Блог

Храм рождества богородицы в бутырской слободе


Расписание

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ  ХРАМА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ  В БУТЫРСКОЙ СЛОБОДЕ

 Дорогие братья и сестры! Напоминаем вам, что перед причастием исповедоваться следует вечером. Утром исповедуются только болящие, имеющие маленьких детей или иные веские причины.

*- Богослужение в храме свв. апп. Петра и Павла при Национальном исследовательском медицинском центре фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний, ул. Достоевского, д. 4, к. 1.

31 АВГУСТА СУББОТА 10.00 колок Молебен, панихида

Иконы Божией

Матери «Всецарица»

17.00 храм Всенощное бдение

НЕДЕЛЯ 11-я по Пятидесятнице.

Собор Московских

 святых

01 СЕНТЯБРЯ

Воскресенье

9.00

храм

Божественная литургия, молебен
17.00 храм Утреня, чин погребения
05 СЕНТЯБРЯ ЧЕТВЕРГ  10.00 больн. Божественная литургия 

Отдание праздника

Успения Пресвятой Богородицы 

07 СЕНТЯБРЯ СУББОТА 10.00 колок Молебен, панихида

НЕДЕЛЯ 12-я по Пятидесятнице. Сретение

  Владимирской иконы

  Божией Матери.   

    Мчч. Адриана и Наталии

17.00 храм Всенощное бдение
08 СЕНТЯБРЯ Воскресенье 9.00 храм Божественная литургия
10 СЕНТЯБРЯ ВТОРНИК 17.00 колок. Всенощное бдение Усекновение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
11 СЕНТЯБРЯ СРЕДА 9.00 колок. Божественная литургия
14 СЕНТЯБРЯ СУББОТА 10.00 больн. Молебен, панихида

НЕДЕЛЯ 13-я по Пятидесятнице,

  блгв.кн. Петра и блгв.

кн. Февронии, 

  Муромских чудотворцев

17.00 храм Всенощное бдение
15 СЕНТЯБРЯ Воскресенье 9.00 храм Божественная литургия, молебен
20 СЕНТЯБРЯ ПЯТНИЦА 17.00 храм Всенощное бдение, лития Суббота пред Воздвижением РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ БОГОРОДИЦЫ
21 СЕНТЯБРЯ СУББОТА 9.00 храм Божественная литургия, молебен Крестный ход
17.00 храм

Всенощное бдение

НЕДЕЛЯ 14-я по Пятидесятнице

пред Воздвижением.  

22 СЕНТЯБРЯ Воскресенье 9.00 храм Божественная литургия
24 СЕНТЯБРЯ ВТОРНИК 10.00 больн. Молебен, акафист, панихида

Прп. Силуана

Афонского

26 СЕНТЯБРЯ ЧЕТВЕРГ 17.00 храм Всенощное бдение, лития

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

27 СЕНТЯБРЯ ПЯТНИЦА 9.00 храм Божественная литургия
28 СЕНТЯБРЯ СУББОТА 17.00 храм Всенощное бдение

НЕДЕЛЯ 15-я по Пятидесятнице,

по Воздвижении.  

29 СЕНТЯБРЯ Воскресенье 9.00 храм Божественная  литургия
30 СЕНТЯБРЯ Понедельник 10.00 больн. Молебен с акафистом, лития

Мучениц Веры,

   Надежды, Любови и

 матери их Софии   

butyr-sloboda.moseparh.ru

История храма

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе.

История и современность.

   Церковь Рождества Богородицы, что на Бутырках,  Троицкого благочиния Северо-Восточного викариатства епархии города Москвы, находится  в пяти километрах  на север от Кремля,  за Савеловским вокзалом, в начале  Бутырской улицы, построена при царствовании Петра и Иоанна Алексеевичей и освящена Патриархом Иоакимом в 1684 году.  По стилю зодчества  принадлежит к наилучшим зданиям XVII века, по величине  занимала едва ли не первое место между приходскими церквями того времени. Это был первый в России полковой храм, выстроенный на средства регулярного полка и ставший его духовным центром,  поэтому и размеры храма были таковыми, чтобы мог вместиться целый полк.  Но годы богоборческого лихолетья безжалостным шквалом обрушились и на этот дивный храм.

Начало 20 в. Вид с Бутырской улицы.

И ныне на  Бутырской улице из всего церковного ансамбля можно увидеть только восстановленную колокольню.

Восстановленная колокольня. Вид с Бутырской улицы.

Сам же храм, вернее то, что от  него осталось, оказался за промышленным зданием бывшего завода «Знамя», (ныне деловым центром), построенным в 70-е годы ХХ века. Теперь, чтобы увидеть  сам храм, нужно пройти на Большую  Новодмитровскую улицу, пролегающую  параллельно Бутырской с восточной ее стороны.

Нашему взору предстанет изуродованный до неузнаваемости четверик со снесенной купольной частью и пристороенными справа и слева  уродливыми  постройками, с пробитыми в стенах нелепыми окнами, с торчащими из стен трубами, за большим каменным забором до недавнего времени обнесенным   колючей проволокой.

Вид с Б. Новодмитровской 2006 г.

Вид с Б. Новодмитровской в наши дни.

А в начале XX века  это  был красивейший ансамбль, состоящий из четверика храма, примыкающей к нему большой трапезной части с двумя приделами во имя  Николая Чудотворца  и преподобного Сергия Радонежского и отдельно стоящей шатровой колокольни, имевшей справа и слева  пристроенные крылья, в которых распологалась часовня и подсобные помещения, а также церковно-приходской школы и богадельни. Рядом  с территорией храма на Бутырской улице находилось красивое здание  Алтайской духовной миссии.

Нач. 20 в. Вид с Бутырской ул. На переднем плане здание Алтайской духовной миссии.

Нач. 20в. Вид на северную стену храма.

На внешних стенах четверика храма с четырёх сторон располагались   великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной.

Икона Спасителя с Предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей.

Их расположение на храме  было не случайно: зодчие выбрали именно эти иконы и расположили их с четырех сторон в таком порядке, что они представляли собой  тропарь Рождеству Богородицы в образах: каждая икона соответствовала определённой фразе тропаря Рождеству Пресвятой Богородицы: «Рождество Твое, Богородице Дево (икона Рождества Богородицы), радость возвести всей вселенней (икона Благовещения), из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш (икона Деисис — Спаситель с предстоящими Божией Материю и Иоанном Предтечей) и разруши клятву даде благословение и упразднив смерть дарова нам живот вечный (икона Благословения Царицы Небесной)».

К четверику храма примыкала длинная  трапезная с двускатной крышей и с  большой папертью с западной стороны, над которой располагалась икона Рождества Пресвятой Богородицы.  Северная и восточная паперти были меньше и вели в четверик храма.

Южная половина трапезной части с приделом преподобного Сергия.

Западная паперть, трапезная часть храма.

Придел преподобного Сергия и южная паперть. Вид с Б. Новодмитровской ул.

Колокольня храма в начале 20 в.

Отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – слухов. Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойдён – шатровым стало не само здание церкви, а только колокольня. В Москве до сих пор сохранились храмы с подобными шатровыми колокольнями, но не стоящими отдельно, а примыкающими к храму.   Колокольня  состояла из трёх уровней, гармонично сочетавшихся между собой.

Нижний ярус был проходным на территорию церкви, на втором ярусе  между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским (точно такая же икона,  была на Спасских воротах Кремля). Под карнизом второго яруса  располагались прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых были рельефно изображены вазы с цвета., Такие же изразцы, но изображавшие  райских птиц были при входе в храм.

Первый и второй ярусы колокольни. Нач. 20 в.

Второй ярус был предназначен для хранения церковной утвари. Третий ярус колокольни был восьмиугольным с пролётными арками  здесь находилась  звонница,  увенчанная  конусообразным восьмигранным шатром с окошками-слухами.

К 1917 г. эта колокольня и практически такая же колокольня церкви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1931 г.) признавались наиболее изящными и изысканными в Москве. Колокольня простояла нетронутой до 1941 г. В 1941 г. верхние ярусы были снесены якобы из соображений безопасности.

О росписях храма известно следующее.  «В 1810 году  стены главного храма и купол расписаны в стиле итальянской живописи  известным в Москве живописцем Колмыковым,  а в 1874 году украшена живописью и трапеза с алтарными приделами художником Н. А. Стожаровым. Но была ли прежде сего Церковь расписана, об этом ничего нам неизвестно»[1].  Хотя внешне церковь с XVII в. до середины 30-х гг.  ХХ в.  практически не изменилась, но внутренняя роспись была заново сделана в конце XIX – начале XХ века мастерами Палехской школы братьями Сафоновыми.  Образа же в новом иконостасе XIX века оставались старые.

В конце XIX – начале XX вв. на территории храма были построены здания церковно-приходской школы и богадельни.

После октябрьского переворота 1917 года храм  постигла участь большинства храмов Росии: несмотря на то, что в 1918 году храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе декретом Ленина был причислен к архитектурным памятникам народов России и поставлен на государственную охрану,  все основное имущество храма было разграблено  под видом изъятия «в пользу трудового народа» или сожжено прямо перед воротами колокольни.  По воспоминаниям внуков  протоиерея Христофора Максимова, служившего в храме до его закрырытия  в 1935 году  и почившего в 1938 году, Николая и Павла Максимовых ,  прихожане из огня выхватывали иконы и уносили их домой (одна из таких икон, возвращенная в храм в 2006 году, находится теперь в алтаре храма).

Храм был окончательно закрыт в 1935 году. До этого времени при богоборческой власти в нем, хоть и нерегулярно, но совершались богослужения и требы,  и некоторое время (по воспоминаниям Н.К.и П.К. Максимовых) при храме жили или Святейший Патриарх Тихон, или кто-то из архиереев Русской Православной Церкви.

Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе после уничтожения храма Христа Спасителя рассматривался  и в числе претендентов на Кафедральный собор, поскольку входил в пятерку крупнейших храмов Москвы.

Несмотря на то, что храм считался  памятником архитектуры,  уже в 1926 году Правление промышленных и производственных предприятий «Промвоздух» организовало на территории храма  механические мастерские № 4,  на базе которых в 1931 году был создан филиал завода №1 ВВС РККА, а в 1933 году филиал получил статус самостоятельного завода №132 ГУАП Наркомтяжпрома, и в 1935 году за подписью директора завода № 132 Главного Управления Авиационной Промышленности тов. Фреймана в Президиум ВЦИК  поступило прошение о передаче здания церкви в пользование заводу,   хотя согласно письму Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК, здание могло было быть использовано только «для культурных надобностей» и «при условии сохранения в неприкосновенности наружной архитектуры (куполов, окон, оконных наличников, порталов и т.д.) и основных внутренних конструкций». Но богоборческая власть и руководство завода и не стремились  к сохранению таких исторических памятников и « уже в конце 30-х годов были сняты главы церкви и покрыты четырехскатной железной крышей. Колокольня же простояла в бездействии до начала Великой Отечественной войны. Вот тогда сочли за благо сломать шатер и восьмерик, чтобы они не были приметным ориентиром для вражеских самолетов…»[2] Здания богадельни и церковно-приходской школы были снесены практически перед войной.  Если бы не противостояние группы историков и искусствоведов, были бы снесены и остатки храма и колокольни.

В 1960 г. 30 августа вышло постановление Совета Министров РСФСР № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» согласно которому  «Церковь Рождества в Бутырской стрелецкой слободе, 1682-1684 гг. , Бутырская ул. 56, состоит в списке памятников государственного значения под № 232 (приложение №1, Октябрьский р-н г. Москвы по территориальному делению 1960 г.) и нуждается в скорейшей реставрации.  И тот же Совет Министров РСФСР в 1968 году дает разрешение заводу «Знамя» при строительстве производственного корпуса произвести частичную разборку трапезной памятника архитектуры XVII века б. Церкви Рождества в Бутырской стрелецкой слободе. При этом  Минавиапром и дирекция завода берут на себя обязательства:

1) открыть доступ к памятнику со стороны Б. Новодмитровской улицы.

2) полностью освободить от пристроек и производственных цехов.

3) изменить характер использования здания храма.

4) провести ремонтно-реставрационные работы, восстановить внешний облик храма.

Однако никто эти обязательства выполнять   не собирался и, даже более того,  в 1970 году  были снесены большая часть трапезной и крылья колокольни.   Хотели снести и оставшиеся два яруса колокольни, но не удалось. Между храмом и оставшимися двумя ярусами колокольни было построено  производственное здание, придавшее Бутырской улице неприглядный вид и закрывшее собой четверик храма. Теперь  несведущему человеку невозможно стало догадаться, что на этом месте  был прекрасный церковный ансамбль. Чтобы полностью оградить остатки храма от взора прохожих, с севера и юга храма  были построены еще два производственных здания. Храм оказался закрытым со всех сторон.

За время использования  заводом здания храма оно  до такой степени было изуродовано, что невозможно себе представить, что такое было сделано нашими же соотечественниками: выбитые кирпичи,  с северной  и южной стороны  огромные уродливые пристройки, в стенах храма прорублены окна и огромные дыры   для труб, кирпичи древней кладки от неестественной эксплуатации здания разрушились, появились трещины, из которых торчали выросшие за это время деревца.  Вход был пробит через алтарную часть.

Конец 20 в. Зданием храма пользуется завод.

Еще более страшную картину представляло собой  внутреннее состояние храма : все пространство было разделено на три этажа, в алтарной части храма   сделана лестница, соединявшая три этажа, и туалет,  фрески большей частью были полностью разрушены, а оставшиеся были замазаны 6-ю слоями масляной краски.  В  помещениях расположили  цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены (при  литье) нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых. Когда воздух охлаждался, изображения постепенно исчезали.

Остатки росписей купольной части храма.

В 1996 году указом Святейшего Патриарха Алексия в храм настоятелем назначается клирик храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке иерей Алексий Талызов. В колокольне храма (Бутырская, 56) начинают еженедельно совершаться молебны, проводится ремонт колокольни и реконструкция её под  храм (площадью 16 м 2).      В 1993 году создается инициативная группа по возрождению храма и церковных богослужений, регистрируется устав общины храма.

В апреле 1999 года в первом ярусе колокольни был сооружен храм, освященный во имя благоверного Великого Князя  Димитрия Донского,  и в нем начались регулярные богослужения. В 2012 году колокольню восстановили в первозданном виде на народные средства.

Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2000 года, подписанным председателем правительства Владимиром Путиным, предписано ММЗ «Знамя» в течение одного месяца передать здание храма верующим. Храм был передан только в 2006 году. Освобождение от заводских цехов продолжалось до 2010 года. В четверике храма, разделенном заводом на три этажа, на втором этаже силами прихода храма был сделан ремонт и уже в 2007 году начались регулярные богослужения.

[1]А. Ансеров. Историческое описаение церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках.

[2]цитата из книги «Храмы Северного округа Москвы.»

butyr-sloboda.moseparh.ru

Новые публикации - Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

27.06.2019Без рубрики

СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СВЯТИТЕЛЯ АНДРЕЯ, АРХИЕПИСКОПА КРИТСКОГО О Празднике Евангельские чтения: Утр. — Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. — Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.  

20.09.2019Двунадесятые и великие праздники, Престольные праздники

  ОБРАЩЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПО СЛУЧАЮ ДНЯ ТРЕЗВОСТИ Москва, 10 сентября 2019 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Дня трезвости, который отмечается 11 сентября, передает Патриархия.ru. Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Ныне, в праздник Усекновения главы Крестителя …

Читать далее

10.09.2019Без рубрики

1 сентября, в праздник Донской иконы Пресвятой Богородицы и Всех Московских святых, после окончания Божественной литургии настоятель храма о. Алексий совершил  молебен на начало нового учебного года. Предлагаем вашему вниманию фотоотчет об этом событии.  

07.09.2019Богослужения, Приходская жизнь, Фото

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года «Мария же избрала благую часть» (Лк. 10, 42). Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и …

Читать далее

27.08.2019Видеозаписи богослужений, Двунадесятые и великие праздники

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года В Преображение глас с неба не другое что изрек, как «Его слушайте» (Мф. 17, 5). Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать …

Читать далее

18.08.2019Видеозаписи богослужений, Двунадесятые и великие праздники

С 14 августа начинается Успенский пост. Евангельские Чтения Креста: 1 Кор., 125 зач., I, 18-24. Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35. Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 — XII, 2. Мф., 38 зач., X, 32-36; XI, 1. На водоосвящении: Евр., 306 зач., II, 11-18. Ин., 14 зач., V, 1-4. На утрене после великого славословия – вынос …

Читать далее

13.08.2019Богослужения, Видеозаписи богослужений

Накануне праздника Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня в Центре социального обслуживания Бутырского района прошла очередная встреча с подопечными Центра. Священник храма иерей Олег провел беседу о трех Господских праздниках,  празднуемых в августе православными христианами: Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, празднуемого в этот же день празднике Всемилостивого Спаса и Пресвятой …

Читать далее

13.08.2019Без рубрики

butyr-sloboda.moseparh.ru

О храме. История и современность.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках, в г. Москве.

        Церковь Рождества Богородицы, что на Бутырках,  Троицкого благочиния Северо-Восточного викариатства епархии города Москвы, находится  в пяти километрах  на север от Кремля,  за Савеловским вокзалом, в начале  Бутырской улицы, построена при царствовании Петра и Иоанна Алексеевичей и освящена Патриархом Иоакимом в 1684 году.  По стилю зодчества  принадлежит к наилучшим зданиям XVII века, по величине  занимала едва ли не первое место между приходскими церквями того времени. Это был первый в России полковой храм, выстроенный на средства регулярного полка и ставший его духовным центром,  поэтому и размеры храма были таковыми, чтобы мог вместиться целый полк.  Но годы богоборческого лихолетья безжалостным шквалом обрушились и на этот дивный храм.

Начало 20 века. Вид с Бутырской улицы.

И ныне на  Бутырской улице из всего церковного ансамбля можно увидеть только восстановленную колокольню.

Восстановленная колокольня. Вид с Бутырской улицы.

       Сам же храм, вернее то, что от  него осталось, оказался за промышленным зданием бывшего завода «Знамя», (ныне деловым центром), построенным в 70-е годы ХХ века. Теперь, чтобы увидеть  сам храм, нужно пройти на Большую  Новодмитровскую улицу, пролегающую  параллельно Бутырской с восточной ее стороны.

       Нашему взору предстанет изуродованный до неузнаваемости четверик со снесенной купольной частью и пристороенными справа и слева  уродливыми  постройками, с пробитыми в стенах нелепыми окнами, с торчащими из стен трубами, за большим каменным забором до недавнего времени обнесенным   колючей проволокой.

Вид с Б. Новодмитровской в наши дни.

        А в начале XX века  это  был красивейший ансамбль, состоящий из четверика храма, примыкающей к нему большой трапезной части с двумя приделами во имя  Николая Чудотворца  и преподобного Сергия Радонежского и отдельно стоящей шатровой колокольни, имевшей справа и слева  пристроенные крылья, в которых располагалась часовня и подсобные помещения, а также церковно-приходской школы и богадельни. Рядом  с территорией храма на Бутырской улице находилось красивое здание  Алтайской духовной миссии.

Нач. 20 в. Вид с Бутырской ул. На переднем плане здание Алтайской духовной миссии.

Нач. 20в. Вид на северную стену храма.

         На внешних стенах четверика храма с четырёх сторон располагались   великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной.

Икона Благословение Царицы Небесной. (Северная стена храма).

       Их расположение на храме  было не случайно: зодчие выбрали именно эти иконы и расположили их с четырех сторон в таком порядке, что они представляли собой  тропарь Рождеству Богородицы в образах: каждая икона соответствовала определённой фразе тропаря Рождеству Пресвятой Богородицы: «Рождество Твое, Богородице Дево (икона Рождества Богородицы), радость возвести всей вселенней (икона Благовещения), из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш (икона Деисис — Спаситель с предстоящими Божией Материю и Иоанном Предтечей) и разруши клятву даде благословение и упразднив смерть дарова нам живот вечный (икона Благословения Царицы Небесной)».

К четверику храма примыкала длинная  трапезная с двускатной крышей и с  большой папертью с западной стороны, над которой располагалась икона Рождества Пресвятой Богородицы.  Северная и восточная паперти были меньше и вели в четверик храма.

Южная половина трапезной части с приделом преподобного Сергия.

Западная паперть, трапезная часть храма.

Придел преподобного Сергия и южная паперть. Вид с Б. Новодмитровской ул.

Отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – слухов. Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойдён – шатровым стало не само здание церкви, а только колокольня. В Москве до сих пор сохранились храмы с подобными шатровыми колокольнями, но не стоящими отдельно, а примыкающими к храму.   Колокольня  состояла из трёх уровней, гармонично сочетавшихся между собой.

Колокольня храма в начале 20 в.

           Нижний ярус был проходным на территорию церкви, на втором ярусе  между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским (точно такая же икона,  была на Спасских воротах Кремля). Под карнизом второго яруса  располагались прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых были рельефно изображены вазы с цветами, такие же изразцы, но изображавшие  райских птиц были при входе в храм.

Второй ярус был предназначен для хранения церковной утвари. Третий ярус колокольни был восьмиугольным с пролётными арками  здесь находилась  звонница,  увенчанная  конусообразным восьмигранным шатром с окошками-слухами.

Первый и второй ярусы колокольни. Нач. 20 в.

         К 1917 г. эта колокольня и практически такая же колокольня церкви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1931 г.) признавались наиболее изящными и изысканными в Москве. В настоящее время колокольня со  звонницей полностью восстановлены в историческом виде.

«В 1810 году, стены главного храма и купол расписаны в стиле итальянской живописи, известным в Москве живописцем Колмыковым, а в 1874 году украшена живописью и трапеза с алтарными приделами художником Н. А. Стожаровым. Но была ли прежде сего Церковь расписана, об этом ничего нам неизвестно»[1].  Хотя внешне церковь с XVII в. до середины 30-х гг.  ХХ в.  практически не изменилась, но внутренняя роспись была заново сделана в конце XIX – начале XХ века,  образа же в новом иконостасе XIX века оставались старые.

В конце XIX – начале XX вв. на территории храма были построены здания церковно-приходской школы и богадельни.

После октябрьского переворота 1917 года храм  постигла участь большинства храмов Росии: несмотря на то, что в 1918 году храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе декретом Ленина был причислен к архитектурным памятникам народов России и поставлен на государственную охрану,  все основное имущество храма было разграблено  под видом изъятия «в пользу трудового народа» или сожжено прямо перед воротами колокольни.  По воспоминаниям внуков  протоиерея Христофора Максимова, служившего в храме до его закрырытия  в 1935 году  и почившего в 1938 году, Николая и Павла Максимовых ,  прихожане из огня выхватывали иконы и уносили их домой (одна из таких икон, возвращенная в храм в 2006 году, находится теперь в алтаре храма).

Храм был окончательно закрыт в 1935 году. До этого времени при богоборческой власти в нем, хоть и нерегулярно, но совершались богослужения и требы,  и некоторое время (по воспоминаниям Н.К.и П.К. Максимовых) при храме жили или Святейший Патриарх Тихон, или кто-то из архиереев Русской Православной Церкви.

Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе после уничтожения храма Христа Спасителя рассматривался  и в числе претендентов на Кафедральный собор, поскольку входил в пятерку крупнейших храмов Москвы.

Несмотря на то, что храм считался  памятником архитектуры,  уже в 1926 году Правление промышленных и производственных предприятий «Промвоздух» организовало на территории храма  механические мастерские № 4,  на базе которых в 1931 году был создан филиал завода №1 ВВС РККА, а в 1933 году филиал получил статус самостоятельного завода №132 ГУАП Наркомтяжпрома, и в 1935 году за подписью директора завода № 132 Главного Управления Авиационной Промышленности тов. Фреймана в Президиум ВЦИК  поступило прошение о передаче здания церкви в пользование заводу,   хотя согласно письму Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК, здание могло было быть использовано только «для культурных надобностей» и «при условии сохранения в неприкосновенности наружной архитектуры (куполов, окон, оконных наличников, порталов и т.д.) и основных внутренних конструкций». Но богоборческая власть и руководство завода и не стремились  к сохранению таких исторических памятников и « уже в конце 30-х годов были сняты главы церкви и покрыты четырехскатной железной крышей. Колокольня же простояла в бездействии до начала Великой Отечественной войны. Вот тогда сочли за благо сломать шатер и восьмерик, чтобы они не были приметным ориентиром для вражеских самолетов…»[2] Здания богадельни и церковно-приходской школы были снесены практически перед войной. Если бы не противостояние группы историков и искусствоведов, были бы снесены и остатки храма и колокольни.

В 1960 г. 30 августа вышло постановление Совета Министров РСФСР № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» согласно которому  «Церковь Рождества в Бутырской стрелецкой слободе, 1682-1684 гг. , Бутырская ул. 56, состоит в списке памятников государственного значения под № 232 (приложение №1, Октябрьский р-н г. Москвы по территориальному делению 1960 г.) и нуждается в скорейшей реставрации.  И тот же Совет Министров РСФСР в 1968 году дает разрешение заводу «Знамя» при строительстве производственного корпуса произвести частичную разборку трапезной памятника архитектуры XVII века б. Церкви Рождества в Бутырской стрелецкой слободе. При этом  Минавиапром и дирекция завода берут на себя обязательства:

1) открыть доступ к памятнику со стороны Б. Новодмитровской улицы.

2) полностью освободить от пристроек и производственных цехов.

3) изменить характер использования здания храма.

4) провести ремонтно-реставрационные работы, восстановить внешний облик храма.

Однако никто эти обязательства выполнять   не собирался и, даже более того,  в 1970 году  были снесены большая часть трапезной и крылья колокольни.   Хотели снести и оставшиеся два яруса колокольни, но не удалось. Между храмом и оставшимися двумя ярусами колокольни было построено  производственное здание, придавшее Бутырской улице неприглядный вид и закрывшее собой четверик храма. Теперь  несведущему человеку невозможно стало догадаться, что на этом месте  был прекрасный церковный ансамбль.

1970-е гг.-1998г. Бутырская ул., остатки колокольни.

        Чтобы полностью оградить остатки храма от взора прохожих, с севера и юга храма  были построены еще два производственных здания. Храм оказался закрытым со всех сторон.

За время использования  заводом здания храма оно  до такой степени было изуродовано, что невозможно себе представить, что такое было сделано нашими же соотечественниками: выбитые кирпичи,  с северной  и южной стороны  огромные уродливые пристройки, в стенах храма прорублены окна и огромные дыры   для труб, кирпичи древней кладки от неестественной эксплуатации здания разрушились, появились трещины, из которых торчали выросшие за это время деревца.  Вход был пробит через алтарную часть.

Коней 20 в. Зданием храма пользуется завод.

Еще более страшную картину представляло собой  внутреннее состояние храма : все пространство было разделено на три этажа, в алтарной части храма   сделана лестница, соединявшая три этажа, и туалет,  фрески большей частью были полностью разрушены, а оставшиеся были замазаны 6-ю слоями масляной краски.  В  помещениях расположили  цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены (при  литье) нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых. Когда воздух охлаждался, изображения постепенно исчезали.

Остатки росписей купольной части храма.

В 1996 году указом Святейшего Патриарха Алексия в храм настоятелем назначается клирик храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке иерей Алексий Талызов. В колокольне храма (Бутырская, 56) начинают еженедельно совершаться молебны, проводится ремонт колокольни и реконструкция её под  храм (площадью 16 м 2).      В 1993 году создается инициативная группа по возрождению храма и церковных богослужений, регистрируется устав общины храма.

В апреле 1999 года в первом ярусе колокольни был сооружен храм, освященный во имя благоверного Великого Князя  Димитрия Донского,  и в нем начались регулярные богослужения. В 2012 году колокольню восстановили в первозданном виде на народные средства.

Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2000 года, подписанным председателем правительства Владимиром Путиным, предписано ММЗ «Знамя» в течение одного месяца передать здание храма верующим. Храм был передан только в 2006 году. Освобождение от заводских цехов продолжалось до 2010 года. В четверике храма, разделенном заводом на три этажа, на втором этаже силами прихода храма был сделан ремонт и уже в 2007 году начались регулярные богослужения.

[1]А. Ансеров. Историческое описаение церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках.

[2]цитата из книги «Храмы Северного округа Москвы.»

butyr-sloboda.moseparh.ru

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

Рассказ о трагической судьбе и трудном возрождении одного из крупнейших московских соборов.

Первый известный деревянный храм на этом месте построил в своих владениях боярин Никита Романов, последний представитель нецарственной ветви Романовых. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен в деревне Бутырки на Дмитровском тракте, после чего и село стало называться Рождественским. В 1646 году село отошло к казне, а в 1682 году в него водворили солдат 2-го Московского выборного полка солдатского строя. Это был старейший из регулярных полков в России, сформированный в 1642 году по указу царя Михаила Фёдоровича. По названию слободы полк получил имя Бутырского.

„В Бутырском полку число офицеров простиралось до 43, а нижних чинов до 1200. Солдаты поселились в Бутырской слободе в устроенных от казны дворах, и им было предоставлено право на отведённой земле разводить огороды, заниматься различными промыслами, держать лавки и другие торговые заведения, не платя торговых пошлин. Они получали, сверх того, жалованье и провиант из казны, но были обязаны служить, обучаться немецкому строю и стрельбе из мушкетов, держать городские караулы вместе со стрельцами и участвовать в торжественных встречах и церемониях.” - так написано о расквартированном полке у И. К. Кондратьева в «Седой старине Москвы».

Полк просуществовал под различными названиями вплоть до 1918 года, последнее время нося имя «Царя Михаила Феодоровича 13-й лейб-гренадерский Эриванский Его Величества полк».1. В 1682-84 годах в слободе строится большой соборный храм в честь окончания тяжёлой войны с Османской империей и Крымским ханством. Как и предшествующий деревянный, новый храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри разместилось полковое знамя 1680-х годов, трофейные знамёна шведов, турок, персов.

2. К двустолпному пятиглавому храму в стиле барокко с запада была пристроена широкая пятистолпная трапезная, вмещавшая 2 тысячи человек. На красной линии Дмитровской дороги высилась отдельно стоящая шатровая колокольня с проездными воротами. На втором ярусе колокольни разместили икону Спасителя (точную копию иконы со Спасской башни). По бокам от колокольни при храме были построены одноэтажные богадельни, справа мужская, слева женская.

3. Территория храма простиралась на целый квартал городской застройки. Рядом находилось Миссионерское Алтайское и Сибирское подворье. При подворье существовал магазин изделий сибирских монастырей, странноприимный дом, богадельня, музей, церковь Святой Троицы, приходская школа. Изящное двухэтажное здание снесли в 1970-е годы. За ним видны корпуса богаделен по правую и левую руку от колокольни, а в самой левой части снимка - деревянный дом священника.

4. По декрету 1918 года весь комплекс был признан выдающимся произведением русской культуры, охраняемый государством и не подлежащий уничтожению. Богослужения в храме продолжались до 1920 года. Рассматривался вопрос о признании его кафедральным вместо Елоховского. Здесь могли бы интронизировать Патриархов Московских нового времени. Не случилось.

5. В 1935 году храм со всеми постройками передали заводу № 132 Глававиапрома, а в 1942 году здесь обосновался Московский машиностроительный завод «Знамя». Храм приспособили под цех, сломали главы, разбили внутреннее пространство на этажи, во внешних стенах прорубили новые окна и двери, а старые, наоборот, заложили. К храму осуществили обширную пристройку, а колокольню лишили шатрового завершения, обрубив её до второго яруса. В 1970 году сломали трапезную, и на её месте, между храмом и колокольней, построили высокий заводской корпус. Основной объём храма получил новый адрес, по Новодмитровской улице, проходящей позади завода. В результате статус памятника архитектуры остался только у остатков колокольни, сохранившей адрес по Дмитровскому шоссе. Только это и спасло её от окончательно уничтожения, но о ней речь пойдёт в конце.

6. Таким храм дошёл до наших дней. При акционировании завода умудрились приватизировать и цех-храм, и только в 2000 году здание передали к верующим.

7. За все годы советской власти храм ни разу не ремонтировался. Штукатурка со стен полностью осыпалась, обнажив фигурную кирпичную кладку. Видимые на снимке окна были прорублены в 1930-е годы. Над средним окном виден киот, в котором помещалась икона.

8. В 2006 году православная община привела в порядок несколько комнат внутри храма, после восьмидесятилетнего перерыва возобновились богослужения, началась реставрация здания.

9. Окна выступающих алтарных апсид были украшены замысловатой рамкой. Сейчас вместо этого окна прорублена дверь - главный вход в храм.

10. Сразу за дверью лестница наверх, поражающая своим видом.

11. Тут и там со стен глядят очищенные от побелки лики святых.

12. Многие фрески были разрушены при строительстве лестницы и перекрытий. От некоторых образов сохранились лишь фрагменты.

13. Восстановленный лик Святого Лаврентия Римского, архидиакона христианской общины Рима в III веке.

14. Фреска почти не пострадала: лестницей была обрублена лишь часть левой стопы святого. Образ был нарисован на столпе - одной из опор сводчатого потолка. Справа за фреской видна поздняя деревянная перегородка.

15. С другой стороны колонны до сих пор располагается грузовой лифт. С другой стороны к нему прилегает помещение, где ведутся службы, и трапезная.

16. Благодаря гостеприимству служителей храма, мне удалось совершить экскурсию по помещениям бывшего цеха.

17. В обширной пристройке к храму располагался литейный цех.

18. Уходя отсюда, завод забрал на металлолом огромные котлы, оставив только груды силикатного кирпича.

19.

20.

21.

22.

23. Сквозь полутораметровые стены собора были пробиты проходы, соединяющие пристройку с храмом. Сейчас здесь всё завалено хламом.

24. Но стоит лишь поднять глаза, и видишь очищенные от побелки старинные фрески.

25. Когда стены во время литья горячего металла разогревались, лики проступали сквозь побелку, а при остывании постепенно пропадали. Фантастическое, страшное зрелище...

26. Вместе со служителем выбираемся на крышу пристройки.

27. В стене храма видны пробитые окна, а под сохранившейся нишей для иконы сохранились остатки окантовки окна.

28. На крыше установлена мощная вентиляция литейного цеха.

29. Место одной из глав храма заняла вытяжка.

30. Вид на храм с того же ракурса в 1925 году. На переднем плане видна трапезная.

31. Так красиво был оформлен вид в трапезную.

32. Сейчас на месте трапезной торчит этот огрызок цеха.

33. На третьем этаже находился цех гальванопластики. Когда-то это место было на большой высоте, под самыми сводами храма.

34. Все росписи были закрыты многочисленными слоями краски, которая теперь снимается реставраторами.

35. В толстых стенах были прорублены окна.

36. В центре фрески сохранились довольно хорошо, но в дальней части, где стояли котлы с электролитом, краска со стен была стравлена окончательно, до голой кладки.

37. Но в основном фрески сохранились, что не может не радовать.

38. Работа движется, и есть все основания считать, что через некоторое время мы сможем лицезреть храм в первозданном виде.

39. А пока можно показать фотографии сохранившихся фресок.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47. А что же колокольня? Вплоть до конца 1960-х годов она стояла в окружении бывших богаделен.

48. Но в 1970-е годы заводу потребовалось для расширения возвести новые корпуса, и всё пошло под снос. Сохранились лишь первые ярусы колокольни, долгое время бывшие достопримечательностью округи. Внутри была дворницкая, хранились мётлы, лопаты и другой инструмент.

49. Колокольня была возвращена верующим в 1998 году, и в ней успели освятить отдельную церковь, в честь благоверного князя Дмитрия Донского.Такой, всю в лесах, я застал колокольню в мае 2012 года.

50. Полным ходом шло её восстановление. Строительный материал окупался за счёт именных кирпичей.

51. К декабрю колокольня была приведена в первозданное состояние. Хотя это уже не только колокольня, а уникальный для Москвы храм.

Фото 51 и 52 взяты с сайта храма.52. На колокольню были подняты новые купола. Следует обратить внимание, что на большом колоколе - изображение императора Александра I.

Территория бывшего завода «Знамя» теперь превратилась в бизнес-центр «Стрелецкая слобода». На своём сайте они пишут, что «здесь органично соседствует прошлое и настоящее, а реставрация храма во внутреннем дворе (какая наглость!) идёт полным ходом. Работы планируется закончить в ближайшие несколько лет, чтобы вернуть храму вид, какой он имел в 1682-1684 годах». Они забыли упомянуть, что для придания собору первозданного вида потребуется к чёртовой матери снести всю их «Стрелецкую слободу». Но временщики из «АЕОН-Девелопмент» не имеют другого «бога», кроме денег.

Паршивые корпуса завода, разрубившие пополам памятник русской истории, должны быть уничтожены!Источники и ссылки по теме:

1. Сайт храма.

2. Альтернативный сайт храма.3. Статья на Википедии.

deletant.livejournal.com

К благодетелям

Дорогие братья и сестры!

В настоящее время приходу храма остро необходимы:

микроволновка

принтер-ксерокс формата А3 для ведения документации по восстановлению храма,

  • пылесос,
  • файлы А4 (много),
  • стационарный телефонный аппарат (трубка),
  • папки-регистраторы типа «корона» 5 см, желательно пластиковые, много,
  • папки-уголки, пластик,
  • папки-скоросшиватели, пластик,
  • папки с вкладышами, пластик,
  • ручки,
  • карандаши, точилки,
  • калькуляторы,
  • штрих,
  • ножницы,
  • современная швабра с ведром для мытья пола в воскресной школе,
  • коврик грязе- и водовпитывающий для воскресной школы
  •  компьютер (ноутбук)  (2 шт, можно б/у, но не очень старые) для складского учета и ведения отчетности,

  •  жесткие внешние  дисках на 500 гб, 2шт,
  • общие тетради,  в т.ч. формата А4,
  •  электролампочки ,  60 вт, в виде свечи, матовые, миньон,Е14,
  •  ручки,  в т.ч. гелевые,
  • — фотобумага А4,

      фломастеры,

  •  видеокамера цифровая, можно б/у,
  •   удлинители 3, 5  и 10 метров,
  •   много прорезиненных  рабочих перчаток

    Будем молитвенно благодарны за оказанную помощь.

Молитвенно просим вас  помочь восстановлению корпусов-оград колокольни.

Проект восстановления уже готов, но средств на восстановление катастрофически не хватает. Приход храма слишком мал для необходимого объема работ, требующих огромных материальных затрат.

Но мы верим, что такое благое дело, как восстановление порушенного храмового комплекса,  являющегося исторической, культурной и архитектурной ценностью, построенного на средства Бутырского стрелецкого полка в 1684 году  и разрушенного в богоборческое время,  не оставит вас равнодушными и безучастными. Давайте будем достойными продолжателями традиций Святой Руси!

Молитвенно благодарим всех благодетелей.

Таким будет храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе после восстановления.

Наши реквизиты — реквизиты для пожертвований через банк

Фотоистория разрушения и восстановления храма — здесь Вы можете посмотреть исторические фотографии храма, его состояния в богоборческое время и в нынешнее  время, фото этапов восстановления колокольни.

Дорогие жертвователи!

Благодарим вас за ваши благие деяния. Дай вам Бог здоровья на многая и благая лета!

butyr-sloboda.moseparh.ru


Смотрите также