Блог

Что делать ребенок


Что делает ребенок в год, или год и месяц, или год и 2 месяца, видео

Множество статей описывает что делает ребенок в год, в месяц, два или три и что должен уметь, пробуем разобраться что из этого правда, а что просто доступно только для уникальных детей. Рассмотрим возможности среднестатистического ребенка и его способности.

Что делает ребенок в год

  • Откликается на свое имя;
  • Понимает слово «нельзя»;
  • Прочно стает на ножки без посторонней помощи;
  • Способен переносить нетяжелые предметы, игрушки. Может перекладывать их из одной руки в другую, чтобы еще что-то взять;
  • В год ходит и бегает с помощью родителей;
  • Произносит до 10 слов, иногда двусложных, подкрепляет их жестами;
  • Понимает, о чем его просят;
  • Начинает обобщать слова – слово «ляля» это не только его кукла, но и картинка или другой маленький ребенок;
  • Начинает учиться пользоваться ложкой с вашей помощью;
  • Самостоятельно пытается пить из чашки;
  • Повторяет многие действия за родителями.

Что делает ребенок в год и месяц

Добавляются новые умения:

  • Появляется способность ходить задом;
  • Первые попытки играть в мяч. Хотя ловить его пока сложно, но пинать в нужном направлении первые попытки могут наблюдаться;
  • Понимает такое понятие как тянуть и толкать, чем пользуется для игр;
  • Ребенок все охотнее смотрит что делают родители и повторяет за ними в попытках оказать помощь;
  • Активно открывает все дверцы, в год и месяц выкидывает и достает оттуда все, всячески противясь возвращению вещей на место обратно;
  • Залезать на небольшую высоту;
  • Выражать свои эмоции плачем и смехом;
  • Проявлять любопытство;
  • Почти все дети уже способны ходить сами;
  • Требует общения с сверстниками, когда их видит.

Что делает ребенок в год и 2 месяца
  • Начинает активно ходить. Обратите внимание, что мальчики обычно это делают позже, чем девочки, так как изначально более ленивы. Это особенность психоэмоционального развития;
  • Повышается словарный запас, который он понимает;
  • Может просить помощи, указывая на необходимые действия, например, доставь высоко лежащую игрушку;
  • Пытается имитировать звуки животных;
  • При одевании пытается помогать, вытягивая ножки и ручки;
  • Начинает целовать и обнимать людей;
  • Первые попытки играть с кубиками;
  • Пытается разговаривать с приметами, с которыми играет. Чаще всего на своем языке.

Что делает ребенок в год и три месяца
  • Способен сам пройти до 20 шагов не присаживаясь;
  • Залезает на низкие кресла и диваны, многие уже способны слезть самостоятельно;
  • Держит чашу чаще всего двумя руками и пьет, ставить пока сам не умеет, отдает взрослым
  • Сам снимает обувь, если она не завязана и не застегнута;
  • Тележка на веревочке или с ручкой уже вызывает желание играть с ней, толкать ее или тянуть за собой;
  • Различает геометрические фигуры и способен вкладывать их друг в друга;
  • В 3 месяца способен сам играть без внимания взрослого;

Читайте также Метод приучить ребенка к горшку в 1 год и 3 месяца

  • Копирует действия взрослых, разговаривая по мобильному телефону или подметая пол;
  • В затруднительных для него моментах способен вопросительно смотреть на взрослого, ожидая подсказки;
  • Качает головой при отказе или кивает, когда согласен;
  • В год и три месяца начинает выполнять сложные команды, по типу найти ли принести что-то
  • Узнает взрослых по фотографиям.

Что делает ребенок в год видео

Все перечисленное выше – это среднестатистические умения ребенка. Какой именно у вас малыш в год, месяц или два зависит только от вас и окружающей его обстановки, например, наличие детей такого же возраста помогает быстро перенять многие способности. Многие недоступные умения очень быстро появляются, как только малыш попадет в ясли. Запомните, что развитие малыша зависит не от вашего желание, а от его собственного графика развития.

А что ваш малыш умел делать в годик или сколько-то месяцев? Поделитесь на форуме.

отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)

Adblock detector

womaninc.ru

Что делать, если ребенок не слушается родителей

Вот вы уже из кожи вон выпрыгнули, а родимое чадо так и не хочет садиться за уроки, есть кашу или убирать игрушки. На уговоры сил нет, хвататься за ремень или орать - непедагогично... Как сделать так, чтобы ребенок вас слушался? Советы дает наш эксперт - семейный и детский психолог, мама троих детей Регина БЕСЕДА.

1. Остановиться и подумать

- Прежде чем делать какие-то движения в адрес ребенка, сделайте паузу и подумайте: что именно вам сейчас не нравится? Превратите эмоции в слова, четко сформулируйте мысль, прежде чем начать разговор.

- А если все-таки прикрикнуть?

- Когда мы говорим на повышенных тонах, информация редко достигает адресата. Есть такое выражение в психологии - «отключаются уши». И напротив, включается система защиты: ребенок начинает сопротивляться или изображать, что он нас вообще не слышит.

2. Говорить глаза в глаза

- Нужно, чтобы ребенок видел ваше лицо. Четко, со спокойной артикуляцией скажите, чего вы хотите от него.

- А разве нельзя разговаривать, не отрываясь, например, от плиты?

- Все ценят внимание. Если мы, взрослые, станем говорить, стоя друг к другу спиной, это ведь будет неуважительно, правда? Так же, когда вы поворачиваетесь к ребенку, вы показываете: да, у меня есть для тебя время. Тогда и ребенок не будет пропускать мимо ушей ваши просьбы и замечания.

3. Обойтись без «нельзя»

- Мы часто употребляем такие слова: «Не делай так! Нельзя!» Но есть простое упражнение для родителей. Прямо сейчас закройте глаза и представьте слона. Видите? А теперь представьте частицу «не». Как она выглядит? Буковки? Но перед вами ребенок, который не умеет читать. И не знает никаких буковок! Он мыслит образами. Поэтому, когда мы говорим «слон», ребенок видит слона. А когда мы говорим «не делай...» - ребенок опускает частицу «не» и слышит все остальное. «Не кричи» - он кричит. «Не беги» - он бежит.

Как же поступить? Вместо «нельзя» говорить «можно», объясняя, что нужно делать в конкретной ситуации. Например, ваш ребенок побежал через дорогу. Не кричите «нельзя!», а скажите: «Можно переходить только с мамой». Ребенок эту формулировку запомнит и будет так поступать.

- А если он все равно не реагирует?

- Увы, чаще всего взрослые разговаривают с ребенком либо приказами («Тише! Встал! Сделал!»), либо излишне частыми просьбами («Говори тише, пожалуйста»). Но ведь на просьбу можно реагировать по-разному. И ребенок вправе отказаться ее выполнять. Если мы просим малыша о чем-то в конфликтной ситуации, это должна быть точно не просьба. Но и не приказ - жесткая форма общения, нарушающая личностные границы.

- Что же выбрать?

- Инструкцию. Вместо «не беги по лестнице - упадешь» произносим «по лестнице ходят спокойно». И ребенок на автомате будет делать это. Если повторять угрозу «ты упадешь на лестнице», ребенок это зафиксирует и непременно упадет...

Психолог Регина Беседа - сама мама троих детей.Фото: vk.com

4. Забудьте на время про имя

- Часто в порыве гнева родители говорят ребенку: «Вася, убери наконец свои игрушки!» - начиная обращение с имени. Забудьте про такую форму! Почему? Потому что к своему имени человек должен относиться не как к наказанию, а как к поощрению. Обратитесь как-то иначе: «Малыш, пора убрать игрушки, им хочется в домик».

А вот если хотим похвалить, используйте имя: «Да, Вася, ты молодец, у тебя все получилось!» И на этом зафиксируйте внимание, закончив обсуждение проблемы. И не говорите: «А помнишь, ты боялся...»

5. Запрет на шантаж

- Многие любят фразу в духе «если ты не принесешь мне тапочки, я на тебя обижусь». Но такие фразы говорят о том, что мы не любим своего ребенка безусловной любовью. И если мы не хотим, чтобы наши дети, когда подрастут, шантажировали нас подобным образом («не купишь новый телефон - уйду из дома»), не показывайте дурного примера.

ВАЖНО!

Когда наказывать...

До 2 лет наказания вообще неуместны. В этом возрасте ребенок делает все, что говорит ему взрослый. Достаточно чуть-чуть изменить интонацию - и малыш поймет, что сделал что-то не то.

Если до 2 лет промежуток прожит спокойно, то дальше, как правило, родители не встречаются ни с агрессией, ни с истериками ребенка. И если это происходит - значит, он или начинает заболевать, или не выспался.

От 2 до 3 лет - возраст, когда ребенок просто качает права. Тут главное - мудрость родителей: следим за своей скоростью речи, интонацией - и ребенок будет делать то, о чем вы его просите. Наказывать будет не за что.

От 3 до 5 лет - в этом возрасте пора учить малыша жить по правилам. Если вы потакаете ребенку во всем, он вырастет эгоистом. Поэтому у него должны появиться какие-то обязанности. Скажем, самому надеть ботинки. Важно, чтобы дело получалось. Поэтому пусть ботинки будут не со шнурками, а на липучках.

От 5 до 8 лет - если отношения с ребенком в этом возрасте кризисные, надо обращаться к психологу, потому что у него уже сформировались традиции и привычки. И надо понять, откуда они взялись.

...и поощрять?

! Покупка поощрением быть не может. Чтобы ребенок нормально развивался, чувствуя себя нужным и любимым, его надо погладить-приласкать как минимум 8 раз в день. Но мы же не можем покупать в день 8 машинок или куколок! И еще помните: когда у ребенка есть все, он перестает мечтать.

! Поощрение должно быть интеллектуальным, закрепляющим уверенность ребенка в своих силах: «Какой молодец, что ты это придумал, как здорово у тебя это вышло!»

! Формой поощрения будет и ваше внимание, которое ребенок ценит больше, чем подарки. Скажем, полчаса в день вы вместе с ребенком читаете, валяетесь на полу на подушках или гуляете. Или беседуете: как живут куклы? Или как дела в гараже? Может, машинки надо свозить на автомойку - в ванную комнату? И ребенок будет благодарен за такое качественное общение.

ПОЛЕЗНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Тренируем и переключаем внимание

Ребенок рассеян? Надо тренировать внимание. Например, взрослый предлагает игру на улице: назови все желтое, что ты видишь вокруг. И ребенок учится концентрировать внимание только на желтом: машина, одежда прохожего, листья... Такой тренинг помогает и в конфликтных ситуациях. Когда мы говорим, например: давай-ка посмотрим, с какого глаза у тебя больше слезок капает - с правого или с левого? Ребенок переключается: а правда, с какого? И вот он уже не плачет.

www.bryansk.kp.ru

Что делать, если ребенок не слушается

  • Необычное поведение ребенка часто следствие какой-то проблемы или внутренних переживаний. Поговорите с ребенком, выслушайте его.
  • Чтобы разговорить его, недостаточно задавать вопросы. Иногда нужно помолчать с ним вместе, подождать, когда ему самому захочется высказаться.
  • Чтобы он слушался, выберите правильную интонацию. Приказами сложно добиться результата.
  • Чтобы успокоить ребенка, создайте спокойную атмосферу — говорите тише, мягче. Он повторит вашу интонацию и успокоится.

Хмурую девочку Жанну мать привела ко мне на прием незадолго до летних каникул. Обычно со школьными проблемами к психотерапевту обращаются в течение учебного года, но мать Жанны не желала ждать:

— Пусть, пусть она вам расскажет о своем плохом поведении в школе! Авось к сентябрю вы ей объясните, как надо себя вести. Четвертый класс — очень важный, уроки срывать некогда.

— Плохое — это как?

С точки зре­­­ния психолога поведение не может быть плохим. Оно вызвано сложными процессами на уровне нейрорецепторов и эндокринной системы и позволяет адаптироваться к внешней среде. Поэтому мы не имеем права обесценивать ни одно поведение. Хотя, конечно, некоторые виды поведения могут быть опасными для чьей-либо жизни или здоровья. Проблема заключается в неправильной оценке ситуации, в результате чего между ситуацией и оценкой возникает диссонанс.

Но мать еще раз повторила: «Поведение такое плохое, что в школе ее прозвали Терминатором». Учителя уже несколько месяцев жаловались на гневные вспышки девочки. Но родители никак не могли добиться от нее объяснений, почему она так себя ведет. Mать втолкнула Жанну в мой кабинет, плотно закрыв за ней дверь. Сама она войти отказалась.

Жанна съежилась на стуле, не поднимала глаз. Мне пришлось молча сесть на пол у ее ног, чтобы оказаться в поле ее зрения. Но в глаза я ей не заглядывала. Работа с детьми-аутистами научила меня уважать право другого избегать прямого взгляда. Взгляд прямо в глаза — знак доверия, а Жанне рано было доверять мне. Мы ведь только познакомились, причем обстоятельства были не самые приятные. Представляю, как именно готовила ее мать к этому «карательному» мероприятию!

Жанна удивилась и посмотрела на меня. Я не спешила забрасывать ее вопросами, а терпеливо ждала ее собственного рассказа.

Если психолог или родитель позволяет себе действовать в соответствии с интуицией в данной ситуации, ему удастся завоевать доверие ребенка, в мозгу ребенка мобилизуются зеркальные нейроны и создадутся новые нейронные связи. Эти связи помогут укрепить его умение выживать в окружающей среде и развить эмоциональную эластичность. Ребенок будет связан с окружающими людьми, с группой, в которую он входит, но в то же время сможет регулировать в зависимости от ситуации свою близость к другим, заинтересованность, знаки внимания и дружелюбия.

Не спешите, не дождавшись ответа от «ушедшего в себя» ребенка, заполнять паузу. Дождитесь ответа или помолчите вместе

Представьте себе широкую эластичную резиновую ленту. Тот, кто хочет установить связь с ребенком, должен быть привязан к нему не веревкой или ремнем, а такой эмоциональной «резиновой лентой». Тогда у ребенка будет возможность отстраниться и вернуться, когда он пожелает, а мы дадим ему крепкий, но мягкий сигнал, притянув его или позволив ему отстраниться на всю длину ленты, но не покинув взаимодействие. Иначе связь будет слишком крепкой, но в то же время искусственной. Такая связь также предполагает умение ждать и прислушиваться к реакции на другой стороне ленты.

Другая метафора. Представьте себе разговор по телефону. Если мы начнем заполнять паузу, не дожидаясь ответа собеседника, диалог очень скоро превратится в монолог. Возможно также, что собеседник соскучится и положит трубку. Умение прислушиваться к ритму и тону речи собеседника и искусство паузы дают нам возможность действительно получить информацию или обменяться дружественными аффективными сигналами.

В отношениях родителей и детей взрослые, не дождавшись ответа от «ушедшего» из общения ребенка, часто начинают заполнять паузу. Поэтому Жанна очень удивилась, когда я присоединилась к ее молчанию, и в конце концов рассказала сама об одноклассниках. Они каждый день дразнили ее, пока она не решила, что защитит себя сама.

Умеет ли ребенок передавать жизненно важную информацию? Например, сигнал тревоги? Если ответ «да», то мы можем строить на этом все дальнейшее здание взаимодействия. Люди, пo сравнению со многими хищниками, не обладали такими крупными размерами и не были вооружены когтями, поэтому были вынуждены использовать систему коммуникации, основанную на слухе и зрении (звуки, взгляды и реакция на них), чтобы выжить среди более крупных и агрессивных видов. Так возникло общение. Со временем потребность в самозащите отпала, но потребность в близости осталась.

Ребенок нуждается в матери очень долго, поэтому природа оснастила младенцев системой социализации, удерживающей материнский интерес и желание находиться вблизи ребенка. Это ранние улыбки, звуки, движения. Если эта система у младенца пребывает в состоянии «заморозки», такой ребенок не вовлекает в общение мать и не вовлекается сам. Он играет, но его игра проходит в одиночестве и имеет повторяющийся, механический характер. А ребенок с физическими проблемами не сможет так же пластично прижиматься к маме, как ребенок, свободно двигающий конечностями. Таким детям может потребоваться дополнительная терапевтическая и эмоциональная поддержка.

Только прислушиваясь к языку жестов и мимике, можно найти нужный ритм общения с ребенком

Прикосновения создают и развивают доверительные отношения. Матери все чаще отказываются от колясок и предпочитают носить детей в специальных рюкзаках или слингах на животе. Они дают ребенку возможность занять естественную позу по отношению к матери, которая сможет кормить его в любой момент, а также постоянно тренировать социально-эмоциональную связь.

Реакция детей на родителей, в свою очередь, влияет на повышенное производство вазопрессина и окситоцина. Окситоцин — гормон, обеспечивающий выделение молока. Гормон вазопрессин отвечает за проявления любви, от «территориального» поведения и ревности до защиты «объекта» симпатий, и родительское поведение, привязанность родителей к детям.

Сегодня многие практики в области психиатрии, психотерапии и эрготерапии предлагают упражнения для улучшения координации и проводимости между различными частями мозга для людей, перенесших серьезную психологическую травму, а также для людей с расстройствами аутистического спектра.

Но и обычным детям и взрослым вроде Жанны и ее матери есть над чем поработать. Используя соответствующую мимику, тон и тембр, можно выразить интерес и сочувствие. Настроившись на беседу и прислушавшись к теме, интересной и важной для собеседника, можно начать совместную регуляцию и диалог.

Очень силен соблазн призвать, приказать ребенку, но только прислушиваясь к языку жестов и мимике, к невербальным звуковым сигналам вроде вздохов, или наблюдая, как ребенок закатывает глаза в ответ на «нотацию», можно найти нужный ритм общения.

Когда Жанне и мне удалось наконец привести маму в кабинет, я с согласия Жанны пересказала то, что она мне сообщила, таким образом придав ценность и достоверность ее рассказу и переживаниям. «Да, я слышала что-то подобное от дочери, — подтвердила мать Жанны, — но я не придала этому значения. Ведь Жанну не били, не оскорбляли. Просто комментировали цвет платья или тему рисунка. Но это же ерунда! И к учебе не имеет отношения».

«Расскажите, пожалуйста, о вашем детстве, об отношениях с одноклассниками», — попросила я мать Жанны. Оказалось, что начиная с пятого класса ее дразнили за лишний вес. Возможно, она не хотела слушать жалобы дочери из-за того, что ее собственные детские воспоминания были слишком травматичными.

Интересно и то, что за последние полгода (именно в то время, когда Жанну особенно донимали одноклассницы) мать поправилась еще на 13 кг. Как получилось, что материнский организм отреагировал набором веса на знакомую с детства травму?

Интероцепция (восприятие центральной нервной системой импульсов от внутренних органов) — часть сенсорной системы человеческого организма. Это она заставляет нас испытывать голод, жажду, тошноту… Химические рецепторы кровеносной системы отправляют сигналы «подсоли», «голоден», «хочу пить» в мозг.

Рецепторы растяжения в желудочно-кишечном тракте могут посылать сигналы о насыщении или о желудочных коликах. Если система интерoцепции нарушается или попадает под влияние вегетативных изменений (вегетативная нервная система отвечает за реакцию «бежать или бороться»), сигналы насыщения перестают поступать в мозг, и возникает хроническое ощущение внутренней ненаполненности. Таким образом мать «заедала» стресс.

«Что кроме еды помогает вам успокоиться и почувствовать себя в безопасности?» — задала я вопрос матери Жанны на одной из последующих встреч. Этот вопрос важен для понимания собственного механизма возвращения в состояние покоя. По мере того как мы осмысляем свое поведение, мы начинаем обращать внимание на другие сигналы и формировать новую цепочку ассоциаций.

Если мать будет находиться не в хроническом состоянии ожидания опасности, а в состоянии покоя и научится успокаивать «необъяснимую», основанную на старых воспоминаниях тревогу (желательно не с помощью еды), то успокоится и Жанна — она, как и все дети, очень зависит от материнского голоса, выражения лица и жестикуляции, а они изменяются в состоянии покоя. Потому что помимо интероцепции мы также руководствуемся сигналами от другой системы — экстероцепции.

Ранние, сложившиеся в младенчестве отношения с матерью (или основным воспитателем) влияют на все аспекты развития ребенка

Экстероцепция — гормонально-сенсорная наружная система наблюдения, которая помогает организму приспособить сенсорные «предсказания» поведения другого к информации об этом человеке, которая уже хранится в нашей моторной памяти. Если изменится поведение в диаде «Жанна — мама», можно ожидать и другой, более точной реакции в системе «Жанна — одноклассницы». Модель поведения будет перенесена и опробована в новой ситуации.

Теперь, когда связь между мамой и Жанной восстановлена и у них происходит взаимный обмен сигналами — выражением лица, жестами, взглядами, — мы находимся в едином пространстве и руководствуемся законами взаимности и синхронизации.

Принцип взаимности и взаимодействия помогает наладить связи даже с теми детьми и взрослыми, которым мешают тяжелейшие нарушения в области общения. Так же как ранние, сложившиеся в младенчестве отношения с матерью (или основным воспитателем) влияют на все аспекты развития ребенка.

Стивен Порджес, профессор психиатрии в Университете Иллинойса (США) и директор входящего в него Центра мозга и тела (Brain-Body Center), исследовал эволюцию нервной системы человека и механизмы работы мозга. Он выдвинул предположение о том, что у социального поведения и эмоциональных расстройств биологическая основа. Его концепция получила название теории поливагуса.

Согласно теории Стивена Порджеса, мы оцениваем любую ситуацию с точки зрения ее опасности. В соответствии с нашими мгновенными выводами меняется наше физическое состояние. В безопасной обстановке мы расслабляемся и проявляем интерес к внешнему миру. А в случае угрозы реагируем одним из трех возможных способов: бегством или нападением (за них отвечает вегетативная нервная система) или застыванием (за него отвечает вагус, блуждающий нерв).

Если тревога ложная, то вагус дает отбой: у нас расслабляется лицевая мускулатура, голос становится тише, а сенсорные рецепторы открываются для восприятия внешних стимулов. Существует и обратная связь.

Беспокойному ребенку бессмысленно говорить: «Сиди тихо». Но если мы обеспечим тихую обстановку, понизим голос, он успокоится сам

Физиологически мы устроены так, что, используя мимику и «настроившись» на другого человека, мы начинаем чувствовать себя в безопасности, даже если обстоятельства этому не слишком способствуют. Так действует «система социальной вовлеченности», которую можно использовать в воспитании детей.

Например, беспокойному ребенку бессмысленно говорить «сиди тихо» или «слушай внимательно»: он просто не может сделать этого, потому что не чувствует себя в безопасности. Но если мы обеспечим ребенку тихую обстановку и понизим собственный голос, то «система социальной вовлеченности» поможет ребенку почувствовать себя спокойнее и запустит механизмы слушания.

  1. Следовать за его интересами.
  2. Расширять его интересы и знания на базе уже имеющихся интересов и знаний.
  3. Установить ритм и синхронность в вербальном и невербальном (без слов) общении с ребенком.
  4. Использовать индивидуальные особенности ребенка, «настраиваться» на его волну.
  5. Стремиться к тому, чтобы каждое взаимодействие сопровождалось «блеском в глазах».

Эти же принципы можно применять, чтобы построить отношения с детьми, которые испытывают сложности в детском коллективе. Отношения можно и нужно развивать. Модель отношений, которая возникает и поддерживается в семье, обеспечит развитие нейробиологического механизма, активирующего социальное поведение. Именно такое поведение — залог психического и физического здоровья человека.

Галина Ицкович – психотерапевт, автор книг, занимается проблемами семьи, работает с детьми аутистического спектра.

www.psychologies.ru

Мой ребенок не отлипает от телефона. Что делать? — Meduza

Перейти к материалам

Партнерский материал

Конечно, нет. Зависимостью от гаджетов, интернета и цифровых технологий обеспокоены родители и педиатры во всем мире. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, в среднем современные дети проводят перед экраном cемь часов в день. Большинство двухлетних американцев ежедневно пользуются мобильными устройствами. Три четверти подростков имеют собственный смартфон с безграничным доступом к сети, а четверть подростков до 16 лет подтвердили, что постоянно подключены к интернету. Не лучше обстоит дело в Европе. Британские опросы показали, что шесть из десяти родителей переживают из-за того, что их дети проводят слишком много времени перед экраном. Около 40% английских подростков признались, что время от времени общаются с родителями с помощью мессенджеров, в то время как те находятся в соседней комнате.

Что касается российских данных — в 2007 году Фонд развития интернета провел исследование школьников на тему воздействия интернета на подростков. Оно показало, что до 26% российских подростков 11–16 лет демонстрируют те или иные признаки зависимости от сети, что на 10% больше, чем в Европе.

Да, в определенной степени. Педиатры предупреждают, что чрезмерное пребывание ребенка перед экраном может приводить к ожирению, отставанию в развитии, проблемам со сном, депрессиям. Тут можно вспомнить один наглядный эксперимент, который провели американские исследователи. 60 четырехлетних детей разделили на три группы. Первых посадили смотреть мультики с быстрой сменой кадров, вторым включили развивающую программу, третьим дали порисовать. Через девять минут все дети прошли стандартные психологические тесты на определение интеллектуальных способностей. Те дети, что смотрели мультики, справились с задачей на порядок хуже.

Помимо опасностей, которые несут технологии сами по себе, нельзя забывать и про людей, которые этими технологиями пользуются. Жестокий и провокационный контент, шантаж и мошенничество, возможность стать жертвой кибербуллинга — все это типичные риски ребенка в Сети, о которых его должны предупредить родители. Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» провел исследование на выборке из 200 детей в пяти московских школах. Опрос показал, что 78 детей оказывались в ситуации травли в интернете, больше половины из них становились жертвами кибербуллинга, треть травила сама.

Так только хуже. Ребенок будет злиться на вас, вы станете врагом в его глазах. В результате вы рискуете нарушить самое важное — контакт между родителем и ребенком. Гаджеты — необходимая часть современной жизни. Сегодня общение во дворе переехало в социальные сети. Большая часть социализации современных детей и подростков происходит через интернет. Отнять гаджет — это все равно что запереть в изолятор. Согласитесь, довольно суровое ограничение.

Единственная категория детей, которых, судя по американским исследованиям, действительно имеет смысл оградить от гаджетов и просмотра видео вовсе, — это малыши до двух лет. Польза в развивающих детских видео в этом возрасте минимальная — и та только в случае, если родитель смотрит вместе с ребенком и объясняет все, что ребенок видит на экране. 

Во-первых, не забирать, но ограничить время, которое ребенок проводит у экрана, все-таки необходимо. Детям от двух до пяти лет педиатры рекомендуют позволять пользоваться цифровыми медиа не больше часа в день. Опять же, родителям желательно в этом участвовать, объясняя и обсуждая происходящее на экране. С детьми школьного возраста все более индивидуально. Педиатры советуют выработать четкие правила пользования гаджетами для всей семьи. Например, определить пространства, свободные от гаджетов — кухню, гостиную или машину. Желательно договориться, что за обеденным столом телефонам не место. Хорошо бы настоять на том, что час перед сном дети ничего не смотрят. Вот тут можно рассчитать, сколько времени перед экраном отвести ребенку, учитывая школьные часы, домашнее задание и другие занятия. Чтобы добиться большего эффекта, можно проявить солидарность и ввести ограничения и для себя (может быть, это будет и вам полезно?). Тут можно посмотреть пример такого семейного кодекса. Важно помнить, что родители берутся соблюдать установленные правила не менее чистосердечно, чем их дети.

И не забывайте, что, кроме правил, у детей должны быть права. Если ребенок не получает того, что ему действительно нужно, он будет ваши правила нарушать, спорить, врать и скрываться. Он станет уважать ваши правила, если вы будете уважать его мотивы и права.

Нет. Во-вторых, нужно предложить ему достойную альтернативу. Для этого родителю нужно понимать, что именно технологии не в состоянии дать ребенку, в отличие от удовольствий реального мира. В социальных сетях нет запахов, прикосновений, живых интонаций. Гаджеты не дают возможности изучать физические законы взаимодействия предметов. Ограничивая пользование ребенком гаджетами, освободившееся время нужно заполнять активностями, в которых он получит то, что технологии ему не додают. А дальше все индивидуально — походы, спорт, настольные игры и умные конструкторы, которые позволяют изучать физические законы механики. Например, деревянный конструктор Ugears, вместе с которыми мы написали эти карточки.

Конечно. Найти конструктор, который будет интересен не только ребенку, но и взрослому, не сложно. Детали хитроумного 3D-пазла Ugears сделаны из тонкой фанеры, без клея и дополнительных инструментов из них можно собрать железную дорогу с перроном, паровым локомотивом и шлагбаумами — и все пружинки-шестеренки, рельсы, шпалы и колесики будут у них точь-в-точь как настоящие. А еще есть механические хронометры, комбайны, кодовые замки, сейфы и множество других работающих моделей. В итоге вы не только хорошо проведете время с ребенком, но и сможете ему наглядно показать, как работают различные механизмы. Есть у Ugears и 3D-пазлы для малышей — котики и мини-тракторы, которые отлично развивают мелкую моторику. Все это можно купить у официального дистрибьютора в России со скидкой в 20% по промокоду meduza17.

Нет. Если просто купить — делу не поможет. Все педиатры и психологи в один голос повторяют — соперничать с привлекательностью компьютерной графики и возможностями, которые дают цифровые технологии, может только живое, заинтересованное, эмоциональное общение с близкими. Если отобрать компьютер, сунуть ребенку книгу или конструктор и пойти заниматься своими делами — это будет не решение проблемы, а злоупотребление властью. Чтобы ребенок научился по-разному обходиться со своим досугом, важно, чтобы с ним вместе этим досугом занимался взрослый близкий человек. При этом досуг нужно находить совместный, а не навязывать свой. Чтобы отучить ребенка от интернет-зависимости, от родителя потребуется не меньше участия, чем от самого ребенка. Так что выбирайте настольные игры, спорт и конструкторы, которые будут интересны и вам, и ребенку. Если прививать ребенку вкус к реальному миру, то к моменту, когда он сам станет распределять свое время, лимиты гаджетов будут ему хорошо известны.

Вовсе нет. Далеко не все игры и приложения — зло, да и прогресс, ясное дело, не остановить. Главное, родитель должен вникать, во что именно играет ребенок, что его увлекает, — и, исходя из этого, подсказывать лучшие варианты. Для детей 3–5 лет педиатры рекомендуют передачу «Улица Сезам». Тут можно найти много бесплатных игр, направленных на развитие логического мышления, памяти, игры — тренажеры по школьным предметам и языкам. Есть приложения для детей 5–7 лет, помогающие освоить программирование. Игры типа CrazyMachines, симуляторы строительства мостов и железной дороги развивают инженерные навыки.

В общем, образовательные возможности цифровых технологий велики — но не безграничны. Еще раз повторимся, долгое время проводить перед экраном вредно, и никакие гаджеты и приложения не заменят родительского общения. Так что если ребенок не отлипает от экрана: четкие правила, дружеский разговор за ужином, спорт и настольные игры — вот ваш рецепт. 

Помимо изучения открытых источников, мы обратились за консультацией к трем специалистам — Инне Хамитовой, семейному психотерапевту, директору Центра системной семейной терапии; Анатолию Шперху, основателю Школы инженерного мышления и руководителю проекта «Раннее инженерное развитие детей»; Кириллу Хломову, старшему научному сотруднику лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС.

Партнерский материал

meduza.io

Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если ребенок не хочет учиться еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим – рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место – это не только источник получения доходов, но и возможность повысить самооценку, добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились доверительные отношения, подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу – стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой стиль общения, результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психолога

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в начальных классах, вступая в пору переходного возраста, становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда – родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В подростковом периоде родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот – родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе – достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

fb.ru

Что делать, если ребёнок капризничает

Каждый ребёнок, даже самый послушный, время от времени из ангела превращается в маленького монстра. Он раздражается, нервничает, постоянно твердит: «Не хочу! Не буду! Не нравится! Не…» И каждое новое «не» повышает градус накала, и ваша нервная система постепенно закипает.

Умом вы понимаете, что взрыв эмоций ни к чему хорошему не приведёт, но очередной каприз срабатывает катализатором, и, подобно «Ментосу», брошенному в стакан с кока-колой, ровную гладь превращает в брызжущий фонтан. От этого становится плохо и детям и взрослым.

Что же делать? Где брать терпение? Как предотвращать конфликты с такими дорогими и любимыми, с нашими детьми?

Ругать нельзя, понять

Когда вы чувствуете, что терпение на исходе, скажите себе «стоп». Несколько раз глубоко вздохните (лучше с задержкой дыхания на несколько секунд). И после этого постарайтесь определить причину нервозного состояния малыша. А потом устраните её. В большинстве случаев вам легко удастся предотвратить конфликт.

Как правило, ребёнок ведёт себя не так, как вы ожидаете, не потому, что хочет навредить, а потому, что у него есть для этого основания. Не надо его ругать. Вполне возможно, что он отказывается поступать, как вы хотите, из-за высокой температуры. Или его мучает жажда. Или его напугали тени на стене.

Причины детской раздражительности

1. Накопилось слишком много неизрасходованной энергии

Если ребёнок долго находился без активного движения, например смотрел спектакль или неподвижно сидел во время переезда в машине, ему обязательно надо выплеснуть всё, что собралось за это время. Для ребёнка противоестественно долго находиться в статичном положении. Он подобен реке, которая бурлит и должна быть в движении.

Что делать. Дайте ему возможность побегать, попрыгать, полазить. Любые физические упражнения помогут снять этот вид напряжения.

2. Ребёнок возбуждён и испытывает неприятные эмоции

Малыш может испугаться, а вы этого даже не заметите. Или рассердиться, или обеспокоиться чем-то. И, конечно, все эти эмоции будут прорываться наружу в виде плохого настроения. Не каждый взрослый способен контролировать свои чувства и не выплёскивать негатив на окружающих. Что уж говорить о детях.

Несмотря на то что взрослым детские поводы для расстройств часто кажутся несерьёзными, нужно внимательно и уважительно к ним относиться. Не стоит убеждать ребёнка, что это пустяк. Раз причина вызвала такую реакцию, значит, она заслуживает внимания.

Что делать. Скажите, что понимаете его. Что вы тоже испугались бы (рассердились) и, может, даже сильнее. А потом постарайтесь переключить его внимание на что-то позитивное.

3. Ребёнок испытывает голод или жажду

Казалось бы, что может быть проще — понять, что ваш малыш проголодался. Но основная сложность в том, что не все дети осознают желание есть или пить. Они чувствуют дискомфорт, но не понимают почему.

Что делать. Регулярно спрашивайте, предлагайте, а иногда и настаивайте. Особенно это касается напитков в жаркий день.

4. Ребёнок испытывает усталость

Причин, вызывающих усталость у детей, много. Помимо физических (долгая ходьба или продолжительные активные игры), есть и эмоциональные. Ребёнок устаёт, если ему не интересно происходящее или если действие длится очень долго. Также ребёнок может устать от избытка положительных эмоций. Часто родители пребывают в растерянности, если после посещения парка с аттракционами, мороженого и всевозможных развлечений ребёнок бурчит и злится. А разгадка проста: много хорошего тоже плохо.

Что делать. Необходимо дать ребёнку возможность отдохнуть или переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Ребёнок заболел

Иногда бывает так, что утром малыш весёлый, общительный. А потом вдруг всё меняется, как будто резко переключили тумблер. Он начинает капризничать, плакать, сопротивляться.

Что делать. Присмотритесь к малышу. Потрогайте лоб, измерьте температуру и, если есть основания, обращайтесь к врачу.

6. Ребёнок хочет настоять на своём

Все хотят чувствовать свою значимость, и дети в том числе. Даже самые маленькие — уже личности со своим мнением и взглядами. Дети желают хоть изредка управлять ситуацией и самостоятельно принимать решения. Куда пойти, что надеть, какие игрушки взять с собой, какой маршрут выбрать, что заказывать в кафе. Это повышает их самооценку.

Что делать. Согласитесь с ребёнком, если для вас это не принципиально. Если же то, на чём ребёнок настаивает, вы не можете принять, объясните почему.

7. Ребёнок копирует взрослых

Каждый человек уникален, со своим набором качеств, и нет двух одинаковых людей. Но окружение корректирует нас, как морская вода камни. Неосознанно мы подражаем друг другу и становимся похожи.

Как-то я слышала об одном эксперименте, проведённом американскими психологами. В изолированную комнату пригласили двух человек с хорошим настроением. Они познакомились и начали общаться. В комнату зашёл третий — с плохим настроением. Он молча сел на свободный стул и никак себя не проявлял. Не двигался, не разговаривал, не принимал участия в беседе. Тем не менее вскоре у двух других участников эксперимента настроение испортилось.

Для детей семья и близкое окружение подобны такой комнате. Если мама и папа раздражены, нервничают или злятся, то ребёнок очень скоро будет делать то же самое. Дети чувствительны к нашим настроениям, они всё впитывают.

Что делать. Следите за собой и контролируйте свои эмоции.

Полезные советы

Иногда случается так, что дети требуют постоянного внимания к себе, пристают и не дают шагу без них ступить.

Вот наиболее частые причины такого поведения:

  • Скучно. Попробуйте сменить занятие ребёнка или найдите для него подходящую компанию.
  • Не терпится поделиться важной мыслью. Просто выслушайте.
  • Хочется похвалы. Обратите наконец-то внимание на то, что ребёнок так долго пытается показать или рассказать, и похвалите.

Важно отличать обоснованное требование от каприза и действовать соответственно. Если ребёнок эгоистично требует, чтобы мир вращался только вокруг него, объясните, что он не прав. Он должен учитывать интересы всех членов семьи так же, как это делают они.

В конфликтной ситуации всегда начинайте с объяснений и по возможности давайте выбор. Только потом ребёнка можно заставлять. Иногда приходится и поругать, но делать это стоит в самую последнюю очередь.

Когда вы что-то объясняете детям, важно убедиться, что они вас понимают правильно и вы имеете в виду одно и то же.

Однажды мы собрались ехать на море. Вечером решили, утром выехали. Трёхлетнему сыну сказали о поездке уже в машине, так как не хотели расстраивать, если что-то сорвётся.

Услышав, что мы едем на четыре дня на море, сын начал плакать и кричать: «Я не хочу! Поворачивай назад! Едем домой!» Мы в растерянности остановились возле придорожного кафе. Он съел пирожное, побегал, немного успокоился. Потом мы договорились, что доедем до моря и только посмотрим на него. Если ему там не понравится — сразу же поворачиваем назад.

И вот когда мы прибыли на место и заселились в апартаменты, настроение ребёнка резко изменилось. Он начал веселиться, напевать, достал из рюкзака игрушки и принялся их раскладывать. И тут выяснилось, что сын решил, что мы будем жить возле моря на песке, как герои мультфильма, который он недавно смотрел. И это его очень напугало. А мы поселились в доме с кроватями, и его такой отдых вполне устраивает. Для нас этот случай стал хорошим уроком: надо всегда уточнять, правильно ли мы понимаем друг друга.

Если же ситуация накаляется и терпение вот-вот лопнет, постарайтесь сделать паузу, прежде чем ругать ребёнка. Сосчитайте до десяти. Спросите себя: «Зачем? Кому станет от этого лучше?»

И научитесь говорить «нет». Делайте это редко, но твёрдо. Скажите, что понимаете его желание, а затем объясните коротко и понятно, почему вы не можете сейчас сделать то, что хочет он. Ребёнок поймёт. Если же он продолжит настаивать (что часто делают дети), используйте его же приёмы. Просто повторяйте: «Нет, нет, нет».

lifehacker.ru


Смотрите также