Блог

Дизартрия у детей что это


Дизартрия у детей: что это такое, признаки, причины лечение в 1-5 лет

Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи, при таком дефекте требуется коррекция.

Причины патологии

Дизартрия у детей встречается в 5% случаев. Ее возникновению способствуют такие факторы:

  • Гипоксия. Легкая или тяжелая нехватка кислорода плоду в процессе беременности и во время родов.
  • При резус-конфликтной беременности.
  • Недоношенность. Появление на свет ребеночка раньше срока.
  • Асфиксия.
  • Травмы при родах.
  • Длительная желтуха новорожденных. Гемолитическая болезнь, в которой может развиться также ядерная желтуха.
  • Заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, опухоли, черепно-мозговые травмы).
  • Гнойный отит.
  • Токсикоз при вынашивании.
  • Физиологические заболевания мамы. Часто малышам передаются токсические вещества, вырабатывающиеся в результате заболеваний мамы во время беременности. Особенно это опасно в первый триместр.

Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:

  • Нейроинфекции. Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве.
  • Гидроцефалия. Воспаление оболочек или перенесенные травмы головного мозга.
  • Тяжелые интоксикации. Они возникают в результате внутренних процессов в организме (инфекционные заболевания), а также внешних воздействий.
  • ЧМТ. Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.

 Медиками доказано, что у детей развитие этой патологии связано и с наличием ДЦП. Важно приводить малыша на плановые осмотры специалистов, чтобы не пропустить заболевание.

Симптомы

Родители детей дошкольного возраста сразу замечают, что с речью ребенка что-то не в порядке. Она полностью искажается. Это видно по следующим симптомам:

  • Темп. Темп речи ребенка неустойчив.
  • Сила. Сила голоса недостаточная.
  • Нечеткость. Речь звучит смазанно, нечетко, ребенка трудно понять. При стертой дизартрии слышны отдельные фонетические дефекты. Активность речи снижается.
  • Брадипноэ. Наблюдается затрудненное неритмичное дыхание.
  • Бедность эмоций. Иногда ребенок при разговоре не выражает никаких эмоций. Это происходит не оттого, что он никак не реагирует на окружающие ситуации, а из-за патологического отсутствия мимики.
  • Нарушение движения артикуляционных мышц. Сопровождается спазмом, при котором ребенок не может расслабить губы, шею, язык. Этот спазм может сменяться гипотонией мышц, при которой язык вялый, неподвижный, губы не смыкаются.

В младенческом возрасте родители уже могут предполагать наличие этого заболевания. Ребенок часто срыгивает, поперхивается, испытывает трудности при сосании. На протяжении первого года у него не много лепета, агуканий, первые слова он произносит со значительным опозданием (они могут не появляться до 2,5 лет).

Психологическая и педагогическая характеристика детей

Обследование детей с этим дефектом показало, что они имеют трудности не только с речью. У них не развита мелкая моторика мышц, а это отражается на умении застегивать пуговицы или шнуровать обувь, правильно держать карандаш, нажимать на него при необходимости, вырезать ножницами сложные фигурки (таким детям трудно научиться пользоваться ножницами).

В плане физического развития ребенок с дизартрией также страдает. Он не может правильно выполнять упражнения, танцевальные элементы, такое для него не под силу. Сложно больные дети воспринимают ритм музыки, со стороны видно, что они неуклюжи.

Виды

Эта патология нервной системы разделяется на несколько видов:

  1. Холодовая. Человек не может совладать со своим языком после пребывания на холоде.
  2. Корковая. Поражается кора головного мозга в той зоне, которая отвечает за артикуляцию. В этом случае ребенок будет соблюдать структуру слова, но слоги произносить неправильно.
  3. Подкорковая. Поражаются подкорковые структуры. Такое поражение сопровождается тем, что ребенок говорит «в нос», речь трудно понять, она смазанная.
  4. Бульбарная. Поражаются ядра нескольких нервов в продолговатом мозге. Отличается от остальных видов тем, что ребенок постоянно испытывает трудности с глотанием.
  5. Псевдобульбарная. Поражение путей от коры головного мозга до ядер нервов. При нечетком произношении можно заметить монотонность речи человека – это основной симптом этого вида.
  6. Мозжечковая. Поражается мозжечок, для этого вида характерна протяжная речь, у человека постоянно изменяется громкость речи.

Степени нарушения произношения

  • 1-я – это стертая форма патологии, выявить ее могут только при специальном обследовании.
  • 2-я – речь окружающие понимают, но есть дефекты, которые заметны всем, стертая речь усугубляется.
  • 3-я – произношение затруднено, речь ребенка могут понять только близкие люди.
  • 4-я – сложная форма патологии, речь либо отсутствует, либо она есть, но ребенка никто не может понять.

В чем состоит опасность

Ребенок не всегда может правильно воспринимать речь окружающих, что приводит к постоянному нарушению слухового восприятия речи окружающих. Из-за этого у него нарушается адаптация в социуме. Такие дети испытывают трудности в учебе, так как наряду с дизартрией у них развивается дисграфия.

Диагностика

Чтобы исключить другие патологии органов, которые симптоматически сходны с дизартрией, ребенка направляют на консультацию к неврологу, логопеду, ЛОРу.

Обследование детей с дизартрией начинается с назначения таких исследований:

  • Электроэнцефалография. Определение активности головного мозга. Это важное исследование, так как оно показывает активность разных долей мозга, отвечающих за разные действия.
  • Электромиография. Определяется мышечная активность ребенка, это исследование показывает, как мышцы реагируют на раздражитель.
  • Электронейрография. Определение скорости проведения импульса по нервам.
  • МРТ головного мозга. Компьютерная диагностика, показывающая активность внутренних структур мозга, наличие отклонений в строении и новообразований.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция. Безболезненная магнитная стимуляция различных участков мозга для определения их реакции и активности.

Для выбора методов лечения осмотр у логопеда осуществляется поэтапно:

  1. Оценка речи. Оцениваются нарушения речи ребенка, как он произносит слова, его темп и ритм речи. Как малыш воспринимает обращения к нему, какой у него словарный запас.
  2. Физиология. Определяются патологии, не имеющие ничего общего с артикуляционным аппаратом. Как развита лицевая мускулатура, какое дыхание у ребенка.
  3. Мимическое исследование. Логопед обследует работу мышц лица.
  4. Характеристики речи. Тщательно анализируются особенности произношения, темпа, звуковой интенсивности и ритма речи.
  5. Письменная речь. Дети школьного и дошкольного возраста старше 5-ти лет предоставляют написанный текст, по которому происходит анализ письменной речи.

Лечение

Лечение дизартрии у детей с маленьких лет происходит с привлечением нескольких специалистов. Комплексный подход важен в получении положительного результата.

Работа логопеда

Специалист разрабатывает индивидуальные занятия для детей, обязательно используется речевая карта, в которой отображаются все виды занятий с ребенком, его успехи. В ней обозначены методы диагностики дефекта и рекомендации по его коррекции, лечению.

Основной упор в работе логопед делает на развитие:

  • Мелкой моторики. Ребенку предлагаются обучающие игры для пальчиков, проводится гимнастика.
  • Артикуляции. Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.
  • Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.
  • Произношения. Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.
  • Коммуникация и выразительность. Дети дошкольного возраста учатся выражать свои мысли, на занятии отрабатывается эмоциональность речи, ее коррекция.

Логопед чередует групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально он прорабатывает конкретные слова, следит за правильностью произношения, делает массаж. Групповые занятия по-своему полезны. Участвуя в групповом задании, маленький пациент непроизвольно развивает свою речь, пополняет словарный запас.

Медикаментозные мероприятия

Для лечения ребенка используются также медикаменты. Они назначаются неврологом для лечения основного неврологического заболевания. Чаще всего это ноотропы, такие, как «Пантогам», «Глицин», «Глицисед», «Нообут» и другие. Они помогают ребенку воспринимать информацию, так как стимулируют когнитивные процессы, улучшают память, внимание и мыслительные процессы.

Дизартрия у детей лечится не только с помощью лекарств. Для стимуляции работы головного мозга в лечении используются точечный массаж, лечебная физкультура и ванны, физиотерапия и другие дополнительные методы нетрадиционной медицины:

  • Гирудотерапия. Лечение медицинскими пиявками.
  • Иглоукалывание. Через определенные точки на теле пациента происходит стимуляция активных зон, используется для лечения или при снятии боли.
  • Изотерапия. Лечение с помощью рисования.
  • Песочная терапия. Лечение с использованием песка.
  • Дельфинотерапия. Занятия с дельфинами для расслабления или тонуса мышц.

Лечение дома

Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.

  1. Массаж для языка. Повернуть его в разные стороны, показать изо рта, спрятать, поболтать между губами. Несколько раз облизнуть губы, перемещение кусочка сахара во рту от одной щеки к другой.
  2. Гимнастика для щек. Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.
  3. Упражнения для нижней челюсти. Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.
  4. Речевое дыхание. Таким детям крайне важно научиться правильно дышать. Проводится дыхательная гимнастика

Воспитание детей с дизартрией

Когда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других. Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась. Это улучшит познавательные процессы в головном мозге.

Прогноз течения болезни

Прогноз заболевания зависит от вида патологии нервной системы. Стертая и псевдобульбарная дизартрия имеют благоприятный прогноз с условием соблюдения всех рекомендаций невролога и логопеда, выполнения домашних заданий. Есть случаи восстановления речи в результате усиленного лечения.

Профилактика

Предотвращение этого дефекта начинается с момента зарождения новой жизни. Предупреждение токсического и инфекционного воздействия на плод, его травм в родах снижает риск развития дизартрии. Восстановление нормальной речи после постановки диагноза зависит от вида, степени дефекта, усердия и настойчивости родителей.

Дизартрия – не приговор, ее лечат и корректируют специалисты. Важно поддержать ребенка для достижения максимальных результатов.

Дизартрия у детей — что за болезнь и как ее лечить Ссылка на основную публикацию

lechimkrohu.ru

Дизартрия у ребенка — полный список действий

Ваш сын или дочь плохо разговаривают. Врач говорит вам, что у ребёнка дизартрия. Стоит ли всегда безоговорочно доверять докторам и их диагнозам. И может ли родитель самостоятельно выявить у ребёнка, такое сложное речевое нарушение, как дизартрия. Давайте подробно разберём эти и другие вопросы в данной статье.

Оглавление:

А тот ли диагноз?

Почему я решила начать данную статью с вопроса о том, стоит ли доверять всем врачам, которые ставят диагноз дизартрия. В своей практике, мне часто приходится видеть его, в заключениях неврологов и психиатров. Однако, обследовав некоторых детей, с подобным заключением, я, мягко говоря, приходила в недоумение, почему доктор поставил такой диагноз.

Однажды, я оказалась в кабинете у детского невролога и увидела, как доктор поставил диагноз дизартрия ребёнку, которому задал всего два вопроса: «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?». И тогда, мне всё стало понятно. Бумага она всё стерпит, а что станут делать родители малыша, которому поставили подобный диагноз, как и отчего будут его лечить, доктора, видимо, не слишком тревожило.

Нельзя ставить диагнозы за две минуты. Какой бы ни был высококвалифицированный врач.

Существуют специальные тесты, о которых я расскажу ниже, с помощью которых можно диагностировать дизартрию. Да, они занимают время, но после их проведения, вы будете знать, есть у ребёнка дизартрия или нет.

Подвижность речевых органов

При дизартрии ребёнок не может в полном объёме совершать движения, необходимые для речи. Это приводит к нарушению звукопроизношения. В лёгких случаях, это могут быть искажения отдельных звуков, «смазанная речь». В более тяжелых, наблюдаются искажения, пропуски и замены звуков, нарушается темп, выразительность.

При дизартрии могут иметь место параличи и парезы органов артикуляции. Речь становится малопонятной, вплоть до её отсутствия из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Часто дизартрия встречается у детей с ДЦП.

Причинами возникновения дизартрии могут быть:

  • отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;
  • инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр.) перенесенные во время беременности асфиксия новорожденных;
  • стремительные или затяжные роды;
  • длительный безводный период;
  • механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Как определить, есть у ребёнка дизартрия или нет

Для определения наличия или отсутствия у ребёнка дизартрии используют специальные тесты.

Попробуйте самостоятельно провести с ребёнком тестовые задания.

Тестовые задания для проверки подвижности речевых органов

Все задания необходимо делать перед зеркалом. Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет. С первого раза он может не понять, как это делать. Поэтому прежде чем сделать выводы, повторите упражнение несколько раз.

  1. Ребёнок губами поочередно делает улыбку, а затем трубочку. Зубы сомкнуты, подбородок неподвижный. Работают только губы.
  2. Необходимо высунуть язык изо рта, а затем убрать его обратно.
  3. Нужно приоткрыть рот и положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу. Можно, сказать ребёнку: «Язычок спит, укрывшись одеялом. Давай дадим ему спокойно поспать». Необходимо 5-6 секунд удерживать его в неподвижном состоянии.
  4. Широко открываем и закрываем рот, «шлёпая» губами.
  5. «Шлёпнув» губами открываем рот, затем его закрываем и делаем трубочку. Повторяем несколько раз в той же последовательности.
  6. Рот открыт, кончик языка касается уголков рта. Упражнение «Часики». Имитируем маятник часов.

Результаты:

  • Если все упражнения ребёнок выполняет без каких-либо затруднений, пусть даже не с первой попытки, то дизартрии у него нет.
  • Вы обнаружили нарушения подвижности речевых органов по таким признакам как:
  • Асимметричная работа мышц. Высунутый язык отклоняется вправо или влево от средней линии. Улыбка также смещается в сторону.
  • Невозможность выполнения отдельных движений. У ребёнка совсем не получается сделать какое-то движение. Не может дотянуться кончиком языка до уголков рта. Или только одного уголка.
  • Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Ребёнок хочет коснуться верхних зубов, но слишком сильно высовывает язык изо рта, доставая при этом до верхней губы.
  • Неоправданные синхронные движения речевых органов. Делая одно движение, ребенок неосознанно делает и другое. Например, при совершении движений языком вправо-влево, нижняя челюсть повторяет движения языка.
  • Нарушения тонуса мышц. Наблюдается излишние напряжение мышц языка и губ. Или противоположный вариант, когда мышцы очень вялы.
  • Назализация голоса. Вы слышите, что ребёнок говорит в нос.
  • Общая моторная неловкость. Наблюдается ограничение активных движений. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Трудно переключаются с одного движения на другое.
  • Плохо развита мелкая моторика рук. Дети долгое время не могут самостоятельно одеваться. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

У детей школьного возраста в 1 ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).

Большинство из перечисленных выше признаков, указывают на дизартрию средней степени тяжести.

Признаки лёгкой формы дизартрии:

  • Ребёнок не может сразу найти нужную позу для органов артикуляции.
  • Удержать без изменений в течение 5-6 секунд.
  • Переключиться с выполнения одного движения на другое крайне сложно.
  • Нарушения почти незаметны. Их легко спутать с плохой координацией и неумением выполнять двигательные упражнения по образцу.

Что делать родителям, если у ребёнка дизартрия

В зависимости от степени тяжести дизартрии, можно предпринять следующие действия:

Дизартрия средней степени тяжести.

  1. Показать ребёнка неврологу и логопеду, владеющему техникой логопедического массажа.
  2. Если водить к логопеду возможности нет, самостоятельно дома делать элементы логопедического массажа и комплекс артикуляционной гимнастики.
  3. Формировать правильное речевое дыхание с помощью специальных игр и упражнений.
  4. Развивать мелкую моторику. Это могут быть пазлы, лепка из пластилина, конструкторы LEGO, другие игры и занятия. Также, для развития мелкой моторики, применяют нетрадиционные методы воздействия, такие как Су-Джок терапия. Подробнее об этом, вы можете узнать, прочитав мою статью: «Секреты Су-Джок терапии для развития речи детей».
  5. Займитесь общим укреплением организма малыша.

Лечебная гимнастика, закаливание и другие мероприятия для укрепления здоровья.

Дизартрия лёгкой степени тяжести.

  1. Показать ребёнка врачу неврологу.
  2. Записать на занятия к логопеду.
  3. Если возможности нет, посещать логопедические занятия, то самостоятельно дома с ребёнком делать артикуляционную гимнастику.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Работать над развитием правильного речевого дыхания.

Логопедический массаж

В логопедической практике используют несколько видов массажа:

  • Массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий);
  • Точечный;
  • Зондовый;
  • Аппаратный;
  • Самомассаж.

В задачи входит: нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Логопедический массаж, в полном объёме, должен делать логопед, прошедший специальные курсы. Некоторые элементы которого, а также самомассаж, родители, вместе с ребёнком, могут делать дома самостоятельно.

Массаж очень эффективный метод при многих артикуляционных расстройствах. Таких как: дизартрия, некоторые формы дислалии, ринолалии. Он оказывает благоприятное воздействие на мышечный тонус, координацию тонких артикуляционных движений.

Перед проведением массажа, важно определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть повышенным (гипертонус) или пониженным (гипотонус).

Как определить, какой тонус мышц артикуляционного аппарата у вашего ребёнка

Для точного определения лучше, конечно, обратиться к специалисту: логопеду или неврологу.

Если возможности проконсультироваться со специалистами нет, тогда можно попробовать самостоятельно это сделать. Вот некоторые рекомендации к проведению обследования:

  • Ребёнок должен находиться в положении лёжа, так мышцы наиболее расслаблены. Под шею положить небольшую подушечку, валик.
  • Здоровые мышцы мягкие, упругие, эластичные. Когда вы дотрагиваетесь до них, ребёнок не чувствует дискомфорт.
  • Мышцы напряжённые, плотные, пассивные движения даются с трудом. Все эти признаки говорят о повышенном мышечном тонусе (гипертонусе).
  • Мышцы вялые, дряблые, иногда наблюдается повышенное слюнотечение. Эти признаки указывают на пониженный тонус (гипотонус).
  • Поражение мышц может наблюдаться, только с одной стороны. Язык, челюсть, губы отклоняются в одну сторону. Массаж, в данном случае, начинать нужно с той стороны, где мышцы в нормальном тонусе.

Если вы определили, что у вашего ребёнка мышечный тонус повышен. Тогда вам необходим тонизирующий (стимулирующий) массаж.

Если тонус пониженный, тогда нужен расслабляющий (тормозящий) массаж.

Противопоказания к логопедическому массажу

  • Массаж нельзя проводить после еды;
  • Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы;
  • Инфекционные: ангина, острые лихорадочные состояния, детские инфекции;
  • Стоматологические: стоматиты, любые операционные вмешательства, удаление или выпадения зубов.

Лучше, если вы запишете ребёнка к логопеду, который прошёл курсы логопедического массажа. Специалист определит мышечный тонус, проведёт курс массажа, работу по развитию речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха. Поработает над звуковой стороной речи. Такая работа всегда бывает многозадачной и логопед точно знает, как её организовать правильно.

Если возможности обратиться к специалисту у вас нет, тогда вы можете попытаться организовать логопедические занятия, включающие элементы логопедического массажа, дома.

В комплексной системе коррекционных мероприятий массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Скачать полный комплекс логопедического массажа вы можете во вкладке «Материалы для скачивания».

Работа над звукопроизношением при дизартрии

При нарушениях звукопроизношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь нужно начинать со звуков, артикуляция которых наиболее легко даётся вашему ребёнку. Или это могут быть звуки, которые он в пассивной речи произносит неправильно, а повторяя за вами (отражённо) – правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод, когда языку и губам ребёнка придаётся необходимая позиция для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи взрослого или без неё.

Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания и моторного действия. Например, письмо и говорение или говорение и хлопки в ладоши, постукивание ногой.

Затем новый звук закрепляется в слогах, словах и предложениях. Переходя от простых упражнений к более трудным, убыстряя темп упражнений.

Заключение

От родителей ребёнка, у которого поставлен диагноз дизартрия, требуется большая самоотдача.

Ранняя диагностика, длительная логопедическая работа, медицинское наблюдение и лечение, вот далеко не полный список мероприятий, проводимых при дизартрии. Родители, которые в полной мере участвуют в этой работе, помогают своим детям справиться с данной проблемой в разы быстрее и эффективнее.

Надеюсь, данная статья была вам полезна. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими мыслями по данной проблеме.

Желаю удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

algebrazhizni.ru

Симптомы, причины и лечение дизартрии у детей

Дизартрия у детей представляет собой нарушения речи, вызванные проблемами с нервными окончаниями в речевом аппарате. При такой патологии родители могут наблюдать только слабые движения губ и других органов речи ребенка, из-за чего и возникают трудности при попытке заговорить. Заболевание многократно подвергалось различным исследованиям, благодаря чему врачам удалось точно определить все самое важное, о чем нужно знать.

Симптомы

Клиническая картина зависит от вида дизартрии. Однако основные признаки всегда схожи. Тем не менее, самостоятельно определить, что у ребенка именно дизартрия, не удастся. Для этого потребуется проведение большого количества исследований, а также консультация с врачом. Основные симптомы болезни следующие:

  • Ребенок говорит «в нос», при этом насморк или гайморит не наблюдаются;
  • Артикуляционные мышцы очень ослаблены, из-за чего при открытии рта язык неконтролируемо вываливается наружу, а губы чересчур сильно сжаты либо не соединяются между собой совсем, при этом происходит сильное слюноотделение;
  • Звуки в произносимых словах искажаются, пропускаются или заменяются другими, при этом нет определенной закономерности или одной группы «проблемных» букв;
  • Нарушения мелодичности голоса, проявляющиеся его высотой и писклявостью, при этом ребенок не может управлять тоном, а сама речь монотонная, слишком медленная или излишне быстрая;
  • Проблемы с управлением дыханием, из-за чего речь постепенно затухает, а к середине предложения ребенок начинает задыхаться или быстро дышать.

Особо внимательные родители замечают нарушения речи у детей еще в раннем возрасте. В таких случаях лечение становится более простым.

Зачастую дизартрию путают с другими заболеваниями. Наиболее похожи на нее дислалия и алалия.

Классификация

Медицинская классификация включает 6 видов дизартрии. Они различаются по проявлению болезни, а также локализации патологического очага. Существуют следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Главной характеристикой этого вида является паралич мышц, которые отвечают за формирование речи человека. Нарушение работы мышечных клеток происходит из-за поражения нервных тканей. Зачастую такая форма болезни протекает очень тяжело, т.к. при этом трудно глотать жидкую пищу. Произносимые звуки практически неразличимы, речь невнятная, мимика полностью отсутствует.
  2. Псевдобульбарная. Такой вид дизартрии так же, как бульбарный, сопровождается параличом речевых мышц. Происходит это при повреждении отдельных частей головного мозга. Больные псевдобульбарной дизартрией разговаривают очень монотонно, но более понятно. Часто при такой форме заболевания дети непроизвольно смеются или плачут, а также сохраняют рефлекс орального автоматизма после полугодовалого возраста.
  3. Корковая. Этот вид болезни отличается повреждениями структур головного мозга с одной стороны, из-за чего происходит паралич мышц, отвечающих за функцию речи. При этом структура речи больного остается неизменной, но некоторые слоги произносятся неправильным образом.
  4. Мозжечковая. Дизартрия такого типа наблюдается у детей, получивших повреждения одноименной части мозга. Мозжечковый тип отличается тем, что больные говорят очень растянуто, а их голос постоянно изменяется в тональности и громкости.
  5. Подкорковая. Наблюдается у людей, которые имеют поврежденные подкорковые структуры, что приводит к нарушениям речевого аппарата. Может сочетаться с гиперкинезом. Особыми чертами речи являются невнятность, смазанность.
  6. Смешанная. Представляет собой сочетание сразу нескольких очагов поражения, из-за чего проявляются гораздо более серьезные проблемы с речью. Чаще всего встречается у детей до двух лет, получивших различные травмы.

При качественной диагностике вид болезни выявляется очень быстро.

Степени тяжести

Дизартрия у ребенка может быть различной степени тяжести. Выраженность нарушений разделена врачами на 4 класса. Чем он выше, тем серьезнее и тяжелее болезнь.

Первая степень

Это самая распространенная степень дизартрии. Она называется стертой. Большинство врачей склонны выделять ее в отдельную форму заболевания, т.к. она сложно обнаруживается и встречается очень часто. Как правило, ее находят в возрасте около 5 лет. Сложность состоит в том, что сам ребенок почти не отличается от одногодок, а заболевание легко маскируется под другие нарушения ЦНС.

Взрослые могут заметить у ребенка искажения, смешения или замену звуков. Зачастую дети не могут произносить свистящие или шипящие звуки, из-за чего большинство из них не справляются с длинными словами, опуская отдельные их части.

Стертая дизартрия у некоторых детей сопровождается иными симптомами. Зачастую проявляется резкое снижение окраса речи, теряется интонация, голос становится болезненным, как при насморке. Многие дети не способны имитировать звуки, из-за чего у них не получается изобразить мяуканье кошки и т.п. Речь у них всегда монотонна.

Болезнь первой степени часто путают с дислалией или алалией, т.к. их симптоматика довольно схожа. Однако в случае с этими двумя заболеваниями нарушений речевого аппарата не наблюдается.

Вторая степень

Следующая степень болезни отличается чуть более выраженными симптомами. Больные обладают вполне понятной речью, но она выделяется четко выраженными дефектами произношения. Близкие люди легко понимают слова и зачастую вообще не придают значения неправильному произношению тех или иных звуков. Люди, которые слышат речь впервые, без проблем разбирают фразы, но вынуждены вслушиваться, чтобы точно понять, что сказал ребенок.

Третья степень

Произношение на третьей степени болезни значительно ухудшается. Родители разбирают речь без проблем, но в первое время вынуждены прислушиваться. Другие люди слов малыша практически не понимают, причем даже попытки вслушаться или разобрать отдельные фразы, как правило, особого результата не дают.

Четвертая степень

Самая тяжелая степень дизартрии – четвертая. Она отличается тем, что речь ребенка не могут разобрать даже родители. В некоторых случаях дети не могут разговаривать вообще. Если легкая и средние степени заболевания легко поддаются лечению, то в случае с последней шансы даже на частичное выздоровление намного ниже.

Некоторые врачи делят заболевание только на три стадии: легкая (1), средняя (2, 3), тяжелая (4).

Причины

На риск заболеть оказывают влияние как внешние факторы, так и имеющиеся заболевания. Избежать дизартрии невозможно, т.к. никаких предрасполагающих причин, которые можно было бы исключить из жизни, нет. Основные условия возникновения дизартрии:

  1. Поражения мозга. Это может произойти при внутриутробных инфекциях, преждевременных родах, несовместимости резус-факторов матери и младенца, травмах при родах, инсульте, проблемах в развитии плаценты, асфиксии, тяжелым токсикозом матери. Как правило, дизартрия развивается именно по причине поражения головного мозга.
  2. Органические поражения ЦНС с ограничением движения лицевых мышц. Возникают при церебральном параличе (ДЦП).
  3. Иные заболевания. Особенно рискуют те, кто переболел энцефалитом или менингитом.

Любая из перечисленных проблем может пройти без последствий, не вызвав дизартрию. Однако определенный риск есть всегда.

Диагностика

Диагностика детской дизартрии происходит довольно быстро, но включает в себя несколько методов. При этом требуется участие невролога и логопеда. После осмотра они выпишут все необходимые направления на обследования.

Невролог

Врач определяет необходимость проведения всех исследований по результатам беседы с самим ребенком и родителями. Как правило, назначают следующие диагностические процедуры:

  • МРТ мозга;
  • Электроэнцефалография;
  • Электромиография;
  • Электронейрография;
  • Трансканальная магнитная стимуляция.

С результатами обследований нужно вновь прийти к врачу для постановки окончательно диагноза и определения последующих действий, направленных на лечение.

Врач-невролог может назначать дополнительные процедуры, которые помогут точнее диагностировать дизартрию, выявят иные нарушения в организме, а также позволят исключить риски при лечении.

Логопед

Процедура обследования у логопеда проходит намного быстрее и проще. Врач самостоятельно оценивает состояние ребенка, после чего может дать ответ о нарушениях речевого аппарата. Диагностика включает:

  • Проверку речевых нарушений (история развития речевых функций, изучение звукопроизношения, включая ритм, темп и четкость слов, фонематическое восприятие, словарный запас);
  • Оценку иных нарушений, влияющих на речь (строение речевого аппарата, речевые движения, сила речевых и мимических мышц, особенности дыхания);
  • Изучение качества устной и письменной речи.

Врач делает заключение по проведенным исследованиям и назначает первоначальное лечение.

Лечение

Общий курс лечения дизартрии требует комплексного подхода. Только так удастся добиться выздоровления ребенка. Понадобится сочетать медикаментозную терапию, коррекцию логопеда, а также домашнюю реабилитацию. Стертая форма дизартрии у детей вызывает меньше всего сложностей и излечивается очень быстро. В более тяжелых случаях сроки лечения могут затянуться, а гарантированных положительных изменений нет.

Методы терапии

От родителей требуется проявление максимальной ответственности. Очень важно сделать все, чтобы медикаментозное лечение соответствовало назначениям врача. Как правило, назначают прием таблеток от основного заболевания, связанного с неврологией, а также ноотропных лекарств (Энцефабол, Семакс, Фенибут, Глицин, Церебролизин и другие). Это также поможет стимулировать интеллектуальную активность, улучшить память, повысить желание узнавать что-то новое.

Дополнительно применяют иные способы лечения:

  • Массаж;
  • Лечебные ванны;
  • Физкультура с лечебным уклоном;
  • Иглоукалывание;
  • Физиотерапия;
  • Механотерапия;
  • Изотерапия;
  • Гирудотерапия;
  • Пескотерапия;
  • Дельфинотерапия.

Все это оказывает серьезное влияние на ребенка. При правильном подходе положительные изменения не заставят себя ждать.

Логопедическое лечение

Работа логопеда будет заключаться в проведении специальных занятий с ребенком. Часто они проходят в группе из нескольких детей, что положительно сказывается на их эффективности. Врач создает личную речевую карту ребенка, где отображаются результаты исследований, и происходит четкое планирование будущих занятий.

Основные упражнения:

  • Развитие мелкой моторики с помощью игр и гимнастики;
  • Улучшение артикуляционной моторики с помощью гимнастики и специального массажа;
  • Нормализация речевого дыхания с помощью гимнастики;
  • Коррекция произношения различных звуков, закрепление знаний;
  • Повышение выразительности произношения фраз и предложений;
  • Обучение навыку общения с окружающими.

При качественных занятиях после нескольких недель будет заметен положительный результат. Однако он потребует закрепления.

Существуют специальные детсады и школы для детей с нарушениями речевых функций, где логопедические занятия проводятся на регулярной основе.

Домашняя реабилитация

После консультации со своим лечащим врачом можно начать выполнение домашних упражнений. Это поможет усилить эффективность основной терапии. Нужно выполнять поочередно следующие упражнения:

  1. Гимнастика для щек и губ. Надуть губы и щеки. Затем выполнить то же самое только со щеками, поочередно. Втянуть их. Изобразить всасывающие движения. Повибрировать губами.
  2. Гимнастика челюсти. Открыть и закрыть рот, щелкнув зубами. Прикусить и держать марлю, которую должен осторожно постараться вытащить взрослый, постепенно наращивая силу тяги.
  3. Гимнастика языка. Облизнуть губы. Положить кусок сахара за щеку, рассосать его.

Дополнительно можно тренироваться на произношении скороговорок.

Прогноз

При своевременном и качественном лечении у квалифицированных врачей прогноз будет положительным. Даже при тяжелой степени заболевания есть большой шанс на частичное выздоровление, если начать процедуры вовремя.

Очень большое значение имеет психофизический настрой. Ребенок должен хотеть вылечиться и прикладывать все необходимые усилия. Для этого нужна постоянная поддержка со стороны родителей и их желание добиться результата.

Большинство детей, страдающих от стертой формы болезни, вылечиваются полностью. Они могут посещать обычную школу со сверстниками. При этом учащийся будет хорошо себя чувствовать и справляться со всеми задачами. Но те, кто болен тяжелой формой дизартрии, могут рассчитывать лишь на частичное восстановление речи. По этой причине обучение в классической школе для них может быть затруднительным, также у них чаще всего развиваются комплексы.

Дети, которые не могут быть полностью вылечены, гораздо лучше себя чувствуют в коррекционных школах.

Осложнения

Лечение дизартрии у тех детей, которых слишком поздно привели к врачу, не позволяет добиться максимального эффекта. По этой причине у них возникают осложнения, избавиться от которых невозможно. Среди них:

  1. Проблемы с чтением и письмом, плохая успеваемость в школе. Многие дети не могут справиться даже с элементарными предметами из первого класса. В таких случаях желательно начать подготовку к школе заранее.
  2. Сложности с социальной адаптацией. Невнятная и некрасивая речь становится причиной непринятия человека окружающими.
  3. Психоэмоциональные нарушения. У большинства детей развиваются комплексы, из-за которых появляются проблемы с психическим состоянием.

Описанные осложнения излечиваются, если родители своевременно приведут ребенка к доктору.

Профилактика

Лучшее средство защиты от болезней – профилактика. Следует проявить заботу о ребенке уже на этапе вынашивания. Для этого достаточно защитить его от любых негативных воздействий из внешнего мира.

После рождения нужно проявлять максимум внимания к своему малышу. Особенно в тех случаях, когда при беременности и родах он получил какие-либо повреждения нервной системы. Необходимо:

  1. Следить за состоянием малыша. При любых признаках неполноценности речевого развития следует обращаться к врачу.
  2. Посещать логопеда и невролога для проверки речевых функций ребенка.
  3. Принимать меры защиты ребенка от любых инфекций и соматических болезней.
  4. Разговаривать с ребенком, стимулировать его попытки произнести слова.
  5. Помогать ему развивать моторику, а также поощрять стремление к изучению мира.
  6. Исключать самолечение и водить ребенка к врачу, а также применять все лекарственные препараты, которые будут выписаны в больнице.

Профилактические меры помогут свести риск развития дизартрии к нулю.

Заключение

Дизартрия – крайне неприятное заболевание, которое может буквально испортить всю жизнь ребенку. Однако при своевременном и правильном лечении есть шансы на полное выздоровление и возвращение к нормальной жизни в обществе. Даже в тяжелых случаях стоит приложить все усилия для терапии, т.к. старания могут привести к более положительным изменениям, чем предполагалось изначально. Главное, сохранять позитивный настрой и поддерживать своего ребенка.

vsepromozg.ru

Дизартрия у детей: как заметить болезнь на начальном этапе

Первые месяцы жизни ребенка – самые важные. Именно в начале жизни закладывается фундамент здоровья и развития. Родители обязательно должны контролировать рост ребенка. Ведь существуют заболевания, которые появляются в самом раннем возрасте и влияют на развитие основного средства коммуникации – речь. Узнайте, как не допустить дизартрию или оперативно вылечить ее, если заболевание все же наступило.

Дизартрия у детей: общие понятия

Дизартрия – тяжелое расстройство речи, которое сопровождается неправильным произношением, неверной интонацией, нарушением артикуляции. В результате заболевания речь может стать невнятной или пропасть вовсе.

Чаще всего дизартрия имеет в основе расстройства нервной системы (центральной и периферической). Поэтому кроме логопедов, лечением дизартрии занимаются неврологи и психиатры.

Не так давно болезнь отмечалась, в среднем, у 4-5% детей, однако за последние годы наблюдается возрастание числа больных. Официальная статистика отдает дизартрии второе место среди логопедических заболеваний.

Причины возникновения

Часто дизартрия сопровождает такое заболевание как детский церебральный паралич. Причины возникновения расстройства речи те же, что и у детского заболевания мозга. Самые первые причины появления болезни могут проявиться в перинатальном периоде или в возрасте до 2 лет.

healthy-kid.club

Дизартрия у детей - причины возникновения, лечение медикаментами, дыхательной гимнастикой и массажем

Содержание

Рассказать ВКонтакте Поделиться в Одноклассниках Поделиться в Facebook

Состояние, при котором у ребенка в результате какого-либо поражения нервной системы нарушается произношение слов, называется дизартрией (dysarthria). Во время болезни часто страдает иннервация мягкого неба, губ, языка. Отличительная черта патологии – нарушение не только отдельных звуков, но и всей речи в целом. При развитии заболевания малыш трудно обучается письму и чтению.

Что такое дизартрия у детей

Данное нарушение возникает у детей из-за поражения заднелобных и подкорковых отделов мозга. У маленьких пациентов наблюдается ограниченность подвижности органов воспроизведения, усложняется артикуляция. Дизартрия нередко становится причиной нарушения письма, чтения, а в некоторых случаях патология провоцирует общее недоразвитие речи у ребенка.

Наблюдается смазанность и нечеткость в произношении звуков, голос проявляется сначала в крайне слабой степени воспроизведения, а затем в очень резкой. При разговоре отсутствует плавность (речь дизартричная), сбивается в ритме дыхание, подвергается изменению темп, который то ускоряется, то замедляется. Патологический процесс даже в тяжелой форме часто проявляется у детей при сохраненном интеллекте, тогда как легкая степень заболевания может привести к нарушению интеллектуального развития у малыша.

В клинической практике дети с дизартрией определены в разные группы, в которых учитывается степень выраженности и тяжесть симптоматических проявлений. Клинико-психологическая характеристика болезни основывается на разделении пациентов:

  • дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
  • dysarthria при гидроцефалии;
  • болезнь, проявляющаяся при олигофрении;
  • патологический процесс, возникший при детском церебральном параличе (ДЦП);
  • патология, резвившаяся из-за задержки психического развития (ЗПР);
  • dysarthria при минимальной форме мозговой дисфункции (ММД).

Причины

Медики в качестве основного фактора, провоцирующего дизартрию, считают поражение мозга. Также причиной патологического процесса становится перенесенное женщиной в период беременности какое-либо инфекционное заболевание или тяжелая форма токсикоза. Помимо этого, в качестве возможного фактора развития заболевания у ребенка учитывается перенесенные вирусные болезни, поражающие оболочки мозга.

Основные причины дизартрии:

  • гестоз;
  • резус конфликт;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • асфиксия при рождении;
  • стремительные или затяжные роды;
  • гидроцефалия;
  • гнойный отит;
  • менингит, менингоэнцефалит;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • гнойный средний отит;
  • ядерная желтуха новорожденных;
  • сильное отравление.

Степени развития

Выраженность патологии у детей зависит от характера и тяжести поражения центральной нервной системы. Условно различают три степени развития дизартрии:

  • Легкая (стертая). Характеризуется незначительными дефектами речи и малой неречевой симптоматикой. Чаще развивается стертая дизартрия у детей дошкольного возраста. Логопеды-практики иногда используют термины «дизартрический компонент» или «минимальные дизартрические расстройства». При легкой степени заболевания общая разборчивость речи не нарушена, но присутствует нечеткое или смазанное произношение свистящих, сонорных и/или шипящих звуков.
  • Средняя. При умеренно выраженной дизартрии нарушена общая разборчивость речи, она становится малопонятной для окружающих. Отмечаются многочисленные искажения почти во всех фонетических группах. Ярко выражено нарушение тонуса лицевой, губной, язычной мускулатуры. Удержание языка в определенном положении представляет значительные трудности.
  • Тяжелая (анартрия). В результате паралича речедвигательных мышц развивается полное отсутствие звукопроизношения. У большинства детей проявляются расстройства дыхательного, фонаторного, артикуляционного отдела. Помимо патологии речевой деятельности, формируется динамический артикуляционный праксис. Нарушения обусловлены ярко выраженными речедвигательными синдромами.

Виды

В медицинской практике артикулярных патологий дизартрия подразделяется на виды по проявлению симптоматики и расположению патологических дисфункций. Врачи выделяют следующие формы дизартрии:

  • Бульбарная. Процесс обуславливается комплексным нарушением в речедвигательном анализаторе. Развиваются мышечные парезы, параличи языка, глотки гортани, нижней челюсти, тканей неба. Нарушаются глотательные функции, при вдохе нет свободного прохода воздуха, что приводит к гнусавости голоса и другим осложнениям.
  • Псевдобульбарная. Вызывается сложным неврологическим генезом. Псевдобульбарная дизартрия у детей провоцирует поражение структур мозга, отвечающих за черепные нервы, мышечную динамику. Развиваются процессы, полностью блокирующие или сильно ограничивающие подвижность мышц и артикуляцию.
  • Корковая. Развивается вследствие очагового поражения ЦНС в зоне корковых структур мозга. Эта форма дизартрии отображает ряд расстройств речевой моторики: инертная артикуляция, пропуск слогов, замещение твердых звуков на мягкие и прочие.
  • Подкорковая. Патологический процесс затрагивает ядерные центры серого вещества, провоцируя дисфункции мозговой системы. Патология проявляется нарушением мышечного напряжения, уменьшением силы сокращений мышц и регуляции последовательности движений. Болезнь сопровождается нечленораздельным произношением.
  • Мозжечковая. Заболевание обусловлено патологиями, поражающими отростки нейронов (нервы), заднюю мозговую зону (мозжечок), лобно-мозжечковые пути. Проявляется ослаблением в мышцах языка, мышечных складках губ, вызывая ограничение подвижности.

Симптомы

Поскольку дизартрия – это заболевание приобретенное, либо внутриутробно, либо в самом начале жизни, то его симптомы заметны очень рано. Сразу после рождения родители могут отмечать слабость крика младенца, нарушение глотания и сосания. Ребенок постоянно давится молоком, мимика невыразительная, на лице не отражается вся гамма эмоций и чувств. Младенец начинает ползать позже сверстников, речь тоже развивается с отставанием. Моторная дизартрия характеризуется еще и неврологической симптоматикой: судороги, мраморность кожи, холодные конечности.

Родителям следует с первых дней жизни младенца обращать внимание на тревожные признаки поведения малыша, чтобы вовремя обнаружить и своевременно начать лечение дизартрии. Среди них:

  • затрудненное дыхание;
  • нарушенный тембр голоса;
  • речь с постоянно меняющейся громкостью и тональностью;
  • паралич жевательных мышц;
  • постоянно наклонена голова;
  • повышенное слюноотделение;
  • повышение тонуса лицевых мышц;
  • невнятная речь;
  • тремор;
  • гиперкинез;
  • координация движений;
  • смягчение звуков;
  • неверное произношение звуков;
  • замена слогов;
  • растянутость речи.

Диагностика

Обследование и дальнейшее лечение детей с дизартрией осуществляется логопедом и неврологом. Важное диагностическое значение имеет логопедическая оценка речи, включающая изучение речевых и неречевых нарушений у маленького пациента. Эта диагностика предусматривает обследование строения артикуляционного аппарата, состояния речевой и мимической мускулатуры, объема артикуляционных движений, характера дыхания. На основании этих данных разграничивается дизартрия, моторная алалия, моторная афазия и дислалия.

Немаловажное значение при постановке диагноза имеют данные электрофизиологических исследований:

  • МРТ головного мозга, показывающая наличие болезней неврологического происхождения;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ), изучающая закономерность электрической активности мозга;
  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – метод, помогающий при помощи магнитных импульсов неинвазивно стимулировать кору головного мозга;
  • электромиография (ЭМГ), исследующая биоэлектрические потенциалы мышц;
  • электронейрография (ЭНГ), позволяющая оценить состояние периферической нервной системы.

Лечение дизартрии у детей

Терапия dysarthria подразумевает комплексный подход. Ребенок, независимо от возраста, нуждается в лечении, включающем прием медикаментов, занятия дыхательной гимнастикой, логопедическую коррекцию, массаж. К необязательным лечебным мероприятиям относят рефлексотерапию и физиопроцедуры, которые дают отличные результаты, если сочетаются с основной терапией.

Медикаментозное лечение

Для устранения дефектов речи используется комплексная терапия медикаментами. Поскольку дизартрия нередко возникает на фоне других патологий нервной системы, лекарственные средства подбирает невропатолог или психоневролог с учетом всех диагнозов. Препаратов, которые предназначены только для лечения dysarthria, не существует, поэтому врачи назначают симптоматические лекарства, облегчающие состояние больного, снимающие признаки заболевания.

Детям чаще назначают ноотропы – препараты, влияющие на функции мозга, улучшающие память, умственную деятельность. Самые популярные лекарственные средства этой группы: Кортексин, Пантокальцин, Энцефабол. В комплексном лечении применяются и другие группы лекарств:

  • Сосудистые (Циннаризин, Глиатилин, Инстенон). Препараты улучшают мозговое, сердечное, периферическое кровообращение, оказывают диуретическое и бронхолитическое воздействие.
  • Седативные (Персен, Тенотен, Ново-пассит). Лекарственные средства обладают противотревожным, успокаивающим эффектом. Улучшают настроение, снимают раздражительность, беспокойство ребенка.
  • Метаболические (Актовегин, Церебролизат). Психостимуляторы, повышающие устойчивость тканей мозга к кислородному голоданию, недостатку глюкозы. Психостимуляторы активизируют обмен веществ, на клеточном уровне повышают энергетические ресурсы организма.

Более подробное описание нескольких популярных медикаментов, используемых во время лечения детской дизартрии:

  • Кавинтон. Улучшает метаболизм и кровообращение в головном мозге. Сосудорасширяющее действие препарата связано с релаксирующим влиянием на гладкие мышцы. Детям при дизартрии дозировку назначает врач в индивидуальном порядке. Средняя продолжительность приема лекарства – 2 недели. Противопоказан препарат при тяжелых сердечных поражениях, выраженных нарушениях работы сердца, индивидуальной непереносимости организма.
  • Стугерон. Блокатор кальциевых каналов с влиянием на сосуды мозга. Обладает сосудорасширяющим действием, снижает тонус симпатической нервной системы, повышается устойчивость мышц к гипоксии. Назначают по 25 мг 1-2 табл./сутки. Курс лечения – от нескольких недель до года. Не прописывают, если компоненты препарата являются аллергеном.
  • Финлепсин. Противосудорожный препарат, оказывающий антидепрессивное, антипсихотическое, антидиуретическое действие. Применяют для купирования судорог скелетной мускулатуры, при психических расстройствах. Детская дозировка зависит от возраста. Средняя доза – 100-200 мг/сутки. Длительность курса определяется лечащим врачом. Не назначают препарат при анемии, лейкопении, повышенной чувствительности к трициклическим антидепрессантам.

Упражнения при дизартрии у детей

Артикуляционная гимнастика, входящая в комплекс терапевтических мер при дизартрии, разделяется на два вида:

  1. Пассивная. Назначается, если ребенок не может выполнять упражнения из-за потери силы в лицевых мышцах. Коррекция подразумевает одностороннюю работу, когда педагог воздействует на органы маленького пациента с помощью палочек, зонда, шпателя и/или рук.
  2. Активная. Проводится при легкой форме дизартрии или при улучшении после пассивной формы. Работа выстраивается путем подражания: педагог показывает различные движения, а малыш повторяет.

Для эффективности заниматься с ребенком необходимо ежедневно по 5-10 минут, каждый раз усложняя движения. Примеры упражнений терапии активного вида:

  • Удивление. Нужно выкатить глаза, поднимая вверх надбровную дугу.
  • Надувание. Сначала следует максимально надуть левую щеку, потом правую, а после сразу две. Такая же последовательность проводится с губами.
  • Бег лошадки. Воспроизвести языком цокот копыт (пощелкать).
  • Улыбка. Сначала надо удерживать рот открытым, чтобы было видно верхние и нижние зубы. Затем ребенку необходимо растягивать губы в улыбку, а педагогу – «мешать» ему, с двух сторон нажимая пальцами на уголки рта.

Дыхательная гимнастика

В логопедической практике при дизартрии применяются упражнения для развития речевого дыхания. Логопеды рекомендуют родителям проводить ежедневные сеансы со своими детьми по 3-5 минут. Несколько примеров упражнений для дыхания:

  • Кораблики. Малышу предлагается таз с водой, в котором плавают бумажные кораблики. Ребенок направляет воздушную струю на бумагу, чтобы подогнать ее к противоположной стороне таза.
  • Пузырьки. Нужен стакан воды и соломинка. Ребенку нужно делать вдох через ноздри, потом медленный выдох через рот в соломинку, чтобы на поверхности воды появились пузырьки.
  • Ветер и снег. Из небольших кусочков ваты нужно скатать шарики и выложить на столе. Малышу предлагается дуть на «снег», как зимний холодный ветер. Ватные шарики при этом должны медленно двигаться к противоположному краю стола.
  • Фокус. Ребенку на кончик носа кладется вата, после чего ему предлагается вытянуть язык, загнуть вверх его кончить и подуть на вату, чтобы она упала.

Массаж

Техника массирования подбирается в зависимости от разновидности дизартрии. Массаж лица проводится круговыми движениями, начиная со лба малыша. После следует медленно продвигаться к височной зоне. Движения должны быть максимально легкие, нежные без лишних надавливаний. Губы разминаются поглаживанием, щеки – волнообразно от центра к ушам. Каждое движение повторяется от 2 до 5 раз.

Для уменьшения тонуса языка проводится другая массажная техника:

  • постукивайте пальцем над верхней губой ребенка справа налево и наоборот;
  • прохлопайте часть от носа к верхней губе, затем погладьте это место;
  • надавливайте на уголки рта, чтобы свести губы трубочкой;
  • подушечкой указательного пальца толкайте верхнюю губу к носу;
  • поднимайте/опускайте язык, припечатывая его к небу.

Прогноз

Тяжелые формы дизартрии плохо поддаются коррекции. Улучшить произношение можно лишь при регулярных занятиях и комплексном лечении. Заболевание легкой степени, особенно стертая форма, имеет благоприятный прогноз, вплоть до полного выздоровления. Основные меры профилактики болезни направлены на предупреждение токсических воздействий на организм ребенка, травм, нейроинфекций.

Видео

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку?

Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Нашли в тексте ошибку?

Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

vrachmedik.ru

Что такое дизартрия: формы, причины, лечение. Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Младенческий лепет и первые неловкие звуки, точно музыка, умиляют и забавляют окружающих. Время идет, погодки подрастающего сокровища уже уверенно и понятно высказываются, а похвастаться такими же успехами не вас не получается. Не утешают и плановые осмотры с серьезными лицами докторов. Обсудим, что делать, если у ребенка выявлен неприятный диагноз – дизартрия.

Что это такое

Диагноз дизартрия ставят огромному количеству детей. Часто напуганная семья даже не осознает, в чем заключается суть заболевания. Разнообразные виды и формы дизартрии имеют общую суть – некорректное произношение из-за поражения нервной системы.

В народе про детей с этим нарушением говорят, что у них “каша во рту”. Их речь смазанная, невнятная.

Наиболее распространенный вид данного нарушения – стертая дизартрия. Его ставят массово очень многим детям при прохождении медицинского осмотра перед детским садом. Однако существует множестсво других форм заболевания.

Классификация

Согласно книгам Винрарской, патогенез дизартрии связывается с целым спектром нарушений, локализующихся в различных отделах головного мозга:

  • Коры обоих полушарий (корковая дизартрия).
  • Мозгового ствола (отсюда – бульбарная и псевдобульбарная дизартрия у детей).
  • Подкорково-стволовых отделов (подкорковая, или экстрапирамидная дизартрия).
  • Подкорково-мозжечковых структур (подкорковая дизартрия, мозжечковая дизартрия).
  • Травмы нескольких частей (смешанная, могут сочетаться, к примеру, бульбарная и мозжечковая дизартрия или бульбарная и корковая дизартрия).

При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются:

  1. Паралич речевого аппарата.
  2. Непроизвольные эмоциональные реакции (плач, смех).

При бульбарной:

  1. Отсутствие мимической реакции.
  2. Затрудненное глотание.
  3. Сказанное звучит, как «каша».
  4. В отдельных случаях – сходство с корковой.
  5. При корковой дизартрии у детей, в отличие от бульбарной, прослеживается корректная структура речи с ошибками в отдельных слогах.

В русскоязычных медицинских изданиях распространена такая классификация:

  1. Спастико-паретическая дизартрия (нарушен мышечный тонус лицевых мышц).
  2. Спастическая (поражены нейроны).
  3. Спастико-ригидная (нарушен тонус лица в связи с поражением ганглиев).
  4. Атактическая (при нарушениях в мозжечке).
  5. Гиперкинетическая (непроизвольные мышечные спазмы одной из глубинной, например экстрапирамидной, систем мозга).
  6. Стертая форма дизартрии
  7. Смешанная (комбинация одной или нескольких разновидностей).

Структура речевого дефекта при дизартрии напрямую связана с конкретным ее подвидом.

Гиперкинетическая и спастико-паретическая дизартрия проявляются, как:

  • Дрожащий, сдавленный голос
  • Приоткрытый рот с подтеканиями слюны
  • Медленная речь, звучащая «в нос»
  • «Одеревенение» языка
  • Затрудненное глотание
  • Непроизвольная мимика

Спастическая:

  • Хрипотца
  • Назальное протяжное звучание
  • Приторможенность, звучание «в нос»
  • Неоднородный темп
  • Встречается при рассеянном или боковом амиотрофическом склерозе

Спастико-ригидная:

  • Хриплость или шепот
  • Неоднородный, сбивчивый темп
  • Дублирование звукосочетаний и слов
  • Частые паузы
  • Нарушение – частый спутник болезни Паркинсона

Атактическая – напоминает человека в нетрезвом состоянии.

Стертая:

  • Ослабление ротовых мышц
  • Обездвиживание верхней губы

Причины возникновения

Причины, или, более научно, этиология дизартрии, зависят от времени ее появления.

Во время беременности:

  1. Химическая интоксикация (тесный контакт со вредной химией).
  2. Перенапряжение и стрессы.
  3. Гестозы и вытекающая из них почечная недостаточность.
  4. Резус-конфликт при травмах живота или частичной отслойке плаценты.
  5. Вирусные инфекции – ветрянка, грипп, краснуха и многие другие.
  6. Паразитарные болезни, как токсоплазмоз, который можно подхватить от непривитых кошек.
  7. Алкоголь, наркотики и сигареты – как при систематическом, так и однократном приеме.
  8. Недоношенность.

Наиболее опасным является влияние данных факторов в течение первого триместра. Обращать внимание стоит на поздний токсикоз беременных, потенциальный «маячок» гестоза.

В момент родов:

  • Застой в родовых путях
  • Асфиксия
  • Черепно-мозговая травма или кровоизлияние
  • Недоношенность
  • Конфликт резусов крови (отрицательный у матери, положительный у плода) без приема соответствующих медикаментов.

Послеродовой период:

  1. Гидроцефалия и гидроцефальный синдром
  2. Энцефалит
  3. Менингит
  4. Опухоли в голове
  5. Запущенные стадии желтухи и гнойного отита
  6. ЧМТ
  7. ДЦП

Диагностика заболевания

Признаки дизартрии порой серьезно разнятся. Некоторые формы дизартрии слышны даже неискушенным слухом, с остальными гораздо сложнее.

Стертая дизартрия у детей, или первый этап, – говорение достаточно понятное, с особенностями:

  1. Легкая гнусавость
  2. Отсутствие эмоциональной окраски, монотонность
  3. Теряются звуки – чаще шипящие («ш», «с»)
  4. Неспособность «пропевать» долгие гласные («а», «о»)

Дифференциальная диагностика дизартрии в этом случае – наиболее сложная задача. Как упоминает профессор Е.Ф. Архипова, стертая дизартрия лучше всего поддается коррекции у детей.

При ухудшениях, на следующем шаге развития:

  • Характерный назальный оттенок голоса
  • Слова разбирать можно, но четко слышны дефекты произношения.

Далее:

  • Специфическая неразборчивая речь
  • Малыша понимают только самые близкие.

В наихудшем случае:

  • Детишки говорят совсем невнятно
  • Или неспособны на это вообще.

Такая классификация дизартрии позволяет понять, что малейшие задержки в речи – повод обратиться к специалистам.

Если к пяти годам кроха еще лопочет на языке, понятном лишь для родителей – пора бить тревогу!

Окончательная постановка диагноза – задача врача-невролога и логопеда. Они же проводят регулярное обследование детей с дизартрией.

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием и при сопутствующих заболеваниях имеет некоторые схожие черты.

Структура дефекта при дизартрии по вине дцп (чаще всего по локализации она корковая):

  1. Проблемы в сглатывании
  2. Язык располагается не прямо, а с наклоном. Может непроизвольно подрагивать
  3. Слабое небно-глоточное смыкание
  4. Напряженное лицо
  5. Несмыкание губ, слюнотечение
  6. Помимо имеющихся ограничений подвижности, коммуникация дополнительно осложняется нечеткой артикуляцией.

Психолого-педагогическая характеристика

При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:

  1. Запаздывание развития мелкой моторики
  2. Неуклюжесть
  3. Ограниченная или нескоординированная подвижность
  4. Тремор конечностей
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией связана с тем, что малышам трудно выполнять простые задания, необходимые для школы (писать, рисовать, делать апликации). Могут возникать сложности в общении со сверстниками. Неудобные вопросы и подшучивание одноклассников, сочувственные взгляды учителей – это будет создавать ощущение потерянности, замкнутости.

Лечение нарушения

Обследование детей с дизартрией и лечение дизартрии производится логопедом и невропатологом. Без регулярного контроля на базе медицинских учреждений ситуация будет только усугубляться.

Они могут назначить медикаменты из списка:

  • Энцефабол
  • Пантокальцин
  • Циннаризин
  • Инстенон
  • Глиатилин
  • Персен
  • Ново-Пассит
  • Актовегин
  • Церебролизат

Прежде чем начать медикаментозное лечение, проконсультируйтесь с врачом. Не занимайтесь самолечением таблетками.

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Комплекс упражнений для коррекции дизартрии от эксперта нашего сайта Татьяны Рыбак, учителя-логопеда.

Коррекция  и лечение речевых нарушений посредством логопедических упражнений проводится логопедом. Однако, повторяя эти упражнения в домашних условиях, родители могут значительно сократить сроки коррекции.

Дыхательная гимнастика

Дыхательную гимнастику можно проводить дома и на прогулках. Упражнения выполняют лежа, сидя, стоя.

Дыхательные упражнения желательно проводить в хорошо проветренном помещении. Продолжительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. На начальных этапах не более 30 секунд, иначе у ребенка может закружиться голова. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения перед сном.

  • «Мишка на воздушном шаре» Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.

    «Давай представим, что живот – это воздушный шар. Когда делаем вдох, шарик надувается, при выдохе – животик сдувается». Для контроля на живот ребенка кладут медвежонка (либо другую игрушку). Просим ребенка поднимать игрушку вверх, делая вдох, опускать – делая выдох.

  • «Шарик поет» Основа упражнения остается та же. Просим ребенка научить шарик говорить. На выдохе, когда животик будет опускаться, поем песенку шарика «ф-ф-ф-ф-ф», «а-а-а-а-а», песенку комарика: «з-з-з-з-з-з» и т.д.

    В ходе упражнения формируется диафрагмальное дыхание и ведется работа над голосом.

При выполнении следующих упражнений важны условия:

  1.  Упражнение можно выполнять, как стоя, так и сидя.
  2.  Плечи не должны подниматься вверх.
  3. Щеки не должны надуваться. Воздух проходит через губы.
  4. Время выполнения: не более 1 -1,5 минут на проведение одного подхода.
  • Кораблики Не только мальчишки, но и девчонки обожают эту игру. Запускать кораблики можно не только на улице, но и  дома – в ванной или тазике. Кораблики могут быть самыми разными: бумажные, пластмассовые, резиновые.

  • Упражнения с коктейльной трубочкой:

В стакан, который позже закроем крышкой, помещаются пенопластовые шарики. В крышке делается отверстие и вставляется трубочка. Когда ребенок дует через трубочку, получается ураган.

Для упражнения необходим стакан с водой, лист бумаги, краски, кисточка, коктейльная трубочка. Вместе с ребенком лист точечно в хаотичном порядке раскрашиваем красками, но так чтобы в этих цветных точках было достаточное количество воды. Затем просим ребенка дуть на эти точки. Получаются красивые рисунки.

Из картона вырезаем цветок, а из цветной бумаги делаем бабочку.

Бабочка села на цветок. Сдуй бабочку с цветка.

Дуй на шарик, забивай его в ворота. Кто больше голов забьет, ты или я?

Подуй как «ветерок» на вертушку.

Не забывайте о том, что щеки надуваться при этом не должны. Предложите ребенку с помощью зеркала контролировать себя или помогайте ребенку, удерживая щечки руками.

Фон для упражнения нарисовать самостоятельно или найти подходящую картинку в интернете.

Ежик пришел в лес собрать ягодки и грибы, но с деревьев нападало много листиков и теперь еж не может ничего найти. Ежик просит помочь ему. Сдуй листья, не надувая щечки.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика «упражнения для язычка»– это важная составляющая часть коррекционной работы. Она необходима для того, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад каждого нарушенного звука, нормализовать тонус мышц языка.

Упражнения для губ
  • «Улыбка», «Лягушка»: широко улыбнуться и удержать губы в таком положении на счет до 5.
  • «Трубочка», «Слоник»: вытянуть губки вперед, удерживать губы в таком положении на счет до 5.
  • Чередование упражнений: “улыбка”-“трубочка”.
Упражнения для щек
  • «Шарик надувается»
  • «Шарик сдувается»
  • Надувать и сдувать шарики попеременно.
Упражнения для языка
  • «Часики»:  широко открыть рот, перемещать язык вправо, влево. Челюсть остается неподвижной.
  • «Качели»: широко открыть рот, поднимать язык то к верхней губе, то к подбородку.Челюсть остается неподвижной.
  • «Лопатка»: широко открыть рот,  “широкий” язык лежит спокойно на нижней губе. Удерживать язык на счет до 5-7.
  • «Чистим зубки»: перемещать язык по кругу «в кармашке» между губами и зубами. Челюсть при этом не двигается. Рот закрыт.
  • «Вкусное варенье»: намазать губы вареньем, шоколадной пастой или чем-нибудь другим, что нравится ребенку. Широко открыть рот, облизать губы по кругу. Челюсть двигаться не должна.
  • «Лошадка»: цокать язычком медленно и сильно, присасывая язычок к нёбу. челюсть при выполнении упражнения должна оставаться неподвижной. При цокании губы можно вытягивать вперед, можно улыбаться. Или делать попеременно: цоканье при трубочке и улыбке.
Как разнообразить занятия

Артикуляционная гимнастика при ежедневных занятиях быстро надоедает малышам. Чтобы разнообразить занятия используйте следующие игры.

Можно сделать лабиринты с разным сюжетом. Главное придумать занимательную историю перед прохождением лабиринта.

В мешочек помещаем фигурки, которые ассоциируются с артикуляционными упражнениями. Ребенок, вытягивая фигурку, выполняет упражнение.

Используйте приложения для телефонов с масками. Ребенок смотрится в экран телефона с маской и выполняет упражнение.

Изготовьте паровозик из картона и наклейте на вагончики наклейки или рисунки, иллюстрирующие артикуляционные упражнения. Выполняя упражнение, ребёнок прикрепляет вагон.

Надеемся, что с помощью этих нескучных упражнений, вы превратите коррекционные занятия в увлекательную игру и ваш малыш будет заниматься с удовольствием.

orechi.ru


Смотрите также