, как читал последний раз.
4. Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.
Предлагаемая организация обучения списыванию делает его самостоятельным орфографическим упражнением. В этом случае оно не нуждается в дополнительных заданиях. Осложненное списывание, о котором мы упоминали вначале (например, ученик, списывая, изменяет лицо глагола или указывает род существительного и т. п.), переводит это действие в разряд других языковых упражнений. Списывание в этом случае выполняет обслуживающую функцию. Но, до того как списывание войдет в то или иное задание в качестве его предпосылки, оно само должно пройти этап своего специального, целенаправленного (под строгим контролем учителя!) формирования. На это и нацелена программа обучения списыванию,.
В заключение отметим, что данная методика обучения списыванию применялась учителями как на первом, так и на втором и даже на третьем году обучения. В этом случае учителя также отмечали ее эффективность. Причем свертывание действия происходило несколько быстрее, чем при обучении с I класса. Кроме того, педагоги широко использовали описанный алгоритм списывания в индивидуальной работе с отстающими школьниками.
pandia.ru
Как научить первоклассника внимательно списывать текст
Признание и похвала родителей – стимул двигаться дальше!
Малыш, который пошел в школу – очень неопытен. Он только учится читать и писать. Иногда детям младших классов задают задание списать текст. И как быть?
Одним из важных умений является списывание, которым ученик овладевает в начальной школе. Все это очень сложно для маленького ребенка. Детка должен сосредоточиться на написании букв, но в то же время держать в памяти слово целиком. Вот, что нужно делать, чтобы избежать ошибок:
- постараться быть очень внимательным;
- нужно уметь не отвлекаться и быть сосредоточенным на том, чем занимаешься;
- совершенно не спешить, прочитывать и запоминать каждое слово побуквенно;
- обладать достаточно хорошей памятью, ведь слово нужно запомнить зрительно или на слух.
Абсолютно не все ученики младшей школы владеют этими умениями, отсюда много ошибок во время этого простого задания и не очень хорошие результаты, которые могут расстраивать. Главное – не умея списать текст, дальше учиться довольно сложно. Нужно уделить время для того, чтобы научиться списывать хорошо. Не имеет никакого смысла постоянно говорить ребенку: «Будь внимательней». Чадо просто не знает, что именно от него требуется. Поступим иначе.
Правила:
- Научите технике. Объясните, что для того чтобы избежать ошибок, слово нужно ПРАВИЛЬНО прочитать, то есть именно так, как оно написано, а не так, как оно обычно произносится/читается. Проговариваем слово ПОБУКВЕННО, например, вода (В-О-Д-А), причем несколько раз вслух и затем про себя. И только после этого можно приступать к написанию.
- Пишем и диктуем сами себе уже правильно произнесенное слово.
- Также обратите особое внимание на то, чтобы ребенок проговаривал и мягкий, и твердый знаки, и большие заглавные буквы, когда они встречаются.
- Не забываем прочитывать и знаки препинания, тогда о них точно не позабудешь.
Из-за чего возникают ошибки
Они возникают от того, что ребенок не списывает, а, по сути, пишет диктант, просто говоря сам себе слова, которые прочитал, и пишет их не так, как они написаны в книге, а так, как знает и представляет их себе. Ребенок читает ВАДА, он представляет себе и запоминает не правильное написание, а сам образ картинку воды, что вполне нормально во время обычного чтения, но при списывании порождает ошибки.
Чтение по буквам
Ребенок постоянно забывает, что нужно читать побуквенно, хотя знает, что так получается писать без ошибок? Нужно просто потренироваться и закрепить навык. Для этого предложите сыну или дочке забавное упражнение – cписывать инопланетное послание. Его создайте сами на компьютере или напишите от руки печатными буквами.
Например, оно может выглядеть так: «Питяне! Сругайте и перекивайте, а перег не шегурайте и навиручте!»
Идея такого упражнения состоит в том, что его невозможно прочитать, догадываясь, и выход – только побуквенное чтение и запоминание, которое уменьшает вероятность ошибок. При регулярном выполнении таких заданий списывание становится автоматическим.
Как быть, если ребенок читает по буквам, но все-равно допускает ошибки?
- Проверьте, возможно, школьник пытается запомнить слишком много слов. Ограничьте их количество. Пусть это будет даже одно слово или его часть.
- Бывает, что у ребенка плохая зрительная память.
- Возможно, память настолько слабая, что невозможно запомнить даже несколько букв. В этом случае стоит немного позаниматься целенаправленно развитием памяти. Например, читая и воспроизводя инопланетные послания вслух или играя в другие игры, например, Мемори.
- Еще одним фактором может быть недостаточная мотивация, когда ребенок не стремится сделать задание так хорошо, как может, и, даже понимая, что забыл написание слова, не заглядывает снова в учебник, а пишет как-нибудь. Попробуйте создать дополнительную мотивацию, например, дайте переписать рецепт для заболевшей зверушки, объяснив, что для того чтобы та выздоровела, нужно обязательно списать все советы доктора правильно. Придумывая упражнения для дополнительной мотивации, ориентируйтесь на индивидуальные интересы вашего чада.
Всегда хвалите и восхищайтесь малышом! Ваше признание – это стимул двигаться дальше.
www.vospitaj.com
Как научить ребенка писать правильно и без ошибок?
Обучение в школе почти всегда сопряжено с немалыми усилиями. Причем как со стороны ребенка, так и его ответственных родителей. И одним из основополагающих моментов для ученика на все его школьные годы (да и не только) является умение писать правильно.
Однако насколько этот навык важен, настолько же трудно он вырабатывается. Ошибки в тетрадках учащегося любого класса удивления ни у кого не вызывают. Однако если они повторяются из раза в раз, это становится поводом для беспокойства родителей и учителей.
В таком случае важно выяснить, почему страдает грамотность: здесь виновато только отсутствие внимательности и усидчивости у ребенка или же причина имеет медицинское объяснение?
Что такое дисграфия?
Сегодня все чаще детям ставят диагноз «дисграфия». Это нарушение, при котором ребенок не может усвоить навыки письма. При этом правила русского языка он может знать назубок, но, когда дело доходит до практики, писать без ошибок у школьника никак не получается.
Дисграфия выражается следующими «симптомами», при которых следует насторожиться:
- ребенок пишет лишние элементы букв либо, наоборот, не дописывает буквы;
- некоторые буквы и цифры написаны в зеркальном отображении;
- в словах нередко пропущены буквы;
- на письме ребенок переставляет слоги местами;
- в слове повторяются буквы («лалина» вместо «малина» и т. п.);
- могут отсутствовать пробелы между словами, точки между предложениями;
- строки часто продолжаются за полями тетради.
Если подобные явления систематичны, безошибочное письмо за короткий срок освоить не удастся. Однако ситуация поправима. Если же ошибки носят иной характер - виной всему невнимательность малыша, с которой тоже со временем удастся справиться.
Как помочь школьнику писать грамотно при дисграфии?
Если у вас есть подозрения на наличие у ребенка такого нарушения, следует прежде всего обратиться к хорошему логопеду.
При подтверждении диагноза родителям предстоит кропотливая работа:
Научить ребенка не пропускать буквы можно при помощи игры «Волшебный диктант». Перед тем, как написать фразу из 3-4 слов, необходимо определить (простучать), сколько в каждом из них слогов, и зафиксировать каждый черточкой. На следующем шаге обозначаются уже не слоги, а буквы – точками.
Освоение словарных слов
Если малышу не даются словарные слова, можно попробовать вместе с ним составить из них историю: родитель диктует ребенку последовательность слов, а он придумывает сюжет с ними, проговаривая по слогам правильное написание.
Затем последовательность диктуется снова и выполняется самопроверка. Также можно прибегнуть к помощи рисунка, выделяя орфограмму (например, солнце с буквой «л» внутри).
«Иностранное чтение»
Не менее эффективен метод «Иностранное чтение», при котором 5-15 минут в день (в зависимости от возраста) ребенок должен читать орфографически, то есть так, как написано («ДайОт корОва молокО»). Так закрепляются зрительные образы слов. Для такого чтения лучше всего использовать орфографический словарь.
«Карандашные» диктанты и списывания
Устраивайте для малыша с дисграфией «карандашные» диктанты и списывания: пусть ребенок пишет карандашом, затем сам проверяет каждое слово и стирает ластиком неверные буквы, вписывая нужные. В итоге получится чистый и грамотный текст, что станет отличной мотивацией для ученика.
Кроме перечисленных упражнений, существует множество других. Они направлены не только на развитие навыка правильного письма, но и на стимулирование работы мозга в целом, что благотворно влияет на успеваемость школьника.
В их числе:
- игры с конструктором и пазлами,
- пришивание пуговиц,
- плетение из бисера и бусин,
- рисование миниатюр,
- выжигание – в общем, всё, что развивает мелкую моторику и заставляет работать оба полушария мозга.
Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?
Как мы уже выяснили, далеко не все школьники допускают ошибки в тетрадках из-за дисграфии, большая часть из них получает плохие оценки по письму из-за банальной невнимательности. Ругать детей за это не стоит, а вот исправлять ситуацию необходимо.
В этом случае на помощь приходят игры и упражнения на развитие у ребенка внимания.
Вот некоторые из них:
«Корректор»
Предложите малышу побыть в роли корректора. На первых порах давайте ребенку задание найти в тексте определенную букву и отметить ее. Для более старших учеников можно подготовить текст с ошибками и попросить исправить их, попутно проговаривая правила русского языка, согласно которым должна быть написана та или иная буква.
Так в памяти ребенка зафиксируется и само правило, и верное написание слова. Хороший эффект дает такая корректировка текстов, написанных ранее самим школьником.
Игры на изменение состава предметов и логику
Игры типа «Что изменилось?»: ребенок в течение некоторого времени смотрит на последовательность предметов (рисунков, игрушек и т. д.), затем отворачивается, а родитель убирает один предмет либо переставляет предметы местами. Малышу-игроку предстоит определить, что же изменилось.
Всевозможные настольные игры на логику: ходилки, шахматы, шашки и нарды, даже «морской бой» – все они дадут положительный результат. Хороши также пазлы и конструкторы.
Кроме этого, внимание и навык письма можно развивать у ребенка и другими способами. Важнейший из них – чтение. Читайте вместе, по слогам и бегло, регулярно, с интересом. На прогулках замечайте вывески и объявления, ценники, определяйте, есть ли ошибки на них.
Помимо чтения и упражнений, безусловно, важно организовать школьнику правильный рацион и режим дня, игры на свежем воздухе, занятия танцами или спортом. Все это будет держать мозг в тонусе, при этом излишне не напрягая его, а это значит, что научить ребенка писать без ошибок получится быстрее.
otvetprost.com
Как научить ребенка писать правильно и красиво
Умение красиво и грамотно писать считается одним из показателей индивидуальной культуры человека. Никто с рождения не наделен талантом к образцовому письму и природным даром содержать записи в опрятном виде. Только благодаря упорному труду юного создания, его педагогов и родителей можно развить в раннем возрасте способность грамматически правильно и красиво писать.
В какой бы класс ни ходил ребенок, он может допускать множество оплошностей в письме. Тогда родители задумываются о том, как помочь ему безошибочно списывать фрагменты из книги или с доски и как научить ребенка правильно писать под диктовку текст или собственные мысли.
Учим ребенка списывать
Малыш ходит только в первый класс, а ему уже нужно точно и красиво списать печатный или письменный текст из учебника или с примера на доске. Взрослым кажется нелепым то, что их чадо умудряется при элементарном копировании написать половину не правильно, а с кучей опечаток и упущений.
Как только пройден этап изучения букв, учитель, по требованиям школьной программы за первый класс, начинает учить малышей списывать маленькие слова. Это сделать правильно первоклашкам удается не всегда, так как пока взгляд блуждает от доски или книги к тетради, из их поля зрения исчезает написанная буква. Поэтому они тратят силы и энергию на поиск потерявшейся буквы или слова, устают, становятся невнимательными, а текст изобилует ошибками.
Как научить ребенка грамотно писать отдельные слова на основе образца?
Эффективный способ для ребенка, посещающего 1-2 класс, — попросить его последовательно выполнить следующие действия:
- Прочесть слово вслух так, как оно пишется, а не слышится, например: Овал, круГ, рОса, рЕдис.
- Назвать количество букв в слове.
- Снова прочесть слово. Такая подготовка помогает развивать зрительную память малыша, что способствует формированию его навыков правописания.
- Прикрыть образец и самостоятельно написать слово в тетрадке.
- Побуквенно прочесть написанное слово и сосчитать количество букв в нем. Сравнить количество букв в образце с тем словом, что получилось.
- Сверить написанное слово с образцом по букве. Если была допущена ошибка, позвольте малышу найти ее самостоятельно.
Научившись списывать слова таким способом, ребенку, который переходит в 3 или 5 класс, будет проще быстро и правильно воспроизводить часть или целое предложение, а ошибок при этом станет значительно меньше.
Если у малыша есть проблемы со списыванием предложений, проводите занятия с ним по следующему алгоритму:
- Ребенок вслух читает предложение-образец.
- Рассказывает, о чем сказано в нем.
- Считает слова в предложении.
- Читает первое слово и записывает его.
- Читает первое слово и второе, записывает второе.
- Читает три первых слова и пишет третье из них. То же действие выполняется со всеми словами.
- Читает вслух написанное предложение. Выясняет, все ли написано правильно и понятен ли смысл.
- Сверяет образец с написанным предложением, сравнивая каждое слово.
Развиваем умение писать под диктовку
Сложнее приходится ребятишкам, для которых на смену заданиям на списывание приходят диктанты. Тут уж некуда подсмотреть, нужно знать самому, как пишутся слова и какие знаки препинания ставить. Возникает новая проблема: как научить ребенка писать без ошибок то, что он воспринимает на слух?
Обычно требование писать под диктовку касается учеников, перешедших во второй класс. Детишкам довольно непросто воспроизвести услышанный фрагмент в письменном виде.
Если ребенок нервничает или устраивает истерики, когда в школе нужно писать под диктовку, попробуйте регулярно проводить с ним дома диктанты – используйте слова, предложения или любой текст из параграфов, пройденных им на уроках.
Перед написанием текста под диктовку, проведите с малышом подготовительную работу:
- Дайте ребенку прочесть текст.
- Обсудите все места, где малыш может допустить ошибки, и вспомните правила, которыми нужно руководствоваться, чтобы писать правильно.
- Повторите правописание слов, которые нужно запомнить, если таковые есть.
Рекомендуем выписать с ребенком на карточки все словарные слова, которые нужно запомнить ему за этот класс, и развесить их по квартире, чтобы ребенок часто их видел и запоминал правильное написание.
Когда приступаете непосредственно к диктанту, учтите следующие моменты:
- Каждое предложение сначала нужно прочесть целиком, а затем диктовать его по словосочетаниям. Важно научить ребенка полностью выслушивать предложение, а потом приступать к его написанию.
- Если во время диктантов вы заметили, что ваше чадо вот-вот сделает ошибку, можете тихонько подсказать ему — назвать букву, которой здесь место.
- Научите ребенка диктовать себе мысленно или шепотом слова по слогам, проговаривая каждый звук.
По окончанию пусть ребенок прочтет написанное. Если обнаружены ошибки, попросите его вспомнить правила написания слов, в которых была допущена оплошность, и внесите коррективы. Затем снова напишите с ребенком тот же диктант и вместе проверьте его.
Если же ваши систематические занятия по описанной схеме не приносят положительного результата, проконсультируйтесь с логопедом. У некоторых детей есть проблемы с фонетико-фонематическим восприятием – ребенок все слышит, но сливающиеся звуки мешают ему быстро осмыслить слова. Специалист может порекомендовать пройти коррекционный курс.
Другие принципы обучения грамотному письму
Создайте все условия, чтобы ребенок мог делать уроки неторопливо и внимательно. Как научить ребенка грамотно писать, да еще и красиво, если во время его занятий слышно телевизор, включен компьютер, или семейство выясняет отношения?
Всегда контролируйте выполнение ребенком домашних заданий. Проверяя вместе с ним правильность написания, делайте акцент только на том, как правильно следует писать то или иное слово. К примеру, если малыш написал «вапрос», не говорите ему, что нужно писать не «а» в первом слоге, а «о». Сразу говорите: здесь нужно писать «о».
Подберите интересные малышу рассказы и приучите его читать по 5-10 минут в день (1-5 класс) или в течение 15 минут (5 класс и старше), правильно проговаривая все слова по слогам так, как они пишутся. Увлекшись чтением, малыш не будет замечать, как запоминает верное написание слов. В будущем он сможет без труда воспроизводить те речевые единицы, которые уже встречал в книгах.
На самом деле, возлагать на школу всю ответственность за обучение ребенка не стоит. Чуткие, заботливые и терпеливые родители могут сделать для детей намного больше. Нужно приложить всего немного усилий.
razvitiemalysha.ru