Блог

Иппотерапия для детей с зпр


Иппотерапия при ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа развития психики в целом или отдельных ее функций. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических

расстройств.

Сложность и многообразие проявления задержки психического развития, сочетание незрелости эмоционально-волевой и несформированности познавательной сферы детей при существующих подходах коррекционно- развивающей работы приводят к тому, что приоритет отдается одному направлению работы в ущерб остальным. При этом особый акцент делается на интеллектуальное развитие детей. Эмоционально-волевое и личностное развитие

ребенка не принимается во внимание.

Отмечая это своеобразие и сопоставляя особенности детей с задержкой психического развития с требованиями школьной готовности, можно сказать, что трудности с обучением у данной категории детей возникают во всех компонентах школьной готовности: не только психологическом, но и физиологическом, и личностном. Поэтому для этой категории детей требуется такой вид коррекционно-развивающей работы, в котором сочеталось бы развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной сферы и сферы общения, а также укрепление здоровья ребенка.

Таким видом коррекционно-развивающей работы является иппотерапия.

Сам метод лечения верховой ездой (ЛВЕ) условно делят на иппотерапию (от греческого иппо – лошадь) – лечение с помощью лошади и реабилитационную верховую езду. Помимо этого, есть спортивная верховая езда для лиц с ограниченными возможностями (проводятся специальные соревнования, в том числе для лиц со сниженным интеллектом), а также верховая езда как отдых для

инвалидов (D.Baum, M.Gang, C.Kluwer, A.Kroder, B.Ringbeck, Y.Vobberg).

Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния верховой езды; воздействие на организм человека осуществляется через нервно- гуморальный механизм и подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам

и формирования двигательных навыков.

Под влиянием лечебно-профилактического воздействия физических упражнений в организме происходит активная перестройка функций. В процессе адаптации организма к физическим нагрузкам, помимо центральной нервной системы, большое участие принимают симпато-адреналиновая и гипоталямо-гипофизная системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция. Под воздействием физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры головного мозга. Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует обмен веществ, способствует быстрому и эффективному расходу энергии. Под воздействием физических упражнений улучшается двигательная функция, координация между нервными импульсами и увеличивается максимальная производительная сила мышц (D.Baum, M.Gang, C.Kluwer, A.Kroder, B.Ringbeck,

Y.Vobberg).

У всех детей с отклонениями в развитии «имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям» (Е.М.Мастюкава). Поэтому развитие движений и коррекция двигательных нарушений составляют основу физического воспитания детей с задержкой психического развития. Движения активизируют функции всего организма, усиливают процессы дыхания, кровообращения, улучшают аппетит, нормализуют сон. Особенно полезно для детей сочетание воздуха и движений: это нормализует работу теплорегулирующей системы организма, улучшает состояние центральной нервной системы, что, в свою очередь, также повышает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Для преодоления и коррекции двигательных нарушений в занятия включаются коррегирующие физические упражнения на развитие координации движения, равновесия, ориентировки в пространстве, на развитие силы, ловкости и так далее. Необходимо помнить, что в движении, в действии развивается интеллект человека (в психологии его называют сенсомоторным интеллектом). Обеднив жизнь ребенка

движениями, мы задерживаем его умственное развитие (В.Д.Шадриков).

Занятия верховой ездой– это конкретная практическая деятельность, которая понятна ребенку, приятна ему, так как удовлетворяет ряд его потребностей. Иппотерапевтические занятия имеют личностный смысл для ребенка. Они затрагивают его эмоциональную и личностную сферы, влияют на уровень

притязания детей, самооценку, самоконтроль.

Иппотерапевтические занятия способствуют развитию функциональных систем организма ребенка и улучшают состояние его здоровья. Иппотерапевтические занятия сочетают в себе черты игровой и учебной деятельности, являясь предпосылкой к овладению школьной учебной деятельностью. Опосредованная мотивация иппотерапии является предпосылкой развития учебной мотивации. При иппотерапевтическом занятии учебные цели смещаются на условия иппотерапевтического занятия, что способствует овладению навыками учебной

деятельности.

Иппотерапевтические занятия отвечают принципу единства аффекта и интеллекта. Стабилизация эмоционального состояния детей на иппотерапевтических занятиях повышает концентрацию и устойчивость внимания детей с задержкой психического развития, способствует улучшению зрительной и вербальной

памяти.

Овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью создает для ребенка с задержкой психического развития ситуацию успеха. Это способствует повышению самооценки детей. Кроме того, самостоятельное управление лошадью требует от ребенка больших волевых усилий, выдержки,

умения регулировать и организовывать свою деятельность.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Иппотерапия, наряду с медицинским воздействием, включает психологический компонент, влияющий на формирование школьной

готовности детей с задержкой психического развития.

2. Иппотерапия является эффективным методом коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития.

3. Иппотерапия влияет на формирование школьной готовности детей с задержкой психического развития:

— опосредованная мотивация иппотерапевтических занятий является предпосылкой формирования учебной мотивации детей с задержкой

психического развития;

— овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью создает для ребенка с задержкой психического развития ситуацию успеха, что способствует повышению самооценки детей с

задержкой психического развития;

—  смещение учебных целей на условия иппотерапевтических занятий способствует развитию такого учебно-важного качества, как принятие

учебной задачи;

— стабилизация эмоционального состояния детей на иппотерапевтических занятиях, высокий уровень устойчивости и концентрации внимания способствуют развитию и формированию таких учебно-важных качеств, как уровень обобщения, зрительный

анализ, вводные навыки;

— положительный эмоциональный фон иппотерапевтических занятий и высокая мотивация способствуют более точному и прочному

запоминанию учебного материала;

— овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью требуют от ребенка больших волевых усилий, выдержки, умения регулировать и организовывать свою деятельность, что способствует развитию произвольной регуляции деятельности детей с

задержкой психического развития;

— развитие моторных навыков на занятиях иппотерапией является условием формирования мелкой моторики руки детей с задержкой психического развития, что опосредованно влияет на развитие

графических навыков у детей с задержкой психического развития.

— чередование аллюра лошади «шаг – рысь» оказывает успокаивающее и расслабляющее действие на детей с неустойчивым видом органического инфантилизма (психомоторной расторможенностью,

эйфорическим оттенком настроения, импульсивностью);

— чередование аллюра лошади «шаг – рысь – галоп» оказывает стимулирующее, бодрящее действие на детей с тормозимым видом органического инфантилизма (преобладанием пониженного фона

настроения).

— стабилизация эмоционального состояния детей с задержкой психического развития, происходящая на занятиях иппотерапией,

способствует повышению устойчивости и концентрации внимания;

— стабилизация эмоционального состояния детей с задержкой психического развития, происходящая на занятиях иппотерапии, способствует улучшению запоминания вербального и зрительного

материала.

На правах рукописи Жихарева Юлия Николаевна

(выдержки из работы) «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

ippoclub.ru

Иппотерапия для детей и взрослых – что лечит, методики и упражнения

Иппотерапия – лечебная верховая езда практикуется во многих странах как эффективно доказавший себя метод в терапии расстройств различного спектра. Лошадь издревле считается целительным животным, из исторических источников известно, что воины, проводившие много времени в седле, очень быстро шли на поправку после травм и ранений.

Что такое иппотерапия?

Иппотерапия (др.греч. ἵππος – лошадь) – коррекционно-реабилитационный метод, относящийся к анималотерапии и основанный на лечебной верховой езде включающей в себя специально подобранные упражнения. Является вспомогательным методом к традиционным видам лечения. Что лечит иппотерапия:

  • неврологические нарушения;
  • ДЦП;
  • расстройства аутистического спектра;
  • артриты различной этиологии;
  • рассеянный склероз;
  • нарушения слуха и зрения;
  • поведенческие расстройства;
  • инсульт (реабилитация).

Иппотерапия для детей

Иппотерапия – верховая езда с целью улучшения физического и эмоционального состояния у детей с различными нарушениями дает ряд положительных терапевтических эффектов. Лошадь – уникальное животное, обладающее особенной положительной энергетикой, при взаимодействии с которой у детей лучше проходит процессы реабилитация. Выполняя упражнения верхом на лошади, формируются необходимые двигательные навыки.

Иппотерапия для детей с ДЦП

Сегодня, иппотерапия для детей инвалидов становится очень актуальной и востребованной. Детский церебральный паралич характеризуется множественной симптоматикой и регистрируется у 2 новорожденных из 1000. Иппотерапия при ДЦП способствует:

  • устранению негативного влияния гиподинамии;
  • восстановлению двигательных функций;
  • улучшению физических и психических показателей здоровья.

Эффективность лечебной верховой езды при ДЦП обусловлена факторами:

  1. Включение в работу всего мышечного корсета без волевого участия и мозговой активности (на обычных тренажерах этого сложно достигнуть, потому что ребенок с ДЦП не понимает какие мышцы надо напрягать).
  2. Массаж с тепловым эффектом. Во время движения, от лошади к человеку проходит до 100 двигательных импульсов, которые способствуют сжиманию, растягиванию, вращению определенных частей тела. Ребенок начинает осознавать движение.
  3. Происходит созревание психических процессов.

Иппотерапия для детей с аутизмом

Расстройства аутистического спектра у современных детей – это сегодняшняя реальность, с каждым годом процент таких ребятишек увеличивается. Аутизм сложно поддается лечению, но родители посвятившие много внимания развитию своего ребенка видят значительные улучшения состояния. Иппотерапия при аутизме выстраивается следующим образом:

  1. Подготовительная часть. Цель - сформировать у ребенка с аутизмом способности терпеливого ожидания без истерики. Ребенок надевает шлем и готовит лакомство для животного, затем идет к монтуару.
  2. Посадка на лошадь. Задачами этапа являются: преодоление себя в необходимости взаимодействия с иппотерапевтом и лошадью – это очень нелегко дается аутисту, привыкшему быть в своей «скорлупке». Развивается координация.
  3. Индивидуальный подбор упражнений.
  4. Спешивание и выражение благодарности лошади.

Иппотерапия для детей с ЗПР

Многообразие нарушений при ЗПР в целом подводят к большой актуальной на сегодняшний день проблеме готовности ребенка к школе. Иппотерапия для инвалидов и детей с задержкой психического развития (ЗПР) оказывает многофакторное воздействие, в отличие от других корректирующих методов. Результаты иппотерапии при ЗПР:

  • стабилизируется эмоциональное состояние;
  • формируется готовность к учебной деятельности;
  • овладевая навыками езды, ребенок учится быть самостоятельным и успешным;
  • повышается самооценка;
  • формируется концентрация, усидчивость;
  • развиваются аналитические способности;
  • развитая моторика оказывает положительное влияние на развитие мозговых структур.

Иппотерапия для взрослых

Занятия иппотерапией не имеет возрастных ограничений, только противопоказания, связанные с тяжелыми заболеваниями. Взрослые медленнее достигают результатов, чем дети, и реабилитация может быть растянута во времени, но это не повод для отчаяния и если есть твердое желание улучшить свое самочувствие, то важны постоянность и системный подход. Есть случаи, когда люди, пришедшие заниматься лечебной верховой ездой после 50, достигали значительных результатов и участвовали в параолимпийских выездках.

Иппотерапия при ДЦП и других серьезных недугах строится на специально разработанных комплексах упражнений, доказавших свою эффективность в течение многих лет. Лечебная верховая езда – это всегда индивидуальный подход к пациенту. Лечение осуществляется во время упражнений, и сложившегося эмоционального контакта: человек – лошадь, приводящего в состояние равновесия нервную систему.

Иппотерапия – упражнения

Все занятия с лошадьми проводятся под присмотром иппотерапевта и усложняются постепенно. Для людей с ограничениями по здоровью важно использовать седло для иппотерапии, которое специально разработано с учетом рекомендаций врачей. Иппотерапия – упражнения на лошади для начинающих:

  1. Исходная позиция №1 – сесть верхом на лошадь, лицом к ее голове, руки свободно опущены вдоль туловища. Инструктор ведет лошадь, которая сначала идет медленными короткими шагами, перемежая длинными и совершая остановки. Задача – научиться удерживать равновесие, сохраняя спину прямой.
  2. Исходная позиция №2 – сесть верхом, лицом к хвосту лошади. Цель – удержание равновесия, лошадь идет перемежающими шагами (короткие, длинные).
  3. Исходная позиция №3 – сесть боком, лицо при этом повернуто вправо или влево (сторону поворота определяет иппотерапевт исходя из особенностей пациента). Инструктор ведет лошадь, совершаются те же маневры, что и в предыдущих двух позициях.

Иппотерапия – коррекция осанки:

  • сидя верхом на стоящей лошади, совершаются поочередные наклоны правой и левой руки к противоположной ноге;
  • наклоны туловища вперед и назад;
  • эти же упражнения проделать на движущейся лошади.

Иппотерапия – противопоказания

Польза от занятий с лошадьми многогранна и обладает мощным терапевтическим эффектом. Вред иппотерапии обнаруживается в тех случаях, когда существовали противопоказания, и не было согласованности с врачом на проведение занятий. Иппотерапия строго противопоказана в следующих случаях:

  • тяжелые врожденные и приобретенные деформации позвоночника;
  • острые психические состояния;
  • ожирение 3 степени;
  • гемофилия;
  • мышечная дистрофия;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли различного генеза;
  • синдром Дауна с врожденными аномалиями шейного и поясничного отдела позвоночника;
  • миопия (высокая степень);
  • глаукома;
  • любые воспалительные заболевания в остром периоде;
  • желчнокаменная болезнь;
  • множественные камни в почках;
  • послеоперационный период.

Иппотерапия – книги

Из приведенной ниже литературы можно увидеть, что иппотерапия обладает широкими возможностями и будет полезна к прочтению родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также тем, кто не равнодушен к конному спорту. Список книг:

  1. «Знакомьтесь — Иппотерапия» Д. Бикнелл, Х. Хенн, Д. Уебб. Брошюра-руководство для иппотерапевтов с описанием методик по работе с детьми инвалидами.
  2. «Иппотерапия. Лечебная верховая езда» Д.М. Цверава. В книге рассмотрены методы иппотерапии по улучшению состояния при заболеваниях: ДЦП, аутизм, нарушение осанки, остеохондрозе, синдроме гиперактивности с дефицитом внимания.
  3. «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике» Хрестоматия. Общение с лошадьми открывает новые возможности у взрослых и детей с ограниченными возможностями, снимает тревожность, агрессию, лечит депрессию. Иппотерапия – методики, разработанные немецкими специалистами на протяжении нескольких лет и показавшие результативность, с ними можно ознакомиться на страницах хрестоматии.
  4. «Профилактика и лечение сколиоза конным спортом» Д.М. Цверава. В этой книге автор рассматривает занятия с лошадьми не как форму лечебной физкультуры, но как полноценный спорт.
  5. «Руководство по верховой езде» Дж. Бикнел, Х.Хенн, Дж. Вебб. Социальная реабилитация, наравне с медицинской, важна для детей с ограниченными возможностями. Брошюра содержит полезные материалы по иппотерапии.
Статьи по теме:
Зентангл – что это такое, чем отличается от дудлинга?

Зентангл – техника абстрактного медитативного рисунка с использованием повторяющихся элементов-танглов. Этот стиль рисования используется в арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения, расслабления, активирует в мозге центр удовольствия.

Тета-хилинг – секта, убеждения, или ежедневная медитация?

Тета-хилинг – практический метод осознанной медитации, способствующий трансформации сознания и исцелению серьезных недугов Методика, основана американкой В. Стайбл в сложный для нее период жизни, когда она столкнулась с онкологическим заболеванием.

Энергия Ци – как почувствовать, развить, управлять энергией Ци?

Энергия Ци – дыхание самой жизни, каждый сантиметр космического пространства, тела человека пронизан ее потоками, нарушение и дисбаланс которых ведет к ухудшению самочувствия. Накапливать и управлять Чи можно практикуя дыхательные практики и медитации.

Эриксоновский гипноз – что это такое, основные положения, методы и техники

Эриксоновский гипноз – недирективный метод погружения человека в мягкое трансовое состояние, когда он не засыпает, но глубоко погружается внутрь себя, гипнотерапевт при этом рассказывает несколько несвязанных между собой историй-метафор.

womanadvice.ru

Задержка психоречевого развития у детей, лечение иппотерапией.

В зависимости от причины возникновения и их сочетания разделяют несколько форм задержки психического развития. Каждая из них требует различной тактики обучения и воспитания. Одни формы задержки психического развития позволяют обучать ребенка в массовой школе, придавая ей необходимую индивидуальную помощь. В других - успешное обучение ребенка может обеспечить специальная школа или класс.

Иппотерапия -эффективный метод лечения детей с задержкой психического развития

Различают следующие формы задержки психического развития у детей.

1. Конституционно обусловлена ​​форма задержки психического развития.

Она обусловлена ​​замедленностью и неравномерностью созревания различных систем детского организма. Ребенок физически и психически развивается медленнее, чем другие дети, особенно отстает эмоционально-волевая сфера.

В основном задержка психического развития этой формы не бывает слишком глубокой, ребенка нельзя считать больным и при должном индивидуальном подходе со стороны учителя она выравнивается в условиях общеобразовательной школы. Конечно, есть все основания полагать обучения таких детей на год позже, в течение которого малыша нужно тщательно готовить к школе в семье или в детском саду. Родителям ребенка следует поддерживать тесную связь со школьным психологом, воспитателем.

2. Соматически обусловлена ​​задержка психического развития. То есть обусловленная соматическим состоянием (различные хронические инфекции, аллергические состояния, пороки сердца и др.). Центральная нервная система ребенка не поражается прямо болезнью, но страдает от истощения детского организма в целом. Болезнь снижает психический тонус ребенка, делает его вялым, невосприимчивым к различным впечатлениям. Постоянный страх за здоровье и жизнь малыша заставляет родителей снижать требования к нему, удовлетворять все его желания, а это формирует пассивность, безынициативность, эгоизм, отгораживает ребенка от жизни.

3. Психически обусловленная ​​задержка психического развития возникает вследствие дефицита общения в раннем детстве, отсутствие материнской заботы, любви. Особенно часто это случается в детдомах, где детям обеспечивают определенный уровень физического ухода, но живут они в изоляции от окружающего мира и страдают от недостатка индивидуальной теплой внимания близких, взрослых. Конечно, тяжелые психические условия  могут быть для ребенка и в семье, где постоянные конфликты, ссоры, пьянство.

4. Церебрально-органическая форма задержки психического развития. Это наиболее распространенная и тяжелая форма задержки психического развития, которая связана с поражением головного мозга.

Отклонения в функционировании нервной системы свидетельствуют о вредном влиянии на мозг плода или новорожденного ребенка различных факторов. Например, сердечно-сосудистая недостаточность, заболевания печени, почек, эндокринной системы, вирусные инфекции, токсические вещества, наркотики, никотин, алкоголь, некоторые лекарственные препараты.

Дизонтогенез психики выражается (проявляется) в нарушениях темпа, сроков ее развития в целом и отдельных составных частей, а также в диспропорциях компонентов развивающейся психики.

Клинические формы патологии психического развития (психического дизонтогенеза) могут быть систематизированы следующим образом:

  • Умственная отсталость
  • Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
  • Искажения и другие нарушения психического развития

o          Аутистические расстройства

o          Акселерация

o          Психический инфантилизм

o          Соматопатии

o          Гиперкинетический синдром

o          Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии

Нарушение речевого развития и звукопроизношения имеют диапазон от простой замены звуков к невозможности понимать или использовать речь во время коммуникации. Некоторые нарушения звукопроизношения связаны с проблемами слуха, неврологическими расстройствами, повреждениями мозга, задержками умственного развития, физическими расстройствами, такими как расщепление губы или неба. Однако, часто природа этих нарушений неизвестна.

Более 50% дошкольников и 17% школьников младшего школьного возраста имеют различные нарушения речевого развития (часть из которых к концу обучения в начальных классах преодолевает это расстройство). Эти данные не учитывают детей, в которых эти нарушения являются второстепенными, а в качестве первичного выступает, например, глухота. Нарушение речевого развития может сопровождать другие расстройства, такие как задержка умственного развития, аутизм или церебральный паралич. По разным статистическим данным известно, что на расстройства в коммуникации (нарушения речи, речи) страдает каждый десятый.

Считается, что коммуникативные способности ребенка замедлены, когда она заметно отстает от своих сверстников в развитии речевых навыков. Иногда ребенок может иметь лучше развитые способности к пониманию, по сравнению с возможностями высказываться, однако, это случается редко.

Нарушение речевого развития могут быть связаны со способностью понимать и / или употреблять слова в контексте, как вербально, так и не вербально. Среди речевых расстройств - неправильное использование слов или их значений, невозможность высказывать мнение, использование неправильных грамматических форм, обедненный словарный запас; дети могут видеть или слышать слово, однако не понимать его значение; окружающие иногда могут не понимать, что пытается сказать ребенок. Одна или комбинация таких характеристик может наблюдаться у детей, страдающих задержкой речевого развития.

У детей с нарушением речи, по сравнению с нормальным развитием, формирования трудовых и учебных навыков происходит значительно медленнее. Долгое время движения детей остаются неуклюжие, нечеткие. В них часто наблюдается нарушение моторики, что является следствием недостаточного развития тактильно-моторных ощущений, необходимых для организации любой деятельности. Эти нарушения, прежде всего, влияют на способность детей к рисованию, ручному труду. Также дети во время освоения нового навыка очень быстро устают. Даже тогда, когда достаточно владеют элементарными техническими приемами, они не проявляют достаточной настойчивости на занятиях. В них заниженная критичность к собственной и чужой работы.

Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. 

При лечении задержки психического и речевого развития активно используются оба фактора.

Биомеханическое влияние иппотерапии происходит посредством влияния движений лошади через стимуляцию периферической неверной системы и приводит к улучшению созревания речевых центров головного мозга.

Психогенный фактор – это занятия в дружеской, принимающей атмосфере, общение с инструкторами и лошадью, которые  позволяют ребенку расслабится, сбросить повышенное напряжение, эмоциональную зажатость и в таких условиях значительно улучшить свои познавательные и речевые навыки. 

www.hippoterapia.com.ua

Что такое иппотперапия?

ИППОТЕРАПИЯ ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С ОСОБЕННОСТЯМИ  ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Иппотерапия – это оздоровительная реабилитационная и лечебная верховая езда- универсальная коррекционная методика для детей с различными особенностями психофизического развития.

Существует два направления лечебно-реабилитационного воздействие иппотерапии: физическая реабилитация, когда специально подобранные комплексы упражнений тренируют определенные мышцы, и психологическая реабилитация, т.е. коррекция психоэмоциональной сферы.

Иппотерапия развивает физическую активность ребенка, способствует восстановлению нарушенных функций, улучшает или восстанавливает утраченные навыки, помогает формировать новые навыки. По своей сути лечебная верховая езда - это особая форма лечебной физкультуры, в качестве спортивного снаряда в которой выступает лошадь, живое существо. При верховой езде как нигде более обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела больного ребенка. Происходит это рефлекторно, поскольку двигаясь вместе с лошадью и на лошади, всадник  вынужден стараться сохранить равновесие, чтобы не упасть. Кроме того, ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах, проявить волю и решительность.

 Использование метода иппотерапии в реабилитации детей с различными нарушениями умственного развития уменьшает чувство тревоги, способствует достижению самостоятельности. Лошадь требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности.

Есть дети, поведение которых в школе, семье отклоняется от общепринятых норм - неуправляемые дети. Вне зависимости от состояния интеллекта они чувствуют себя неудачниками, готовы к проигрышу. Такой ребенок ощущает глубокое уныние, упадок духа, у него бывают приступы дурного настроения. Девиантное поведение может быть попыткой привлечь к себе внимание, доказать себе и окружающим собственную значимость, или, напротив, отомстить за свои неудачи. Работа в конюшне, содержание в порядке снаряжения, участие в общем труде дает ребенку с нарушением поведения возможность приобщиться к жизни команды и получить удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Для детей с задержкой психического развития, интеллектуальное развитие которых снижено и не соответствует возрасту, верховая езда - это шанс обрести веру в себя. И, несмотря на то, что часто эти дети неуклюжи, понимание сложных инструкций у них нарушено и отсутствует чувство опасности, они могут и хотят ездить на лошади, постепенно приближаясь в этом виде спорта к уровню нормального ребенка.

Умственно отсталые дети и подростки испытывают наибольшие затруднения в понимании причинно-следственных отношений, их мышление конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия, они плохо понимают речь окружающих. Конечно, в обычной жизни их не привлекают к участию в спортивных играх, состязаниях; вся их жизнь сопровождается тяжелым ощущением неполноценности. Верховая езда в какой-то мере компенсирует эту ситуацию, дает им возможность добиваться успехов, подружиться с доброй, отзывчивой на ласку лошадью, причем речевое общение для этой дружбы не нужно. Социальные аспекты верховой езды представляют огромные возможности для воспитания и закрепления хороших манер, учат слушаться инструктора, употреблять для общения речь, побеждать и проигрывать.

Дети, страдающие аутизмом, живут в своем мире, отгороженном от всего внешнего, и не умеют полноценно общаться с окружающим миром. Часто эти дети страдают умственной отсталостью. Для них привычны необоснованные страхи и затруднительно использование речи в общении. Зато такие дети охотно подражают, занимаются физической культурой, если не требуется использование речи. Активная деятельность и многократное повторение движений поможет таким детям избавиться от страхов, отучиться от неосмысленных движений. Многим аутичным детям необходимы любимые занятия для развития способностей и формирования интеллекта. Верховая езда - отличная возможность для этого.

Верховая езда поможет ребенку при заболевании атаксией (тяжелое нарушение координации движений), которая проявляется в неустойчивой походке, треморе рук и может сопутствовать детскому церебральному параличу, рассеянному склерозу. Поскольку такое заболевание развивает чувство неуверенности, незащищенности, постоянный страх упасть, ребенка будут учить преодолевать страх, медленно воспитывая веру в себя.

ДЦП - тяжелое заболевание центральной нервной системы, при котором ребенку трудно управлять руками и ногами, нередко это дети со сниженным интеллектом. Но и для детей с нормальным интеллектом общение связано с огромными трудностями. Даже самые простые движения для ребенка с ДЦП - это тяжелая работа, приобретение какого-либо навыка - это огромная победа над собой. Постоянно тренируя непослушные мышцы, удерживая конечности в определенных положениях, всадник, страдающий ДЦП, может справиться со многими бесполезными непроизвольными движениями. Если всадник с помощью инструктора сядет в седло наиболее удобным для себя образом, ему будет легче управлять мышцами головы и спины, и с течением времени они станут сильнее. Ребенку с ДЦП бывает трудно держать гладкие поводья, поэтому применяются поводья с поперечинами или узлами (узелковые поводья). А специальные стремена позволят ногам не соскальзывать.

Несмотря на всеобщую иммунизацию, полиомиелит все еще встречается в мире. Осложнения, как правило, проявляются либо в виде полной неподвижности, либо в парализации конечностей. Парализованные конечности полностью безжизненны, и никакие упражнения не могут возродить мышцам утраченную силу. Верховая езда приносит детям с этим недугом большую пользу. В ходе занятий не только укрепляются здоровые мышцы, но и задействуются пораженные неподвижные мышцы. Улучшается кровообращение, вследствие чего оздоравливается костная система и кожа.

Верховая езда возможна даже для детей с нарушением зрения и слуха или их потерей. Только способы обучения у таких детей разные: для глухих детей эффективно использование метода подражания, для слепых - четкие инструкции и многократное повторение. Слепым детям также необходимо, чтобы инструктор рассказывал и описывал то, что он видит вокруг. Детям с нарушениями слуха и зрения трудно дается самостоятельная деятельность, они часто чувствуют себя неуспешными. Верховая езда дает таким детям то, чего они часто лишены: эмоциональную приподнятость, радостное волнение при достижении цели.

С помощью квалифицированных инструкторов и специальных приспособлений верховая езда возможна при мышечной дистрофии, при параличе ног и даже при отсутствии конечностей. Таких детей верховая езда особенно радует, так как они обретают недоступную обычно свободу движения. У каждого такого ребенка свои проблемы, поэтому необходима предварительная консультация с физиотерапевтом, который посоветует, как с ними справляться. Если инструктор-иппотерапевт последует этим рекомендациям, всадник будет чувствовать себя уверенно, у него окрепнет вера в свои физические возможности.

Животные, которые участвуют в иппотерапии, не боятся шума, криков, резких движений, они абсолютно здоровы, спокойны, благодушны и никогда не причинят вреда всаднику.

Если у Вас есть опыт реабилитации с помощью иппотерапии, поделитесь им в комментариях, он может быть кому-то полезным.

sovetilogopeda.blogspot.com

Иппотерапия — что это такое и для кого

Иппотерапия – это лечение различных болезней с помощью верховой езды и общения с лошадьми. В нашей стране данная методика не слишком распространена, и многие даже не знают, что это такое. Тем более важно получить об этом уникальном способе терапии побольше информации, ведь он доказал свою эффективность в коррекции многих врожденных и приобретенных болезней.

Что такое иппотерапия

Позитивное влияние контакта с лошадью на состояние больного было замечено еще во времена Гиппократа. Однако единых подходов и общепризнанной методики иппотерапии в России до настоящего момента не существует. Разрабатываются авторские методы, занятия проводятся по индивидуальному плану. Тем не менее можно выделить 4 основных способа лечения с помощью лошадей:

  1. Пассивное лечение движением лошади. Обычно применяют у пациентов с тяжелыми двигательными расстройствами. Больного усаживают на спину животного без седла, а инструктор ведет лошадь под уздцы медленным шагом. Больной может периодически менять положение на конской спине с помощью ассистента: садиться задом наперед, ложиться на живот или на спину.
  2. Терапевтическая верховая езда. Это может быть как самостоятельное управление лошадью (сидя в седле), так и выполнение заданных упражнений на ее спине (без седла).
  3. Лечебная вольтижировка. Подразумевает выполнение сложных гимнастических элементов на спине животного. Применяется только на последних этапах реабилитационного процесса.
  4. Психологический контакт с лошадью. Взаимодействие с животным (уход, кормление, общение) широко используются в терапии психзаболеваний. В таком случае физические тренировки, специальные упражнения отходят на второй план.

Историческая справка.

История появления и развития иппотерапии как самостоятельной лечебной методики начинается с 1953 года, когда женщина с тяжелыми последствиями полиомиелита смогла восстановить двигательную активность с помощью верховой езды и даже стала серебряным призером Паралимпийских игр. После этого врачи всего мира начали изучать и совершенствовать эту методику.

Показания

Занятия иппотерапией показаны при следующих проблемах со здоровьем:

1. Заболевания костно-мышечной системы:

2. Неврологические болезни:

  • Последствия инсульта, энцефалита или черепно-мозговой травмы;
  • Рассеянный склероз;
  • Паркинсонизм;
  • Полиомиелит;
  • Детский церебральный паралич (ДЦП);
  • Заболевания или травмы спинного мозга;
  • Нейропатии, радикулопатии;
  • Повреждения нервных сплетений.

3. Генетические болезни:

  • Синдром Ретта;
  • Синдром Дауна.

4. Расстройства психоэмоциональной сферы:

  • Депрессии;
  • Неврозоподобные состояния;
  • Шизофрения;
  • Алкоголизм, наркомания;
  • Задержка психомоторного развития;
  • Аутизм;
  • Девиантное поведение;
  • Умственная отсталость;
  • Гиперактивность у детей.

5. Патологии внутренних органов:

  • Бронхит, бронхиальная астма;
  • Снижение слуха, зрения;
  • Состояние после перенесенного инфаркта;
  • Сахарный диабет.

Противопоказания

Лечение с помощью иппотерапии имеет ряд противопоказаний.

Абсолютные:

  • Аллергия на лошадиную шерсть или пот;
  • Непреодолимый страх перед животным;
  • Ожирение 3-4 ст.;
  • Выраженный остеопороз;
  • Некоторые заболевания позвоночника (крупные межпозвонковые грыжи, нестабильность позвонков, сколиоз 3-4 ст., болезнь Шейермана-Мау в острой фазе);
  • Вывих бедра;
  • Асептический некроз головки бедренной кости;
  • Психзаболевание в острой стадии;
  • Острый инфекционный процесс;
  • Миастения;
  • Ранний восстановительный период после переломов;
  • Гемофилия;
  • Отслойка сетчатки;
  • Глаукома.

Относительные:

  • Остеопороз средней степени тяжести;
  • Выраженное снижение интеллекта;
  • Эписиндром с частыми приступами;
  • Костные деформации;
  • Миозиты.

Как проходит иппотерапия

Единого стандарта в проведении сеанса иппотерапии в России не существует. Во многом план занятий зависит от имеющегося заболевания и выбранной лечащим врачом методики. Тем не менее обычно соблюдается общий план тренировок, который включает 4 этапа:

  • 1. Первое знакомство с животным. От первоначального впечатления во многом зависит эффективность дальнейшего лечения. На этом этапе пациенту показывают место проведения тренировок, лошадь, с которой он будет заниматься, разрешают дотронуться до нее, погладить, взять за повод. Важно продемонстрировать доброту и миролюбивый нрав лошадки.

Это интересно!

Для занятий иппотерапией выбирают спокойных лошадей (меринов или кобылиц) от 5 до 16 лет, невысоких, приземистых, с овальной формой туловища. Для занятий с маленькими детьми выбор нередко останавливают на пони.

  • 2. Посадка в седло. На первых порах пациент обычно не может самостоятельно взобраться на лошадь, поэтому его усаживает инструктор. В дальнейшем вмешательство инструктора постепенно сводится к минимуму: подсадить, поддержать, направить.
  • 3. Первое тренировочно-диагностическое занятие. Оно нужно для того, чтобы больной увереннее почувствовал себя верхом, а специалист по иппотерапии смог составить примерный план дальнейших тренировок. На первом сеансе пациент еще не едет сам, лошадь медленным шагом ведет под уздцы инструктор.
  • 4. Регулярные тренировки проводятся в соответствии с разработанным планом и методом лечения, постепенно усложняются задания и наращивается продолжительность сеансов. Первые занятия длятся не более четверти часа, но со временем они продолжаются уже по 60 минут. Как правило, бывает достаточно 1-2 тренировок в неделю.

Почему лошади лечат: физиология и психология

Лечебное воздействие иппотерапии для детей, взрослых, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями базируется на двух механизмах. Это позитивное влияние на психическую сферу и нормализация физиологических процессов в человеческом организме.

Психология

Психологический аспект играет первостепенную роль для людей, испытывающих трудности при общении. С лошадью нет необходимости разговаривать, не нужно подбирать слова и переживать, что тебя неправильно поймут. За счет уникальных способностей к эмпатии лошади хорошо понимают людей. Это крайне важно, например, для детей с аутизмом во время сеанса иппотерапии, поскольку они чувствуют себя более раскрепощенно.

Для детей и подростков с девиантным поведением особенно важно получение положительных впечатлений от общения с животным. При этом негативные эмоции (в том числе агрессия, злость, чувство конкуренции) полностью отсутствуют.

У взрослых верховая езда вырабатывает мотивацию к обретению новых сил, необходимых, чтобы удержаться в седле, подчинить себе лошадь. Многие пациенты при этом чувствуют уверенность в собственных силах, бесстрашие, повышается их самоконтроль.

Физиология

Езда на лошади оказывает разнонаправленное действие на организм:

  • Укрепляется мускулатура всего тела и конечностей;
  • Формируется правильная осанка;
  • Становится проще удерживать равновесие;
  • Формируются правильные стереотипы ходьбы при ритмичной тряске в седле;
  • Происходит разогрев мышц;
  • Ускоряется кровоток;
  • Снижается патологически повышенный тонус в конечностях (при заболеваниях центральной нервной системы);
  • Регулируется процесс дыхания.

Отличия от других видов нагрузки

Иппотерапия имеет ряд преимуществ в сравнении с другими вариантами физнагрузок, что связано с особенностями езды на лошади.

  1. Вовлечение в процесс одновременно всех мышц корпуса и конечностей пациента. Это происходит еще на этапе удержания в седле, даже до начала выполнения специальной гимнастики.
  2. Пассивные колебательные движения, создающиеся во время езды на лошади, во многом повторяют сокращения мышц при ходьбе. Это формирует правильные двигательные стереотипы у инвалидов, не способных к самостоятельному передвижению.
  3. Одновременно с работой мускулатуры наблюдаются массажный и разогревающий эффекты, что помогает снизить тонус в мышцах и стимулировать кровоток.
  4. Параллельно с мышечной работой нормализуется функция вестибулярного аппарата за счет необходимости удерживать равновесие. Улучшается координация движений, уменьшается головокружение.
  5. Эмоциональный контакт с лошадью во время конных прогулок позитивно влияет на психику человека, формирует правильную мотивацию.

Интересное видео — Почему иппотерапия лечит

Иппотерапия для детей

Эту методику успешно используют в лечении и коррекции многих заболеваний детского возраста (в том числе и врожденных). Оптимальным для занятий возрастом считается 5-12 лет. До 5 лет ребенок слишком мал, ему трудно физически, он не всегда способен понять смысл тренировок. В подростковом возрасте дети менее податливы и хуже поддаются такого рода лечению, хотя бывают исключения. Иппотерапия для детей младенческого возраста в нашей стране фактически не практикуется, однако нередко используется в зарубежных странах.

Иппотерапия для детей с ДЦП

Детский церебральный паралич проявляется парализацией конечностей разной степени выраженности и повышением тонуса мышц, который мешает им правильно работать. Иппотерапия имеет первостепенное значение для детей с ДЦП, поскольку не просто помогает им развиваться физически, но и «наводит порядок» в эмоциональной сфере.

Общаясь с лошадью, самостоятельно садясь на ее спину, обучаясь верховой езде, маленький пациент борется с гиподинамией, получает необходимую физическую тренировку, его мышцы «вспоминают», как они должны сокращаться в норме. Сидя в седле, а не в инвалидном кресле, ребенок чувствует свое равенство с окружающими. Со временем он начинает более уверенно передвигаться самостоятельно.

Иппотерапия для детей с аутизмом

Иппотерапия при аутизме заключается в первую очередь в налаживании эмоционального контакта ребенка с лошадью. Выполнение физических упражнений в данном случае отходит на второй план. Важно, чтобы ребенок самостоятельно готовил для лошади угощение, кормил ее с рук, пытался на нее взобраться.

Для малышей с аутизмом это представляет серьезные трудности, поскольку они привыкли находиться в собственном замкнутом мирке. Общение с другим живым существом помогает детям-аутистам выйти из своего «кокона» и начать нормально взаимодействовать с окружающим миром.

Иппотерапия для детей с ЗПР

Нарушения работы головного мозга при задержке психического развития (ЗПР) достаточно многообразны. Но столь же многообразно и положительное влияние общения с лошадью на ребенка. В процессе обучения верховой езде малыш учится быть самостоятельным, усидчивым, проявлять аналитические способности, концентрировать внимание на определенной проблеме. Все это в дальнейшем поможет ему в учебе.

Позитивное воздействие упражнений по иппотерапии на мелкую моторику способствует развитию мозговых центров: речи, чтения, письма.

Видео — Иппотерапия. Как лошади лечат детей

Иппотерапия для взрослых

Возрастных ограничений иппотерапия не имеет. Обычно взрослые медленнее поддаются терапевтическому воздействию, чем дети, поскольку у малышей исходно выше реабилитационный потенциал. Тем не менее при систематическом подходе и регулярных тренировках взрослые достигают значительных успехов в лечении патологий опорно-двигательного аппарата, нервной системы и психической сферы.

Иппотерапия не является основным методом лечения болезни. В большинстве случаев пациенты занимаются ЛФК, плаванием, массажем, получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Однако зачастую именно лечебная верховая езда становится пусковым моментом в процессе выздоровления и помогает сдвинуть все реабилитационные мероприятия с мертвой точки.

Иппотерапия — что это такое и для кого Ссылка на основную публикацию

lfkplus.ru

«Иппотерапия». Развитие коммуникации у дошкольников с нарушением речи средствами лечебно-верховой езды

Светлана Донская «Иппотерапия». Развитие коммуникации у дошкольников с нарушением речи средствами лечебно-верховой езды 

Лошадь – уникальный «живой тренажер», который приводит в тонус сразу все мышцы всадника. А о положительном психотерапевтическом эффекте, который это животное оказывает на психоэмоциональное состояние человека, написано множество научных трудов.

Иппотерапия способствует активизации познавательных процессов. Необходимость постоянной сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации при верховой езде, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животными активизирует психические процессы, повышает способность к обучению, усвоению новых навыков и поведений; расширяются представления ребенка как о животных, так и о природе в целом.

Занятия иппотерапией корригируют недостатки психической деятельности (страх, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных двигательных ситуациях и пр.).

Общаясь с лошадью, ухаживая за ней, ребенок получает яркий положительный эмоциональный заряд, развиваются механизмы эмоционально-волевой регуляции, ребенок получает возможность преодолеть свой страх, достичь успеха, одержать пусть небольшую, но победу, испытать гордость, почувствовать себя способным преодолеть трудности.

Целью нашей работы является создание условий для комплексной абилитации детей дошкольного возраста с нарушением речи и с нарушениями опорно-двигательного аппарата методом лечебной верховой езды - иппотерапии.

Задачи

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. Профилактика и коррекция нарушений осанки, стабилизация мобильности позвоночника, выработка и активизация правильной осанки;

3. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, крупной и мелкой моторики;

4. Стимулирование речевой активности, развитие фонематического слуха и коррекция звукопроизношения;

5. Развитие эмоциональной сферы, снижение уровня тревожности.

Два раза в неделю в наш детский сад приходят лошадки. Дети с большим нетерпением ждут встречи с ними.

Общение с лошадью оказывает неоценимое воздействие на коррекцию речевого развития ребёнка. Инструктор изучает лексико-тематический план логопеда и согласно ему работает с детьми. Логопедом ведётся тетрадь взаимосвязи с инструктором, там прописываются задания на неделю по лексической теме: это пальчиковая гимнастика, заучивание стихов, потешек, поговорок и если идёт автоматизация поставленных звуков, то подбирается речевой материал для ребёнка индивидуально.

Занятие с детьми строится из определенных частей.

1. Дыхательная гимнастика

2. Развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса. (пропевание гласных)

3. Упражнение вдоль лошади «мельница»

4. Упражнение лежа поперёк лошади на животе

5. Наклоны прямыми руками к ушкам и к хвосту «вертолетик»

6. Развитие мелкой моторики.

7. Катание ребенка лицом назад. Дуем мыльные пузыри. Посадка задом стимулирует работу мышц, которые при других условиях используются не достаточно, а т. к. при посадке задом панорамное зрение отсутствует – мышца глаза концентрируя внимание напрягается и через некоторое время расслабляется (когда мы смотрим куда полетели мыльные пузыри, в процессе осваиваем понятия: много – мало, один; большой – маленький; высоко – низко; над – под – около и др., это способствует развитию мышцы глаза и развивает дыхательную систему.

8. Игры с Мячом.

9. Обязательной частью занятия является заключительная часть – релаксация. Ребёнок ложится на спину вдоль лошади, головой в сторону крупа. Затем на животе вдоль лошади. Такое положение способствует расслаблению, снятию напряжения. Часто дети прибывают в состоянии близком ко сну, что свидетельствует о комфортном, расслабленном состоянии, снятии напряжения, высокого уровня тревожности и др. проявлений мешающих малышу развиваться.

Температура тела лошади выше человеческой на 1,5 — 2 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы всадника при различных посадках и положениях тела (сидя передом и задом в отношении к голове лошади, лёжа на спине и животе, вдоль и поперёк лошади) и выполнении определённых упражнений, усиливая кровоток. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

Так же очень важен психогенный фактор который складывается из общения с живым организмом — лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит ребенку ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле, людьми. Кроме этого необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг ребенка (манеж или ливада на открытом воздухе, которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным.

После такой работы ребёнок идёт на занятие к логопеду. Пока ребенок расслаблен мы проводим логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, постановку и автоматизацию звуков.

Хочется отметить ещё один положительный момент – у детей заметно снизился процент заболеваемости.

www.maam.ru


Смотрите также