Блог

Из геометрических фигур предметы


Конспект занятия «Конструирование из геометрических фигур»

Лилия Мавлютова Конспект занятия «Конструирование из геометрических фигур»

Конспект занятия по конструированию.

Воспитатель: Мавлютова Лилия Асхатовна

Возраст группа: старшая.

Тема занятия: «Конструирование предметов из плоскостных геометрических фигур».

Цели и задачи:

- развивать интерес к конструированию;

- учить анализировать образцы конструкций под руководством педагога;

- продолжать работу по выделению и называнию геометрических форм;

- формировать умение ориентироваться в пространстве;

- воспитывать бережное отношение к постройке;

- учить обыгрывать постройки, сопровождая речевыми высказываниями.

Тип занятия: закрепление.

Оборудование: геометрический материал, предметные картинки, презентация.

Предварительная работа: рассматривание изображений кошек, чтение стихотворений про кошек, игры с разными видами конструкторов.

Занятие проводится с использованием ТСО.

Этапы занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Работа по теме.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление.

6. Рефлесия.

Ход занятия

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Проблемная ситуация.

Ребята у каждого у вас есть предметные картинки на столе. Я вам предлагаю, определить какую форму она имеет. По одному выходите к доске и закрепляйте магнитом. Подумайте, какой предмет подходит к нужной карточке, (Дети берут предмет и вешают около подходящей карточки.)

Ой, клубок укатился, воспитатель делает вид, что ищет клубок и включает музыку. (включается аудиозапись мяуканье кошки)

Музыка-мяуканье кошки.

Кто же это к нам прибежал с клубочком поиграть?

Слайд№2

II.Сообщение темы занятия.

Киска Пушинка принесла с собой много заданий, хочет проверить, как вы знаете геометрические фигуры, умеете ли вы их различать.

Ну что, покажем свои знания Пушинке, сегодня на занятии мы будем работать с геометрическими фигурами, составлять из них различные предметы, а для этого нам нужно быть очень внимательными.

III.Работа по теме.

1. Узнавание и называние основных геометрических фигур.

Сейчас ребята я вам загадаю загадку слушайте.

У меня всегда равны…

(квадрат)

Как вы догадались, что это квадрат?

Слайд№3

-Назовите предметы квадратной формы.

Слайд№4

- А это ребята, какая фигура? А как вы догадались, что это треугольник.

- А что может быть треугольной формы.

Слайд№5

Выложите из счетных палочек прямоугольник. А как вы докажете что это прямоугольник.

-А еще ребята, какие геометрические фигуры вы знаете.

Слайд№7

2. Придумай узор.

Придумайте, что можно выложить из этих фигур, и выложите на столе.

3. Игра «Прятки» Слайд 8-13

Посмотрите ребята на слайд. Запомните эти фигуры, сейчас вы должны сказать какая фигура спряталась.

III. Физкультминутка

«Вышла кошка на карниз»

Вот окошко распахнулось. (Руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (Имитация мягкой, грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (Опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух (круговые движения головой)

Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)

Посмотрела опять в низ (опустить голову, посмотреть вниз)

И уселась на карниз. (Присесть)

IV.Закрепление.

1. Выкладывание комбинаций из плоскостных геометрических фигур.

А давайте сочиним сказку о нашей киске Пушинки, и, конечно же, наша сказка будет с картинками, которые вы сами выложите у себя на столе. Будем работать в парах.

(Воспитатель вместе с детьми составляет рассказ, который иллюстрируют изображениями предметов, составленных из плоскостных геометрических фигур.).

(дети работают в парах)

Сказка о киске.

Жила-была киска Пушинка.

Слайд№14

Она очень любила играть с разноцветными мячиками и кубиками.

Слайд№15

Ёй очень нравилось лазить по крыше дома.

Слайд№16

Ходить по забору

Слайд№17

2. Сказка для киски.

Посмотрите, какая интересная сказка у нас получилась. Кто её сможет повторить, глядя на изображения? (дети, опираясь на изображения, повторяют рассказ)

Киске понравилась ваша сказка.

V.Рефлексия

1. Что бы наша киска ни скучала одна, давайте из геометрических фигур сделаем ей друга.

(дети из геометрических фигур вместе делают кота) Слайд 18-19.

А на занятиях по аппликации мы с вами сделаем книжку «Сказка о киске».

2. Киска хочет поблагодарить вас за занятие и подарить вам разноцветные клубочки.

Красный - кто всё правильно делал,

Жёлтый - кто допускал иногда ошибки,

Синий – кто не справился с заданием.

www.maam.ru

Геометрические фигуры

Все материалы в разделе «Геометрические фигуры» ( 44 картинки )

  • Объемные тела и формы. ФЭМП
  • ФЭМП плакат. Геометрические фигуры и формы
  • Аппликация из кругов. Крабик
  • Божья коровка. Простая аппликация из геометрических фигур
  • Веротолет. Аппликация из кругов
  • Геометрические фигуры для дошкольников. Плакат с картинками
  • Геометрические фигуры в картинках для детей
  • Геометрические фигуры. Тест для детей
  • Считаем до 10. Тестовое задание
  • Круг. Собака в виде геометрической фигуры
  • Овал. Изучаем геометрические фигуры

страница 1 из 4,  показаны материалы с 1 по 12,  всего: 44.

www.maam.ru

Геометрические фигуры. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

Чукур Людмила Васильевна Геометрические фигуры. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ

ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Подготовила: ст. воспитатель Чукур Л. В.

1. Понятие «геометрическая фигура». Особенности развития представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах.

Фигура - латинское слово, означает «образ», «вид», «начертание»; это часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, или часть пространства, ограниченная замкнутой поверхностью. Этот термин вошел в общее употребление в XII в. До этого чаще употреблялось другое латинское слово - «форма», также означающее «наружный вид», «внешнее очертание предмета».

Наблюдая за предметами окружающего мира, люди заметили, что есть некоторое общее свойство, позволяющее объединить предметы в одну группу. Это свойство было названо геометрической фигурой. Геометрическая фигура – это эталон для определения формы предмета, всякое непустое множество точек; обобщенное абстрактное понятие.

Само определение понятия геометрической фигуры дали древние греки. Они определили, что геометрической фигурой является внутренняя область, ограниченная замкнутой линией на плоскости. Активно это понятие применял в своей работе Евклид. Древние греки классифицировали все геометрические фигуры и дали им названия.

Упоминание о первых геометрических фигурах встречается и у древних египтян и древних шумеров. Учеными-археологами был найден папирусный свиток с геометрическими задачами, в которых упоминались геометрические фигуры. И каждая из них называлась каким-то определенным словом.

Таким образом, представление о геометрии и изучаемых этой наукой фигурах имели люди с давних времен, но название, «геометрическая фигура» и названия всем геометрическим фигурам дали древнегреческие ученые.

В наше время знакомство с геометрическими фигурами начинается с раннего детства и продолжается на всём пути обучения. Дошкольники, познавая окружающий мир, сталкиваются с разнообразием форм предметов, учатся называть и различать их, а затем знакомятся и со свойствами геометрических фигур.

Форма – это внешнее очертание предмета. Множество форм бесконечно.

Представления о форме предметов возникают у детей достаточно рано. В исследованиях Л. А. Венгера выясняется, возможно ли различение формы предметов детьми, у которых еще не сформировался акт хватания. В качестве индикатора он использовал ориентировочную реакцию ребенка в возрасте 3-4 месяцев.

Детям предъявлялись два объемных тела одинакового стального цвета и размера (призма и шар, одно из них подвешивалась над манежем, чтобы угасить ориентировочную реакцию; затем снова подвешивалась пара фигур. На одну из них (призма) реакция угашена, другая (шар) - новая. Малыши обращали взор на новую фигуру и фиксировали ее взглядом в течение более длительного времени, чем старую.

Л. А. Венгер заметил также, что что на геометрической фигуре с изменением пространственной ориентации возникает такое же зрительное сосредоточение, как и на новой геометрической фигуре.

Исследования М. Денисовой и Н. Фигурина показали, что грудной ребенок по форме на ощупь определяет бутылочку, соску, материнскую грудь. Зрительно дети начинают различать форму предметов с 5 месяцев. При этом индикатором различения являются движения рук, корпуса по направлению к экспериментальному объекту и схватывание его (при пищевом подкреплении).

В других исследованиях выявлено, что, если предметы отличаются цветом, то ребенок 3-х лет выделяет их форму только в том случае, если предмет знаком ребенку из практического опыта (опыт манипуляций, действий).

Это доказывает и тот факт, что ребенок одинаково узнает прямые и перевернутые изображения (может рассматривать и понимать знакомые картинки, держа книжку «вверх ногами», предметы, окрашенные в несвойственные цвета (черное яблоко, но квадрат, повернутый на угол, т. е. в виде ромба, не узнает, так как исчезает непосредственное сходство формы предмета, которого нет в опыте.

2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны.

Исследования психолога С. Н. Шабалина показывают, что геометрическая фигура воспринимается дошкольниками своеобразно. Если взрослый воспринимает ведро или стакан как предметы, имеющие цилиндрическую форму, то в его восприятие включается знание геометрических форм. У дошкольника происходит обратное явление.

В 3-4 года дети опредмечивают геометрические фигуры, так как они в их опыте представлена нераздельно с предметами, не абстрагированы. Геометрическая фигура воспринимается детьми как картинка, как некоторый предмет: квадрат - это платочек, кармашек; треугольник - крыша, круг - колесо, мячик, два круга рядом - очки, несколько кругов рядом - бусы и т. п.

В 4 года опредмечивание геометрической фигуры возникает только при столкновении ребенка с незнакомой фигурой: цилиндр - это ведро, стаканчик.

В 4-5 лет ребенок начинает сравнивать геометрическую фигуру с предметом: про квадрат говорит «это как платочек».

В результате организованного обучения дети начинают выделять в окружающих предметах знакомую геометрическую фигуру, сравнивать предмет с фигурой (стаканчик как цилиндр, крыша как треугольник, учится давать правильное название геометрической фигуры и формы предмета, в их речи появляются слова «квадрат», «круг», «квадратный», «круглый» и т. п.

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах:

• в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов;

• в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных свя-зей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометри-ческого материала.

Контур предмета это общее начало, которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия. Однако вопрос о роли контура в восприятии формы и формировании целостного образа требует еще дальнейшей разработки.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям.

Действия детей с предметами на разных этапах различны. Малыши стремятся, прежде всего, захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно - двигательно знакомятся с предметами. Значение практических действий остается главным. Отсюда следует вывод о необходимости руководить развитием перцептивных действий двухлетних детей. В зависимости от педагогического руководства характер перцептивных действий детей постепенно достигает познавательного уровня. Ребенка начинают интересовать различные признаки предмета, в том числе и форма. Однако он еще долго не может выделить и обобщить тот или иной признак, в том числе и форму разных предметов.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.

Экспериментальные данные Л. А. Венгера показали, что возможностью различать геометрические фигуры обладают дети 3-4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре - свидетельство этому.

Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют дети пятого и шестого года жизни.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).

В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом рас-познавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины, ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины). Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т. д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность между ними («У куба есть квадраты», «У бруса - прямоугольники, у цилиндра - круги» и т. д.).

Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

3. Особенности обследования и этапы обучения обследованию детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Известно, что в основе познания всегда лежит сенсорное обследование, опосредованное мышлением и речью. В исследованиях Л. Венгера с детьми 2-3 лет индикатором зрительного различения формы предметов служили предметные действия ребенка.

По исследованиям С. Якобсон, В. Зинченко, А. Рузской дети 2-4 лет лучше узнавали предметы по форме, когда предлагалось сначала ощупать предмет, а потом найти такой же. Более низкие результаты наблюдались тогда, когда предмет воспринимался зрительно.

Исследования Т. Гиневской раскрывают особенности движений рук при обследовании предметов по форме. Детям завязывали глаза и предлагали ознакомиться с предметом путем осязания.

В 3-4 года – движения исполнительные (катают, стучат, возят). Движения немногочисленны, внутри фигуры, иногда (однократно) по осевой линии, много ошибочных ответов, смешение разных фигур. В 4-5 лет – движения установочные (зажимают в руке). Количество движений увеличивается в два раза; судя по траектории, ориентированы на размер и площадь; крупные, размашистые, обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций, относящихся к наиболее характерным признакам фигуры; дают более высокие результаты. В 5-6лет – движения обследовательские (прослеживание контура, проверка на упругость). Появляются движения, прослеживающие контур, однако они охватывают наиболее характерную часть контура, другие части оказываются необследованными; движения внутри контура, количество то же, высокие результаты; как и в предыдущий период, наблюдается смешение близких фигур. В 6-7 лет – движения по контуру, пересечение поля фигуры, причем движения сосредотачиваются на наиболее информативных признаках, наблюдаются отличные результаты не только при узнавании, но и при воспроизведении.

Таким образом, для того, чтобы ребенок выделил существенные признаки геометрических фигур, необходимо их зрительное и двигательное обследование. Движения рук организовывают движения глаз и этому детей необходимо научить.

Этапы обучения обследованию

Задача первого этапа обучения детей 3-4 лет - это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.

Второй этап обучения детей 5-6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».

«Геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

Большое значение в развитии геометрического мышления и про-странственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).

Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и начала геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.

Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.

Библиографический список

1. Белошистая А. В. Знакомство с геометрическими понятиями / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - с. 41- 51

2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988.- 144с.

3. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: книга для воспитателя детского сада / (А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.); под ред. В. В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

4. Габова М. А. Знакомство детей с геометрическими фигурами / М. А. Габова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. - с. 2- 17.

5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: (пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера). - М.: Просвещение, 1978. - 203 с.

6. Кербс Е. В. Математические досуги / Е. В. Кербс // Ребёнок в детском саду. - 2008. - № 3. - с. 21- 23.

7. Математика в детском саду: (пособие для воспитателя дет. сада / составитель Г. М. Лямина). - М.: Просвещение, 1977. - С. 224 - 228.

8. Метлина Л. С. Математика в детском саду: (пособие для воспитателя дет. сада) / Л. С. Метлина. - М.: Просвещение, 1994. - 256 с.

www.maam.ru

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Составь предмет из геометрических фигур»

Ирина Сергеевна Панова Дидактическая игра по сенсорному развитию «Составь предмет из геометрических фигур»

Цель: сенсорное развитие детей младшего возраста.

Задачи:

1. Закреплять знание детей плоскостных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг);

2. Закреплять знание цветов (красный, желтый, синий, зеленый);

3. Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Дети сидя полукругом на ковре.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам придет гость, вы должны угадать кто это! Для этого вам нужно отгадать загадку.

Воспитатель загадывает загадку: Клочок пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. Кто это?

Дети: Это зайчик!

Воспитатель: Правильно ребятки, конечно же, это зайчик. Воспитатель приносит игрушку зайчика. Обыгрывает.

Зайчик: Здравствуйте, детки! Какие вы все красивые! Мне нужна ваша помощь! Я принес вот такие конвертики разных цветов, в них лежат разные фигурки, мне нужно, чтобы вы помогли в них разобраться, нужно узнать, где квадрат, а где круг, где треугольник, а то я все перепутал («держит в руках» конвертики красного, жёлтого, зелёного и синего цвета с геометрическими плоскостными фигурками соответствующего цвета).

Воспитатель: Детки, поможем зайчику разобраться в фигурках?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Зайка, а ты садись и наблюдай (воспитатель сажает зайку на стульчик).

Воспитатель достаёт из конвертиков геометрические фигурки.

Воспитатель: Дети, смотрите! Это, что за фигура? (В. показывает квадрат, а какого он цвета)

Дети: Ответы детей.

Далее воспитатель показывает детям круги и треугольники, и задает те же самые вопросы.

Воспитатель: Ну, вот зайчик, мы помогли тебе разобраться в фигурках.

3аяц: Спасибо вам дети.

Воспитатель: Зайчик, мы умеем фигурки превращать в картинки.

Воспитатель: Полина, покажи, как мы умеем из треугольников и квадрата делать домики (Полина выходит, составляет картинку домика). Другие дети составляют кораблик, снеговика, вагончик, елочку и т. д.

Воспитатель: Вот, какой домик у нас получился! Дети, а давайте покажем зайчику, как мы все умеем делать елочки. Садитесь за столики, елочку будем делать.

Воспитатель: Усаживает всех детей, и на втором планшете показывает, как правильно нужно составлять елочку.

Воспитатель: берём треугольник и кладём в самый низ, на него кладём второй, и третий треугольник положим сверху.

Дети делают елочку, зайчик смотрит и хвалит детей.

В конце игры дети прощаются с зайчиком.

www.maam.ru

Творческая игра «Превращение геометрических фигур»

Любовь Митряхина Творческая игра «Превращение геометрических фигур»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, умения видеть и передавать красоту окружающих предметов; формирование интереса к изобразительной деятельности.

Материалы: рисунки с «превращенными» треугольником, овалом.

Описание игры: дети сами придумывают и изображают предметы круглой формы, дополняя круг необходимыми элементами.

Педагог (показывает изображение карандаша):

Я – волшебный карандаш.

Непростой товарищ ваш.

Вы меня возьмите в руки –

Не умрете вы от скуки!

Поиграем мы в игру:

Белый я листок беру…

Треугольник нарисую.

Из него морковь большую.

Разукрашу в рыжий цвет,

Сверху – листиков букет!

А вот этот треугольник,

Если захотите,

Сразу в елку превратится,

Только прикажите.

Нарисую я овал.

Раньше каждый его знал.

Но сейчас не тот овал.

Он волшебным сразу стал!

А сейчас овал, смотри,

Посчитай-ка: раз, два, три.

Превратится в рыбку он.

Нарисуй лишь только фон!

«Тише, тише, тише, тише!» –

У реки шумит камыш.

Нарисуй его повыше

Вместе с листиком, малыш!

Вот овал и пол-овала.

Ты грибок нарисовала?

А сейчас овал, смотри,

Посчитай-ка: раз, два, три,

Превратится он в ежонка –

Не нужна ему гребенка!

Из колючего ежонка

Превратился он в мышонка!

А из глупого мышонка

Превратился в лягушонка!

Зайки скачут на лужайке:

Из овала голова.

Посмотри, какие зайки!

И зеленая трава.

Посчитай-ка, раз, два, три:

Слива вкусная, смотри!

Ну а несколько овалов –

Полетела стрекоза:

Ее крылья голубые

И зеленые глаза.

Посмотри, опять овал.

Желудь он нарисовал!

Продолжаем мы игру.

Белый я листок беру

И на нем рисую круг.

Что появится здесь вдруг?

Ну, скорее угадайте!

Рисовать вы начинайте!

Дети приступают к работе.

www.maam.ru

Картинки животных из геометрических фигур

Умеете ли вы составлять животных из геометрических фигур?

Никогда не пробовали?

Тогда стоит посмотреть картинки на сайте, где из геометрических фигур сложены разнообразные животные. Предложите эти рисунки своим детям: наверняка они оценят их оригинальность.

Геометрический мир

Во всем, что нас окружает, можно отыскать элементы геометрии.

Стол может быть круглым или квадратным, наши дома – параллелепипеды и т.д. Не наблюдали, как рисуют художники? Они сначала намечают контуры предмета с основой из геометрических фигур, а уж затем проводят вокруг них плавные линии. Они видят мир геометрическим, а ровные или мягкие линии лишь скрывают настоящую суть вещей.

В педагогике для детей дошкольного возраста есть даже целое направление, где ребят учат во всем видеть чистые геометрические фигуры. Это педагогика Марии Монтессори. Она считала, что чистые геометрические фигуры способствуют лучшему развитию детей и их ориентации в мире. Нельзя сказать, что эта система идеальна, но она нашла своих сторонников.

А теперь давайте вспомним произведения художников эпохи модернизма и постмодернизма. Перед глазами встают картины, наполненные квадратами, треугольниками, кругами, трапециями и всевозможными фигурами, окрашенными в разные цвета. Так живописцы новой эпохи видели мир, и этому должно было основание. Они пытались передать этот мир нетронутым человеческими руками. Их стремлением было показать, что все мы и все предметы вокруг нас состоят из геометрических фигур. Весь наш мир, если присмотреться, — сплошная геометрия.

Как использовать картинки в работе с детьми

Вполне понятно, что встает вопрос: одно дело художники, но зачем детям такое видение мира?

Конечно, картинки с животными из геометрических фигур не ставят целью навязать малышу неординарное видение мира. Однако почему бы ни показать, что и такая трактовка всего, что нас окружает, возможна.

По картинкам можно интересно и увлекательно изучать названия геометрических фигур. От простого показа и повторения ребенок быстро устает и начинает отказываться от занятий, даже если их проводит мама в домашних условиях. Другое дело, если фигуры необходимо отыскать в животных. Тут просыпается неподдельное любопытство.

Когда вы полностью изучите с ребенком названия фигур и их внешний вид, попросите ребенка проявить свое видение мира. Пусть для примера будет взято животное или любой предмет.

Спросите: на какую геометрическую фигуру он похож.

Такие упражнения:

  1. — развивают наблюдательность;
  2. — совершенствуют логическое и пространственное мышление;
  3. — способствуют видению скрытого за внешней оболочкой предмета.

Малыш учится видеть и наблюдать то, что не могут или не умеют видеть другие. Это ли не воспитание художника и творческой личности?

А можно поиграть в обратную игру. Представьте, что вы художники-абстракционисты. Пусть один из вас нарисует что-нибудь, состоящее из геометрических фигур, а другой попытается отгадать, что нарисовано. Живописцы постмодернизма часто зашифровывали свои рисунки на полотне, заполненной квадратами, прямоугольниками, трапециями… такие же головоломки предлагали ранее детские журналы.

Вы и сами можете создать такую головоломку: нужно лишь немного фантазии и взгляд на мир сквозь призму геометрии.

Бесплатные ссылки на пособия с аппликациями:

Нажмите на картинку, чтобы скачать эту тетрадку с заданиями для детей бесплатно. Примеры страниц тетради с аппликациями для детей от 1 года до 3 лет.

Аппликации для детей от 4 до 7 лет. Нажмите на картинку, чтобы скачать эту книгу.

steshka.ru


Смотрите также